Технологическая карта урока
Урок № 16 ; 2020-2021 учебный год
Учитель: Костыгова Марина рьевна. |
Предмет: География |
Класс: 8 |
Автор УМК: «География.8 класс » Авторы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина |
Юрьевна |
|
|
Москва «Просвещение» 2018 г. |
|
|
|
|
Тема урока: Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (формирование).
Деятельностная цель: Формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий).
Содержательная цель: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Цель урока: Формирование системы базовых знаний о материке Антарктида, раскрытие особенностей географического положения Антарктиды.
Задачи урока:
образовательные: дать общее представление о материке, развивать умение работать с контурной картой, информационным материалом;
развивающие: развивать творческое отношение к познавательной и практической деятельности ,развивать зрительную и слуховую память, речь учащихся. развивать активный словарь учащихся путём употребления в речи ключевых слов; развивать мыслительные операции посредством наблюдения, сравнения, обобщения, сознательного восприятия учебного материала;
воспитательные: -воспитывать интерес к предмету через занимательный и наглядный материал, через разнообразные виды деятельности; воспитывать умение объяснять свои выбор, высказывать суждения.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знание значения географического положения; умение выявлять его особенности
личностные: формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
метапредметные: умение ясно, аргументировано, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Основные понятия темы: Антарктика. Экспедиция. Океанолог Межпредметные связи: история России
Технологии: технология смыслового чтения, здоровьесберегающая технология.
Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:
- научность; доступность знаний учащимся; учёт возрастных особенностей, уровня актуального развития, психофизических особенностей
Ресурсы: ПК учителя с доступом к локальной сети и Интернету, проекционный комплект, наглядные печатные материалы, раздаточный материал, учебник «География.8 класс » Авторы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Москва «Просвещение» 2018 г» с.88-91, Приложение к учебнику «География», раздаточный материал, компьютер. Учебное электронное издание «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны». Мультимедиа учебник для учащихся, контурная карта.
Организационная структура урока
Деятельность |
Формируемые универсальные учебные действия |
ФОУД
|
Развивающий контроль |
||||
учителя |
учащихся |
личностные |
познавательные |
коммуникативные |
регулятивные |
||
Этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
|||||||
Цель этапа: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности |
|||||||
Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»). |
Настраиваются на предстоящую совместную деятельность; знакомятся с учебными задачами, содержанием и формами предстоящей деятельности. Выполняет коррекционно-развивающие упражнения (артикуляционную и пальчиковую гимнастику «Массаж ладоней» |
- самоопределение; - осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - пользоваться соответствующими правилами. |
- установление причинно-следственных связей; |
- планирование учебного сотрудничества с учителем; |
- волевая саморегуляция; -осознанно выполнять обязанности ученика,
|
Фронтальная |
Групповой опрос |
Этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии |
|||||||
Цель этапа: Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности |
|||||||
Предлагается ответить на вопросы перед началом параграфа с. 88, т.е.создается проблемная ситуация (ситуацию затруднения), предлагая многофункциональные задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. Организует взаимопроверку и взаимооценку учащихся домашнего задания с выявлением и устранением ошибок. |
Отвечает на вопросы теста. (Содержание вопросов с 88 перед текстом параграфа) 1.Найдите на карте полушарий самый южный континент 2.Сравните его размеры с Австралией 3.Почему этот материк на карте белого цвета? Пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия. Осуществляют взаимопроверку домашнего задания и озвучивают результаты (оценку) этой работы. |
- осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - эмпатия; - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения; |
- построение рассуждения в форме связи простых суждении об объекте, его строении, свойствах и связях; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - построение логической цепи рассуждений; |
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний - формулирование собственного мнения (позиции); - умение договариваться и приходить к общему решению; - использование речи для регуляции своего действия; |
- волевая саморегуляция; - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; - принятие и сохранение учебной задачи; |
Фронтальная |
Выбор развивающего контроля |
Этап урока: Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания) |
|||||||
Цель этапа: Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий |
|||||||
Осуществляет побуждающий или подводящий диалог, приводящий к осознанию каждым учащимся места и причины своего затруднения. |
Фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотносят свои действия с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса вообще (причина затруднения). |
- формирование границ собственного знания и «незнания»; - формирование мотивов достижения и социального признания; развитие познава- тельных интересов, учебных мотивов; -осмысление; |
- построение логической цепи рассуждений; - подведение под понятие; - формулирование проблемы; |
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - использованиё речи для регуляции своего действия; |
- волевая саморегуляция; - целеполагание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; |
Фронтальная |
Индивидуальный опрос ✓ |
Этап урока: Построение проекта выхода из затруднения |
|||||||
Цель этапа: Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации |
|||||||
