Технологическая карта
урока литературного чтения
Автор УМК (программы учебного курса) |
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина |
Тема урока |
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Тип урока |
Комбинированный урок. |
Цель: |
продолжать формирование представления о творчестве А.С. Пушкина; обучать элементарным приёмам анализа художественных текстов; совершенствовать навык чтения; развивать речь учащихся. |
Задачи:
|
Воспитательные (Личностные УУД): Б.- формирование заинтересованности к произведениям А.С. Пушкина; позитивного отношения к ним; осознания ценности его творчества; - воспитание эстетических потребностей на основе опыта заучивания наизусть стихотворений А.С. Пушкина и подготовки к инсценированию понравившихся отрывков сказки после изучения текста; П. - дать возможность для формирования понимания литературных произведений русских классиков как явления национальной и мировой культуры. Образовательные: Б. - формирование умения использовать использования разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое) текста в соответствии с целями и задачами; - формирование умения читать текст вслух с соблюдением орфоэпических и интонационных норм, - формирование умения участвовать в коллективном обсуждении текста; - формировать умение проводить простейший первичный анализ художественного текста - давать простейшую характеристику героев по их поступкам. П.- дать возможность формирования умения распознавать в тексте непонятные слова и вычленять из них устаревшие; - дать возможность для формирования умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - дать возможность для формирования умения самостоятельно находить средства выразительности для передачи характера героя художественного произведения, его настроения, состояния. Развивающие: Познавательные УУД: Б. - формирование умения овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; - формирование умения овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений; - формирование умения поиска учебной информации в словарях. П. - дать возможность для формирования умения осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме; - дать возможность для формирования умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные УУД: Б. - формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности П. - дать возможность для формирования умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД: Б. - формирование умения выступать перед классом, читая текст изученного произведения вслух, наизусть с соблюдением орфоэпических и интонационных норм; - формирование умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. - формирование умения слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого излагать своё мнение, задавать вопросы; - формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль. П. - дать возможность для формирования умения аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Планируемый результат: |
Личностные: Б. (обучающиеся научатся) - позитивное отношение к произведениям А.С. Пушкина, осознание их ценности. П. (обучающиеся получат возможность научиться): - осознание значимости чтения произведений классика для личного развития. Метапредметные: Б. (обучающиеся научатся) - принимать учебную задачу и оценивать результаты своей деятельности; - определять последовательность этапов деятельности по работе над сказкой; - сравнивать и классифицировать объекты по родовым признакам; - работать в паре и в группе. П. (обучающиеся получат возможность научиться): - одному из способов решения проблем творческого характера (инсценировка). Предметные: Б. (обучающиеся научатся): - читать изученный отрывок произведения вслух, по ролям с соблюдением орфоэпических и интонационных норм; - использовать некоторые виды чтения (просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое) для решения поставленных задач; - вычленять из текста реплики героев, обозначенные кавычками, и слова автора; - давать определение настроению\состоянию героев по опорным словам, иллюстрациям; - находить значение слов в словаре. П. - (обучающиеся получат возможность научиться): - самостоятельно выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - вычленять из ряда слов с неизвестным лексическим значением устаревшие слова |
Методы |
наглядные, словесные, аналитический, исследовательский, стимулирование интереса к учению, устный и письменный контроль и самоконтроль, образный (рефлексия) |
Основные понятия: |
устаревшие слова: землянка, невод, корыто, светёлка, столбовая дворянка; кавычки: кавычки открываются, кавычки закрываются. |
Межпредметные связи |
Русский язык. Разделы «Лексика», «Язык и речь». |
Ресурсы |
Учебник «Литературного чтения. 2 класс, Ч1» [Л.Ф. Климанова и др.], презентация Microsoft Power Point к заданиям урока. Экран, мультимедийный проектор. Карточки оценивания: «смайлы», «светофор». |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, группах. |
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Мотивация к учебной деятельности |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из текста загадки. |
- Здравствуйте, зовут меня…….Сегодня у нас будет необычный урок. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбнитесь своему соседу слева и справа. Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло) Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе. -Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо… |
Самоконтроль готовности. Настрой на работу. Отгадывают загадку.
