Технологическая карта урока
Предмет |
География |
Класс |
6 |
Цель урока |
Формирование общих представлений о реке и ее основных элементах. |
Задачи урока |
Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата. Познакомить с крупнейшими реками России, мира. Сформировать представление
о направлении течения и скорости равнинных и горных рек Уметь определять водоразделы и бассейны рек. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников
|
Планируемые результаты |
Учащиеся должны уметь:
|
Основные понятия |
Река, исток, устье, приток, бассейн, пороги, водопад.
|
Формы организации учебной деятельности |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Тип урока |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Технологии |
Здоровьесберегающие технологии, интерактивного обучения - компьютерных технологий, технология группового обучения.
|
Ресурсы урока |
Ноутбук, видеоролик http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/87/, атласы, карточки работы, листы рефлексии.
|
Структура и ход урока
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||
1. Организа ционный момент.
Мотивация к учебной деятельности. |
1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе. 2.Создание положительного эмоционального настроя на урок. |
1. Приветствует учащихся. 2. Проверяет рабочие места 3. Организует внимание и настраивает на работу учащихся.
|
1.Приветствие учителя. |
Личностные УУД: Стремление к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.
|
|||||||||||||||||||
2.Обобщение и актуализация знаний. (8 минут). |
1.Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление.
|
1. 1.Инструктаж. Учитель обращает внимание учащихся на рабочий лист, где в 2 столбика написаны понятия и даны им определения. Надо соотнести понятие и определение. (Приложение 1) 2. 2.Контролирование хода работы 3. 3. Проверка работы. 4. Используя вопросы беседы с учащимися, обобщает ранее полученные учащимися сведения о подземных водах и тем самым готовит их к продуктивной работе на уроке.
|
1.Внимательно слушают инструктаж. 2.Мотивация учащихся.
3.Выполнение работы.
4.Проверка работы. Ответы: 1.З.; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.
|
Познавательные УУД: Формирование навыков работы с информацией, структурирования знаний, осознанное построение речевого высказывания. Формирование навыков контроля и оценки своей деятельности. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные УУД: Целеполагание, прогнозирование результата и уровня усвоения знаний. Контроль и коррекция знаний, оценка деятельности. Планирование последовательности своих действий. Волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: Развитие умения вступать в диалог, слушать, использовать вербальные и невербальные средства общения. Планирование учебного сотрудничества, ориентация на партнера по общению. Личностные УУД: Формирование познавательных мотивов-интерес к новому
|
|||||||||||||||||||
3. Усвоение новых знаний и способов действий. (10 минут). |
1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися. 2. Подготовить учащихся к выполнению практического задания на закрепление.
|
Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель. Предлагает отгадать загадки: ·
Течет,
течет – не вытечет; ·
Не
конь, а бежит, ·
Между
гор, между дол Сообщает тему урока: Вы
уже поняли, что тема урока …(Реки) Познакомиться с крупнейшими реками России, мира. Уметь называть, показывать реки мира, России. Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? (слайд)
Используя презентацию, рассказывает о строении реки ( ПРИЛОЖЕНИЕ) - Река - поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом. Исток - место начало реки. Они бывают разные (показ слайда) Посмотрите видеофильм «Реки. Источник». http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/87/ Он поможет вам ответить на вопросы: Как зарождается река? Куда впадает река? Как определить на каком берегу, мы находимся?
|
Смотрят слайды, слушают учителя
Предлагают варианты ответов
Записывают тему урока в тетрадь
Предлагают варианты ответов
Высказывают свои ассоциации со словом «река».
Слушают учителя и зарисовывают схему строения реки в тетрадь. Обозначают на рис. части речной системы (Приложение 2)
Просмотр видеоролика
|
Личностные УУД: осознание своих возможностей. РегулятивныеУУД : умение регулировать свои действия. КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
|
|||||||||||||||||||
4Физкультминутка (2мин). |
1.Снятие эмоционального и физического напряжения. |
1.Учитель читает стихотворение и показывает упражнения Рыбки весело плескались В чистой свеженькой воде. То согнутся, разогнутся. То зароются в песке. Приседаем столько раз Сколько рыбок здесь у нас. Сколько чаек у нас Столько мы подпрыгнем раз |
1.Выполняют упражнения.
|
Личностные УУД: Формирование установок на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: Сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
|
|||||||||||||||||||
5 Продолжение изучение нового материала (8 мин).
|
|
Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем. Устья рек могут иметь разную форму (слайд ) Дельта – это устье в виде низменной равнины, сложенной речными наносами и прорезанной многочисленными протоками – ветвящимися руслами (слайд) Эстуарий – воронкообразный залив в устье реки, глубоко вдающийся в долину. (слайд) Расстояние от истока до устья – длина реки (слайд) Самая длинная река мира Амазонка с притоком Укаяли (7062км) - Как определить на каком берегу, мы находимся? (слайд) Большинство рек впадает в другие реки, образуя их притоки. Научить определять правые и левые притоки на карте. Задание: определите по схеме, где правые, а где левые притоки. Показывает презентацию, рассказывает о строение реки ,режиме и питании рек.
