Аннотационный лист урока по химии «Классификация химических реакций»
Учитель: Шитвенкина Наталья Александровна
Место работы: МАОУ «СОШ №3», г. Канаш
Класс: 11
Тема урока: Классификация химических реакций
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Дата: 8.12.2021
УМК: Г. Е. Рудзитис, Химия, 11 класс
Цель урока: обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Химические реакции», продолжить развитие навыков у учащихся самостоятельной работы по темам главы.
Задачи урока:
1) Развивающие: развить умение строить логические цепочки и выводы, находить правильные ответы на поставленные задачи;
2) Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, продолжать формировать убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
3) Образовательные: закрепить знания и умения учащихся по темам изученной главы.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: презентация, школьная доска, раздаточный материал, ПСХЭ
Планируемые результаты обучения (ПРО):
1) Личностные:
- умение формировать высказывания, суждения, делать предложения;
- развитие умственной деятельности: умений обобщать, делать выводы.
2) Метапредметные:
- умение анализировать информацию;
- приобретение опыта самостоятельной работы.
3) Предметные:
- обобщение и систематизация полученных знаний по темам главы.
План урока «Классификация химических реакций»:
1. Повторение химических терминов по темам изученной главы.
2. Работа с презентацией и раздаточным материалом.
3. Выполнение заданий.
4. Подведение итогов, вывод.
Литература для учителя:
1) Рудзитис Г. Е. Химия. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе (DVD) : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М. : Просвещение, 2017. – 224 с.
2) Пособие «Репетитор по химии» / под ред. А .С. Егорова. — Изд. 29-е. — Ростов н /Д : Феникс, 2010. — 762, [1] с.
Литература для учащихся:
1) Рудзитис Г. Е. Химия. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе (DVD) : базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М. : Просвещение, 2017. – 224 с.
2) Презентация на тему «Классификация химических реакций»
Технологическая карта урока химии на тему «Классификация химических реакций». 11 класс
№ п/п |
Этапы урока |
Цель этапа |
Методическая структура урока |
||||
Методы обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Средства обучения |
УУД |
|||
1 |
Орг. момент (2 мин.) |
Создать эмоциональный настрой на урок |
Беседа |
Проверяет готовность учащихся. Отмечает отсутствующих |
Настраиваются на урок. Проверяют наличие учебных принадлежностей |
|
Л: самоорганизация; Р: способность регулировать свои действия, саморегуляция; К: умение организовывать совместную деятельность с учителем и другими учащимися; П: понимание учебной задачи. |
2 |
Актуализация (5 мин.) |
Подвести учащихся к раскрытию темы и цели урока |
Беседа. Фронтальный опрос |
Формулирует вопросы, позволяющие возбудить мыслительную деятельность учащихся. 1. Назовите известные вам типы химических реакций. К каждому типу реакции один учащийся проговаривает определение, а другой - записывает на доске уравнение реакции.
2. Что такое тепловой эффект химической реакции?
3. Сформулируйте принцип Ле-Шателье.
4. Что такое степень окисления? Почему концентрированная серная и азотная кислоты, перманганаты, дихроматы Ме являются сильными окислителями, а аммиак, сероводород, Ме - сильными восстановителями? |
Отвечают на заданные вопросы.
Ответ: Реакции соединения, реакции обмена, реакция разложения, реакция замещения, ОВР, не ОВР, гомогенная, гетерогенная, обратимая, не обратимая, каталитическая, не каталитическая, экзотермическая, эндотермическая. Ответ: Количество теплоты, которое выделяется в окружающую среду или поглощается из нее в результате реакции, называют тепловым эффектом данной химической реакции. Ответ: Если на равновесную систему оказывается внешнее воздействие, то равновесие смещается в сторону той реакции (прямой или обратной), которая противодействует этому воздействию. Ответ: Степенью окисления -условный заряд атома в соединении, если считать, что связь в нём ионная. Степень окисления равна числу электронов, смещённых от атома или к атому. Сильный окислитель за счет ионов серы в высшей степени окисления. |
|
Л: сформировать потребность в изучении новой темы; Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения; К: формулирование собственного мнения; П: умение выделять познавательную цель.
