Этапы урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Ход урока |
1. Организационное начало урока (целеполагание) |
учитель
учащиеся |
Встали, подравнялись. Здравствуйте, дети. Сейчас у нас урок литературного чтения. Приветствуют учителя, садятся на места. |
2. Актуализация знаний (проверка д/з) |
учитель
|
Что было задано на дом? (наизусть А.А.Фет)
Выставление оценок. |
3. Усвоение новых знаний
|
учитель
|
Учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке». Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. После прочтения стихотворения говорим о том, что удивительного вокруг нас много. Только надо быть наблюдательным, потому что «все ускользает от беглого взора». Беглый взор - это невнимательный, поверхностный, быстрый, долго не задерживающийся ни на чем. Красота и очарование окружающей нас природы останутся незамеченными. Только всмотревшись в неяркие краски, человек почувствует любовь к своему родному краю, к ее скромной, неповторимой красоте. Уметь наблюдать, уметь «вслушиваться», уметь «всматриваться» - очень важное умение, которому нужно учиться. 3. Знакомство с биографией А. М. Герасимова и с историей создания картины «После дождя». Народный художник СССР А.М.Герасимов вошел в историю русского и советского изобразительного искусства как автор известных портретов, тематических картин, пейзажей. Им создано около трех тысяч произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства. А.М.Герасимов видел красоту во всем, даже в самом простом и незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской "Мокрой террасе", написанной в своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг... порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, ... меня охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы... Я лихорадочно начал писать... Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо. — Митя, скорее палитру! — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные официозные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным. Знакомство с картиной. Одной из лучших работ в творчестве художника признана его картина «После дождя» («Мокрая терраса»), написанная им в 1935 году. Давайте рассмотрим полотно. Вопросы по картине: Что такое терраса? Как называется картина? Почему? Что происходит незадолго до изображенного на картине? По каким деталям мы можем судить об этом явлении природы? Как вы думаете, это был небольшой дождь или ливень? Почему? Обратимся к картине. Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся на террасе. Что находится на заднем плане картины? Какие краски использовал художник для создания картины? Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя.- Каким настроением пронизана картина? А вы когда-нибудь испытывали восторг, удивление от увиденного после дождя? Запись слов и словосочетаний на доску и в тетради. Картина, перила, терраса, опрокинутый стакан, цветы в стеклянной вазе, лепестки, деревянный стол, скамейка, тень от перил, сарай на заднем плане, трава, блики на дощатом полу, тёплые тона, колорит, виднеется вдалеке. Составление плана сочинения. 1. Картина Герасимова «После дождя». 2. Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней. 3. Сад после дождя. 4. Мое впечатление от картины.
|
5. Подведение итогов урока
6.Рефлексия
|
учитель |
Обобщение:
- С каким автором мы сегодня познакомились? - Что запомнили из его биографии? - Какое произведение читали? - Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха? Оценивание учащихся. Домашнее задание: Дома вы напишите Сочинение «Моё впечатление о картине А.М. Герасимова «После дождя" Теперь все встали, подравнялись. Вы все сегодня очень хорошо поработали. На этом наш урок окончен, до свидания! |
Технологическая карта урока
Тема урока: Цель урока: |
Подготовка к сочинению по картине А.М.Герасимова "После дождя" ● познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века собрать материалы, необходимые для написания сочинения; ● способствовать обогащению речи учащихся, расширению их кругозора; ● воспитывать любовь к природе, интерес к живописи и поэзии. |
Планируемые результаты: |
Личностные: 1.Осознание языка как основного средства человеческого общения; 2.Восприятие русского языка как явление национальной культуры; 3.Понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; Метапредметные : *Регулятивные: 1.Осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы; 2.Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; *Коммуникативные: 1.Научатся работать в сотрудничестве с соседом, выражать и доказывать собственное мнение. 2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. 3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. 4.Постановка вопросов . *Познавательные: 1.Давать определения понятиям. 2.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Предметные: 1. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты); 2.Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. 3. Научатся находить рифмы. |
Тип урока: |
изучения нового материала |
Формы, приемы и методы: |
Методы работы: объяснительно–иллюстративные, частично–поисковые, словесные, наглядные, практические. Формы: коллективная, индивидуальная. Приемы: работа с учебником, презентация по теме урока. |
Образовательные ресурсы: |
Учебник, презентация. |
План урока:
1. ОНУ (целеполагание): приветствие, эмоциональный настрой.
2. Актуализация знаний.
3. Усвоение новых знаний.
4. Подведение итогов урока.
5.Рефлексия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.