Вступительное слово учителя : знакомит с планом работы. Выясняет, что знает обучающийся по обсуждаемой теме урока с использованием приема «Корзина идей» Записывает кратко высказывания обучающегося в карточке и вкладывает в «Корзину» Помогает сформулировать цель урока. Проводит коррекционную работу. Организовывает коллективный анализ учебной задачи. Направляет выбор учащимися способа (метод дополнения) и средства (изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.) построения нового знания. |
Проговаривает вслух тему и план урока. Записывает тему урока. Высказывает свои предположения о том, что он будет изучать сегодня на уроке Формулирует цель урока: - познакомиться с материком Антарктида; - Выполняет упражнения для развития межполушарного взаимодействия: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» В коммуникативной форме формулируют цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения; предлагают и согласовывают тему урока; выбирают способ и средства построения нового знания; формируют план своих действий. |
- формирование мотивов достижения и социального признания; - установка на здоровый образ жизни; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
|
- осуществление поиска необходимой информации; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - выдвижение гипотез и их обоснование; - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; |
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение договариваться и приходить к общему решению; - владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
|
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач познавательная инициатива; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - прогнозирование; - целеполагание; |
Фронтальная |
Выбор развивающего контроля |
Этап урока: Реализация построенного проекта выхода из затруднения |
|||||||
Цель этапа: Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий |
|||||||
1.Сообщает о ГП материка, о том, кто достиг Южного полюса. Предлагает задания обучающемуся: показать на карте, какие океаны, моря омывают материк, как называется полуостров, который вытянулся в направлении Южной Америке на 1200 км 2.Предлагает задания обучающемуся: сравнить по справочным материалам «Приложения к учебнику «География» размеры материка Антарктида и Австралия 3. Просмотр слайдов об Антарктиде учебного электронного издания «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны». Мультимедиа учебник для учащихся 4. Предлагает выполнить 1, 3 задание в рабочей тетради. 4. Проводит физкультминутку-5.Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение; направляет проектную деятельность учащихся в соответствии с планом. |
1Слушает сообщение учителя. Показывает на карте и отвечает 2Сравнивает размеры Антарктида и Австралия. 3Отмечает, что Антарктида больше по площади Австралии, Антарктический полуостров 4Слушает диктора, рассматривает слайды о ГП материка, затем выполняет практические задания на компьютере о ГП материка 5Проводит самостоятельную работу в рабочей тетради. 6Выполняет упражнения физкультминутки 7На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы; при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами и т.д.; фиксируют (вер- бально и знаково) и применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение. |
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; - осознание ответственности за общее дело; -следование в по- ведении. моральным нормам и этическим требованиям; - оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности; -установка на здоровый образ жизни; |
-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение - осуществление поиска необходимой информации; - моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конретных условий самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; |
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач - ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в; сотрудничестве; - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников; - построение понятных для партнёра высказываний; - умение задавать вопросы; - контроль действий партнёра; использование речи для регуляции своего действия; |
- волевая саморегуляция; - познавательная инициатива; осуществление' итогового и пошагового контроля ПО результату; внесение необходимых дополнений и корректив в план и действия; |
Фронтальная |
Выбор развивающего контроля |
Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
|||||||
Цель этапа: Закрепление способов действий, вызвавших затруднения |
|||||||
1.Предлагает выполнить задания на соотнесения. 2.Предлагает повторное чтение текста по частям и задает вопросы. а) Прием « Тонкие вопросы»: - На каком материке находится полуостров Антарктический? - Кто первым достиг Южного полюса? - Что такой айсберг? б) Прием «Толстые вопросы» -Что ты узнал о ГП материка Антарктида? 3. Организует работу с контурной картой (задание 2 с. 91) 4.Предлагает упражнение для развития памяти 5.Предлагает прочитать обобщение в рамке на с. 90 и пересказать его содержание. 6.Организовывает деятельность учащихся (фронтально, в группах, в парах) по применению новых знаний так, чтобы каждый из них проговорил во внешней речи это новое знание. |
1Находит картинки, соответствующие содержанию предложений из текста. 2Читает и кратко отвечает на вопросы учителя. 3Перечитывает информацию о ГП Антарктиде, выбирает основные понятия и конструирует развернутый ответ. 4Отмечает на контурной карте полуостров Антарктический, океаны, моря, омывающие материк (задание 2 с. 91) 5Выполняет упражнение для развития памяти Читает обобщение по теме урока. Пересказывает краткий текст об Антарктиде. 6Решают несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свой- ства и т.д. |
- осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами; - осуществление гражданской иден- тификации личности- - формирование мотивов достижения и социального признания; |
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией -доказательство; - использоние об' щих приемов решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - формулирование проблемы; |
