Литературное чтение 2022-2023 уч год 2г класс 28.10.2022г Шубина Н. А.
Тема урока |
Тема, главная мысль произведения, заголовок. Н.Н. Носов «На горке». |
Цель урока |
продолжить знакомство с творчеством Н. Носова, раскрыть тему и идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного произведения. |
Задачи урока |
образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя; создать условия для выразительного чтения; способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи; развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения; воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки; воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей. |
Планируемые результаты
|
Предметные умения: - читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; - читать текст по ролям; - составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации; - пересказывать текст от лица главного героя; -формулировать правила дружеских отношений. Универсальные учебные действия: Личностные: проявлять желание читать произведения о дружбе; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения. Регулятивные: выполнять учебное задание по алгоритму; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Познавательные: определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение; подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. |
Оборудование |
Компьютер, проектор, мультимедийная презентация |
Ход урока
Этапы Методы и приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Мотивация учебной деятельности (Создание эмоционального настроя).
Словесный: слово учителя |
- У нас урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!» - Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… Речевая разминка. - Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе: * вдох носом, выдох через рот; * нюхаем цветок; * тушим свечу. Ок- ок –ок –падает снежок Ип- ип- ип – слышу снега скрип . Ре-ре-ре – горы в снежном серебре. - Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией. -Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией. -В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном. -Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. -А теперь прочтите ее громко и быстро.
|
Дети хором произносят текст: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил.
Ок- ок –ок –падает снежок Ип- ип- ип – слышу снега скрип . Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.
|
Личностные УУД: самоорганизация
Регулятивные УУД: читать осознанно, выразительно, с заданной интонацией и без ошибок; |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового.
|
- Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения? - Какие это произведения? Что вы можете рассказать о Н.Носове? - Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Н.Носова. Узнать название произведения нам помогут загадки: (слайд: слова – отгадки вылетают в нужном порядке и по вертикали получается название произведения “На горке”) *Голубой шатёр весь мир накрыл (небо) *Зеленый теленочек перевязан веревочкой лежит на боку и толстеет.(арбуз) *Пока дети – каждый в берете повзрослели – шляпы надели (грибы) *Рос шар бел, ветер дунул, шар улетел (одуванчик) *Крашенное коромысло над рекой повисло (радуга) *Сам дней не знает а другим указывает (календарь) *Зимой и летом одним цветом (ель)
-Какое слово получилось? |
Н.Носова. Рассказывают известные сведения об авторе и его произведениях.
Дети разгадывают загадки.
Дети называют слово. |
Познавательные УУД: приводить примеры, делать обобщения, выводы.
|
Постановка темы и цели урока Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация |
Сформулируйте тему урока: (Рассказ Н.Носова "На горке") Какую цель мы перед собой поставим? 1. Познакомиться с произведением Н.Носова «На горке», выяснить главную мысль рассказа.
|
Формулируют тему и цель урока |
Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Мотивационный этап. III. Работа по теме урока. Словесный: учебный диалог. Подготовка к первичному восприятию текста.
|
- Кто может мне сказать что такое горка. слайд - Как вы думаете, слово горка имеет одно или несколько значений? - Где мы можем об этом узнать? Конечно в толком словаре. - «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь». - А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. - Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. -Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д. - Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) -Скажите, что нужно для строительства снежной горки? - Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения. -Ребята, а вы любите бывать на горке? - Почему? - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? |
Вести учебный диалог |
Коммуникативные УУД: вести диалог в соответствии с поставленными вопросами. |
Решение частных задач Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация Практический: чтение трудно произносимых слов |
-А сейчас мы послушаем это произведение, и узнаем, верны ли ваши предположения по поводу содержания. Подтвердились ли наши предположения? О чём этот рассказ? Работа над новыми понятиями -Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. Найдите в тексте слово выделенное голубым. Кто желает прочитать? Найдите значение этого слова в словарике в конце учебника.
|
Слушать аудиотекст
Находить значение слова в словарике слайд |
П: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза
|
Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебник Практический: чтение по цепочке. |
Чтение и первичный анализ -А сейчас мы прочитаем рассказ и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему? -Читаем по «цепочке» до моего сигнала. - Какую ошибку совершил Котька и почему? - А что делал Котька, когда ребята трудились? -Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься) -Какой он? (хитрый) - Что произошло, когда ребята ушли обедать? - Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. - А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться) - Что из этого вышло? Прочитайте. -Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). - Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег) - Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста. - Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше). - Кто помог ему стать лучше? (его товарищи) |
Читать текст по цепочке.
