Технологическая карта урока литературного чтения "Тема, главная мысль произведения, заголовок. Н.Н. Носов «На горке».

  • docx
  • 10.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Н. Носов На горке.docx

Литературное чтение  2022-2023 уч год           2г класс     28.10.2022г    Шубина Н. А.

Тема урока

Тема, главная мысль произведения, заголовок. Н.Н. Носов «На горке».

Цель урока

продолжить знакомство с творчеством Н. Носова, раскрыть тему и идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного произведения.

Задачи урока

образовательные:

способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя; создать условия для выразительного чтения; способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки; воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты

 

Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- читать текст по ролям;

- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

- пересказывать текст от лица главного героя;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

проявлять желание читать произведения о дружбе; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

выполнять учебное задание по алгоритму; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение; подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Оборудование

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация

Ход урока

Этапы

Методы  и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.  Мотивация учебной деятельности (Создание эмоционального настроя).

 

Словесный: слово учителя

- У нас урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Речевая разминка.

- Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

* вдох носом, выдох через рот;

* нюхаем цветок;

* тушим свечу.

Ок- ок –ок –падает снежок

Ип- ип- ип – слышу снега скрип .

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

- Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

-Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

-В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

-Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

-А теперь прочтите ее громко и быстро.

 

Дети хором произносят текст:

                                     Привет, сосед!

                                    Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

 Всем улыбки сегодня дарил.

 

 

Ок- ок –ок –падает снежок

Ип- ип- ип – слышу снега скрип .

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

 

Личностные УУД: самоорганизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: читать осознанно, выразительно, с заданной интонацией  и без ошибок;

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового.

 

- Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения?     

- Какие это произведения? Что вы можете рассказать о Н.Носове?

- Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Н.Носова.

 Узнать название произведения нам помогут загадки: (слайд: слова – отгадки вылетают в нужном порядке и по вертикали получается название произведения “На горке”)

*Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

*Зеленый теленочек перевязан веревочкой лежит на боку и толстеет.(арбуз)

*Пока дети – каждый в берете повзрослели – шляпы надели (грибы)

*Рос шар бел, ветер дунул,  шар улетел (одуванчик)

*Крашенное коромысло над рекой повисло (радуга)

*Сам дней не знает а другим указывает (календарь)

*Зимой и летом одним цветом (ель)

 

-Какое слово получилось?

Н.Носова.

Рассказывают известные сведения об авторе и его произведениях.

 

Дети разгадывают загадки.

 

 

 

 

Дети называют слово.

Познавательные УУД:  приводить примеры,

 делать обобщения, выводы.

 

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Сформулируйте тему урока: (Рассказ Н.Носова "На горке")

Какую цель мы перед собой поставим?

1.       Познакомиться с произведением Н.Носова «На горке», выяснить главную мысль рассказа.

 

Формулируют тему и цель урока

Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Мотивационный этап.

III. Работа по теме урока.

Словесный: учебный диалог.

Подготовка к первичному восприятию текста.

 

-  Кто может мне сказать что такое горка. слайд

- Как вы думаете, слово горка имеет одно или несколько значений?

- Где мы можем об этом узнать? Конечно в толком словаре.

- «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

- Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

- Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

-Ребята, а вы любите бывать на горке?

- Почему?

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Вести учебный диалог

Коммуникативные УУД: вести диалог в соответствии с поставленными вопросами.

Решение частных задач

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: чтение трудно произносимых слов

-А сейчас мы послушаем это произведение, и узнаем, верны ли ваши предположения по поводу содержания.

Подтвердились ли наши предположения? О чём этот рассказ?

Работа над новыми понятиями

-Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте. Найдите в тексте слово выделенное голубым. Кто желает прочитать? Найдите значение этого слова в словарике в конце учебника.

 

Слушать аудиотекст

 

 

 

Находить значение слова в словарике

слайд

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза

 

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебник

Практический: чтение  по цепочке.

Чтение и первичный анализ

-А сейчас мы прочитаем рассказ и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему?

-Читаем по «цепочке» до моего сигнала.

- Какую ошибку совершил Котька и почему?

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

- Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста.

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

 

 

Читать текст по цепочке.

 

Анализировать текст.

 

Вести учебный диалог.

 

 

Познавательные УУД: осмысленное чтение текста.

 

Познавательные УУД: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков.

 

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

 

IV. Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений под стихотворный текст.

