Технологическая карта урока для учащихся 5 классов "Видоизменения корней"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока для учащихся 5 классов "Видоизменения корней"

Оценка 4.9
pdf
24.04.2021
Технологическая карта урока для учащихся 5 классов "Видоизменения корней"
Урок биологии_5класс_ Файзулаева Т.П..pdf

 

Учебное учреждение: Лицей № 36 ОАО «РЖД»

Предмет: биология

Учитель: Файзулаева Татьяна Павловна Класс: 5

Дата: 

Тема: Видоизменения корней

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: формирование у обучающихся умений и навыков исследовательской деятельности на примере выявления сходства в строении корнеплодов и корней; формирование представления о многообразии видоизменений корня.

Используемая технология: проблемно-поисковая (исследовательская)

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

-                Сформировать у обучающихся представление о многообразии видоизменений;

-                Расширить      кругозор         обучающихся, продолжить          развитие          их познавательного интереса к предмету;

-                Различение на иллюстрациях корней растений, их видов и типов корневых систем;

-                Выявление взаимосвязи между особенностями строения корней и их функциями;

-                Владение        методами        биологической            науки:          рассматривание фотографий, сделанных с помощью микроскопа и нахождение корневого чехлика, зон корня, их описание;

-                Знание и соблюдение правил работы с биологическими объектами

(морковь, свекла)

- Умение анализировать и оценивать информацию о

видоизменениях корней; - Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

 

-                     Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение корня и его видоизменений; 

-                     Развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

 

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

1. Актуализация необходимых знаний 

Организационный момент. 

 

Задание 1. 

Прочитайте внимательно информацию, представленную на слайде и найдите ошибку в определении (слайд 2). Корень -  это орган:

1.    Подземный;

2.    Осевой;

3.    Генеративный;

4.    С радиальной симметрией;

5.    Обладающий положительным геотропизмом;

6.    Способный неограниченно нарастать в длину, благодаря деятельности верхушечной меристемы, формирующей все его ткани.  

 

Анализируют  определение. Вспоминают вегетативные и генеративные органы, их функции.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. 

Определите тип корневой системы и назовите виды корней

(используется гербарий).  

 

Определяют типы корневых систем, виды корней.

Задание3. 

Определите и покажите зону корня (слайд 3), расскажите об  особенностях  клеток этой  зоны (на слайде представлены фотографии, выполненные с помощью микроскопа) 

 

 

Работа у доски. Учащиеся показывают  корневой чехлик,  зону деления, роста, всасывания и рассказывают об особенностях строения. 

2. Фиксация затруднения

Задание 4.        Как вы думаете?

? Могут ли корни расти вверх?

? Может ли в корнях происходить процесс фотосинтеза?

? Бывают ли растения без корней?

? Подземная часть моркови, свеклы - это корень или плод? 

 

Высказывают предположения. Вопросы остаются без комментария учителя, на них ученикам  нужно будет ответить в конце урока. 

 

 

3. Исследование (изучение строения корнеплодов моркови и свеклы)

Задание 5. Работа в парах. Результат исследования обучающиеся  фиксируют на листах бумаги  формата А4. 

Задание 1. Рассмотрите корнеплод свеклы, зарисуйте его строение.

Обратите внимание на форму. 

Задание 2. Подпишите: головку, шейку, собственно корень.

Задание 3. Укажите границы стеблевой и корневой частей (слайд

4).

Задание 4. Рассмотрите корнеплод моркови, зарисуйте его строение. Укажите стеблевую и корневую часть. Подпишите виды корней. 

Задание 5. Сравните морковь и свеклу. Запишите сходство и отличия между корнеплодами.  

Задание 6. Зарисуйте поперечный срез моркови и свеклы (слайд 5).  Сравните их между собой. Результат зафиксируйте в отчете (на слайде представлены поперечные срезы, указаны названия частей).

Так      как       на        данном            уроке   обучающиеся             знакомятся      с многообразием видоизмененных корней, то анализ выполненных работ будет проведен на следующем уроке.  

Задание 6. Морковь и свекла - это плод или корень?

Рассматривают корнеплод и находят: головку – укороченную стеблевую часть с листьями, шейку – наиболее толстую часть корнеплода, образовавшуюся за счет утолщения гипокотиля и собственно корень, от которого отходят боковые корни. Зарисовывают корнеплод и отмечают головку, шейку, собственно корень, границы частей. Один обучающийся  рисует морковь, другой – свеклу, подписывают части и проверяют друг друга.  Записывают сходства и отличия. Описывают поперечные срезы.  Сдают отчеты (выполненные работы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают аргументированно на вопрос.

4. Физкультминутка (выполнение движений под музыку)

5. Изучение многообразия видоизмененных корней

На листе бумаги формата А4 написаны названия видоизменений корня, которые прикреплены магнитами на доске:

-  корни-подпорки; 

-  корни-прицепки;

 

 

-                     корни-присоски; 

-                     ходульные корни;

-                     втягивающие корни;

-                     корневые шишки; 

-                     корнеплоды; - воздушные корни; дыхательные корни.

 

Учитель открывает слайд, на котором представлены иллюстрации видоизменений корня. 

 После ответа обучающихся, учитель сообщает информацию: 

1. Слайд  6. «Корневые шишки».  

       Видоизменения боковых и придаточных корней, запасающих питательные вещества. У георгина утолщаются не только придаточные корни, но и главный. Корневые шишки-депо запасных веществ. 

Участвуют в вегетативном размножении.

     ? Как с помощью корневых шишек можно размножить георгин?

