Технологическая карта урока литературного чтения "Тема, главная мысль произведения, заголовок. Н.Н. Носов «На горке».
Оценка 4.8

Технологическая карта урока литературного чтения "Тема, главная мысль произведения, заголовок. Н.Н. Носов «На горке».

Оценка 4.8
docx
10.12.2022
Технологическая карта урока литературного чтения "Тема, главная мысль произведения, заголовок. Н.Н. Носов «На горке».
Н. Носов На горке.docx

Литературное чтение  2022-2023 уч год           2г класс     28.10.2022г    Шубина Н. А.

Тема урока

Тема, главная мысль произведения, заголовок. Н.Н. Носов «На горке».

Цель урока

продолжить знакомство с творчеством Н. Носова, раскрыть тему и идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного произведения.

Задачи урока

образовательные:

способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя; создать условия для выразительного чтения; способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки; воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты

 

Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- читать текст по ролям;

- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

- пересказывать текст от лица главного героя;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

проявлять желание читать произведения о дружбе; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

выполнять учебное задание по алгоритму; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение; подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Оборудование

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация

Ход урока

Этапы

Методы  и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.  Мотивация учебной деятельности (Создание эмоционального настроя).

 

Словесный: слово учителя

- У нас урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Речевая разминка.

- Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

* вдох носом, выдох через рот;

* нюхаем цветок;

* тушим свечу.

Ок- ок –ок –падает снежок

Ип- ип- ип – слышу снега скрип .

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

- Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

-Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

-В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

-Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

-А теперь прочтите ее громко и быстро.

 

Дети хором произносят текст:

                                     Привет, сосед!

                                    Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

 Всем улыбки сегодня дарил.

 

 

Ок- ок –ок –падает снежок

Ип- ип- ип – слышу снега скрип .

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

 

Личностные УУД: самоорганизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: читать осознанно, выразительно, с заданной интонацией  и без ошибок;

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового.

 

- Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения?     

- Какие это произведения? Что вы можете рассказать о Н.Носове?

- Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Н.Носова.

 Узнать название произведения нам помогут загадки: (слайд: слова – отгадки вылетают в нужном порядке и по вертикали получается название произведения “На горке”)

*Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

*Зеленый теленочек перевязан веревочкой лежит на боку и толстеет.(арбуз)

*Пока дети – каждый в берете повзрослели – шляпы надели (грибы)

*Рос шар бел, ветер дунул,  шар улетел (одуванчик)

*Крашенное коромысло над рекой повисло (радуга)

*Сам дней не знает а другим указывает (календарь)

*Зимой и летом одним цветом (ель)

 

-Какое слово получилось?

Н.Носова.

Рассказывают известные сведения об авторе и его произведениях.

 

Дети разгадывают загадки.

 

 

 

 

Дети называют слово.

Познавательные УУД:  приводить примеры,

 делать обобщения, выводы.

 

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Сформулируйте тему урока: (Рассказ Н.Носова "На горке")

Какую цель мы перед собой поставим?

1.       Познакомиться с произведением Н.Носова «На горке», выяснить главную мысль рассказа.

 

Формулируют тему и цель урока

Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Мотивационный этап.

III. Работа по теме урока.

Словесный: учебный диалог.

Подготовка к первичному восприятию текста.

 

-  Кто может мне сказать что такое горка. слайд

- Как вы думаете, слово горка имеет одно или несколько значений?

- Где мы можем об этом узнать? Конечно в толком словаре.

- «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

- Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

- Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

-Ребята, а вы любите бывать на горке?

- Почему?

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Вести учебный диалог

Коммуникативные УУД: вести диалог в соответствии с поставленными вопросами.

Решение частных задач

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: чтение трудно произносимых слов

-А сейчас мы послушаем это произведение, и узнаем, верны ли ваши предположения по поводу содержания.

Подтвердились ли наши предположения? О чём этот рассказ?

Работа над новыми понятиями

-Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте. Найдите в тексте слово выделенное голубым. Кто желает прочитать? Найдите значение этого слова в словарике в конце учебника.

 

Слушать аудиотекст

 

 

 

Находить значение слова в словарике

слайд

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза

 

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебник

Практический: чтение  по цепочке.

Чтение и первичный анализ

-А сейчас мы прочитаем рассказ и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему?

-Читаем по «цепочке» до моего сигнала.

- Какую ошибку совершил Котька и почему?

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

- Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста.

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

 

 

Читать текст по цепочке.

 

Анализировать текст.

 

Вести учебный диалог.

 

 

Познавательные УУД: осмысленное чтение текста.

 

Познавательные УУД: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков.

 

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

 

IV. Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений под стихотворный текст.

- Я вижу, вы уже утомились сидеть. Давайте разомнемся.