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач - построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; - использование речи для регуляции своего действия; - контроль действий партнёра; |
- сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона; - выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме; - волевая саморегуляция; / |
Фронтальная |
Выбор развивающего контроля |
Этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|||||||
Цель этапа: Интериоризация нового или скорректированного знания и способов действий, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха |
|||||||
-Организовывает самостоятельное выполнение с самопроверкой по эталону учащимися типовых заданий на новый способ действия; -предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправление; создает ситуацию успеха. |
Применяют новый способ для самостоятельно- го выполнения с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону типо- вых заданий; отрабатывают операции, в кото- рых допущены ошибки. |
- формирование самоидентифика- ции, адекватной позитивной само- оценки, самоуважения и самопринятия; - осуществление гражданской идеи- тификации лично сти; |
- сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; - доказательство; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - использование общих приемов решения задач; - моделирование; - установление причинно-следственных связей; |
- формулирование собственного мне- ния (позиции); - построение понят- ных для партнёра высказываний; |
-самостоятельный учет выделенных ориентиров дей- ствия в новом учебном материа- ле; - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; - сличение способа действия с задан- ным эталоном и обнаружение от- клонений и отли- чий от эталона |
Фронтальная |
Выбор развивающего контроля |
Этап урока: Включение в систему знаний и повторение |
|||||||
Цель этапа: Применение способов действий, определение границ применимости нового знания, повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса |
|||||||
Организовывает выполнение заданий, в которых новое обобщенное знание связывается с ранее изученным; организовывает подготовку к изучению следующих разделов курса.
|
Выполняют тренировку ранее сформированных умений, требующих до- работки и доведения до нового уровня; выявляют и фиксируют границы применимости нового знания.
|
- нравственноэтическое оценивание усваиваемого содержания; - формирование картины мира, культуры, как порождения трудовой пред- !ТНО- бразующей деятельности чело- *ека;
|
- сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; - структурирование знания; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - использование общих приемов решения задач; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
|
- ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулирование собственного мнения (позиции); - построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
|
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
|
Фронтальная |
Выбор развивающего контроля |
Этап урока: Рефлексия учебной деятельности на уроке |
|||||||
Цель этапа: Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной самостоятельной деятельности, согласование домашнего задания |
|||||||
1.Предлагает выразить свое мнение о прочитанном тексте. Проверяет, верны ли были высказывания, выдвинутые в начале изучения темы. 2.Анализирует работу обучающегося на уроке. 3.Предлагает обучающемуся оценить свою работу на уроке. 4.Выставляет оценку за работу на уроке 5.Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; дать краткую качественную характеристику работы класса; намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). |
1Рассказывает о том, что нового узнал на уроке; какой материк изучал; что понравилось; какие были трудности. 2Слушает мнение учителя. 3Оценивает свою работу на уроке. 4.Принимает оценку учителя. Осуществляют пошаговый контроль по результату; соотносят результаты своей учебной деятельности с целью урока и фиксируют степень их соответствия; высказывают свои впечатления от урока, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
- самооценка на основе критериев успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
|
- рефлексия способов и условий действия; - формулирование проблемы; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
- учёт разных мне- ний и стремление к координации раз- личных позиций в сотрудничестве; - формулирование собственного мне- ния (позиции); - контроль действий партнёра; |
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность - осознание каче- ства усвоения; - определение уровня усвоения; - адекватное вое- приятие оценки учителя; |
Фронтальная |
Выбор развивающего контроля |
Приложение 1.
|
Приложение 2
|
Приложение 3
|
Приложение 4.
|
Приложение 5.
|
Приложение 6.
|
Упражнения пальчиковой гимнастики с элементами кинезиологии «Массаж ладоней» Ёжик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. Если будет с ним играть – Ручки будем развивать. Ловкими станут пальчики, умными девочки, мальчики. Ёжик нам ладошки колет, Руки нам готовит к школе |
Приём «Корзина идей». Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
|
Комплексы кинезиологических упражнений «Колечко»
Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой, затем вместе. «Кулак – ребро – ладонь» Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, заем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой. Затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
|
Физкультминутка Все подняли руки - раз! На носках стоит весь класс, Два присели, руки вниз, На соседа посмотри. Раз! - И вверх, Два! - И вниз, На соседа посмотри. Будем дружно мы вставать, Чтобы ногам работу дать. Раз - присели, два - поднялись. Пусть мужает ваше тело. Кто старался приседать, Может уже и отдыхать
|
Использование приёма «Толстые и тонкие вопросы» на уроке «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации
|
Упражнения пальчиковой гимнастики с элементами кинезиологии Упражнение для развития памяти Открывайся, третий глаз, Массажирует точку на переносице Научи скорее нас. Лучше стане наша память. Массажирует точки на висках Вы проверьте это сами |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.