-Как вы думаете: а что такое водопад?
Давайте по географическим координатам найдем некоторые из них ( Корректирует деятельность уч-ся) 1) 420 с.ш., 780 з.д. (Ниагарский) 2) 50 с.ш., 620 з. д. (Анхель) 3) 180 ю.ш., 260 в. д. (Виктория)
|
Слушают учителя и Дополняют схему (Приложение 3).
Работа с атласом
Работа с атласом
1) 420 с.ш., 780 з.д.
2) 50 с.ш., 620 з. д.
3)180 ю.ш., 260 в. д.
|
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы |
|||||||||||||||||||
6.Закрепление и обобщение знаний. (9мин).
|
1.Установить степень
усвоения обучающимися изученного материала, устранить обнаруженные пробелы. |
1.Конкурс знатоков. ( ПРИЛОЖЕНИЕ)
- Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока. Кроссворд раздается каждому учащемуся.
По горизонтали: 1. Углубление на дне реки, по которому течет вода? 2. Место впадения реки в озеро, море? 3. Как называется речка, ручеек, впадающие в главную реку? 4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку? - Какое же слово получилось?
|
Выполняют работу. и записывают ответы в тетрадь |
Личностные УУД: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Развитие личностных представлений о клетках, тканях, органах и системах органов Понимание того, что мой организм – целостная система. Формирование установок на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: Умение сотрудничать с учителем и сверстниками в группе, умение слушать собеседника, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Развитие умения вступать в диалог, использовать вербальные и невербальные средства общения. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Понимание различных мнений и умение обосновывать свое, умение находить общее решение. Рефлексия своих действий. Познавательные УУД: Умение анализировать, выделять целое и части. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, доказывать и аргументировать свои предложения. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Регулятивные УУД: Понимание и принятие учебных задач, активизация произвольного внимания. Умение оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы, сравнивать с образцом и различать ошибки.
|
|||||||||||||||||||
7Домашнее задание (3мин). |
1. Закрепить знания и умения по данной теме |
Учитель формулирует домашнее задание и разъясняет учащимся методику его выполнения. 1. Составить кроссворд по рекам России или мира. 2.Параграф 34 (стр.88 -89).
|
1. Слушают разъяснения учителя. 2. Записывают домашнее задание |
Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника. Регулятивные УУД: Прогнозирование своей деятельности. |
|||||||||||||||||||
8.Рефлексия учебной деятельности (4мин). |
1.Самооценка результатов деятельности обучающимися |
Предлагает дополнить предложение: 1) Я знаю, что такое … 2) Я могу … 3)Я научился … ( Приложение 4) |
Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя |
Регулятивные УУД: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД:: осознавать успешность своей деятельности.
|
Приложение 1.
Установите соответствие
1. Вода, находящаяся в земной коре называется … |
А. минеральными водами |
2. Горные породы, пропускающие воду, называются … |
Б. источниками (родниками) |
3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются … |
В. межпластовыми водами |
4. Слой, насыщенный водой называется … |
Г. водоносным слоем |
5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются … |
Д. пещерами |
6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах , в оврагах, резных долинах называются … |
Е. водопроницаемыми горными породами |
7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется … |
Ж. грунтовыми водами |
8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются … |
З. подземной водой |
Ответы: 1.З.; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.
Приложение 2
- Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока. Кроссворд раздается каждому учащемуся.
По горизонтали:
Углубление на дне реки, по которому течет вода?
Место впадения реки в озеро, море?
Как называется речка, ручеек, впадающие в главную реку?
Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?
- Какое же слово получилось?
Приложение 3.
Приложение №4
Лист рефлексии
Своей работой на уроке я: а) доволен; б) не совсем доволен; в) не доволен, т.к. ________________________
Сегодня на уроке я научился ……………………………………………………………………………………….
было трудно ………………………………………………………………………………… ………………………
было интересно ………………………………………………………………………………………………………
понял, что ……………………………………………………………………………………………………………
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.