Технологическая карта урока географии по ФГОС на тему: «Морской путь в Индию» для учащихся 5 класса
Оценка 4.7

Технологическая карта урока географии по ФГОС на тему: «Морской путь в Индию» для учащихся 5 класса

Оценка 4.7
docx
28.04.2020
Технологическая карта урока  географии по ФГОС на тему:  «Морской путь в Индию» для учащихся 5 класса
Технологическая карта ОТКРЫТЫЙ УРОК географии на тему Морской путь в Индию.docx

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 36

 

                         Технологическая карта урока  географии по ФГОС на тему:

 

 

«Морской путь в Индию»

 

 

 

                                                                                                                                                              Выполнила:

                                                                                                                      учитель географии Жигайлова А.Ю.

                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                  

г. Магнитогорск, 2018

Технологическая карта урока .

1. Ф.И.О. учителя:  Жигайлова Арина Юрьевна

2. Класс:   5   Предмет:   География    УМК: География. Введение в географию. Е.М. Домогацких. 2015 год. Уровень обучения: Базовый.

3. Тема урока:  «Морской путь в Индию»     Количество часов, отведенное на изучение данной темы: 1 час.

4. Цель урока:   Формирование представлений обучающихся об открытии морского пути в Индию, о «Великих географический открытиях», знакомство с первооткрывателями и их вкладом в открытии новых земель.

7. Задачи:

-   обучающие: углубить знания  об истории географических открытий  различных территорий Земли;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

-   воспитательные: формирование культуры общения на уроке.

8.Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: сформировать представление о значении путешествий португальцев

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: определить тему и цель урока, действовать по плану, оценивать результат своей деятельности.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: урок усвоения новых знаний .

11. Формы работы учащихся: коллективная,   парная.

12. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, учебник, атлас, раздаточный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

(обязательные этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

«Встали тихо, замолчали

Все что нужно вы достали?

Приготовились к уроку?

В нем иначе нет и проку.

Здравствуйте, садитесь

Больше не вертитесь»

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Определяют свою готовность и настрой на урок

 

 

 

 

 

 

2.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

3. Актуализация знаний

 

«Океаны и моря,

Омывают нас водой

В путешествие сегодня

Мы отправимся с тобой»

Сегодня на уроке мы вновь отправляемся в очередное путешествие.

Итак, мы отправляемся в страну, про которую когда-то сказал Марк Твен:  «Земля грёз и романтики, неслыханного богатства и небывалой нищеты, роскоши и бедности, дворцов и лачуг, голода и чумы, духов и исполинов, ламп Алладина, тигров и слонов, кобр и джунглей, страна сотен народов и языков, тысячи религий и двух миллионов богов…». Как вы думаете , какая это страна?

- На прошлом уроке вы уже отправлялись в Индию. Давайте вспомним с прошлого урока:

1.      Кто такой Афанасий Никитин?

2.      Куда и с какой целью отправился А. Никитин?

3.      Какими товарами славилась Индия?

4.      Через какие три моря проходило путешествие А. Никитина?

5.      Как называется книга А. Никитина?

6.       Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше А. Никитина?

- Сегодня в Индию мы отправимся другим путем. Не пешком, как Афанасий Никитин! Каким?

Тема «Морской путь в Индию», записываем в тетрадь.

 

Слушают учителя. Настраиваются на восприятие темы.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

Вспоминают тему прошлого урока, отвечают на вопросы д/з.

 

 

 

Определяют, каким путем отправляемся в Индию. Определяют тему урока.

Записывают тему в тетрадь.

4.Целеполагание

 

Ребята, перед вами на слайде написаны различные цели урока (что хотим узнать?), давайте выберем только те, которые мы должны достигнуть по окончанию нашего урока географии.

1. Что такое Эпоха Великих географических открытий?

2. Повеселиться на уроке

3. Узнать, какая погода за окном?

4. Зачем нужен морской путь в Индию?

5. Отдохнуть на уроке

6. Узнать о людях - Генрихе Мореплавателе, Бартоломеу Диаш и Васко да Гаме.

Итак, сегодня на уроке мы узнаем:

1.    Что такое Эпоха Великих географических открытий?

2.    Зачем нужен был морской путь в Индию?

3.    Кто такие: Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш и Васко да Гама?

 

Формулируют и принимают цели и задачи урока

5.Открытие новых знаний

 

Учебно-познавательная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение и закрепление нового знания

Важнейшие географические открытия, сделанные европейскими мореплавателями и путешественниками, были совершены в период с середины XV до первой половины XVII века. Они получили название Великие географические открытия. Эти открытия изменили представления о нашей планете и о жизни людей на ней.   О некоторых  из них нам и предстоит сегодня узнать. Давайте сформулируем определение, что такое Великие географические открытия? (это важнейшие открытия европейцев  в период с середины 15 до первой половины 17 в.)