- Я вижу, вы уже утомились сидеть. Давайте разомнемся.

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Выполнение упражнений

 

V. Продолжение работы по теме урока.

 

Анализ произведения, выборочное чтение.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: анализ пословиц,

Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки.

 

Анализ произведения, выборочное чтение

- Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

- Что делали  ребята во дворе?

Как об этом сказано в тексте? (прочитайте)

- Прочитайте, что пришлось делать лопатами.

- Как вы думаете, какая горка получилась? Почему вы так считаете?

- Как можно назвать работу, которую делают все вместе, дружно?

- Прочитайте в тексте, как реагирует Котька на приглашение ребят выйти на улицу строить горку .

Что сделал Котька, когда ребята ушли обедать?

Прочитайте, как Котька собирался на улицу.

Как вы думаете, почему он так спешил?

Какой отрывок вызывает у нас смех?

Найдите в этом отрывке маленькое слово, которое повторяется трижды. С помощью него автор показывает, что Котька постоянно падает на горке. Котька падает неожиданно, мгновенно. Замените слова «упал» близким по значению. Мы много употребили слов, а автор нарисовал эту картину одним словом – «Бух!»

Найдите в 4-ой части слова, которые описывают отношение ребят к Котьке.

- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.                      

2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбирать подходящую пословицу.

 

Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности

 

 

 

Познавательные УУД:  Извлекать необходимую информацию.

Личностные: оценивать поступки героев.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

VI. Самостоятельная работа.  Проверка по образцу. Самооценка.

Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

анализ иллюстраций, составление картинного плана.

 

 Сейчас вы будете работать в парах. Каждой паре предстоит исследовать текст рассказа по своему заданию.

Задание 1 .     Игра «Да- нет»

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Да-нет». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”?

- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)

- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)

- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)

- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)

- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)

- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)

- А теперь оцените свою работу. Анализ самооценок ребят.

Задание 2.

Работа в парах

У каждой группы конверт с картинками.

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Давайте расставим картинки по порядку и озаглавим каждую картинку.

                             План.

  1. Ребята строят горку.
  2. Хитрый Котька смотрит в окно.
  3. Хитрец на скользкой горке.
  4. Котька испортил горку песком.
  5. Ребята ругают Котьку
  6. Котька помогает ребятам.
  7. Котька делает ступеньки.

После выступления групп можно задать вопрос

- Ребята, скажите, когда вы расставили картинки по порядку, что у вас получилось (картинный план), а когда озаглавили каждую картинку? (словесный или письменный план)

 

 

 

Находить в тексте произведения правильный ответ на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение иллюстраций с содержанием и последовательностью текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание

Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности

 

Познавательные УУД:

- определять ошибки в вопросах и находить правильный ответ, обосновывать свое мнение;

 

 

 

 

Познавательные УУД: анализ, синтез.

 

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

 

 

 

 

Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности.

VII. Выставка книг.

Обобщение материала.

Я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья».

(Названные книги выставляются на книжную полку).

-А вы знаете, ребята, что Н.Н.Носова некоторые называли «хмурым ворчуном». Видимо, они просто не читали его книг. А большинство называют его волшебником и добрым другом ребят.

-Скажите, кто является главными героями рассказов Н.Носова?
- И действительно, герои Н.Носова непоседы, которые не могут усидеть на месте и попадают во всякие истории. Они изобретательны, фантазёры, что-то расследуют и строят предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечать на вопросы по содержанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания – ответа на вопрос.

 

Итог урока

Словесный: слово учителя.

- С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:                                                                                         

1.       Развеселить читателя.

2.       Подшутить над кем- нибудь.

3.       Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

4.       Разбудить фантазию.

5.       Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

 

Подводят итог урока совместно с учителем;

Личностные УУД: учувствовать в подведении итогов урока

Рефлексия

Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния.

Наглядный: учебная презентация.

Выберите любую фразу и продолжите её:

1. Я познакомился...

2. Я научился...

3. Мне было интересно...

4. Мне было трудно...

5. Больше всего мне понравилось...

 

Закончите предложение:

- Я понял, что... 

 

Проводят самооценку своей деятельности

Познавательные УУД: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности.

Домашнее задание

Мы составили с вами план к нашему рассказу, по которому вам дома нужно составить пересказ по выбору.

1. Пересказ от имени Котьки.

2. Пересказ по картинному плану.

3. Пересказ по словесному плану.

 

Запись д/з