Класс___9 _____________
Тема_ «Моделирование как метод познания»
Цели урока:
Личностные:
- Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации
- Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
Метапредметные:
- Владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель».
- Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний.
- Владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Предметные:
- Формирование представления об основных изучаемых понятиях: объект, модель – и их свойства;
Этапы урока |
Цели (личностные, метапредметные и предметные результаты) |
Организация познавательной деятельности учащихся учителем (прием, технология) Деятельность учителя |
Продукт деятельности обучающихся Деятельность учащихся |
Форма контроля результатов |
Индивидуализация обучения |
|
Организационный этап Определение задач урока |
Постановка учащимися индивидуальных целей урока |
Фронтальная беседа Формулирует тему и задачи урока. В конце урока нужно: -Знать Понятие модели объекта; Понятие информационной модели; Формы представления информационной модели. - Научиться осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; - оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи. Информирует обучающихся о способах самооценки успешности учебной работы на уроке. |
Переформулируют задачи, предлагают индивидуальные трактовки целей урока. Записывают тему и индивидуальные цели урока в тетрадь. |
Проверка записей задания в тетрадях. |
Умение настроиться на урок и участие в обсуждении темы |
|
Актуализация необходимых знаний и умений. |
||||||
Повторение материала, изучаемого в 7 классе |
Проверка знания основных терминов, которые используются в теме Моделирование |
Флэш-игра «Поле чудес» |
Отгадывание слов, являющихся ключевыми понятиями темы моделирования |
Проверка правильности угадывания слов |
Работа в группе |
|
Освоение новых знаний обучающимися Объяснение нового учебного материала |
Формирование представления об основных изучаемых понятиях темы Моделирования |
Лекция-презентация Проводит лекцию-презентацию. Организует работу обучаемых с рефлексивной таблицей. Осуществляет коррекцию знаний по результатам контроля усвоения учебного материала. |
Рефлексивная таблица. Заполняют рефлексивную таблицу с графами: - Понял, могу привести пример. - У меня возникли вопросы |
Выборочная проверка результатов заполнения таблицы. |
Участие в обсуждении проблемных вопросов, приведение собственных примеров |
|
Закрепление знаний учебного материала
|
Смысловое чтение; Оценивание правильности выполнения учебной задачи |
Прием работы с учебным текстом «Кластеры» Организация работы с учебным текстом на основе приема «Кластеры». Работа в группах по 2-3 человека |
Составляют «кластер» содержания параграфа учебника. |
Взаимопроверка и взаимокоррекция обучающимися результатов выполнения задания. |
Работа в команде |
|
Контроль знаний |
Владение основами самоконтроля; Контроль деятельности учащихся |
Электронный тест Учитель проводит тренировочное тестирование с целью проверки усвоения обучающимися учебного теоретического материала урока. Коррекционная работа по типичным ошибкам, допущенным обучающимися в ходе тестирования |
Выполняют задания теста в режиме тренировки. |
Фронтальная проверка результатов тестирования. |
Самопроверка усвоения материала |
|
Подведение итогов урока
|
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; |
Организация самоанализа учебной работы на уроке. Задание. Сформулируйте определения, которыми Вы могли бы охарактеризовать результат своей работы. Подведение итогов урока преподавателем Объективная оценка учебной работы обучаемых на уроке |
Выполнение рефлексивного задания |
Самоанализ достижения учебных целей урока |
Рефлексия деятельности |
|
Задание на дом
|
Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей |
Параграф 2.1 стр.47-52, номера заданий учебника №№1-7 стр.53. Дополнительно: составить ментальную карту основных понятий темы «Моделирование как метод познания» |
Ментальная карта понятий |
Представление результата выполнения задания на информационном стенде для коллективной оценки Срок выполнения назначает преподаватель. |
|
|
На этапе Актуализации необходимых знаний и умений проводиться повторение материала, изучаемого в 7 классе, который заключается в проверке знания основных терминов, которые используются в теме Моделирование. Запускается флэш-игра «Поле чудес», созданная учеником 10-го класса, эта игра легко перепрограммируется под любую тему и заключается в отгадывании слов, являющихся ключевыми понятиями темы моделирования. Ниже приводятся скрин-шоты этой игры.
По ходу объяснения нового материала, который занимает около 10 минут, ученики заполняют рефлексивную таблицу по усвоению новых понятий. Учитель раздает учащимся листочки с заготовленными заранее картами и просит отметить знаком «+» характер своих знаний и умений по теме : «Понял, могу привести пример.- У меня возникли вопросы»
Пример Рефлексивной таблицы
Понятия и умения |
Понял, могу привести пример |
У меня возникли вопросы |
1. Модель - натурная - информационная 2. Этапы построения модели 3. Классификация моделей - предметная область - временный фактор - форма представления |
|
|
На этапе закрепления нового материала учащиеся работают с текстом учебника §2.1 стр.47-52 и составляют кластер новых понятий, работают в группах по 2-3 человека. На работу отводиться 10-15 минут. Примеры составленных кластеров в Пиложении1.
Учитель выводит на экран последовательно два интерактивных теста для контроля полученных знаний в режиме тренировки, учащиеся выполняют задания тестов, отвечая на вопросы преподавателя. Выполнять эти тесты можно по-разному, в зависимости от технических возможностей кабинета информатики – при наличии интерактивной доски можно вызывать отдельных учеников. Эти тесты можно вывести на экраны мониторов ученических компьютеров и провести проверку знаний каждого в отдельности.
После подведения итогов урока ученики записывают домашнее задание, в качестве дополнительного задания необходимо составить ментальную карту основных понятий темы «Моделирование как метод познания», примеры выполненных заданий в Приложении 2.
В работе описана возможность использования новых современных технологий на уроке информатики. Представлена технологическая карта урока и подробные материалы для проведения урока.
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
5. Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции, под ред.И.В.Муштавинской, О.Б. Даутовой. СПб.: СПбАППО, 2015
6. Мылова И.Б. Инновационные образовательные технологии. СПб.: СПбАППО, 2012
7. Инновационные технологии Петербургской современной школы: концептуальный анализ, Санкт-Петербург 2010, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Под научной редакцией И.Б. Мыловой http://co167.ru/upload/userfiles/1/inovacionye-tehnologi-peterburgskoi-shkoly.pdf
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.