Технологическая карта урока химии в 8 классе "Реакции обмена. Правило Бертолле"
Оценка 5

Технологическая карта урока химии в 8 классе "Реакции обмена. Правило Бертолле"

Оценка 5
docx
30.03.2020
Технологическая карта урока химии в 8 классе "Реакции обмена. Правило Бертолле"
Реакции обмена. Правило Бертолле.docx

Технологическая карта урока

Учебный предмет: химия

Класс: 8

Школа: МБОУ «СОШ № 18» г. Бийска

Учитель: Ершова Татьяна Анатольевна

УМК: О.С. Габриелян, А.В. Купцова «Химия. 8 класс»

 

Тема урока

«Реакции обмена. Правило Бертолле»

Тип урока

Урок открытия «нового» знания

Цель урока

Создание условий для формирования у обучающихся понятия о реакциях обмена, реакциях нейтрализации, условиях протекания реакций обмена до конца.

Задачи урока

Образовательные: 

·         формировать представление о реакциях обмена, о реакциях нейтрализации, об условиях протекания реакций обмена в растворах до конца;

·         формировать умения составлять реакции обмена, расставлять коэффициенты;

·         дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле)

Развивающие: 

  • развивать познавательный интерес к изучаемому предмету;
  • формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации.

Воспитательные: 

  • продолжить формирование научного мировоззрения;
  • создать условия для повышения познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний;
  • развивать самостоятельность мышления.

Планируемые результаты

Предметные

·         знать: классификацию химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции; правило Бертолле;

·         уметь: определять типы химических реакций по уравнениям реакций; записывать уравнения химических реакций; проводить анализ материала по теме урока с целью получения новой информации; работать с таблицей растворимости кислот, оснований и солей; проводить химический эксперимент.

 

Метапредметные

·         Регулятивные

определять главную проблему, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·         Познавательные

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; строить доказательство;

·         Коммуникативные

высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

Личностные

·         готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ответственное отношение к учению; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (рисунки, схемы); практические (лабораторная работа, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Понятия и термины

·         Реакции обмена

·         Реакции нейтрализации

·         Условия протекания реакций обмена в растворах до конца

Информационное обеспечение урока, оборудование

·         Индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальный)

·         Растворы: гидроксида натрия, карбоната натрия, сульфата меди, соляной кислоты

·         Пробирки, держатель для пробирок, штатив для пробирок, пипетки

·         Инструкции для лабораторных опытов

·         Листы самооценки

·         Таблицы «Периодическая система Д.И.Менделеева», «Растворимость оснований, кислот и солей в воде»

Используемая литература

1.      Габриелян, О.С. Химия. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.

2.      Габриелян, О.С. Химия. 8-9 классы [Текст]: методическое пособие / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 222 с.

3.      Габриелян, О.С. Химия. 8 класс [Текст]: рабочая тетрадь к ученику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа, 2013. – 207 с.

4.      Габриелян, О.С. Химия. 8 класс [Текст]: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к ученику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 159 с.

5.      Химия. 7 – 9 классы [Текст]: рабочие программы / сост. Т.Д. Гамбурцева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 222 с.

6.      https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/11/01/razrabotka-otkrytogo-uroka-po-khimii-v-8-klasse-po-teme-reaktsii

7.      https://infourok.ru/urok-po-himii-na-temu-reakcii-obmena-klass-fgos-1485330.html

8.      https://rosuchebnik.ru/material/reakcii-obmena-himiya-8-klass-razrabotka-uroka/

 


 

Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Приветствие обучающихся. Организация и распределение обучающихся по группам.

Мотивация обучающихся на эффективную работу.

На доске записана схема «Типы химических реакций»: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения».

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Регулятивные: способность регулировать свою деятельность

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация работы с классом для актуализации имеющихся знаний и умений:

1) рассказ учителя о значении химических реакций

2) организация работы обучающихся   по карточке (расстановка коэффициентов в уравнениях реакций и определение типов химических реакций)

Работа обучающихся по карточкам:

Задание 1. «Отгадай знак химического элемента».

В левой части задания написаны уравнения химических реакций, справа – точки с цифрами; каждая цифра – это сумма коэффициентов в написанных в левом столбике уравнениях реакций. Задание: разгадать знак химического элемента. Для этого необходимо расставить коэффициенты в уравнениях реакций, подсчитать сумму коэффициентов в каждом уравнении, найти соответствующую точку в правой части задания и последовательно точки соединить. Если вы все сделали правильно, у вас должен получить знак химического элемента.

