Технологическая карта урока химии «Растворы. Растворимость веществ»
Андриянова О. С., учитель химии МОУ «Каракокшинская СОШ им. С.В.Тартыкова»
Класс: 8
Цель: Создание условий для овладения обучающимися знаниями о растворимости веществ, зависимости растворимости от природы растворенного вещества, природы растворителя, температуры.
Задачи:
1. Сформировать понятия: растворимость, насыщенный раствор, ненасыщенный раствор, пересыщенный раствор.
2. Закрепить умения решать расчетные задачи на растворы.
3. Развивать исследовательские навыки учащихся при проведении химического эксперимента.
4. Учить наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.
5. Продолжить работу по развитию коммуникативной культуры учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уметь управлять своей познавательной деятельностью;
- определять ценность полученных знаний о растворах и различной растворимости веществ в личной жизни.
Метапредметные:
-регулятивные:
- определять, формулировать цель деятельности на уроке и анализировать условия достижения цели;
- прогнозировать результат и оценивание уровня достижения результата, осуществлять самоконтроль;
- работать по инструкции.
- коммуникативные:
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами.
Предметные:
- иметь представления о понятиях «растворимость», «раствор», «массовая доля растворенного вещества»;
- уметь определять по таблице растворимость веществ в воде;
- уметь вычислять массовую долю растворенного вещества;
- знать единицу измерения массовой доли растворенного вещества;
- уметь проводить химический эксперимент;
- уметь работать с графиками по определению растворимости веществ.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Технологии: Урок-исследование, ИКТ.
Формы работы:
Фронтальная
Работа в парах
Работа в группах
Индивидуальная работа с тестами
Информационно-образовательные ресурсы:
1. Учебник - Габриелян, О.С. Химия.8 класс.- М.: Дрофа, 2010
2. КИМы по химии, 8 класс
3. Лабораторное оборудование: колбы, стеклянные палочки, штативы
4. Вещества: вода, спирт, сахар, соль, йод, сульфат меди (II)
5. Технические средства обучения: компьютер, проектор
6. Презентация «Растворимость»
7. ЭОР: видеоопыты; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/920a7d84-4901-c6ab-ccad-c4cb0bf329c3/index.htm
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые умения |
||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности |
Добрый день! Я очень рада видеть вас. Сегодня мы продолжаем изучать удивительный предмет – химию. Начать урок я хочу словами Ф. Энгельса: «Мы отнюдь не властвуем над природой, все наше господство состоит в том, что мы … в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять».
|
Проверка готовности к уроку, включение обучающихся класса в деловой ритм урока
|
Метапредметные УУД: регулятивные: - управлять своим поведением и деятельностью; - осуществлять самоконтроль коммуникативные: - уметь слушать товарищей и учителя |
||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии |
Фронтальная работа: (слайд 1) Воспроизведение знаний о процессах растворения и составе раствора. -что такое растворение? -как доказать, что процесс растворения - физико-химический процесс? - что такое растворы? - на какие группы делятся растворы? - из каких компонентов состоит раствор? - что такое массовая доля растворенного вещества? - назовите единицы измерения массовой доли растворенного вещества. Мы с вами вспомнили, что такое раствор, из каких компонентов он состоит. Я предлагаю вам применить полученные знания о растворах на практике. Работа в группах: (слайд 2) Решите задачи: 1 группа: К 90 г воды добавили 10 г сахара. Вычислите массовую долю растворенного вещества. А) 10% Б) 9,1% В) 5% Г) 0% 2 и 3 группы: К 90 г H2 O добавили 10 г карбоната кальция CaCO3. Какова массовая доля вещества в полученном растворе? А) 10% Б) 9,1% В) 5% Г) 0% Вопросы: - Объясните, почему вторая задача решена неверно? - Почему у вас не получилось, хотя вы использовали правильно известные вам формулы?
|
Отвечают на вопросы учителя
Работают в группах
Актуализация изученных способов действий: обучающиеся производят расчеты, используя формулу вычисления массовой доли растворенного вещества
Самопроверка: Ответы: (слайд 3) 1 группа – А 2 и 3 группы - Г
Обучающиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с тем, что объяснить возникшую проблему не могут
|
Предметные: - правильно формулировать определения; - правильно называть физические величины и единицы измерения физических величин; - правильно определять компоненты раствора - выполнять расчеты по формуле на определение массовой доли растворенного вещества Метапредметные УУД: познавательные: - уметь определять границы знания и незнания; - уметь выделять необходимую информацию регулятивные: - уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную; - уметь высказывать предположения коммуникативные: - лаконично и точно выражать свои мысли; - уметь слушать ответы товарищей
|
||||||||||||||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднений |
Я предлагаю вам прослушать стихотворение, может быть оно поможет нам решить эту проблему? Я сегодня
проспала, Кто же в этом виноват? Оттого, что я проспала? Или плохо размешала? Это
все моя сонливость? |
Определяют тему урока: Растворимость. Планируют изучение темы: растворимости веществ и возможных факторов, которые влияют на неё.