Анализировать текст.
Вести учебный диалог.
|
Познавательные УУД: осмысленное чтение текста.
Познавательные УУД: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков.
Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.
|
IV. Физминутка Практический: выполнение физических упражнений под стихотворный текст. |
- Я вижу, вы уже утомились сидеть. Давайте разомнемся. С неба падают снежинки, И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой
и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.) |
Выполнение упражнений |
|
V. Продолжение работы по теме урока.
Анализ произведения, выборочное чтение. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Практический: анализ пословиц, Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки.
|
Анализ произведения, выборочное чтение - Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья) - Что делали ребята во дворе? Как об этом сказано в тексте? (прочитайте) - Прочитайте, что пришлось делать лопатами. - Как вы думаете, какая горка получилась? Почему вы так считаете? - Как можно назвать работу, которую делают все вместе, дружно? - Прочитайте в тексте, как реагирует Котька на приглашение ребят выйти на улицу строить горку . Что сделал Котька, когда ребята ушли обедать? Прочитайте, как Котька собирался на улицу. Как вы думаете, почему он так спешил? Какой отрывок вызывает у нас смех? Найдите в этом отрывке маленькое слово, которое повторяется трижды. С помощью него автор показывает, что Котька постоянно падает на горке. Котька падает неожиданно, мгновенно. Замените слова «упал» близким по значению. Мы много употребили слов, а автор нарисовал эту картину одним словом – «Бух!» Найдите в 4-ой части слова, которые описывают отношение ребят к Котьке. - Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: 1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь - один раз отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться. - Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
|
Подбирать подходящую пословицу.
|
Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности
Познавательные УУД: Извлекать необходимую информацию. Личностные: оценивать поступки героев. Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания. |
VI. Самостоятельная работа. Проверка по образцу. Самооценка. Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки.
анализ иллюстраций, составление картинного плана.
|
Сейчас вы будете работать в парах. Каждой паре предстоит исследовать текст рассказа по своему заданию. Задание 1 . Игра «Да- нет» - Я предлагаю вам поиграть в игру «Да-нет». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”? - Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире) - Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать) - Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки) - Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять) - Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой) - Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком) - Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу) - Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам) - А теперь оцените свою работу. Анализ самооценок ребят. Задание 2. Работа в парах У каждой группы конверт с картинками. - Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет) - Давайте расставим картинки по порядку и озаглавим каждую картинку. План.
После выступления групп можно задать вопрос - Ребята, скажите, когда вы расставили картинки по порядку, что у вас получилось (картинный план), а когда озаглавили каждую картинку? (словесный или письменный план)
|
Находить в тексте произведения правильный ответ на поставленный вопрос.
Соотношение иллюстраций с содержанием и последовательностью текста.
Самооценивание |
Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности
Познавательные УУД: - определять ошибки в вопросах и находить правильный ответ, обосновывать свое мнение;
Познавательные УУД: анализ, синтез.
Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности. |
VII. Выставка книг. Обобщение материала. |
Я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья». (Названные книги выставляются на книжную полку). -А вы знаете, ребята, что Н.Н.Носова некоторые называли «хмурым ворчуном». Видимо, они просто не читали его книг. А большинство называют его волшебником и добрым другом ребят. -Скажите,
кто является главными героями рассказов Н.Носова?
|
Отвечать на вопросы по содержанию. |
Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания – ответа на вопрос.
|
Итог урока Словесный: слово учителя. |
- С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Чтобы: 1. Развеселить читателя. 2. Подшутить над кем- нибудь. 3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними. 4. Разбудить фантазию. 5. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
|
Подводят итог урока совместно с учителем; |
Личностные УУД: учувствовать в подведении итогов урока |
Рефлексия Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния. Наглядный: учебная презентация. |
Выберите любую фразу и продолжите её: 1. Я познакомился... 2. Я научился... 3. Мне было интересно... 4. Мне было трудно... 5. Больше всего мне понравилось...
Закончите предложение: - Я понял, что...
|
Проводят самооценку своей деятельности |
Познавательные УУД: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности. |
Домашнее задание |
Мы составили с вами план к нашему рассказу, по которому вам дома нужно составить пересказ по выбору. 1. Пересказ от имени Котьки. 2. Пересказ по картинному плану. 3. Пересказ по словесному плану.
|
Запись д/з |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.