Ответьте на вопросы: Какие типы химических реакций мы изучали? Приведите примеры реакций разного типа из задания № 1.

Задание № 2 «Лишняя реакция».

1. 2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

2. 2Mg + O2 = 2MgO

3. CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

4. FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S

3) Взаимопроверка и оценивание ответов.

 

Работают самостоятельно индивидуально по инструктивным карточкам: расставляют коэффициенты в уравнениях реакций, определяют типы химических реакций.

 

 

 

 

 

 

Проверяют правильность выполненных заданий, проверяют и дополняют ответы друг друга.

 

 

 

 

 

Находят «лишнюю реакцию», совместно с учителем формулируют тему урока, цель урока, делают записи в тетради.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с одноклассниками в группе, уметь слушать и слышать, аргументировать

Регулятивные: контролировать правильность ответов обучающихся, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Познавательные: классифицировать изученные вещества, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций, определять типы химических реакций; уметь правильно использовать химические термины, самостоятельно работать.

3. Постановка учебной задачи

Определение темы, целей и задач урока в сотрудничестве с обучающимися. Дополнение схемы «Типы химических реакций» на доске: реакции обмена.

 

 

4. Решение учебной проблемы. Усвоение новых знаний

1) На примере реакции FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S

объяснение нового типа химических реакций.

 

 

 

 

 

 

2) Создание проблемной ситуации: французский химик Клод Луи Бертолле сформулировал правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами сложных веществ. «Реакции обмена протекают только тогда, когда образуется малорастворимое соединение (осадок), легколетучее вещество (газ), или малодиссоциирующее соединение (очень слабый электролит, в том числе и вода)».

- Как вы думаете, верно ли это утверждение?

Организация работы в группах. Рекомендации перед началом работы. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Помощь в работе группам.

Контроль работы всех групп, их консультация.

   Инструктаж по технике безопасности и охране труда:

   1. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой.

   2. Используйте небольшое количество раствора соляной кислоты и гидроксида натрия, соблюдайте правила безопасности при работе с кислотами и щелочами.

   3. На столе соблюдайте чистоту и порядок.

   4. Работу выполняйте на своём рабочем столе над подносом.

   5. Будьте внимательны и аккуратны при выполнении лабораторного опыта.

Лабораторный опыт № 1. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с раствором соляной кислоты.

Инструкция: Налейте в пробирку 2 мл раствора NaOH, капните в раствор 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему? Прилейте в туже пробирку 2 мл раствора HCl. Что наблюдаете? Почему? Напишите уравнение химической реакции.

Организация обсуждения результатов работы.

Дополнение: реакция между кислотой и основанием называется реакцией нейтрализации, это частный случай реакций обмена.

Лабораторный опыт № 2. Получение гидроксида меди (ΙΙ).

Инструкция: Налейте в пробирку 2 мл раствора CuSO4 прилейте к нему 1 мл раствора NaOH. Что наблюдаете?  Запишите уравнение химической реакции.

Организация  обсуждения результатов работы.

1) Слушают учителя, самостоятельно формулируют определение реакций обмена, работают с учебником, заполняют   тетради обобщающую таблицу по реакциям обмена. Работа у доски: общая схема реакций обмена, пример реакций обмена.

2) Затруднение с ответом. Предложение провести химический эксперимент. Гипотеза: К.Л. Бертолле прав, реакции обмена в растворах протекают только тогда, когда образуется осадок, газ или вода.

Цель исследования: подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Проводят исследовательскую работу (химический эксперимент).

Озвучивают результаты своего исследования.

Выслушивают выступающих из других групп, делают записи в свою тетрадь.

Сравнивают полученные результаты.

Делают выводы по каждому опыту о подтверждении или нет выдвинутой гипотезы.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с одноклассниками в группе, уметь определять свои функции и соответственно действовать, умение участвовать в диалоге, слушать отчеты, задавать вопросы, высказывать свое мнение, аргументировать,

умение брать ответственность за результат работы группы, сотрудничество в группах

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи, планирование учебной деятельности и работа по плану, организация рабочего места, распределение времени, контроль и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников

Познавательные: уметь осуществлять поиск информации, самостоятельно работать, проводить эксперимент, выдвигать гипотезы, осуществлять наблюдения, уметь решать проблемы,

формировать понятия, делать выводы

5. Упражнения на снятие мышечного напряжения

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.

·         «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.

