Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций». 11 класс

  • docx
  • 27.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта.docx

Аннотационный лист урока по химии «Классификация химических реакций»

 

Учитель: Шитвенкина Наталья Александровна

Место работы: МАОУ «СОШ №3», г. Канаш

Класс: 11

Тема урока: Классификация химических реакций

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Дата: 8.12.2021

УМК: Г. Е. Рудзитис, Химия, 11 класс

Цель урока: обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Химические реакции», продолжить развитие навыков у учащихся самостоятельной работы по темам главы.

Задачи урока:  

                1) Развивающие: развить умение строить логические цепочки и выводы, находить правильные ответы на поставленные задачи;

                2) Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, продолжать формировать убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

                3) Образовательные: закрепить знания и умения учащихся по темам изученной главы.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: презентация, школьная доска, раздаточный материал, ПСХЭ

Планируемые результаты обучения (ПРО):

1) Личностные:

- умение формировать высказывания, суждения, делать предложения;

- развитие умственной деятельности: умений обобщать, делать выводы.

2) Метапредметные:

- умение анализировать информацию;

- приобретение опыта самостоятельной работы.

3) Предметные:

- обобщение и систематизация полученных знаний по темам главы.

План урока «Классификация химических реакций»:

1.      Повторение химических терминов по темам изученной главы.

2.      Работа с презентацией и раздаточным материалом.

3.      Выполнение заданий.

4.      Подведение итогов, вывод.

Литература для учителя:

1) Рудзитис Г. Е. Химия. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе (DVD) : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М. : Просвещение, 2017. – 224 с.

2)  Пособие «Репетитор по химии» / под ред. А .С. Егорова. — Изд. 29-е. — Ростов н /Д : Феникс, 2010. — 762, [1] с.

Литература для учащихся:

1) Рудзитис Г. Е. Химия. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе (DVD) : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М. : Просвещение, 2017. – 224 с.

2) Презентация на тему «Классификация химических реакций»

 

 


 

Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций». 11 класс

 

№ п/п

Этапы урока

Цель этапа

                                                                              Методическая структура урока

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

             УУД

1

Орг. момент

(2 мин.)

Создать эмоциональный настрой на урок

Беседа

Проверяет готовность учащихся. Отмечает отсутствующих

Настраиваются на урок. Проверяют наличие учебных принадлежностей

 

Л: самоорганизация;

Р: способность регулировать свои действия, саморегуляция;

К: умение организовывать совместную деятельность с учителем и другими учащимися;

П: понимание учебной задачи.

2

Актуализация

(5 мин.)

Подвести учащихся к раскрытию темы и цели урока

Беседа. Фронтальный опрос

Формулирует вопросы, позволяющие возбудить мыслительную деятельность учащихся.

1. Назовите известные вам типы химических реакций.

К каждому типу реакции один учащийся проговаривает определение, а другой - записывает на доске уравнение реакции.

 

 

 

 

 

 

 

 2. Что такое тепловой эффект химической реакции?

 

 

 

 

 

 

 

3. Сформулируйте принцип Ле-Шателье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Что такое степень окисления? Почему концентрированная серная и азотная кислоты, перманганаты, дихроматы Ме являются сильными окислителями, а аммиак, сероводород, Ме - сильными восстановителями?

Отвечают на заданные вопросы.

 

 

Ответ: Реакции соединения, реакции обмена, реакция разложения, реакция замещения, ОВР, не ОВР, гомогенная, гетерогенная, обратимая, не обратимая, каталитическая, не каталитическая, экзотермическая, эндотермическая.

Ответ: Количество теплоты, которое выделяется в окружающую среду или поглощается из нее в результате реакции, называют тепловым эффектом данной химической реакции.

Ответ: Если на равновесную систему оказывается внешнее воздействие, то равновесие смещается в сторону той реакции (прямой или обратной), которая противодействует этому воздействию.

Ответ: Степенью окисления -условный заряд атома в соединении, если считать, что связь в нём ионная. Степень окисления равна числу электронов, смещённых от атома или к атому. Сильный окислитель за счет ионов серы в высшей степени окисления.