Обучающиеся, используя вывески – подсказки определяют тип видоизменения корня, аргументируют свой ответ.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

2. Слайд 7.  «Втягивающие корни»

      Недолговечные, длинные, крепкие, мясистые корни, растут вертикально вниз, не имеют корневых волосков, содержат много сахаров. Корни втягивают растение вглубь почвы. При этом запасы углеводов быстро расходуются, корень становится морщинистым и сильно укорачивается. 

Определяют тип видоизменения корня

3. Слайд  8. «Ходульные корни»

      ? Почему корни расположены на высоте 1.5-3 м?

         Встречаются у тропических растений, произрастающих на морских побережьях и подверженных действию приливов и отливов.  У ризофоры, у авиценнии, пандануса (слайд 9.). По происхождению это стеблевые придаточные корни, развиваются на высоте 1.5-3 м. Во время приливов корни находятся в воде, во время отливов верхние части корней оголяются (слайд 10).  Небольшие ходульные корни имеет кукуруза. 

Определяют тип видоизменения корня. Отвечают на вопрос

4. Слайд 11. «Корни-присоски»        ? Бывают ли растения не зеленые?

        Корни-присоски имеют растения паразиты. У повилики рано отмирает первичный корень. Стебель обвивает растение–хозяин, образует выросты - гаустории, которые проникают в древесину, обеспечивая повилику питанием (слайд 12).           

Определяют тип видоизменения корня. Отвечают на вопрос

5. Слайд  13. «Корни-прицепки»

      Свойственны некоторым лианам (плющ). С их помощью растение поднимается вверх по стволам или другим опорам. 

Определяют тип видоизменения корня.

Слайд 14.  «Корни-подпорки»

Определяют тип видоизменения корня.

 

? Почему  они получили такое название?

На крупных горизонтальных ветвях взрослого растения образуются многочисленные придаточные корни, свешиваются вниз. Они растут медленно. Надземная часть утолщается и становится похожей на ствол.

? Откуда ветвь с корнями получает минеральное питание? 

  У крупных баньянов бывает до 1000 корней – подпорок.  Каждое такое дерево похоже на рощу внушительных размеров, занимающую площадь до 2 га.

Ответ учащихся: опорные корни. 

 

 

 

Ответ обучающихся: ветвь с корнями подпорками получает минеральное питание и воду не из главного ствола, а из корня.

 

Слайд 15. «Воздушные корни»

           ? Назовите растения, обладающие такими  корнями.

           ? Почему корень белый и может ли он фотосинтезировать?

      У эпифитов влажных тропических лесов-орхидеи.  Корень выглядит мертвым из-за бесцветности веламена – наружных покровов из мертвых клеток, впитывающих воду оболочками. Однако первичная кора содержит хлоропласты и фотосинтезирует, так как свет свободно проникает через этот покров. 

Определяют тип видоизменения корня. Отвечают на вопросы

Слайд 16. «Дыхательные корни дерева»          

         ? Какова роль дыхательных корней, почему их так называют  и для каких растений свойственны такие корни?

           Обладают отрицательным геотропизмом, растут вертикально вверх, у тропических и субтропических растений.  Характерен для болотного кипариса. Выступают над поверхностью почвы в виде пеньков высотой до нескольких десятков сантиметров.

          Корневая система таких растений сложна и имеет воздухоносную ткань аэренхиму. Через отверстия воздух попадает в аэренхиму и далее проходит в удаленные подводные участки растений. 

 

Определяют тип видоизменения корня. Отвечают на вопрос

6. Закрепление пройденного

Слайд 17. Определите видоизменение корня.

Отвечают на вопрос

7. Подведение итогов

В начале урока учащимся были заданы вопросы, над которыми 

они должны были подумать. Проводится беседа.

? Могут ли корни расти вверх?

? Может ли в корнях происходить процесс фотосинтеза?

? Бывают ли растения без корней?

? Подземная часть моркови, свеклы - это корень или плод?

 Отвечают на вопросы.

8. Рефлексия

1) Проанализируйте свою работу на уроке:

ü  Я активно работал, старался.

ü  Мне было интересно

ü  Материал был непонятен, вызвал затруднения

1) Отвечают на вопросы. Выбирают смайлик, проводят анализ своей работы.

 

ü  Я запомнил….

ü  Я узнал….

2) Оценить свою работу на уроке. Выберите смайлик и покажите мне

 

9. Домашнее задание 

Записать экологические факторы, определяющие рост корня (их 4), п. 17,18; прочитать текст «Когда вредна вода в почве» (книга: Д.И. Трайтак Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений.- М. Мнемозина, 1998г.  Заполнить таблицу (видоизменения корней, выполняемые функции, примеры). 

 

 

Учебное учреждение: Лицей № 36

Учебное учреждение: Лицей № 36

Задание 1. Прочитайте внимательно информацию, представленную на слайде и найдите ошибку в определении (слайд 2)

Задание 1. Прочитайте внимательно информацию, представленную на слайде и найдите ошибку в определении (слайд 2)

Задание 5 . Работа в парах. Результат исследования обучающиеся фиксируют на листах бумаги формата

Задание 5 . Работа в парах. Результат исследования обучающиеся фиксируют на листах бумаги формата

Учитель открывает слайд, на котором представлены иллюстрации видоизменений корня

Учитель открывает слайд, на котором представлены иллюстрации видоизменений корня

Почему они получили такое название?

Почему они получили такое название?

В начале урока учащимся были заданы вопросы, над которыми они должны были подумать

В начале урока учащимся были заданы вопросы, над которыми они должны были подумать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2021