Загадочная страна Индия. В начале XV века эта страна очень привлекала европейцев. Чем?(из мешочка учитель достает пряности, потом золото и жемчуг, ткани) Пряности! Как только люди познали всю прелесть и остроту этих ароматных, сладких, горьких, жгучих трав, еда без них стала безвкусной. И все ринулись на их  поиски.  Эти пряности в Европу привозили из Индии и Китая  и стоили они дороже золота. Торговля ими давала огромные прибыли.

Ø  Но европейцы вынуждены искать новый путь  в  Индию. Почему?

( стр. 59. Второй  абзац,  читаем и отвечаем.)

В поисках морского пути в Индию решающую роль сыграла небольшая страна - Португалия

Показывает на карте.

А сейчас мы познакомимся с вами с одним удивительным человеком, посмотрите на слайд – это Генрих Мореплаватель.

Ø  Кто такой Генрих? Как и почему он способствовал развитию мореплавания в Португалии?

Стр. 59-60 читаем текст и обосновываем свою точку зрения.

Удивительно, но человек, вошедший в историю под прозвищем Мореплаватель, не совершил ни одного плавания. Он решил найти путь в Индию по морю. Хотя финикийцы и обогнули Африку, но европейцы не знали об этом и еще не имели опыта длительных морских экспедиций. Португальский  принц Генрих организует мореходную школу и приглашает работать в ней самых известных ученых со всего Средиземноморья. В этой школе обучались капитаны, которые потом будут искать морской путь в Индию вокруг Африки. На протяжении 40лет они изучали африканское побережье, продвигались на юг, наносили его на карту. Построили там порты.

Ø  Можно ли считать принца Генриха Мореплавателя первооткрывателем морского пути в Индию? Обоснуйте свою точку зрения.

Следующий интересный человек – это Бартоломеу Диаш. Он был первым европейцем, которому удалось обогнуть  Африку и найти путь в Индийский океан .  Показывает на карте маршрут. Ответим на вопросы с помощью текса учебника  стр.60

Ø  Какой путешественник возглавлял первую португальскую экспедицию? Что было им открыто? Где закончил своё путешествие Бартоломеу Диаш?Почему Бартоломеу Диаш  был вынужден вернуться?Каков результат путешествия?

Физкультминутка «Море волнуется»

Через 10 лет на поиски морского пути в Индию португальский король отправил новую экспедицию во главе с Васко да Гаммой.

Рассказ о Васко да Гаме ( видеофрагмент) Показывают путь на карте.

Ответим на вопросы

1.      Опишите характер Васко до Гамы.

2.      Какова цель путешествия Васко да Гамы в Индию?

3.      С какими трудностями пришлось столкнуться членам экспедиции под руководством Васко да Гама?

4.      Достигла ли цели экспедиция? Каков результат плавания?

5.      Почему имя Васко да Гамы в Индии не пользуется уважением?

Открыт морской путь в Индию, нанесены побережья Африки, Индии, острова       Мадагаскар, Индийского океана; Индия стала колонией Португалии; создаются новые торговые отношения.

Давайте обобщим все знания, которые мы получили и прочитаем вывод на стр. 62-63 в голубой рамке «Повторим главное»

Итак, что способствовало великим географическим открытиям??

  • Развитие науки, техники, кораблестроения;
  • Появление морских карт, навигационных приборов;
  • Развитие торговли.

 Практическая работа с контурными картами:

  • Обозначьте страны, города, моря и океаны о которых шла речь на уроке  и маршруты   путешествий( Португалия, Индия, Лиссабон, Каликут, М.Доброй Надежды, Средиземное море, Индийский океан, Атлантический океан)

 

 

 

 

 

Формулируют определение «Эпоха Великих географических открытий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают и анализируют текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают и анализируют текст, отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают и анализируют текст, отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

Учащиеся отдыхают

 

 

 

Читают и анализируют текст, отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Слушают музыку, высказывают свои предположения.

 

 

 

Читают и озвучивают вывод

 

 

 

 

Отмечают в контурных листах географические объекты

7.Контроль усвоения нового знания

 

Давайте ответим на тестовые вопросы (на листочках)

ТЕСТ

1.Эпоха великих географических открытий – это период …

А) 11-13 веков б) 13-15 веков  в) 15-17 веков г) 19-21 веков

2. В поисках морского пути в Индию решающую роль сыграла страна:

А) Португалия Б) Великобритания В) Италия Г) Испания

3. Организовал мореходную школу Средиземноморья…

А) Бартоломеу Диаш Б) Генрих Мореплаватель В)Васко до Гама Г) А. Никитин

4. Первый из европейцев обогнул Африку с юга, но так и не добрался до Индии:

А) Генрих Мореплаватель Б) Бартоломеу Диаш В) Васко до Гама Г) А. Никитин

5. Первый из европейцев совершил первое плавание к берегам Индии:

А) Генрих Мореплаватель Б) Бартоломеу Диаш В) Васко до Гама Г) А. Никитин

 

 

Рассуждают, отвечают на вопросы устно, аргументируют ответы.

