Технологическая карта урока
Учебный предмет «География»
Класс 8
Тема «Географическое положение России»
Тип урока: |
Урок «открытия» нового знания (ОНЗ)
|
Авторы УМК: |
УМК по географии «Русское слово» под ред. Домогацких Е.М.
|
Цели урока: |
Изучить географическое положение России и выявить влияние географического положения на природу и хозяйственную деятельность населения.
|
Задачи урока: |
1. Формировать комплексное представление о положении России на карте мира, о влиянии географического положения на природу и хозяйственную деятельность населения. 2. Формировать исследовательские навыки. 3. Развивать мышление, коммуникативные компетенции.
|
Ведущие понятия урока: |
Географическое положение, государственная граница, полуанклав.
|
Планируемые образовательные результаты: |
Предметные – формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны.
Метапредметные – формирование навыков работы с дополнительными источниками информации (карты, космические снимки), формирование компетенций в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах, развитие навыков публичного представления результатов своей работы, развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над заданиями.
Личностные – осознать, что географическое положение страны - одна из важных особенностей ее развития; развитие интереса к вопросам, связанным с практическим применением навыков общения, воспитание чувства бережного отношения к природе, её ресурсам, на примере изменения ландшафта России и родного края.
Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
Регулятивные – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
Коммуникативные - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему.
|
Методы |
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
|
Оборудование: |
Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, экран.
|
№ этапа |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Ментальная карта урока (листы с ключевыми понятиями, заданиями вывешиваются на доску) |
Деятельность учащихся
|
Предметные результаты |
Критерии оценивания результатов |
Формируемые УУД (кодификатор приложение 1) |
1 |
Организационный момент. Актуализация знаний. Мотивация. Актуализация знаний, умений и навыков, мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. |
Введение в тему. 1. Что изучается в курсе физической географии России? 2. Назовите два пути изучения природы России? И другие вопросы. Оглашение темы урока, без привязки к предметному содержанию. Акцент на наличие у учащихся части необходимых знаний. |
Карта мира и карта России. Карта - рисунок России с границей между Европой и Азией. |
Показывают крайние точки Евразии. |
Повторение понятий «материк» и «часть света», крайних точек Евразии. |
Количество правильных ответов или ошибок. |
Познавательные: структурирование знания; Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции); Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане; осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Личностные: развития познавательных интересов, формирования границ собственного знания и «незнания». |
2 |
Постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы исследования.
|
Представление кратких теоретических сведений по теме.
Предлагает сопоставить площади материков Земли площадью России.
Предлагает определить проблему и заполнить таблицу «Достоинства и недостатки ГП России» (Проблема: недостаток знаний для выполнения задания)
|
Карта со сравнением площадей материков с площадью России.
|
Выделяют на карте мира примерную территорию России по природным объектам (хребты, низменности, равнины, горы и прочее, расположенных на границе РФ или вблизи), формулируют проблему, определяют способы ее решения, определяют цели и задачи урока.
|
Знакомство с основными понятиями по теме: крайние точки, государственная граница, морская граница, государства соседи, сектор Арктики. Определение границы РФ на карте. |
Степень заполнения таблицы, анализ возникающих затруднений в заполнении |
Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем. Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учёт разных мнений, формулирование собственного мнения (позиции). Регулятивные: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования границ собственного знания и «незнания».
|
3 |
«Открытие» нового знания. Практическая работа, работа с дополнительными источниками информации, размышление, создание мотивации на успех для каждого ребенка.
|
Давайте вспомним, что такое географическое положение? Вспомним план характеристики географического положения страны: А) Положение по отношению к экватору. Б) Положение по отношению к нулевому меридиану. В) Положение на материке, части света. Г) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы). Д) Страны-соседи. Е) Координаты крайних точек страны (их должно быть четыре, по сторонам горизонта Ж) Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения. |
Карта мира и карта России. |
Получают дополнительную текстовую информацию о ГП России, определяют ГП России по плану, выделяют крайние точки Росси, сухопутные и морские границы, соседние государства, сравнивают и обсуждают предположения и аргументы к выполнению задания. |
Работа с планом описания ГП России. |
Знакомство с типичным обликом и типичными признаками ГП России, особенностями размещения на карте мира. |
Познавательные: использование знаково- символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, структурирование знания, осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов. Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирование собственного мнения (позиции). Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане; учёт правила в планировании и контроле способа решения. Личностные: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования границ собственного знания и «незнания».
|
4 |
Применение полученных знаний. Интерпретация полученных данных. Вывод по результатам работы. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление. |
Предлагает на примерах карт атласа установить зависимость между ГП России и разнообразием климатических поясов, аргументировать ответы.
|
Карта климатических поясов, карта России. |
Анализируют карты атласа, определяют зависимость климатических поясов и ГП России, сопоставляют результаты обсуждения с эталоном. |
Формирование представлений об особенностях ГП России, акцентирование внимания на полуанклаве. |
Количество и качество высказываний по теме урока, степень сформированности навыков отбора необходимой информации в картах атласа. |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, поиск разнообразных способов решения задач, выделение существенной информации из текстов разных видов, установление причинно- следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование собственного мнения (позиции), владение диалогической формой речи. Регулятивные: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: осуществление гражданской идентификации личности, развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования границ собственного знания и «незнания». |
5 |
Оценочно-рефлексивный
|
Организует подведение итогов урока с помощью ментальной карты урока.
Предлагает заполнить «рефлексивные карты»: карта фактов, карта открытий, карта эмоций (карты в форме части территории карты России).
|
Карта России, Контур карты России. |
Заполняют и комментируют формулировки в своих «картах» |
Анализируют полученные знания, формулируют сделанные в ходе урока открытия, эмоциональные и интеллектуальные впечатления от урока. |
Содержание «карт» |
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выделение существенной информации из текстов разных видов. Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Личностные: развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия), формирования границ собственного знания и «незнания».
|
6 |
Домашнее задание. Направлено на развитие интеллектуальных способностей, предусматривает элементы выбора, творчества. |
Формулирует и комментирует домашнее задание.
|
Карта России, домашнее задание. |
Получают домашнее задание. §4, задания на странице 32 в учебнике (от теории к практике). |
Формулируют вопросы по теме урока.
|
Правильность выполнения, количество заданий. |
Познавательные: структурирование знания, выделение существенной информации из текстов разных видов, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), умение задавать вопросы, использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане, учёт правила в планировании и контроле способа решения, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.