|
3 |
Сообщение темы и цели (2 мин.) |
Определить вместе с учащимися цель урока |
Беседа |
Мы вспомнили основные химические термины, которые помогут нам в дальнейшем проведении урока. Какая цель этого урока по вашему? |
Ответ: обобщить и систематизировать имеющиеся знания. |
|
Л: умение определять цель урока; Р: определение цели учебной деятельности; К: участие в коллективном обсуждении; П: выделение цели урока из обсуждения.
|
4 |
Обобщение изученного материала (30 мин.) |
Обобщить и систематизировать полученные знания |
Работа с раздаточным материалом и презентацией. Индивидуальная работа. Беседа |
Раздает учащимся таблицы (Приложение1) для заполнения во время урока. Задания на раздаточном материале дублируются на слайдах презентации. Задание 1. Определить типы химических реакций: – изменению числа и состава реагентов и продуктов реакции; – по тепловому эффекту химической реакции; – по участию катализатора; – по обратимости реакции; – по изменению степеней окисления элементов соединений в реакции: а) б) в) г) д) г) Задание 2. Решение задач. Решить задачу. Термохимическое уравнение реакции сгорания ацетилена 2С2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О + 2610 кДж. Сколько теплоты выделится, если будет израсходовано: а) 13 г ацетилена; б) 1,12л ацетилена; в) 1 моль ацетилена. Решить задачу. При сжигании серы получено 64 г оксида серы (IV), при этом выделилось теплоты 292, 6 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции. Задание 3. Равновесие химической реакции. В каком направлении сместится равновесие химической реакции: 4HCl(г) + O2 ↔ 2Cl2 + 2H2O(г) + Q, если а) понизить температуру to; б) повысить давление p; в) повысить концентрацию кислорода; г) понизить концентрацию хлороводорода; д) введение катализатора. Задание 4. Расставить степени окисления. 1) CrO3, Mn2O7, CaH2, MnCl2, KMnO4, K2MnO4, NH4ClO4, PCl5, SnS2 2) Составить уравнение химической реакции при помощи электронного баланса, указать окислитель и восстановитель: а) Na + H2SO4конц → H2S + Na2SO4 + H2O б) MnS + HNO3конц → MnSO4 + NO2 + H2O
Задание 5. Составить уравнения диссоциации электролитов. а) Ba(OH)2 ↔ б) H3PO4 ↔ в) KOH ↔ г) Na2CO3 ↔ д) Cr2(SO4)3 ↔ е) BaS ↔ Задание 6. Составить уравнения реакций. Просмотрите фидеофрагменты и напишите к каждому молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения. 1. 2. 3. |
Ответ: - реакции присоединения, разложения, обмена, замещения; - экзотермические, эндотермические; - каталитические, не каталитические; - обратимые, не обратимые; - ОВР, не ОВР.
Ответ: а) 652,5 кДж; б) 65,25 кДж; в) 1305 кДж.
