Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций». 11 класс
Оценка 4.7

Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций». 11 класс

Оценка 4.7
docx
27.02.2024
Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций». 11 класс
технологическая карта.docx

Аннотационный лист урока по химии «Классификация химических реакций»

 

Учитель: Шитвенкина Наталья Александровна

Место работы: МАОУ «СОШ №3», г. Канаш

Класс: 11

Тема урока: Классификация химических реакций

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Дата: 8.12.2021

УМК: Г. Е. Рудзитис, Химия, 11 класс

Цель урока: обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Химические реакции», продолжить развитие навыков у учащихся самостоятельной работы по темам главы.

Задачи урока:  

                1) Развивающие: развить умение строить логические цепочки и выводы, находить правильные ответы на поставленные задачи;

                2) Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, продолжать формировать убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

                3) Образовательные: закрепить знания и умения учащихся по темам изученной главы.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: презентация, школьная доска, раздаточный материал, ПСХЭ

Планируемые результаты обучения (ПРО):

1) Личностные:

- умение формировать высказывания, суждения, делать предложения;

- развитие умственной деятельности: умений обобщать, делать выводы.

2) Метапредметные:

- умение анализировать информацию;

- приобретение опыта самостоятельной работы.

3) Предметные:

- обобщение и систематизация полученных знаний по темам главы.

План урока «Классификация химических реакций»:

1.      Повторение химических терминов по темам изученной главы.

2.      Работа с презентацией и раздаточным материалом.

3.      Выполнение заданий.

4.      Подведение итогов, вывод.

Литература для учителя:

1) Рудзитис Г. Е. Химия. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе (DVD) : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М. : Просвещение, 2017. – 224 с.

2)  Пособие «Репетитор по химии» / под ред. А .С. Егорова. — Изд. 29-е. — Ростов н /Д : Феникс, 2010. — 762, [1] с.

Литература для учащихся:

1) Рудзитис Г. Е. Химия. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе (DVD) : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М. : Просвещение, 2017. – 224 с.

2) Презентация на тему «Классификация химических реакций»

 

 


 

Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций». 11 класс

 

№ п/п

Этапы урока

Цель этапа

                                                                              Методическая структура урока

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

             УУД

1

Орг. момент

(2 мин.)

Создать эмоциональный настрой на урок

Беседа

Проверяет готовность учащихся. Отмечает отсутствующих

Настраиваются на урок. Проверяют наличие учебных принадлежностей

 

Л: самоорганизация;

Р: способность регулировать свои действия, саморегуляция;

К: умение организовывать совместную деятельность с учителем и другими учащимися;

П: понимание учебной задачи.

2

Актуализация

(5 мин.)

Подвести учащихся к раскрытию темы и цели урока

Беседа. Фронтальный опрос

Формулирует вопросы, позволяющие возбудить мыслительную деятельность учащихся.

1. Назовите известные вам типы химических реакций.

К каждому типу реакции один учащийся проговаривает определение, а другой - записывает на доске уравнение реакции.

 

 

 

 

 

 

 

 2. Что такое тепловой эффект химической реакции?

 

 

 

 

 

 

 

3. Сформулируйте принцип Ле-Шателье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Что такое степень окисления? Почему концентрированная серная и азотная кислоты, перманганаты, дихроматы Ме являются сильными окислителями, а аммиак, сероводород, Ме - сильными восстановителями?

Отвечают на заданные вопросы.

 

 

Ответ: Реакции соединения, реакции обмена, реакция разложения, реакция замещения, ОВР, не ОВР, гомогенная, гетерогенная, обратимая, не обратимая, каталитическая, не каталитическая, экзотермическая, эндотермическая.

Ответ: Количество теплоты, которое выделяется в окружающую среду или поглощается из нее в результате реакции, называют тепловым эффектом данной химической реакции.

Ответ: Если на равновесную систему оказывается внешнее воздействие, то равновесие смещается в сторону той реакции (прямой или обратной), которая противодействует этому воздействию.

Ответ: Степенью окисления -условный заряд атома в соединении, если считать, что связь в нём ионная. Степень окисления равна числу электронов, смещённых от атома или к атому. Сильный окислитель за счет ионов серы в высшей степени окисления.

 

Л: сформировать потребность в изучении новой темы;

Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения;

К: формулирование собственного мнения;

П: умение выделять познавательную цель.

 

3

Сообщение темы и цели

(2 мин.)

