ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) УРОКА
ОДП.12 Физика
Тема урока |
Электрический ток в металлах |
||||||
Цель урока Задачи урока |
Выяснить природу электрического тока в металлах. - Сформировать знания основ электронной теории проводимости металлов, опытного обоснования электронной теории; формировать естественно-научные представления по изучаемой теме; - способствовать развитию интеллектуальные умения обучающихся (применять знания, делать выводы); - воспитывать чувства гордости и уважения к людям, внесшим вклад в развитие науки. |
||||||
Обучающийся должен |
|||||||
Знать: - понятие электрического тока; - условия существования электрического тока; - направление электрического тока; - закон Ома для участка цепи; - закон Ома для полной электрической цепи. |
Уметь: - вычислять силу тока в электрической цепи.
|
||||||
Формируемые компетенции |
ОК.3. Осуществлять оценку собственной деятельности. ОК. 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
||||||
Показатель оценки результата |
- Знать электропроводность разных веществ, теория электропроводности металлов, зависимость сопротивления от температуры, термометры сопротивления, сверхпроводимость и ее применение. - Уметь применять данные знания на практике. |
||||||
Межпредметные связи |
Обеспечивающие дисциплины |
ОДБ. 04 История ОДБ.06 Химия ОДП.10 Математика |
|||||
Обеспечиваемые дисциплины (модули, МДК) |
ОПД. 08 Электробезопасность. МДК.01.01 Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива. |
||||||
Средства обучения, оборудование |
Мультимедиа, презентация, раздаточный материал. |
||||||
Вид учебного занятия |
Теоретическое занятие |
||||||
Тип учебного занятия |
Урок усвоения новых знаний |
||||||
Применяемые технологии |
Информационно-коммуникативная технология; технология личностно-ориентированного обучения; дифференцированное обучение |
||||||
Основная литература |
1) Касьянов В.А "Физика" 2) Интернет-ресурсы. |
||||||
Содержание урока |
|||||||
№ этапа |
Этапы урока, учебные вопросы, формы и методы обучения
|
Временная регламентация |
|||||
1.
|
Организационный этап: - проверка готовности обучающихся к уроку; - проверка посещаемости. |
1 мин. |
|||||
2.
|
Мотивационный момент, формулирование целей урока: (слайд 1) Эпиграф урока: Науку все глубже
постигнуть стремись, Фирдоуси Ребята, мы изучили электрический ток и его законы. А теперь скажите мне, пожалуйста, как будущие машинисты, какие приняты меры безопасности в кабине электровоза при случайном прикосновении к электроприбору под напряжением? (необходимо заземление, т.к. Земля является проводником и может удерживать большой заряд). Из каких материалов выполняется заземление? (заземление выполняют из металла). А почему именно металлы? А с точки зрения физики? Возникла проблема, попробуем разобрать подробнее. Так, о чем, как вы думаете, пойдет речь на уроке? (слайд 2) Итак, тема урока «Электрический ток в металлах». Какую цель урока мы поставим перед собой? (слайд 2)Цель урока: выяснить природу тока в металлах. Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока. |
3 мин.
|
|||||
3.
|
Актуализация знаний: Раздать карточки двум обучающимся. Карточка №1 1. Определение электрического тока. 2. Схема последовательного соединения проводников, формула вычисления сопротивления для последовательного соединения. 3. Можно ли включить в сеть с напряжением 220В потенциометр, на котором написано 30Ом, 5А? (150В, нельзя) Карточка №2 1. Обозначение и единица измерения силы тока. 2. Схема параллельного соединения проводников, формула вычисления сопротивления для параллельного соединения. 3. Можно ли включить в сеть с напряжением 220В потенциометр, на котором написано 2000Ом, 0,2А? (400В, можно) Но прежде, чем перейдет к рассмотрению новой темы, давайте вспомним: 1. Определение электрического тока. Обозначение и единица измерения силы тока. 2. Назовите условия существования тока. 3.Что принято за направление тока? 4. От чего зависит сопротивление проводника? 5. Как формулируется закон Ома для участка цепи и для полной цепи? Задача 823 (Р). К источнику с ЭДС 12В и внутренним сопротивлением 1Ом подключен реостат, сопротивление которого 5Ом. Найти силу тока в цепи и напряжение на зажимах источника. (2А, 10В) |
11 мин. |
|||||
4.
