Технологическая карта урока
Общая часть |
||||
Тема урока |
Жизнь в океане. 7 класс. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны
|
|||
Планируемые образовательные результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
Сформировать представление о разнообразии жизни в океане, об основных направлениях ее изменения, видах живых существ по условиям их обитания |
Формирование умений слушать сообщения одноклассников по теме и давать краткий отзыв. Формирование умений сравнивать, обобщать факты. Развитие самостоятельности; речи |
Воспитание чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, умение аргументировать точку зрения, делать выводы. Формирование умения самоконтроля знаний, рефлексии |
||
Методы обучения |
Объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический |
|||
Формы организации познавательной деятельности обучающихся |
Коллективная, индивидуальная, работа в парах |
|||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Колыбель жизни – океан, планктон (фитопланктон, зоопланктон), нектон, бентос. |
|||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Физическая карта мира, карта океанов, слайды презентации о растительном и животном мире Мирового океана
|
|||
№ п/п |
Этап урока |
УУД |
Деятельность |
ЭОР |
Время ( в мин) |
|
учитель |
учащиеся |
|||||
1. |
Оргмомент |
Уметь организовываться к деятельности на уроке |
Проверяет готовность к уроку, формирует позитивный настрой |
Приветствуют учителя, организованы к работе |
|
1 |
2. |
Проверка домашнего задания |
Задания на проверку знания карты. - покажите на карте ветровые течения - покажите стоковые течения. Задания на проверку понимания причинно-следственных связей. - объясните, верно ли утверждение: «Солнце и ветры – вот, что движет воды океана». постройте схему-цепочку причинно-следственных связей между явлениями. Проанализируйте физическую и политическую карты мира и определите: берега каких стран омывают Калифорнийское, Сомалийское, Перуанское, Куросио течения? |
Организует работу по проверке домашнего задания |
Аргументировано, грамотно отвечают на вопросы, докладывают о выполнении домашнего задания |
Презентация, слайды 2-6 |
5 |
3. |
Актуализация опорных знаний |
Организует
работу по |
Вспомните: Какие факторы влияют на разнообразие и распространение жизни на Земле? Как изменяются условия нагрева и освещенности вод с увеличением глубины Мирового океана? Будут ли отличаться факторы, влияющие на распространение жизни в океане? |
Отвечают на вопросы, выполняют задание, приводят 3-5 факторов, записывают в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах. |
|
4 |
4. |
Создание проблемной ситуации |
Умение строить поиск решения, находить информацию, анализировать результаты.
|
В море синее нырну, Поплыву на глубину. Повстречаю осьминога Поиграю с ним немного, Полюбуюсь на звезду И жемчужину найду. Подружись и ты с волной А теперь ныряй со мной! Делит класс на 3 малые группы. Организует работу в группе с текстом учебника по алгоритму, с. 89-91. Учащиеся выполняют задания, пользуясь картами атласа, справочниками, информацией презентации |
Изучают группы морских организмов, определяют виды организмов, условия, в которых обитают. Делают выводы. Заполняют таблицу. Представляют результаты классу. |
Презентация, слайды – 7-18 |
7 |
5. |
Мотивация |
Умение формулировать тему урока, ставить учебные цели |
Организует побуждающий диалог – О чем идет речь в считалочке? Что мы будем изучать сегодня? |
Самостоятельно пытаются формулировать тему и цели урока |
|
3 |
6. |
«Открытие» нового знания |
Умение работать с новой информацией самостоятельно, формулировать ответы на поставленные вопросы, грамотно излагать свои мысли в речи |
Подводящий диалог побуждает учащихся к самостоятельной работе над текстом учебника – В каких широтах разнообразие морских организмов наибольшее и почему?
|
Самостоятельно читают текст учебника с. 91-92, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, сверяют свои ответы в тетради |
|
7 |
7. |
Первичное применение нового знания |
Формирование организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля |
Организует работу по закреплению первичных знаний |
Самостоятельно выполняют задания, предложенные учителем, осуществляют самопроверку и взаимопроверку в парах |
Задания в презентации, слайды 19-23 |
6 |
8. |
Рефлексия (итог урока) |
Осуществлять познавательную рефлексию |
Предлагает
оценить |
Отвечают на вопросы: «Как нам удалось достичь успеха, что надо сделать, чтобы всем достичь успеха» |
Слайды презентации 24 |
5 |
9. |
Инструктаж домашнего задания |
|
Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; §12, сложные вопросы № 1, 2 устно. Дополнительное задание для желающих: составить кроссворд на тему «Жизнь в океане» |
Задают вопросы по тексту параграфа, заданий. |
Слайды 25 |
2 |
Приложение 1
Детская считалочка
В море синее нырну,
Поплыву на глубину.
Повстречаю осьминога
Поиграю с ним немного,
Полюбуюсь на звезду
И жемчужину найду.
Подружись и ты с волной
А теперь ныряй со мной!
Приложение 2
Таблица «Группы морских организмов»
Группа морских организмов |
Виды морских организмов |
Условия обитания организмов |
|
|
|
Приложение 3
Алгоритм работы малых групп по изучению групп морских организмов:
1. Прочитайте текст на с. 89-91, рассмотрите рисунки. Определите как называется ваша группа организмов. Запишите в таблицу. Дайте определение понятия, если не можете справиться с заданием, найдите в справочнике.
2. Определите и выпишите виды морских организмов вашей группы в таблицу.
3. Каждый морской организм обитает в определенных условиях, борется за свое существование. Выпишите в таблицу условия среды, в которой обитает ваша группа организмов. Запишите проблемы, с которыми им приходится сталкиваться. Как организмы приспосабливаются к неблагоприятным условиям?
Приложение 4
Алгоритм самостоятельной индивидуальной работы над текстом учебника.
1. Самостоятельно прочитайте текст учебника с. 91-92.
2. Ответьте на вопрос: В каких широтах разнообразие морских организмов наибольшее и почему?
3. Сделайте выводы, сверьте свои ответы в тетради.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-пресс ,2001.
3. Залогин Б.С. Океаны. – М.: Просвещение, 1996.
4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.
5. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.