Ответ: S + O2 → SO2 + 292,6 кДж
Ответ: а) в сторону обратной реакции: б) в сторону прямой реакции; в) в сторону прямой реакции; г) в сторону обратной реакции; д) равновесие не сместится;
Ответ: 1) Cr+6O3-2, Mn2+7O7-2, Ca+2H2-1, Mn+2Cl2-1, K+1Mn+7O4-2, K2+1Mn+6O4-2, N-3H4+1Cl+7O4-2, P+5Cl5-1, Sn+4S2-2 2) 8Na0 + 5H2S+6O4(конц) → H2S-2 + 4Na2+1SO4 + 4H2O Na0 - 1ē → Na+1 │ 8 (окисление) S+6 + 8ē → S-2 │ 1 (восстановление) б) MnS-2 + 8HN+5O3(конц) → MnS+6O4 + 8N+4O2 + 4H2O S-2 - 8ē → S+6 │ 1 (окисление) N+5 + 1ē → N+4 │ 8 (восстановление) Ответ: а) Ba(OH)2 ↔ Ba+2 + 2OH-1 б) H3PO4 ↔H+ + H2PO4- H2PO4- ↔ H+ + HPO42- HPO42- ↔ H+ + PO43- в) KOH ↔ K+1 + OH-1 г) Na2CO3 ↔ 2Na+1 + CO32- д) Cr2(SO4)3 ↔ 2Cr3+ + 3SO42- е) BaS↔ Ba+1 + S-1
|
Тетрадь. Учебник. Таблица |
Л: умение структурировать знания, строить речевые высказывания; Р: находить ответы на вопросы, используя свои знания; К: работать индивидуально и совместно с учителем, сверстниками; П: уметь осуществлять поиск и выделение информации.
|
5 |
Домашнее задание (2 мин.) |
Сообщение домашнего задания |
Работа с учебником |
Дает домашнее задание: Повторить темы главы, задания 1, 2, 3 на стр. 73. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Тетрадь. Учебник |
Л: осознание домашнего задания; Р: осознание закрепления пройденного материала; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: извлечение необходимой информации из различных источников.
|
6 |
Подведение итогов. Оценивание. Рефлексия (4 мин.) |
Оценка знаний учащихся. Проверка способности самооценивания. |
Фронтальный опрос |
Ставит отметки в журнал активным учащимся. Просит учащихся подвести итоги урока. |
Учащиеся самостоятельно формулируют итоги урока. |
|
Л: формирование положительного отношения к познавательной деятельности; Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; К: умение выражать свои мысли; П: умение структурировать знания.
|
Шитвенкина Н. А.
Придожения.
Приложение 1.
Выполните задания.
1. Определить типы химических реакций:
– по изменению числа и состава реагентов и продуктов реакции;
Ответ:_______________________________________________________________________________
– по тепловому эффекту химической реакции;
Ответ:_______________________________________________________________________________
– по участию катализатора;
Ответ:_______________________________________________________________________________
– по обратимости реакции;
Ответ:_______________________________________________________________________________
– по изменению степеней окисления элементов соединений в реакции:
а)
б)
в)
г)
д)
г)
Ответ:_______________________________________________________________________________
2. Решение задач.
Решить задачу. Термохимическое уравнение реакции сгорания ацетилена
2С2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О + 2610 кДж.
Сколько теплоты выделится, если будет израсходовано: а) 13 г ацетилена; б) 1,12л ацетилена; в) 1 моль ацетилена.
Ответ:
Решить задачу. При сжигании серы получено 64 г оксида серы (IV), при этом выделилось теплоты 292, 6 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
Ответ:
3. Равновесие химической реакции.
В каком направлении сместится равновесие химической реакции:
4HCl(г) + O2 ↔ 2Cl2 + 2H2O(г) + Q, если
а) понизить температуру to;
б) повысить давление p;
в) повысить концентрацию кислорода;
г) понизить концентрацию хлороводорода;
д) введение катализатора.
4. Расставить степени окисления.
1) CrO3, Mn2O7, CaH2, MnCl2, KMnO4, K2MnO4, NH4ClO4, PCl5, SnS2
2) Составить уравнение химической реакции при помощи электронного баланса, указать окислитель и восстановитель:
а) Na + H2SO4конц → H2S + Na2SO4 + H2O
б) MnS + HNO3конц → MnSO4 + NO2 + H2O
5. Составить уравнения диссоциации электролитов.
а) Ba(OH)2 ↔
б) H3PO4 ↔
в) KOH ↔
г) Na2CO3 ↔
д) Cr2(SO4)3 ↔
е) BaS ↔
6. Составить уравнения реакций.
Просмотрите фидеофрагменты и напишите к каждому молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения.
1.
2.
3.
Приложение 2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.