Тема урока Картинная галерея. Альфонс Муха «Плакат».
Тип урока Урок комплексного использования знаний (урок построен по методике И. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс «Картинка без запинки»).
Цель урока: Охарактеризовать объекты и действия на плакате, пополнить словарный запас образных характеристик, определить назначение плаката.
Планируемые результаты:
предметные: дети характеризуют объекты и действия на картине, используют образные характеристики;
личностные: дети выражают разные точки зрения на ситуацию на плакате, выражают свои чувства от восприятия художественного произведения;
метапредметные: дети анализируют, строят логические высказывания, устанавливают связи между объектами (познавательные); планируют собственные действия и соотносят их с поставленной целью, распределяют обязанности при работе в группе (регулятивные); учитывают мнения одноклассников, аргументируют собственную позицию, осуществляют диалог в группе (коммуникативные).
Оборудование бумажные «телескопы» у каждого обучающегося, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный экран.
Этап |
Содержание
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Примечание
|
1.Мотивация обучающихся. Цель: заинтересовать детей, связать картину с их собственным опытом.
2. Постановка цели. Цель: осуществить принятие цели обучающимися.
3. Состав картинки (шаг 1 по методике). Цель: детально рассмотреть картину, назвать все изображенные объекты.
4. Связи и взаимодействия между объектами (шаг 2 по методике). Цель: найти связи, взаимодействия между всеми разрозненными объектами на доске.
5. Характеристика объектов и действий (шаг 3 по методике). Цель: исследовать картину с помощью органов чувств.
6. Копилка образных характеристик (шаг 4 по методике). Цель: объяснить значение слов, составить сравнения, образы.
Шаг 5 по методике События предшествующие и последующие в уроке не рассматривался.
7. Разные точки зрения (шаг 6 по методике). Цель: определить состояние предметов, лиц. Описание его состояния и окружения с его точки зрения. Домашнее задание.
|
- Я покажу ряд иллюстраций. Скажите, что это такое? (афиши) Для чего рисуют афиши?
- Афиши рисуют художники. В 19 веке в Чехии жил художник Альфонс Муха, который нарисовал множество плакатов-афиш. У нас в учебниках представлен один из его плакатов. Откройте страницу 64. - Подписано ли под картиной, к какому событию эта афиша? В ходе работы над картиной вы выдвинете свои предположения, для чего предназначена афиша.
- Возьмите «телескопы». Наведите его на картину, называйте предметы, которые вы видите.
- Какие два слова связаны между собой? Обоснуйте.
- Сейчас мы войдем в картину. В каком месте мы это сделаем? Для чего мы это делаем?
- Девочка одета в национальную чешскую одежду. Какая юбка на ней одета? (Сборчатая, широкая, длинная, с узорами) Рубашка? (белая, с воланами, короткая) Как украшена голова? (платок расписной) - Что за цветы нарисовал художник?
- Герань является символом уюта и комфорта.
- Что за птица изображена?
- Соловей – символ таланта, певческого дара. - Обратите внимание на руки, глаза, лицо девочки. Почему такая поза? - Девочка заслушалась пением соловья. И мы сейчас послушаем соловья. Подставьте ушко, как эта девочка. - Что почувствовали или представили себе во время прослушивания?
- Почему дерево сухое, без листьев?
- Возникло ли у вас предположение, для чего эта афиша, что она рекламирует? - Обратите внимание на слово «listopad», что переводится «ноябрь». - Какое из предположений о сухом дереве теперь наиболее вероятно?
- Кем или чем вы хотите быть на этой картине? - Дома составьте устный или письменный рассказ от лица этого предмета, персонажа. Передайте его чувства, отношение к окружающему.
|
Показывает ряд афиш на экране, подводит детей к правильному ответу.
Показывает портрет А. Мухи.
Фиксирует названные объекты на доске (слова разбросаны по всей площади доски). Помогает в названии объекта при затруднениях. Не ограничивает детей. Учит часть объекта соотносить с целым.
Соединяет слова на доске линиями вслед за объяснениями детей, следит за полнотой и связностью высказываний.
Делит детей на 3 группы по разным типам восприятия (слух, обоняние, осязание). Выбор органа чувств определяется по жребию.
Акцентирует внимание на некоторых объектах для более детального анализа, подбора характеристик, сравнений.
В случае затруднений показывает цветы на экране с возможностью выбора (герань, флоксы, примула).
В случае затруднений показывает птиц на экране с возможностью выбора (соловей, дрозд, скворец).
Обобщает высказывания детей.
Включает аудиозапись с пением соловья.
Выслушивает впечатления всех желающих детей.
Выслушивает предположения детей.
Выслушивает предположения. Показывает картину целиком на экране. Выстраивает работу по ориентирам.
Ставит цель домашнего задания.
|
Делают заключение, приводят примеры из жизненного опыта.
При первичном просмотре картины замечают отсутствие названия, пробуют предположить о назначении афиши.
Фокусируют взгляд с помощью «телескопа», называют по очереди объекты на картине.
Называют и аргументируют взаимосвязи. Контролируют наличие занятых и свободных слов.
Работают в группах. Результат фиксируют в тетрадях. Обмениваются полученным опытом. Дополняют друг друга.
Дают характеристику объектам по разным признакам.
Соотносят цветы на картине с фотографиями цветов, отбирают нужное название.
Соотносят птиц на картине с фотографиями птиц, отбирают нужное название. Рассказывают то, что знают о соловье.
Объясняют положение глаз, уха, рук, позы. Слушают в позе девочки на картине.
Говорят о своих чувствах и впечатлениях.
Высказывают свои предположения (поздняя осень, дерево растет в засушливых условиях, ранняя весна). Высказывают предположения (близкие с нужным). На целой картине видят мужской хор, слово на чешском языке, похожее на русское «концерт», цифра 2 указывает на количество концертов).
Выбирают себе предмет на картине по личным ассоциациям, фиксируют домашнее задание. |
Афиша – объявление о спектакле, концерте, кинофильме.
В учебнике дан фрагмент плаката «Моравский хор учителей».
Вместо «телескопа» может быть «кинокамера» и другие подходящие приборы.
С одним словом может быть несколько взаимосвязей. Названные детьми высказывания можно фиксировать в тетради или на доске.
Можно добавить ощущения вкуса (в зависимости от картины). |
На следующем уроке дети читали и рассказывали свои сочинения (приложение 1).
На этом же уроке сочиняли трехстишия (или свободный стих) по картине (приложение 2).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.