 

Л: сформировать потребность в изучении новой темы;

Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения;

К: формулирование собственного мнения;

П: умение выделять познавательную цель.

 

3

Сообщение темы и цели

(2 мин.)

Определить вместе с учащимися цель урока

Беседа

Мы вспомнили основные химические термины, которые помогут нам в дальнейшем проведении урока.

Какая цель этого урока по вашему?

 

 

 

 

 

 

Ответ: обобщить и систематизировать имеющиеся знания.

 

Л: умение определять цель урока;

Р: определение цели учебной деятельности;

К: участие в коллективном обсуждении;

П: выделение цели урока из обсуждения.

 

4

Обобщение изученного материала

(30 мин.)

Обобщить и систематизировать полученные знания

Работа с раздаточным материалом и презентацией. Индивидуальная работа. Беседа

Раздает учащимся таблицы (Приложение1) для заполнения во время урока.

Задания на раздаточном материале дублируются на слайдах презентации.

Задание 1.

Определить типы химических реакций:

– изменению числа и состава реагентов и продуктов реакции;

–          по тепловому эффекту химической реакции;

–          по участию катализатора;

–          по обратимости реакции;

–          по изменению степеней окисления элементов соединений в реакции:

а)  

б)

в)

г)

д)

г)

Задание 2.

Решение задач.

Решить задачу. Термохимическое уравнение реакции сгорания ацетилена

2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О + 2610 кДж.

Сколько теплоты выделится, если будет израсходовано: а) 13 г ацетилена; б) 1,12л ацетилена; в) 1 моль ацетилена.

Решить задачу. При сжигании серы получено 64 г оксида серы (IV), при этом выделилось теплоты 292, 6 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.

Задание 3.

Равновесие химической реакции.

В каком направлении сместится равновесие химической реакции:

 4HCl(г) + O2 ↔ 2Cl2 + 2H2O(г) + Q, если

а) понизить температуру to;

б) повысить давление p;

в) повысить концентрацию кислорода;

г) понизить концентрацию хлороводорода;

д) введение катализатора.

Задание 4.

Расставить степени окисления.

1) CrO3, Mn2O7, CaH2, MnCl2, KMnO4, K2MnO4, NH4ClO4, PCl5, SnS2

2) Составить уравнение химической реакции при помощи электронного баланса, указать окислитель и восстановитель:

а) Na + H2SO4конц → H2S + Na2SO4 + H2O

б) MnS + HNO3конц → MnSO4 + NO2 + H2O

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5.

Составить уравнения диссоциации электролитов.

а) Ba(OH)2

б) H3PO4

в) KOH

г) Na2CO3

д) Cr2(SO4)3

е) BaS

Задание 6.

Составить уравнения реакций.

Просмотрите фидеофрагменты и напишите к каждому молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения.

1.

2.

3.

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

- реакции присоединения, разложения, обмена, замещения;

- экзотермические, эндотермические;

- каталитические, не каталитические;

- обратимые, не обратимые;

- ОВР, не ОВР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: а) 652,5 кДж; б) 65,25 кДж; в) 1305 кДж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: S + O2SO2 + 292,6 кДж

 

 

 

 

 

 

Ответ: а) в сторону обратной реакции:

б) в сторону прямой реакции;

в) в сторону прямой реакции;

г) в сторону обратной реакции;

д) равновесие не сместится;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: 1) Cr+6O3-2, Mn2+7O7-2, Ca+2H2-1, Mn+2Cl2-1, K+1Mn+7O4-2, K2+1Mn+6O4-2,

 N-3H4+1Cl+7O4-2, P+5Cl5-1, Sn+4S2-2

2) 8Na0 + 5H2S+6O4(конц) → H2S-2 + 4Na2+1SO4 + 4H2O

Na0 - 1ē → Na+1  │ 8 (окисление)

S+6 + 8ē → S-2     │ 1 (восстановление)