Определить вместе с учащимися цель урока

Беседа

Мы вспомнили основные химические термины, которые помогут нам в дальнейшем проведении урока.

Какая цель этого урока по вашему?

 

 

 

 

 

 

Ответ: обобщить и систематизировать имеющиеся знания.

 

Л: умение определять цель урока;

Р: определение цели учебной деятельности;

К: участие в коллективном обсуждении;

П: выделение цели урока из обсуждения.

 

4

Обобщение изученного материала

(30 мин.)

Обобщить и систематизировать полученные знания

Работа с раздаточным материалом и презентацией. Индивидуальная работа. Беседа

Раздает учащимся таблицы (Приложение1) для заполнения во время урока.

Задания на раздаточном материале дублируются на слайдах презентации.

Задание 1.

Определить типы химических реакций:

– изменению числа и состава реагентов и продуктов реакции;

–          по тепловому эффекту химической реакции;

–          по участию катализатора;

–          по обратимости реакции;

–          по изменению степеней окисления элементов соединений в реакции:

а)  

б)

в)

г)

д)

г)

Задание 2.

Решение задач.

Решить задачу. Термохимическое уравнение реакции сгорания ацетилена

2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О + 2610 кДж.

Сколько теплоты выделится, если будет израсходовано: а) 13 г ацетилена; б) 1,12л ацетилена; в) 1 моль ацетилена.

Решить задачу. При сжигании серы получено 64 г оксида серы (IV), при этом выделилось теплоты 292, 6 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.

Задание 3.

Равновесие химической реакции.

В каком направлении сместится равновесие химической реакции:

 4HCl(г) + O2 ↔ 2Cl2 + 2H2O(г) + Q, если

а) понизить температуру to;

б) повысить давление p;

в) повысить концентрацию кислорода;

г) понизить концентрацию хлороводорода;

д) введение катализатора.

Задание 4.

Расставить степени окисления.

1) CrO3, Mn2O7, CaH2, MnCl2, KMnO4, K2MnO4, NH4ClO4, PCl5, SnS2

2) Составить уравнение химической реакции при помощи электронного баланса, указать окислитель и восстановитель:

а) Na + H2SO4конц → H2S + Na2SO4 + H2O

б) MnS + HNO3конц → MnSO4 + NO2 + H2O

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5.

Составить уравнения диссоциации электролитов.

а) Ba(OH)2

б) H3PO4

в) KOH

г) Na2CO3

д) Cr2(SO4)3

е) BaS

Задание 6.

Составить уравнения реакций.

Просмотрите фидеофрагменты и напишите к каждому молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения.

1.

2.

3.

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

- реакции присоединения, разложения, обмена, замещения;

- экзотермические, эндотермические;

- каталитические, не каталитические;

- обратимые, не обратимые;

- ОВР, не ОВР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: а) 652,5 кДж; б) 65,25 кДж; в) 1305 кДж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: S + O2SO2 + 292,6 кДж

 

 

 

 

 

 

Ответ: а) в сторону обратной реакции:

б) в сторону прямой реакции;

в) в сторону прямой реакции;

г) в сторону обратной реакции;

д) равновесие не сместится;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: 1) Cr+6O3-2, Mn2+7O7-2, Ca+2H2-1, Mn+2Cl2-1, K+1Mn+7O4-2, K2+1Mn+6O4-2,

 N-3H4+1Cl+7O4-2, P+5Cl5-1, Sn+4S2-2

2) 8Na0 + 5H2S+6O4(конц) → H2S-2 + 4Na2+1SO4 + 4H2O

Na0 - 1ē → Na+1  │ 8 (окисление)

S+6 + 8ē → S-2     │ 1 (восстановление)

б) MnS-2 + 8HN+5O3(конц) → MnS+6O4 + 8N+4O2 + 4H2O

S-2 - 8ē → S+6       │ 1 (окисление)

N+5 + 1ē → N+4     │ 8 (восстановление)

Ответ: а) Ba(OH)2Ba+2 + 2OH-1

б) H3PO4H+ + H2PO4-

    H2PO4-H+ + HPO42-

    HPO42-H+ + PO43-

в) KOHK+1 + OH-1

г) Na2CO3 ↔ 2Na+1 + CO32-

д) Cr2(SO4)3 ↔ 2Cr3+ + 3SO42-

е) BaS↔ Ba+1 + S-1

 

Тетрадь. Учебник. Таблица

Л: умение структурировать знания, строить речевые высказывания;

Р: находить ответы на вопросы, используя свои знания;

К: работать индивидуально и совместно с учителем, сверстниками;

П: уметь осуществлять поиск и выделение информации.