|
Актуализация знаний, постановка учебной задачи |
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
1) - А теперь я хочу спросить, знаете ли вы, кто такой сказочник? (ответы детей) - Да, я с вами согласна. Добавлю, что сказочник – это человек, который до конца верит в добро, он осуждает зло, жадность, зависть. С одним сказочником мы сегодня встретимся. Хотите? Тогда угадайте, кто это? Читайте только подчеркнутые буквы. БАМЛОНЕКТРСОАЬНДВР ПЬСЮЕЁРВГЕЕАВЗИЧ ЦЕПЖУФЛШЮКЙИМН (слайд №2) Открывается запись: Александр Сергеевич Пушкин. (Портрет поэта) (слайд №3) -Ребята давайте же вспомним сказки А.С.Пушкина. Всего сказок у А.С.Пушкина пять: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне», «Сказка о золотом петушке», Сказка о попе и о работнике его Балде» (слайд №4) - Сегодня мы познакомимся с одной из сказок А.С. Пушкина. Сказка, которую я хочу предложить, известна вам с детства. Попробуйте её узнать по описанию. Слушайте внимательно. -Главные герои в этой сказке: Старик и старуха Невод и рыбка Изба да корыто Дворянка и владычица морская? - Догадались? Кто скажет, как называется сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке») (слайд
№5) |
Демонстрация знаний, умений.
Принятие учебной задачи. |
Открытие новых знаний 1 этап. Работа с текстом до чтения |
Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Давайте попробуем войти в сказку. Послушайте: |
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Выражение своих чувств, мыслей. Восприятие информации. |
2 этап. Работа с текстом во время чтения. |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
Коммуникативные: - уметьучаствовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Во время чтения сказки встретятся незнакомые вам слова 1 часть Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый. Невод - сеть рыболовная. (слайд № 6-8) - А теперь вы сами попробуйте догадаться и подобрать значения к незнакомым словам (слайд №7)
Чтение текста учителем. Некоторые короткие части читаются детьми ( хорошо читающими) - Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. |
Работа с толковым словарём. Восприятие текста.
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.
Выражение своих чувств, мыслей.
Словарная работа.
Словарная работа.Отвечают на вопросы. Читают текст.
Выразительно читают.
|
Физкультминутка |
Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья |
Физминутка для глаз. (слайд №10) - Следите за полетом бабочек только глазками. Сначала за красной. Потом за голубой. |
|
Проверка восприятия текста |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные: - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
|
- Чтобы проверить, как внимательно вы слушали сказку, проведём игру. (слайд №11) - Для этого вам будут представлены иллюстрации, к ним вы должны найти строки в тексте. (Слайды № 12-22) 4.
|
Оценивают своих товарищей. Отвечают на вопросы.
Демонстрация знаний.
Восприятие информации.
Принятие учебной задачи.
Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.
Формулируют вывод. |
Рефлексия Творческая работа.
|
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь определять главную мысль текста.
Коммуникативные: - уметьучаствовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание? -Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка? (у каждого ученика нарисованная рыбка) - Ребята, у вас на партах золотая рыбка, не простая, а волшебная. Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание. - Возьмите её в руки и загадайте самое заветное желание. А теперь прикрепите свою рыбку к нашему волшебному морю, и пусть все ваши желания сбудутся. - Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе. ( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря) |
Читают сказку самостоятельно и вслух.
Отвечают на вопросы.
Формулируют вывод.
Выделяют действующих лиц.
Читают по ролям.
Демонстрируют свои знания. |
Итог урока. |
Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
|
- Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (слайд № 23) - А какой урок мы возьмем из этой сказки? - А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта. - Ребята, а какими вы были сегодня на уроке? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - розовый, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый). - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. |
Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
Домашнее задание (творческое) |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; |
Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся): 1.Подготовить
выразительное чтение сказки. |
Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.