Технологическая карта урока "Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки» 6 класс

  • pdf
  • 31.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока 6класс Клеточное строение растений.pdf

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки»

 

ФИО

учитель биологии  Борисенкова М.Г.

Класс

6

Учебник

Биология 6 класс./ Под редакцией И.Н. Пономаревой М; Издательский центр «Вентана-Граф», 2020г.

 Цель урока

Сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма

Дидактическая задача

Углубить знания учащихся о клеточном строении растений, выяснить микроскопическое строение клетки, освоить методику приготовления временных микропрепаратов

Планируемые результаты.

 

Предметные:  научиться давать определения понятиям. Различать и называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. 

Метапредметные УУД

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;  сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логический операций. Составлять план параграфа

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию.

Личностные УУД

Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о клетке как структурной единице всего живого, совершенствуются навыки  и умения работы с микроскопом.

Тип урока

Комбинированный

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником 

Методы урока

Словесно - наглядный, частично-поисковый, выполнение заданий учителя с помощью материала учебника

Техническое оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Средства обучения

Таблица «Строение клетки». Модель растительной клетки, портреты  Антони Ван Левенгука, Роберта Гука, микроскоп,  микропрепараты, презентация

Структура и ход  урока

1.  Организационный момент; 

2.  Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу;                                                                                         

3.  Мотивация учащихся на изучение темы;

4.  Изучение нового материала;                                                                                                                                           

 

 

5.  Закрепление, рефлексия; 

6.  Подведение итогов урока.                                                                                                                                                              

7.  Домашнее задание.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

I.

Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический      настрой.

Приветствие, подготовка к уроку

2 мин

II. 

Актуализация знаний учащихся по пройденному

материалу

 

I. Фронтальный опрос

 Что называют жизненной формой растений?

Назовите жизненные формы и дайте характеристику каждой из них, используя слайды презентации. Чем двулетние травы отличаются от однолетников? Слайд1

Ответы учащихся

 

 

 

5мин

III

 

Мотивация учащихся на изучение темы

Клетка растения - это удивительный мир. Сегодня мы поговорим о строении растений. Из чего состоят эти удивительные организмы.  Как вы считаете с помощью, каких приборов и как еще можно изучить строение клетки? Что мы сможем рассмотреть с помощью лупы и микроскопа? Сравните эти увеличительные приборы. 

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, подходят к выводу о том, что клетки растений изучают под микроскопом.

6минут

IY.

Изучение нового материала

1.Мы выяснили, что с помощью микроскопа можно посмотреть строение клетки. Увидеть какие органоиды там находятся. А как мы изучим функции клеток и органоидов клетки?». ( Ответ учащихся     «С помощью учебника»)                          Строение клетки растений изучаем, работая в группах.                                           

1-              группа дает характеристику органоидов клетки и описывают процессы жизнедеятельности.                                                                                                           

2-              группа изучает готовые микропрепараты растений под микроскопом и делает рисунки клеток.                                                                                                                 

3-              группа, используя учебник, дают характеристику органоидов клетки. Слайд2

2.Определяют план работы с учебником. Изучают и записывают в тетради органоиды и их функции. Заполняют таблицу, делают рисунки.

Название органоида

Описание

Функции

    Учащиеся работают в парах, отвечают на

поставленные вопросы

  

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно

24мин

 

 

 

 

Цитоплазма

Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой находится ядро, органоиды и включения.

Объединяет все органоиды клетки, в ней протекают все процессы обмена веществ.

 

заполняют таблицу, затем работаем с таблицей,  вместе заполняем и записываем в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плазматическая мембрана

Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов, на внешней стороне имеется клеточная оболочка, состоящая из целлюлозы.

Защита клетки от внешнего, придание клетки определенной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней средой.

Ядро

Окружено ядерной оболочкой, пронизанной порами, внутри находится одно или несколько ядрышек, хромосом.

Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ.

Пластиды:

Присутствуют только в растительных клетках.

Хлоропласты

Овальной формы, заполнены хлорофиллом.

Фотосинтез.

Хромопласты

Имеют желтую, оранжевую или красную окраску.

Обеспечивает окраску плодов, лепестков, осенних листьев.

Лейкопласты

Бесцветные, округлой

Накопление запасных

 

 

 

 

 

формы, содержатся в неокрашенных частях растений (стебли, клубни, корни)

питательных веществ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                  Работают в тетради и обмениваются с соседом по парте для проверки

 

 

 

 

3.                  Самостоятельная работа

 

 

 

Эндоплазматическая сеть

Сеть многочисленных каналов и полостей в цитоплазме клетки.

Синтез накопление и выделение продуктов обмена

Рибосомы

Мелкие тельца, по форме напоминающие восьмерку

Сборка сложных молекул белков.

Митохондрии

Мелкие тельца различной формы с многочисленными выростами на внутренней части мембране.

Образование и накопление энергии  (синтез АТФ)

3. Составьте кластер «Пластиды растений»

Выполните задания в тетради и проверьте выполнение заданий у соседа по парте.

                                                            «Пластиды растений»

 

 

хлоропласты      хромопласты лейкопласты

                                         зеленые           оранжевые        бесцветные

 

4.Любая клетка- это живой организм. Она дышит, питается, размножается.             Вопрос: какие ещё свойства живых организмов проявляет клетка?                           Стр 19 работа с учебником

5. Деление клетки –сложный процесс, включающий ряд этапов рис.19 стр 20