 

 

 

 

Работают в микро-группах (2 человека).

Отвечают на вопросы теста, обмениваются листочками и проверяют работы. Выставляют оценки по критериям учителя.

 

8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

 

Вначале урока мы с вами ставили перед собой цели, скажите, мы достигли  с вами этих целей в конце нашего урока?

1.Что такое Эпоха Великих географических открытий?

2.Зачем нужен был морской путь в Индию?

3.Кто такие: Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш и Васко да Гама?

Рефлексия: Сегодня я узнал……..

Было интересно……….

Было трудно…………

Меня удивило……….

Мне захотелось………

 Слушают и оценивают свою деятельность на уроке

9. Домашнее задание

Всем: параграф 12 пересказ

На оценку «3» - письменно ответить на вопросы «Проверим знания» стр. 63

На оценку «4» - ответить на «Более сложные вопросы» стр. 63

На оценку «5» - выполнить задание «От теории к практике» стр. 63.

Вы все сегодня большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! До новых встреч!

Записывают задание в дневник


Причины географических открытий

 

Изменения в Европе

Причины географических открытий

Растет производство товаров;

Активно развивается торговля;

Жажда золота, драгоценностей, пряностей, торговля диковинными товарами.

Рост населения Европы

Поиск новых земель .

Обогащение драгоценностями,  тканями, пряностями

Поиск новых путей на восток  в Индию, чтобы использовать доходы.

Препятствие со стороны Востока, правители облагали высоким налогом купцов или просто грабили караваны.

 

Удивительно, но человек, вошедший в историю под прозвищем Мореплаватель, не совершил ни одного плавания. Он решил найти путь в Индию по морю. Хотя финикийцы и обогнули Африку, но европейцы не знали об этом и еще не имели опыта длительных морских экспедиций. Португальский  принц Генрих организует мореходную школу и приглашает работать в ней самых известных ученых со всего Средиземноморья. В этой школе обучались капитаны, которые потом будут искать морской путь в Индию вокруг Африки. На протяжении 40лет они изучали африканское побережье, продвигались на юг, наносили его на карту. Построили там порты.

Бартоломеу Диаш - выдающийся португальский мореплаватель XV в., первооткрыватель мыса Доброй Надежды и связи между Атлантическим и Индийским океанами. Родился предположительно в 1450 г., погиб в море 29 мая 1500 г.Из множества опытных мореходов Бартоломеу Диаш был выбран неслучайно. Он прошел школу математики и астрономии в Лиссабонском Университете и служил в крепости Сан Жоржи да Мина, именно такой человек требовался для предприятия, сочетающий способность определить сложный курс и умение преодолевать, то и дело сменяющиеся штилями бури и шторма, такие как шторма Гвинейского залива. После десяти месяцев приготовлений Диаш покинул Лиссабон во второй половине июля или в начале августа 1487 г. с двумя вооруженными пятидесятитонными каравеллами и одним транспортом. В его команде были Перу де Аленкер, описавший первое плавание Васко да Гамы, Лейтао, Жуао Инфанте, Алваро Мартинш и Жуао Грего. Транспортным кораблем командовал брат Бартоломеу, Перу Диаш. На корабле состояли также шесть чернокожих невольников: два мужчины и четыре женщины, захваченные ранее в плен Дього Каном, с которыми очень хорошо обращались, одевали и кормили, и которых предполагалось высадить на берег в удобных местах при надобности для разъяснения местному населению целей экспедиции.

Вначале Диаш направился к устью Конго, открытому за год до этого Каноми Бехаймом, затем продвинулся вдоль африканского побережья и воздвиг свой первый каменный столб- падрао близ нынешней Ангра Пекена. На 29 градусе южной широты он потерял из виду берег и попал в жесточайший шторм, длившийся тринадцать дней, далеко к югу от мыса. Когда вновь установился штиль, он отправился вновь в восточном направлении, но земли не показалось, тогда экспедиция направилась к северу и произвела высадку в заливе Моссель, здесь были высажены наши упомянутые невольники (Bahia dos Vaqueiros, заливе Пастухов), Затем вдоль побережья Диаш достиг залива Лагоа и далее – крайней точки своего путешествия, Великой Рыбьей реки, которую он назвал в честь капитана сопровождающего судна, Rio Infante. Лишь на обратном пути был открыт тот самый мыс, которому, согласно Баррошу было дано имя Cabo Tormentoso, или «Мыс бурь». Жуан II же, в свете успешного возвращения экспедиции, предложил другое имя, мыс Доброй Надежды, которое мыс и носит по сей день.