|
Изучение нового материала: Самое известное из ранних определений металла было дано в середине XVIII века М.В. Ломоносовым: «Металлом называется светлое тело, которое ковать можно. Таких тел только шесть: золото, серебро, медь, олово, железо и свинец». Спустя два с половиной века многое стало известно о металлах. К числу металлов относится более 75% всех элементов таблицы Д.И. Менделеева. На какие группы по отношению к электропроводности делят вещества? (проводники, диэлектрики и полупроводники). Металлы к какой группе относятся? (проводники). (слайд 3) Итак, все металлы являются проводниками электрического тока и в твердом состоянии имеют кристаллическое строение. Из курса химии вам известно, что валентные электроны в металлах легко покидают свой атом и становятся свободными. В узлах кристаллической решётки металлов расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся электроны. Электроны не связаны с ядрами своих атомов и движутся беспорядочно, поэтому их называют свободными. В свою очередь, свободные электроны в металлах называют электронным газом. Отрицательный заряд всех свободных электронов по абсолютному значению равен положительному заряду всех ионов решётки. Поэтому в обычных условиях металл имеет электрический заряд или нет? (в обычных условиях металл электрически нейтрален). А если в металлах создать электрическое поле? Что произойдет, как вы считаете? Если в металлах создать электрическое поле, то свободные электроны продолжат двигаться хаотически и будут смещаться в сторону положительного полюса источника тока. Затем движение электронов становится направленным и возникает электрический ток. Итак, попробуйте сформулировать определение электрического тока в металлах. (слайд 4) Электрический ток в металлах – это упорядоченное движение свободных электронов под действием электрического поля. (слайд 5) В 1913 году русские ученые Мандельштам и Папалекси провели опыт, показывающий, что проводимость металлов обусловлена движением свободных электронов. Послушаем небольшое сообщение о достижениях русских ученых. Сообщение. Леонид Исаакович Мандельштам (1879-1944) Леонид Исаакович Мандельштам родился 4 мая 1879 года в г. Могилёве в семье врача Физику принадлежит важнейшее открытие в оптике за последние десятилетия - открытие явления комбинационного рассеяния. Он является одним из создателей нелинейной теории колебаний, творцом радиоинтерференционных методов определения скорости распространения радиоволн и измерения расстояний и, таким образом, родоначальником новой науки - радиогеодезии. Он является изобретателем новых методов возбуждения электрических колебаний - параметрических генераторов. Л.И. Мандельштам – автор термина «Нелинейное мышление». «С позиций нелинейного мышления все реальные системы - нелинейны и могут считаться линейными лишь приближённо. С этой точки зрения не только Ньютонова механика, но и теория относительности и даже квантовая механика являются линейными теориями». Николай Дмитриевич Папалекси 1880–1947 Провел работы по направленной радиотелеграфии, опыты по радиосвязи с подводными лодками и телеуправлению, руководил разработкой первых образцов отечественных радиоламп. Им проведены основополагающие работы по нелинейным и параметрическим колебаниям; изучены и открыты резонанс n-го рода, разработан метод параметрического возбуждения электрических колебаний. При помощи предложенного ими интерференционного метода ученые детально исследовали распространение радиоволн над земной поверхностью и осуществили точное измерение их скорости. Николай Дмитриевич Папалекси является автором научного открытия «Явление радиоизлучения солнечной короны» (слайд 6) Л. И. Мандельштам и Н. Д. Папалекси в 1913 году поставили оригинальный