Класс
|
10 класс |
Название учебного занятия |
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
|
Цели урока |
- познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне; - формировать у обучающихся чувство гордости за героическое прошлое нашей страны. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: Воспитание патриотизма и чувства гордости за своих предков. Метапредметные: Умение работать с картой. Осуществлять смысловое чтение текста. Предметные: - Способность применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности. |
Основные понятия |
«Коренной перелом», |
Персоналии |
Чуйков, Шумилов,Жуков, Рокоссовский, Ватутин. |
Основные даты |
Сталинградская битва – 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. 17 июля – 18 ноября - оборонительные бои 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 – советская контратака Курская битва – 5 июля – 23 августа 1943 г.
|
Тип учебного занятия |
Получение новых знаний |
Методы и формы обучения |
Словесные, наглядные |
УМК; дополнительная литература; оборудование учебного занятия |
УМК: Учебник «Истории России: начало XX- начало XXI в.»: учебник / О.В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов. Оборудование: компьютер, проектор |
Название этапа |
Ведущая деятельность |
|
Учителя |
Учащихся |
|
1.Организационный момент (2 минуты) |
Здравствуйте дети, на прошлых уроках мы с вами изучили начальный этап войны, сегодня по плану мы движемся дальше. |
|
2. Изучение нового материала (20 минут) |
Сегодня на уроке мы познакомимся с событиями, которые произошли в ходе Великой Отечественной войны в период с середины 1942г. и до конца 1943 г. Речь пойдет о самых грандиозных битвах - Сталинградской и Курской. Эти сражения привели к коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Коренной перелом в войне - процесс, охватывающий обычно целый период или этап войны, в ходе которого происходят резкие необратимые изменения в военно-политической и стратегической обстановке. В ходе его стратегическая инициатива окончательно переходит от стороны, имевшей успех, к другой стороне, отразившей удары противника, захватившей инициативу и получившей подавляющее военно-экономическое превосходство. Опираясь, на определение данного понятия, выделите его существенные признаки.
Битва за Сталинград 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг. Решающим событием не только Великой Отечественной войны, но и Второй Мировой войны в целом, стала битва за Сталинград. С 17 июля 1942 года 6-я немецкая армия под командованием генерала Фридриха Паулюса при поддержке 4-го воздушного флота под командованием генерал-полковника Вольфрама фон Рихтгофена начали атаку на Сталинград в рамках операции «Блау». Пока что бои шли на дальних и ближних подступах к городу. Вопрос: Как вы думаете, почему немецкое командование начало наступление именно на южном направлении, на Сталинград?
23 августа силы 4-го воздушного флота произвели массированную бомбардировку, которая привела к ужасным последствиям: город превратился в руины, погибло более 90 тысяч жителей, взрыв нефтяных резервуаров привёл к тому, что горела даже Волга. Сентябрь положил начало жестоким боям в черте города. Оборону города возглавляли генералы Чуйков и Шумилов. В ходе уличных боёв, гитлеровцы, неся большие потери, всё же сумели прорваться к Волге, но им не удалось вытеснить советские войска из города. Бои велись не только за каждую улицу, но даже за каждый дом. Один из самых известных примеров – дом Павлова. 11 ноября немецкие войска предприняли последнюю попытку овладеть Сталинградом, но их силы были исчерпаны, и попытка не увенчалась успехом. (Предоставим выдержку из (ВВС) «.за 28 дней была завоевана Польша, а в Сталинграде за 29 дней немцы взяли несколько домов. За 38 дней была завоевана Франция, а в Сталинграде за это же время немецкая армия продвинулась с одной стороны улицы на другую" 19-20 ноября с мощной артиллерийской и авиационной подготовки силами Юго-Западного (Командующий генерал Ватутин Н.Ф.), Донского (Рокоссовский К.