·         «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.

·         Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.

·         Круговые движения плечами вперёд и назад.

·         «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.

·         Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево.

Выполняют упражнения в соответствии с показом учителя.

 

6. Решение учебной проблемы. Усвоение новых знаний (продолжение)

Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие раствора карбоната натрия с раствором соляной кислоты.

Инструкция: Налейте в пробирку 2 мл раствора Na2CO3, прилейте к нему 1 мл раствора HCl. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. 

Организация обсуждения результатов работы.

3) Создание  условий для формулирования общего вывода по результатам исследования, корректирование  ответов обучающихся.

 

 

3) Формулирование общего вывода по результатам исследования. Гипотеза подтвердилась:

«Реакции обмена протекают только тогда, когда образуется малорастворимое соединение (осадок), легколетучее вещество (газ), или малодиссоциирующее соединение (очень слабый электролит, в том числе и вода)».

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с одноклассниками в группе, уметь определять свои функции и соответственно действовать, умение участвовать в диалоге, слушать  отчеты, задавать вопросы, высказывать свое мнение, аргументировать,

умение брать ответственность за результат работы группы, сотрудничество в группах

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи, планирование учебной деятельности  и работа по плану, организация рабочего места, распределение времени, контроль и оценка своей  деятельности и деятельности одноклассников

Познавательные: уметь осуществлять поиск информации, самостоятельно работать, проводить эксперимент, выдвигать гипотезы, осуществлять наблюдения, уметь решать проблемы,

формировать понятия, делать выводы

7. Воспроизведение полученных знаний

Выполнение задания на проверку понимания изученного материала. Обсуждение результатов. Выводы.

Какие из реакций обмена будут протекать до конца? Почему?

1. BaCl2 + 2AgNO3 → Ba(NO3)2 + 2AgCl

2. Cu(NO3)2 + 2NaCl → CuCl2 + 2NaNO3

3. 2НNO3 + К2S → Н2S↑ + 2KNO3

4. Mg(ОН)2 + Н2SO4→MgSO4 + 2H2O

5. 2HNO3 + ZnSO4→H2SO4+Zn(NO3)2

 

 

Выполняют задание, отвечают на вопросы, мотивируют результаты своей работы. Делают вывод об условиях протекания реакций обмена в растворах.

Коммуникативные: понимать вопросы учителя и ответы обучающихся, уметь выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Регулятивные: умение слушать, уточнение и дополнение высказываний обучающихся, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, прогнозирование, коррекция, саморегуляция

Познавательные: уметь строить речевое высказывание,  работать с учебными таблицами, логически рассуждать

8. Рефлексия деятельности

Побуждает сопоставить поставленную цель в начале урока с полученным результатом.

Побуждает учащихся оценить собственную деятельность на уроке по листам самооценки.

Лист самооценки

На уроке я работал

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

Материал урока мне был

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

Анализируют результаты урока. Делают выводы о достижении цели урока.

Заполняют листы самооценки деятельности на уроке.

 

Регулятивные: уметь оценивать свою работу,

понимать ценность выполненной работы

Познавательные: уметь анализировать свою деятельность

9. Домашнее задание

Записывает на доске и комментирует домашнее задание.

Учебник § 33, с. 188 – 192, выполнить задание 5 или 6 (по выбору)

Рабочая тетрадь: № 1, № 2 с. 154

 

Воспринимают информацию, выбирают уровень задания, уточняют информацию, фиксируют информацию в дневнике.

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем

Регулятивные: осуществление выбора задания, прогнозирование и предвосхищение результата и уровня усвоения

Познавательные: извлечение необходимой информации

 


 

Технологическая карта урока Учебный предмет: химия

Технологическая карта урока Учебный предмет: химия

Метапредметные ·

Метапредметные ·

Используемая литература 1

Используемая литература 1

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Задание № 2 «Лишняя реакция»

Задание № 2 «Лишняя реакция»

Используйте небольшое количество раствора соляной кислоты и гидроксида натрия, соблюдайте правила безопасности при работе с кислотами и щелочами

Используйте небольшое количество раствора соляной кислоты и гидроксида натрия, соблюдайте правила безопасности при работе с кислотами и щелочами

Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника

Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника

Воспроизведение полученных знаний

Воспроизведение полученных знаний

Рефлексия деятельности Побуждает сопоставить поставленную цель в начале урока с полученным результатом

Рефлексия деятельности Побуждает сопоставить поставленную цель в начале урока с полученным результатом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2020