опыт по установлению природы тока в металлах. Взяли катушку с проводом и стали крутить ее в разные стороны. Раскрутят, к примеру, по часовой стрелке, потом резко остановят и — назад. Рассуждали они примерно так: если металлический проводник привести в быстрое движение, а затем резко остановить, то, когда катушка внезапно останавливается, электроны еще некоторое время должны двигаться по инерции. В результате в проводнике возникнет кратковременный ток, который можно зафиксировать гальванометром. По отклонению стрелки прибора можно установить знак заряда движущихся частиц, а по отношению заряда частиц к их массе – установить, какие именно частицы создают ток. Движение электронов по проводу — электрический ток. Как задумали, так и получилось. Подсоединили к концам провода телефон и услышали звук. Раз в телефоне слышен звук, следовательно, через него ток протекает. (слайд 7) Опыт Мандельштама и Папалекси в 1916 году повторили американские ученые Толмен и Стюарт. Они тоже крутили катушку, но вместо телефона к ее концам подсоединили прибор для измерения заряда. Им удалось измерить массу частицы. Данные Толмена и Стюарта потом много раз проверялись и уточнялись другими учеными, и теперь вы знаете, что масса электрона me = 9, 1 ∙ 10-31 кг Удельный заряд электрона, то есть заряд, приходящийся на единицу массы,
Ребята, а как вы думаете, зависит ли сопротивление металлического проводника от температуры? (слайд 8) Зависимость сопротивление проводника от температуры. R=R0(1+αt) А применяется ли это свойство в вашей профессии? (слайд 9) Зависимость сопротивление металлов от температуры используют в термометрах сопротивления. Термометр сопротивления. Преимущества: помогают измерять очень низкие и очень высокие температуры. (слайд 10)В 1900 году немецкий ученый П.Друде и голландский ученый Х.Ленц на основании гипотезы о существовании свободных электронов в металлах создали свою электронную теорию проводимости металлов – классическую теорию проводимости. (слайд 11-14)
4. Так как внутреннее строение у разных веществ различное, то и сопротивление тоже будет различным. 5. При увеличении хаотического движения частиц вещества происходит нагревание тела, т.е. выделение тепла. Закон Джоуля-Ленца: Q = I2Rt 6. У всех металлов с увеличением температуры растет и сопротивление. R=R0(1+αt) где α - температурный коэффициент; R0 – удельное сопротивление и сопротивление металлического проводника; и R – удельное сопротивление проводника и сопротивление проводника при температуре t. (слайд15) В 1911 году голландский физик Камерлинг-Оннес открыл замечательное явление – сверхпроводимость. (слайд 16)Сверхпроводимость – свойство проводников, при котором эл.сопротивление скачком падает до нуля при охлаждении ниже определенной критической температуры, характерной для данного материала. (слайд17)Применение сверхпроводимости. (слайд18) Применение на ж/д. Магнитоплан или Маглев (от англ. magnetic levitation ) — это поезд на магнитном подвесе, движимый и управляемый магнитными силами. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью движения существует зазор, трение исключается, и единственной тормозящей силой является сила аэродинамического сопротивления. На данный момент существует технология магнитного подвеса поездов: на сверхпроводящих магнитах (электродинамическая подвеска, EDS). Сверхпроводящий магнит - соленоид или электромагнит с обмоткой из сверхпроводящего материала. Обмотка в состоянии сверхпроводимости обладает нулевым омическим сопротивлением. Если такая обмотка замкнута накоротко, то наведённый в ней электрический ток сохраняется практически сколь угодно долго. (слайд19) Получение больших токов, магнитных полей; передача электроэнергии без потерь. |
17 мин. |
|||||
5.