К.) и Сталинградского (Ерёменко А. И.) фронтов началось советское контрнаступление в рамках операции «Уран». Удары были нанесены на тех участках, где советским войскам противостояли румынские, итальянские и венгерские части, отличавшиеся сравнительно низкой боеспособностью. Уже 23 ноября кольцо окружения сомкнулось. В «котле» оказались заперты около 330 тысяч солдат и офицеров во главе с генералом Паулюсом. Немцы предприняли попытки прорвать окружение извне силами группы армий «Дон», под командованием фельдмаршала Эриха фон Манштейна, однако не преуспели в этом. 2 февраля 1943 года капитулировала последняя немецкая часть. В плен попали десятки тысяч немецких солдат и офицеров во главе с уже фельдмаршалом Паулюсом. Давайте с вами при помощи источника, в данном случае отрывок из письма, попробуем проанализировать какие настроения царили среди обычных солдат, как немецких так и советских. Работа с документом( читают отрывки из писем солдат советских и немецких) Битва на Курской дуге 5 июля – 23 августа 1943 года Потерпевшие поражение под Сталинградом гитлеровцы готовились взять реванш летом 1943 года. Удар планировалось нанести в районе Курского выступа. На этом направлении командование вермахта сосредоточило 70% всех танков и 65% всех самолётов, имевшихся на советско-германском фронте. Советское руководство также разрабатывало план действий. Ставка приняла предложение Г.К. Жукова вымотать врага в упорной обороне, а затем перейти в контрнаступление. С 5 июля гитлеровцы наносили удары по советским оборонительным линиям. Это принесло им большие потери, но не дали планируемых результатов. За 7 дней ожесточённых боёв советская оборона так и не была прорвана. ( Раздаем карты, Посмотрев на карту, как вы думайте почему, за неделю, войска вермахта, так и не смогли взломать советскую оборону?) 12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка состоялось самое крупное танковое сражение за весь период Второй Мировой войны. В нём с двух противоборствующих сторон в целом участвовало 1200 танков и самоходных орудий. Контрнаступление Красной армии под руководством К.К. Рокоссовского, Н.Ф. Ватутина, И.С. Конева проходило успешно. Одновременно со сражением у Прохоровки началось наступление на левом и правом флангах фронтовой линии. Развивая натиск, советские войска освободили города Орёл и Белгород. 23 августа закончилась Курская битва, в которой танковая и авиационная мощь Германии была подорвана. 5 авг впервые был произведён артиллерийский салют, в честь освобождения сов городов Орла и Белгорода
|
Отвечают на вопросы
Признаки коренного перелома 1. Стратегическая инициатива переходит от одной воюющей стороны к другой. 2. Растущий перевес в численности войск, в вооружении. 3. Удачное планирование и проведение наступательных операций. 4. Удары противника либо предупреждены, либо предугаданы. 5. Военные победы имеют дальнейшее положительное развитие.
Сталинград занимал важное стратегическое положение: захват города открыл бы Гитлеровцам доступ к крупным транспортным узлам.
Читают представленный отрывок из письма и проводят анализ текста
Работают с картой и анализируют её.
|
3. Закрепление изученного материала(5 минут) |
Давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили сказанное. Найдите лишнее: Задание 1 1) Уран. Блау. Багратион. 2) Чуйков,Шумилов, Паулюс, Вальтер Модель Задание 2 В честь какого события в Москве был дан первый победный салют: А) капитуляция немецких войск в Сталинграде Б) освобождение Орла и Белгорода В) освобождение Киева. Задание 3 В чем заключался коренной перелом в ходе войны? Как повлиял на дальнейший ход войны?
|
Багратион Вальтер Модель
б |
4. Домашнее задание (2 минуты) |
Задание на три балла: Ответить на 2 вопрос после параграфа, в письменном виде. Задание на четыре балла: Подготовить доклад, на тему «Сталинградская битва» или «Курская битва»( Поднимают руки 2 желающих) Задание на 5 баллов: На основе писем, двух писем немецких солдат и двух писем советских солдат, написать эссе на тему: «Человек и война» |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.