Предполагаемые ответы: умеем решать задачи на растворы, но не учитываем какие-то факторы. Нам необходимо узнать, на какие группы делятся растворы, какие факторы влияют на растворимость веществ?
|
Личностные: - уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и мотивом Метапредметные УУД: регулятивные: - определять и формулировать учебную задачу урока; - проектировать |
||||||||||||||||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения |
- Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке? - А может кто-то объяснить, что такое растворимость? - Связаны ли понятия «растворение и «растворимость»? - Как вы думаете, для чего нужно это знать? - Что нужно сделать, чтобы выяснить, что такое растворимость? |
Обучающиеся проектируют план действий: найти ответы в учебнике, прочитать, выучить, прослушать объяснение учителя, провести опыты |
|
||||||||||||||||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта |
1. Формирование понятия «растворимость». - Как вы думаете, а такие известные вам вещества как сахар, соль будут растворяться бесконечно? В одинаковом количестве воды можно растворить одинаковое количество сахара и соли? Задание: (слайд 4) 1 группа – 1 стакан, в нем налито 50 мл воды. Даны образцы сахара по 5 г. Добавьте в стакан 5 г сахара, размешайте. Что наблюдаете? Добавьте еще 10 г. Объясните полученный результат. 2 группа: 1 стакан, в нем налито 50 мл воды. Даны образцы соли по 5 г. Добавьте в стакан 5 г соли, размешайте. Что наблюдаете? Добавьте еще 10 г . Объясните полученный результат.
3 группа: 1 стакан, в нем налито 50 мл воды. Даны образцы сульфата меди по 5 г. Добавьте в стакан 5 г сульфата меди, размешайте. Что наблюдаете? Объясните полученный результат. Обсуждение результатов работы в группах
Работа с текстом учебника: - Найдите определение, что такое «растворимость»
2. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Демонстрация опыта: два стакана с насыщенным и ненасыщенным раствором соли (опыт с яйцом) - Почему в одном стакане яйцо тонет, а в другом плавает?
Работа с текстом учебника: Прочитайте текст на с. 188-190, найдите определение насыщенные и ненасыщенные растворы, расскажите друг другу, поменяйтесь партнерами. - Какие растворы называются пересыщенными? Как их получают? (слайд 5-9) Мёртвое море - бессточное солёное озеро между Израилем и Иорданией. Побережье озера является самым низким участком суши на Земле. Мёртвое море это один из самых солёных водоемов на Земле, солёность достигает 33,7%. ( слайд) Первое упоминание названия «Мёртвое море» найдено в трудах древнегреческого учёного Павсания, который одним из первых исследовал его воды. Озеро определяется в названии «мёртвым», потому что считалось, что из-за высокого содержания соли в нём не может жить ни рыба, ни другие организмы (за исключением некоторых видов бактерий в устье реки Иордан). В последние годы XX — начале XXI века в нём обнаружено около 70 видов оомицетов и высших грибов, способных переносить максимальную солёность этого водоёма. 3. Факторы, влияющие на растворимость- работа в группах по инструктивным карточкам 1 группа: Выяснить влияние температуры на растворимость твердых веществ Цель: выяснить, зависит ли растворимость веществ от температуры Порядок выполнения: В 2-х стаканах налита вода, в одном – холодная, в другом – горячая. Добавьте в каждый стакан одинаковое количество сахара. В каком из стаканов процесс растворения протекает быстрее? -Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость веществ. Почему? 2 группа: влияние природы растворителя Цель: выяснить, как в разных растворителях растворяется одно и то же вещество Порядок выполнения: 1.Даны 2 пробирки с кристаллическим иодом. В одну добавьте воду, а в другую и спирт. Закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества. 2. Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет иод? 3. Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и способности веществ растворяться в разных растворителях. Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам. 3 группа: влияние природы растворяемого вещества Цель: выяснить, как влияет природа растворяемого вещества на процесс растворения. Порядок выполнения: 1. В пробирки с веществами прилейте 10 мл воды, закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества. №1 хлорид кальция №2 гидроксид кальция №3 карбонат кальция 2. Какое из предложенных веществ хорошо растворяется в воде? Какое не растворяется? 3. Сделайте вывод о классификации веществ в зависимости от способности веществ растворяться в воде (используйте учебник с. 191). Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.
