Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Закон Ома для участка цепи."
Оценка 4.9

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Закон Ома для участка цепи."

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
Взрослым
24.05.2022
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Закон Ома для участка цепи."
технологическая карта урока физики для 8 класса по теме Закон Ома для участка цепи..docx

КЛАСС ____________                                                                                                                                                          Дата___________________

Технологическая карта

урока по физике для 8 класса по теме  «Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводника.».

Цели урока

Деятельностная цель урока

 (по линиям развития личности)

Содержательная цель урока:

(обязательный минимум содержания)

1.    Сформировать представление об электрическом сопротивлении, показать зависимость силы тока от напряжения, сформулировать закон Ома для участка цепи, вывести формулу для расчета электрического сопротивленияот чего зависит данные физические величины.

2.    Развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, измерять, производить вычисления, делать выводы).

3.     Воспитывать умение работать в группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение грамотно выражать свои мысли.

- формировать понятие электрического сопротивления как физической величины, показать зависимость силы тока от напряжения, сформулировать закон Ома для участка цепи, вывести формулу для расчета электрического сопротивления;

- развивать умения наблюдать, сравнивать и обобщать результаты экспериментов, продолжать формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач;

- прививать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул, развивать аккуратность, умение организовывать свою работу в определённом промежутке времени.

- формировать навыки самоконтроля.

 

 

Этапы урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Формируемые УУД

Организационный момент

 

2 минуты

- Здравствуйте, ребята.

Прежде  чем  мы  приступим  к  уроку,  я  хотел  бы,  чтобы  каждый  из  вас собрался и настроился  на  продуктивную работу.  А  теперь  давайте  приступим  к  работе.

 

Ученики приветствуют учителя

 

Актуализация знаний

 

5 минут

Фронтальный опрос:

1)   Какую величину называют силой тока?

2)   В каких единицах оно измеряется?.

3)   Что такое электрическое напряжение?

4)   Назовите формулу для вычисления напряжения и его единицы в СИ.

5)   Как на практике измеряют силу тока и электрическое напряжение?

6)   Что называется электрическим сопротивлением?

7)   В каких единицах измеряется электрическое сопротивление

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Создание проблемной ситуации

10 минут

 А существует ли между указанными физическими величинами какая-нибудь связь? Или они независимы друг от друга? Решением этой проблемы занимались многие ученые очень долгое время. Одним из них был немецкий ученый Георг Ом. Попробуем и мы так же, как и Георг Ом отыскать связь между силой тока, напряжением и сопротивлением. Для этого мы выполним лабораторный опыт

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в тетрадях, выполняют практическую работу по готовому описанию, строят графики зависимости силы тока от напряжения.

Делают вывод.

 

 

 

 

Овладение  навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Открытие нового знания

15минут

Результаты опытов показывают, что с увеличением напряжения U на участке электрической цепи сила тока I увеличивается, но при этом отношение U к I на участке электрической цепи остается неизменным. График этой зависимости называется вольт-амперной характеристикой проводника.

Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, следовательно, отношение   – величина постоянная  и может являться характеристикой проводника, её назвали электрическим сопротивлением проводника.

Определение: 

Электрическим сопротивлением называется физическая величина равная отношению электрического напряжения к силе тока в проводнике

                                         .

·         Формула:   , где:      Uэлектрическое напряжение, В

                                                   I – сила тока, А

     R не зависит от  U и  I.

·         Единица R:   

                            - в СИ

             Не СИ:       

                            1кОм =  Ом

                                 1МОм =  Ом

Прямую пропорциональную зависимость между напряжением и силой тока открыл немецкий ученый Георг Ом в 1826 году, ее назвали законом Ома для участка цепи: 

  и         отсюда

1.      Выясним, от чего зависит электрическое сопротивление проводника.

Исследования показывают, что электрическое сопротивление   R однородного проводника прямо пропорционально его длине l и обратно пропорционально площади поперечного сечения S.

Отсюда следует:  

 

 где  (ро)  - удельное электрическое сопротивление (сопротивление, приходящееся на единицу длины проводника).

Удельное сопротивление  зависит от длины проводника l, площади поперечного сечения S.

 Электрическое сопротивление  проводников из разных веществ   при одинаковой длине и одинаковой площади поперечного сечения оказывается различным.

 Для учёта зависимости электрического сопротивления проводника от    вещества и вводится коэффициент . Удельное сопротивление выражается в омах на метр (1 Ом).  Для регулирования силы тока в цепи служат реостаты.

 

Учащиеся участвуют в беседе, работают в тетрадях

Развитие теоретического мышления на основе умения устанавливать факты, различать причины и следствия, выводить физические законы

 

 

Первичное применение нового

знания

10 минуты

Решение дифференцированных задач по группам:

1 уровень (4 балла):

1.      Какое нужно приложить напряжение к проводнику сопротивлением 0,25 Ом, чтобы в проводнике была сила тока 30 А? (ответ:  75 В)

2.      При напряжении 220 В сила тока в спирали плитки 5А. Определите сопротивление спирали. (ответ:  44 А)

2 уровень (5 баллов):

1.      При напряжении на концах проводника 10 В  сила тока в нем 0,2 А. Чему будет равна сила тока в проводнике, если напряжение на его концах увеличить до 50 В?  (Ответ: 1А)

2.      В спирали электронагревателя, при напряжении 220 В сила тока 4 А. Каково сопротивление проволоки?


 

 

 

 

Учащиеся решают задачи в группах.

Овладение  навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности,

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Подведение итогов. Рефлексия

урока.

3 минут

Как зависит I в электрической цепи от напряжения на участке цепи? Как называется график зависимости I от U?

Дайте определение электрическому сопротивлению как физической величине.

По какой формуле вычисляют R?

Как определяется единица R?

Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

Ученики обвечают на вопросы учителя

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Домашнее задание

1–2 минуты

§35,36, составить задачи в 2-3 действия на расчет физических величин (напряжение, сопротивление, сила тока) и закон Ома (по желанию)

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 


Инструкция

по выполнению практической работы.

1. Соберите цепь по схеме (рис.1).

2. С помощью реостата изменяйте силу тока в цепи и измеряйте напряжение на участке, где включен резистор.

3. Заполните таблицу.

опыта

Сила тока I, А

Напряжение U, В

Отношение U/ I

1

2

3



 

4.    Сделайте вывод.


 

5.   

КЛАСС ____________

КЛАСС ____________

В каких единицах измеряется электрическое сопротивление

В каких единицах измеряется электрическое сопротивление

СИ Не СИ: 1кОм =

СИ Не СИ: 1кОм =

Первичное применение нового знания 10 минуты

Первичное применение нового знания 10 минуты

Инструкция по выполнению практической работы

Инструкция по выполнению практической работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2022