 

5

Домашнее задание

(2 мин.)

Сообщение домашнего задания

Работа с учебником

Дает домашнее задание:

Повторить темы главы, задания 1, 2, 3 на стр. 73.

Записывают домашнее задание в дневник.

Тетрадь. Учебник

Л: осознание домашнего задания;

Р: осознание закрепления пройденного материала;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: извлечение необходимой информации из различных источников.

 

6

Подведение итогов. Оценивание. Рефлексия

(4 мин.)

Оценка знаний учащихся. Проверка способности самооценивания.

Фронтальный опрос

Ставит отметки в журнал активным учащимся. Просит учащихся подвести итоги урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют итоги урока.

 

Л: формирование положительного отношения к познавательной деятельности;

Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

К: умение выражать свои мысли;

П: умение структурировать знания.

 

 

 

                                                                                                                                                           Шитвенкина Н. А.

 

 

 

Придожения.

Приложение 1.

Выполните задания.

1. Определить типы химических реакций:

– по изменению числа и состава реагентов и продуктов реакции;

Ответ:_______________________________________________________________________________

– по тепловому эффекту химической реакции;

Ответ:_______________________________________________________________________________

– по участию катализатора;

Ответ:_______________________________________________________________________________

– по обратимости реакции;

Ответ:_______________________________________________________________________________

– по изменению степеней окисления элементов соединений в реакции:

а)  

б)

в)

г)

д)

г)

Ответ:_______________________________________________________________________________

 

2. Решение задач.

Решить задачу. Термохимическое уравнение реакции сгорания ацетилена

2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О + 2610 кДж.

Сколько теплоты выделится, если будет израсходовано: а) 13 г ацетилена; б) 1,12л ацетилена; в) 1 моль ацетилена.

Ответ:

 

 

 

Решить задачу. При сжигании серы получено 64 г оксида серы (IV), при этом выделилось теплоты 292, 6 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.

Ответ:

 

3. Равновесие химической реакции.

В каком направлении сместится равновесие химической реакции:

 4HCl(г) + O2 ↔ 2Cl2 + 2H2O(г) + Q, если

а) понизить температуру to;

б) повысить давление p;

в) повысить концентрацию кислорода;

г) понизить концентрацию хлороводорода;

д) введение катализатора.

 

4. Расставить степени окисления.

1) CrO3, Mn2O7, CaH2, MnCl2, KMnO4, K2MnO4, NH4ClO4, PCl5, SnS2

2) Составить уравнение химической реакции при помощи электронного баланса, указать окислитель и восстановитель:

а) Na + H2SO4конц → H2S + Na2SO4 + H2O

 

 

б) MnS + HNO3конц → MnSO4 + NO2 + H2O

 

 

5. Составить уравнения диссоциации электролитов.

а) Ba(OH)2

б) H3PO4

в) KOH

г) Na2CO3

д) Cr2(SO4)3

е) BaS

 

6. Составить уравнения реакций.

Просмотрите фидеофрагменты и напишите к каждому молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения.

1.

2.

3.

 

 

Приложение 2.

 

 


 

Аннотационный лист урока по химии «Классификация химических реакций»

Аннотационный лист урока по химии «Классификация химических реакций»

Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций»

Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций»

Что такое тепловой эффект химической реакции? 3

Что такое тепловой эффект химической реакции? 3

Ме - сильными восстановителями?Отвечают на заданные вопросы

Ме - сильными восстановителями?Отвечают на заданные вопросы

Задание 2. Решение задач. Решить задачу

Задание 2. Решение задач. Решить задачу

Дж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции

Дж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции

Na 2 SO 4 + H 2 O б ) MnS +

Na 2 SO 4 + H 2 O б ) MnS +

Домашнее задание (2 мин.)

Домашнее задание (2 мин.)

Придожения. Приложение 1.

Придожения. Приложение 1.

Решить задачу. При сжигании серы получено 64 г оксида серы (IV), при этом выделилось теплоты 292, 6 кДж

Решить задачу. При сжигании серы получено 64 г оксида серы (IV), при этом выделилось теплоты 292, 6 кДж

Ba ( OH ) 2 ↔ б ) H 3 PO 4 ↔ в )

Ba ( OH ) 2 ↔ б ) H 3 PO 4 ↔ в )

Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций». 11 класс

Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций». 11 класс

Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций». 11 класс

Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций». 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2024