|
Проверка результатов работы: Для проверки результатов нашего урока предлагаю выполнить небольшое тестовое задание. Но сначала ответьте на вопросы: 1.Как объяснить, что в обычных условиях металл электрически нейтрален? 2.Что происходит с электронами металла при возникновении в нем электрического поля? 3.Что представляет собой электрический ток в металлах? 4. Ученые, поставившие опыт по установлению природы тока в металлах. Проверочная работа. Вам дается на нее 3 минуты. Ответы и критерии оценивания будут на экране. После написания работы вы осуществите самоконтроль и сами выставите оценки. Не забывайте, что исправление в тестовой части считается ошибкой. Не забудьте, также подписать листочки. Будьте внимательны, удачи! 1 вариант 1.Как движутся свободные электроны в металлах? А. В строгом определенном порядке. Б. Беспорядочно. В. Упорядоченно. 2.Как движутся свободные электроны в металлах под действием электрического поля? А. Беспорядочно. Б . Упорядоченно. В. Упорядоченно в направлении электрического поля. Г. Упорядоченно в направлении противоположном электрическому полю. 3. Какие частицы располагаются в узлах кристаллической решетки металлов и какой заряд они имеют? А. Отрицательные ионы. Б . Электроны. В . Положительные ионы. 4. Движение каких частиц принято за направление тока в металлическом проводнике? А .Электронов. Б . Отрицательных ионов. В. Положительных зарядов. 5.Как изменяется сопротивление металлов при охлаждении их? А. Увеличивается. Б . Уменьшается. В. Не изменяется.
6.Установите соответствие между названием закона и формулой вычисления. Закон Формула вычисления 1. Закон Ома для участка цепи А. I = ɛ/(R+r0) 2. Закон Ома для полной электрической цепи Б. Q = I2Rt 3. Закон Джоуля-Ленца В. I = U/R
*7.Определить плотность тока (j = I/S) в стальном проводе (ρ = 2•10-7Ом•м) длиной 20м, если напряжение на концах проводника 12В. 2 вариант 1.Носители электрического тока в металлических проводниках. А. Атомы. Б. Положительные ионы. В. Электроны. 2.К какой группе по отношению к электропроводности можно отнести металл? А. Проводники. Б . Полупроводники. В. Диэлектрики. 3. В обычных условиях металлический проводник электрически нейтрален или имеет заряд, то какой? А. Положительный заряд. Б . Отрицательный заряд. В . Электрически нейтрален. 4. Ученый (или ученые), открывший явление сверхпроводимости. А. Л.И.Мандельштам и Н. Д. Папалекси. Б. Х.Камерлинг-Оннес. В. П.Друде и Х.Ленц. 5. Изменяется ли сопротивление металлического проводника при увеличении температуры? А. Увеличивается. Б . Уменьшается. В. Не изменяется. 6.Установите соответствие между названием закона и формулой вычисления. Закон Формула вычисления 1. Закон Джоуля-Ленца А. Q = I2Rt 2. Закон Ома для участка цепи Б. I = ɛ/(R+r0) 3. Закон Ома для полной электрической цепи В. I = U/R
*7.Определить плотность тока (j = I/S) в стальном проводе (ρ = 2•10-7Ом•м) длиной 20м, если напряжение на концах проводника 12В.
(слайд 20)1 .Б. 2.Г. 3.В. 4.А. 5.Б. 6.1В, 2А, 3Б.7. 3·106А/м2 1 .В. 2.А. 3.В. 4.Б. 5.А. 6.1А, 2В, 3Б.7. 3·106А/м2 |
8 мин. |
|||||
6.
|
Подведение итогов урока: Какие результаты по работе получили? Хорошо. Ребята, еще раз обратимся к цели нашего урока. (слайд 21) Достигли ли мы поставленной нами цели? Хорошо. Оценки… |
2 мин.
|
|||||
7. |
Рефлексия: Минутка рефлексии. Перед уроком вы взяли зеленые кружочки и желтые треугольники. Зеленые кружочки - Что вам понравилось на уроке, какой момент урока был для вас наиболее легким? Желтые треугольники – Какие возникли трудности на уроке? Ваши предложения. |
2 мин. |
|||||
8. |
Домашнее задание: (слайд 22)§8, интернет-ресурсы; самостоятельно: электроизмерительные приборы. |
1 мин. |
|||||
20.11.2017 группа № 212 преподаватель: Задворнова Ю.А.