б) MnS-2 + 8HN+5O3(конц) → MnS+6O4 + 8N+4O2 + 4H2O

S-2 - 8ē → S+6       │ 1 (окисление)

N+5 + 1ē → N+4     │ 8 (восстановление)

Ответ: а) Ba(OH)2Ba+2 + 2OH-1

б) H3PO4H+ + H2PO4-

    H2PO4-H+ + HPO42-

    HPO42-H+ + PO43-

в) KOHK+1 + OH-1

г) Na2CO3 ↔ 2Na+1 + CO32-

д) Cr2(SO4)3 ↔ 2Cr3+ + 3SO42-

е) BaS↔ Ba+1 + S-1

 

Тетрадь. Учебник. Таблица

Л: умение структурировать знания, строить речевые высказывания;

Р: находить ответы на вопросы, используя свои знания;

К: работать индивидуально и совместно с учителем, сверстниками;

П: уметь осуществлять поиск и выделение информации.

 

5

Домашнее задание

(2 мин.)

Сообщение домашнего задания

Работа с учебником

Дает домашнее задание:

Повторить темы главы, задания 1, 2, 3 на стр. 73.

Записывают домашнее задание в дневник.

Тетрадь. Учебник

Л: осознание домашнего задания;

Р: осознание закрепления пройденного материала;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: извлечение необходимой информации из различных источников.

 

6

Подведение итогов. Оценивание. Рефлексия

(4 мин.)

Оценка знаний учащихся. Проверка способности самооценивания.

Фронтальный опрос

Ставит отметки в журнал активным учащимся. Просит учащихся подвести итоги урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют итоги урока.

 

Л: формирование положительного отношения к познавательной деятельности;

Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

К: умение выражать свои мысли;

П: умение структурировать знания.

 

 

 

                                                                                                                                                           Шитвенкина Н. А.

 

 

 

Придожения.

Приложение 1.

Выполните задания.

1. Определить типы химических реакций:

– по изменению числа и состава реагентов и продуктов реакции;

Ответ:_______________________________________________________________________________

– по тепловому эффекту химической реакции;

Ответ:_______________________________________________________________________________

– по участию катализатора;

Ответ:_______________________________________________________________________________

– по обратимости реакции;

Ответ:_______________________________________________________________________________

– по изменению степеней окисления элементов соединений в реакции:

а)  

б)

в)

г)

д)

г)

Ответ:_______________________________________________________________________________

 

2. Решение задач.

Решить задачу. Термохимическое уравнение реакции сгорания ацетилена

2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О + 2610 кДж.

Сколько теплоты выделится, если будет израсходовано: а) 13 г ацетилена; б) 1,12л ацетилена; в) 1 моль ацетилена.

Ответ:

 

 

 

Решить задачу. При сжигании серы получено 64 г оксида серы (IV), при этом выделилось теплоты 292, 6 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.

Ответ:

 

3. Равновесие химической реакции.

В каком направлении сместится равновесие химической реакции:

 4HCl(г) + O2 ↔ 2Cl2 + 2H2O(г) + Q, если

а) понизить температуру to;

б) повысить давление p;

в) повысить концентрацию кислорода;

г) понизить концентрацию хлороводорода;

д) введение катализатора.

 

4. Расставить степени окисления.

1) CrO3, Mn2O7, CaH2, MnCl2, KMnO4, K2MnO4, NH4ClO4, PCl5, SnS2

2) Составить уравнение химической реакции при помощи электронного баланса, указать окислитель и восстановитель:

а) Na + H2SO4конц → H2S + Na2SO4 + H2O

 

 

б) MnS + HNO3конц → MnSO4 + NO2 + H2O

 

 

5. Составить уравнения диссоциации электролитов.

а) Ba(OH)2

б) H3PO4

в) KOH

г) Na2CO3

д) Cr2(SO4)3

е) BaS

 

6. Составить уравнения реакций.

Просмотрите фидеофрагменты и напишите к каждому молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения.

1.

2.

3.

 

 

Приложение 2.