Диаш возвратился в Лиссабон в декабре 1488 г., после отсутствия длительностью шестнадцать месяцев и семнадцать дней. Впоследствии он показал путь Васко да Гаме, которого сопровождал уже в качестве подчиненного до самых островов Кабо Верде.

          В 1500 г. Диаш командовал кораблем в экспедиции Кабрала; его судно, к несчастью, стало одним из потерпевших крушение неподалеку от открытого им за тринадцать лет до того мыса Доброй надежды.

           Официальный отчет об экспедиции к мысу Доброй Надежды никогда не был найден. Кроме сохранившихся описаний Барроша, до нас дошла еще записка об этом путешествии на полях копии манускрипта кардинала Пьера Д'Айи «Imago Mundi», той самой копии, которая попала в руки Христофора Колумба...

          Читая письмо Каминьа к королю об открытии Бразилии, "земли Вера Круш", невольно замечаешь по слогу автора и частоте упоминания Диаша, каким непререкаемым авторитетом пользовался этот опытный мореход в экспедиции.

 

Рассказ о Васко да Гаме

  Молодой придворный знатного происхождения, смельчак Васко да Гама возглавил в 1497 (8 июля 1497) первую экспедицию из трёх кораблей для открытия морского пути  в Индию. Экипаж судов насчитывал  168 человек (в т.ч. 12 арестантов). 
Современники  великого мореплавателя говорили, что он не боялся ответственности, любой ценой готов был достичь своих  целей, часто срывался на гнев, был жадным и деспотичным. У него отсутствовали дипломатические качества. Эти качества проявились во время плавания. Когда буря чуть стихла, на двух  кораблях  матросы потребовали повернуть назад. Тогда да Гама на глазах у всех выбросил навигационные приборы в море. "Посмотрите! – крикнул он. – Мне не нужно другого путеводителя, кроме Господа. Если я не достигну цели, Португалия никогда меня больше не увидит!"

2 марта 1498г. корабли подплыли к арабскому порту Мозамбик. Жители встретили радушно, правитель даже подарил Васко да Гаме в знак дружбы четки. Но высокомерный и заносчивый капитан,  посчитал горожан дикарями и попытался предложить эмиру в подарок красный колпак. Разумеется, местный правитель с негодованием отверг такой подарок. 
            Эмир еще до разрыва отношений успел предоставить в распоряжение флотилии двух знатоков морского дела, но один из них тут же сбежал, а второй, был ненадежен: вскоре после отплытия, он пытался выдать какие-то встреченные острова за материк. Разъяренный командир велел привязать лгуна к мачте и лично жестоко высек. 
20 мая 1498 г. капитан со своего капитанского мостика  увидел бурый берег Индии в районе города Каликут. Так был открыт морской путь  в Индию вокруг Африки. Он занял 10,5 месяцев; было пройдено более 20 тыс. км. 
            Васко попросил, чтобы на аудиенцию к правителю его несли в паланкине, в окружении трубачей и знаменосцев. Местный принц (заморин), по праву считая себя «властителем моря», встретил да Гаму радушно. Заморин восседал на троне из слоновой кости, на пальцах его рук сверкали перстни с драгоценными камнями. И, представьте, такому правителю да Гама подарил дешевую андалусскую полосатую материю, те же красные колпаки и ящик сахара, что и вождям африканских племен! Не без приключений, 18 сентября 1499 г. Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон. После этого открытия Индия надолго попала под господство Португалии. Дважды Васко да Гама участвовал в экспедициях по подавлению восстания португальцев. С тех пор имя этого мореплавателя не пользуется уважением в Индии.

Великие географические открытия

Дата

Мореплаватель

Открытие

1487 год

Бартоломеу Диаш

Обогнул мыс Доброй Надежды

1497-1498 гг.

Васко да Гама

Обогнув Африку, достиг берегов Индии

 Итак, что способствовало географическим открытиям

  • Развитие науки, техники, кораблестроения;
  • Появление морских карт, навигационных приборов;
  • Развитие торговли.

 

  • Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36

Технологическая карта урока . 1

Технологическая карта урока . 1

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока Этап урока (обязательные этапы урока)

Ход урока Этап урока (обязательные этапы урока)

Никитин! Каким? Тема «Морской путь в

Никитин! Каким? Тема «Морской путь в

Первичная проверка понимания

Первичная проверка понимания

Первичная проверка понимания

Первичная проверка понимания

Контроль усвоения нового знания

Контроль усвоения нового знания

Причины географических открытий

Причины географических открытий

Лагоа и далее – крайней точки своего путешествия,

Лагоа и далее – крайней точки своего путешествия,

Местный принц (заморин), по праву считая себя «властителем моря», встретил да

Местный принц (заморин), по праву считая себя «властителем моря», встретил да