Эл.урок №5, стр. 7 – показ фрагмента видеофильма -Как влияет температура на растворимость газов? Объяснение учителя: работа с графиком, показывающем зависимость растворимости от температуры, стр. 189, рис.123
Объяснение учителя – работа с таблицей растворимости Примеры того, что абсолютно нерастворимых веществ не существует: серебряная вода (аржан-су-святая вода, святые источники), которая содержит растворенное серебро, обладает целебными свойствами. Александр Македонский пил воду из серебряных кубков во время походов. Вся таблица Менделеева имеется в океанической воде. А знаете ли вы, что в 1 м куб. морской воды растворено до 0.01 мг золота! Во всем океане примерно 10 млрд тонн золота
|
Работают в группах, выполняют лабораторные опыты
Вывод: сахар растворился полностью
Вывод: соль растворилась не полностью
Вывод: сульфат меди растворяется не полностью
Обучающиеся приходят к выводу, что в данном количестве воды может раствориться только определенное количество вещества (сахар, соль, сульфат меди обладают разной растворимостью)
Работают самостоятельно
Смотрят демонстрацию опыта
Обучающиеся высказывают различные предположения. Испытывают затруднение в объяснении опыта
Работают с учебником, в парах проверяют определения
Работа в группах по инструктивным карточкам, выполнение опытов, наблюдение, анализ, выводы Совершенствуют исследовательские навыки.
Активные действия с объектом изучения приводят к выявлению связи растворимости с природой растворенного вещества, растворителя, температурой.
Обучающиеся каждой группы публично демонстрируют результаты своего эксперимента, обмениваются знаниями с учащимися других групп. Развивают умения публичного выступления. Анализируют успешность достижения целей обучения, оценивают свои действия и действия одноклассников в решении поставленных задач
Определение растворимости веществ по графикам, работа с рис. 123, стр.189
|
Предметные: - знать определения: растворимость, насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы; - уметь определять по таблице растворимость веществ в воде; - уметь проводить химический эксперимент; - уметь работать с графиками по определению растворимости веществ Личностные: - уметь управлять своей познавательной деятельностью; - определять ценность полученных знаний о растворах и различн ой растворимости веществ в личной жизни; - определять правила работы в группах; - уметь оценивать содержание учебного материала Метапредметные УУД: регулятивные: - уметь работать по инструкции; - уметь распределять время на выполнение работы; - уметь осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль познавательные: - уметь самостоятельно работать с текстом учебника и инструкцией по выполнению эксперимента; - проводить химический эксперимент по инструкции; - уметь оформлять результаты эксперимента; - уметь наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; - уметь объяснять полученные результаты коммуникативные: - уметь мысли; - слушать товарищей
|
||||||||||||||||||||||||||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
1задание: Заполните таблицу: (слайд 10) Отметьте растворимость вещества знаком «+» в нужной колонке
|
Работают самостоятельно, самопроверка по эталону
|
знания, необходимые для выполнения самостоятельной работы коммуникативные: - уметь грамотно и точно выражать свои мысли
|
||||||||||||||||||||||||||||
7. Включение в систему знаний и повторение |
Задание для 1 группы: Составьте кластер «Классификация растворов» Задание для 2 группы: Составьте схему «Применение растворов» |
Работают в группах. Составляют схему классификации растворов, строят логическую цепь рассуждений о типах растворов, применении растворов в практической деятельности |
|
||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия учебной деятельности |
Вопросы: - Можете ли вы теперь объяснить, почему вторая задача была решена неверно? -Какую задачу вы поставили перед собой в начале урока? -Какими способами вы добивались решения поставленной задачи? -Где вы можете применить полученные знания и умения в повседневной жизни? Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу:
|
Обучающиеся оценивают собственную деятельность на уроке
|
Личностные: - уметь устанавливать связь между целью и результатом деятельности Метапредметные УУД: регулятивные: - уметь выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, а над чем еще нужно поработать; - осуществлять самоконтроль своей деятельности коммуникативные: - уметь грамотно и точно выражать свои мысли
|
||||||||||||||||||||||||||||
9.Домашнее задание |
П.34, составить вопросы к тексту параграфа. Составить задачу на вычисление массовой доли растворенного вещества (по желанию) |
Фиксируют в дневниках, задают вопросы |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.