Карточка №1
4. Определение электрического тока.
5. Схема последовательного соединения проводников, формула вычисления сопротивления для последовательного соединения.
6. Можно ли включить в сеть с напряжением 220В потенциометр, на котором написано 30Ом, 5А?
Карточка №2
2. Обозначение и единица измерения силы тока.
2. Схема параллельного соединения проводников, формула вычисления сопротивления для параллельного соединения.
3. Можно ли включить в сеть с напряжением 220В потенциометр, на котором написано 2000Ом, 0,2А?
Проверочная работа.
1 вариант
1.Как движутся свободные электроны в металлах?
А. В строгом определенном порядке. Б. Беспорядочно. В. Упорядоченно.
2.Как движутся свободные электроны в металлах под действием электрического поля?
А. Беспорядочно. Б . Упорядоченно. В. Упорядоченно в направлении электрического поля. Г. Упорядоченно в направлении противоположном электрическому полю.
3. Какие частицы располагаются в узлах кристаллической решетки металлов и какой заряд они имеют?
А. Отрицательные ионы. Б . Электроны. В . Положительные ионы.
4. Движение каких частиц принято за направление тока в металлическом проводнике?
А .Электронов. Б . Отрицательных ионов. В. Положительных зарядов.
5.Как изменяется сопротивление металлов при их охлаждении?
А. Увеличивается. Б . Уменьшается. В. Не изменяется.
6.Установите соответствие между названием закона и формулой вычисления.
Закон Формула вычисления
1. Закон Ома для участка цепи А. I = ɛ/(R+r0)
2. Закон Ома для полной электрической цепи Б. Q = I2Rt
3. Закон Джоуля-Ленца В. I = U/R
*7.Определить плотность тока (j = I/S) в стальном проводе (ρ = 2•10-7Ом•м) длиной 20м, если напряжение на концах проводника 12В.
Проверочная работа.
2 вариант
1.Носители электрического тока в металлических проводниках.
А. Атомы. Б. Положительные ионы. В. Электроны.
2.К какой группе по отношению к электропроводности можно отнести металл?
А. Проводники. Б . Полупроводники. В. Диэлектрики.
3. В обычных условиях металлический проводник электрически нейтрален или имеет заряд, то какой?
А. Положительный заряд. Б . Отрицательный заряд. В . Электрически нейтрален.
4. Ученый (или ученые), открывший явление сверхпроводимости.
А. Л.И.Мандельштам и Н. Д. Папалекси. Б. Х.Камерлинг-Оннес. В. П.Друде и Х.Ленц.
5. Изменяется ли сопротивление металлического проводника при увеличении температуры?
А. Увеличивается. Б . Уменьшается. В. Не изменяется.
6.Установите соответствие между названием закона и формулой вычисления.
Закон Формула вычисления
1. Закон Джоуля-Ленца А. Q = I2Rt
2. Закон Ома для участка цепи Б. I = ɛ/(R+r0)
3. Закон Ома для полной электрической цепи В. I = U/R
*7.Определить плотность тока (j = I/S) в стальном проводе (ρ = 2•10-7Ом•м) длиной 20м, если напряжение на концах проводника 12В.
ЗАДАЧА.
1.Электрическое сопротивление вольфрамовой нити электрической лампы при температуре 23 °C равно 4 Ом.
Найдите электрическое сопротивление нити при 0°C.
α =0,0048 К-1 (R = R0(1+α(t-t0)) = 4(1+0,0048(0-23)) = 3,56Ом
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.