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Выполнение упражнений

 

V. Продолжение работы по теме урока.

 

Анализ произведения, выборочное чтение.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: анализ пословиц,

Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки.

 

Анализ произведения, выборочное чтение

- Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

- Что делали  ребята во дворе?

Как об этом сказано в тексте? (прочитайте)

- Прочитайте, что пришлось делать лопатами.

- Как вы думаете, какая горка получилась? Почему вы так считаете?

- Как можно назвать работу, которую делают все вместе, дружно?

- Прочитайте в тексте, как реагирует Котька на приглашение ребят выйти на улицу строить горку .

Что сделал Котька, когда ребята ушли обедать?

Прочитайте, как Котька собирался на улицу.

Как вы думаете, почему он так спешил?

Какой отрывок вызывает у нас смех?

Найдите в этом отрывке маленькое слово, которое повторяется трижды. С помощью него автор показывает, что Котька постоянно падает на горке. Котька падает неожиданно, мгновенно. Замените слова «упал» близким по значению. Мы много употребили слов, а автор нарисовал эту картину одним словом – «Бух!»

Найдите в 4-ой части слова, которые описывают отношение ребят к Котьке.

- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.                      

2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбирать подходящую пословицу.

 

Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности

 

 

 

Познавательные УУД:  Извлекать необходимую информацию.

Личностные: оценивать поступки героев.

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

VI. Самостоятельная работа.  Проверка по образцу. Самооценка.

Наглядный: учебная презентация, учебник, карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

анализ иллюстраций, составление картинного плана.

 

 Сейчас вы будете работать в парах. Каждой паре предстоит исследовать текст рассказа по своему заданию.

Задание 1 .     Игра «Да- нет»

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Да-нет». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”?

- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)

- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)

- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)

- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)

- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)

- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)

- А теперь оцените свою работу. Анализ самооценок ребят.

Задание 2.

Работа в парах

У каждой группы конверт с картинками.

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Давайте расставим картинки по порядку и озаглавим каждую картинку.

                             План.

  1. Ребята строят горку.
  2. Хитрый Котька смотрит в окно.
  3. Хитрец на скользкой горке.
  4. Котька испортил горку песком.
  5. Ребята ругают Котьку
  6. Котька помогает ребятам.
  7. Котька делает ступеньки.

После выступления групп можно задать вопрос

- Ребята, скажите, когда вы расставили картинки по порядку, что у вас получилось (картинный план), а когда озаглавили каждую картинку? (словесный или письменный план)

 

 

 

Находить в тексте произведения правильный ответ на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение иллюстраций с содержанием и последовательностью текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание

Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты своей деятельности

 

Познавательные УУД:

- определять ошибки в вопросах и находить правильный ответ, обосновывать свое мнение;

 

 

 

 

Познавательные УУД: анализ, синтез.

 

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания.

 

 

 

 

Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности.

VII. Выставка книг.

Обобщение материала.

Я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья».

(Названные книги выставляются на книжную полку).

-А вы знаете, ребята, что Н.Н.Носова некоторые называли «хмурым ворчуном». Видимо, они просто не читали его книг. А большинство называют его волшебником и добрым другом ребят.

-Скажите, кто является главными героями рассказов Н.Носова?
- И действительно, герои Н.Носова непоседы, которые не могут усидеть на месте и попадают во всякие истории. Они изобретательны, фантазёры, что-то расследуют и строят предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечать на вопросы по содержанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: осознанное построение речевого высказывания – ответа на вопрос.

 

Итог урока

Словесный: слово учителя.

- С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:                                                                                         

1.       Развеселить читателя.

2.       Подшутить над кем- нибудь.

3.       Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

4.       Разбудить фантазию.

5.       Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

 

Подводят итог урока совместно с учителем;

Личностные УУД: учувствовать в подведении итогов урока

Рефлексия

Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния.

Наглядный: учебная презентация.

Выберите любую фразу и продолжите её:

1. Я познакомился...

2. Я научился...

3. Мне было интересно...

4. Мне было трудно...

5. Больше всего мне понравилось...

 

Закончите предложение:

- Я понял, что... 

 

Проводят самооценку своей деятельности

Познавательные УУД: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Регулятивные УУД: осуществлять оценку результатов своей деятельности.

Домашнее задание

Мы составили с вами план к нашему рассказу, по которому вам дома нужно составить пересказ по выбору.

1. Пересказ от имени Котьки.

2. Пересказ по картинному плану.

3. Пересказ по словесному плану.

 

Запись д/з

 

 


 

Литературное чтение 2022-2023 уч год 2г класс 28

Литературное чтение 2022-2023 уч год 2г класс 28

Словесный: слово учителя -

Словесный: слово учителя -

Мотивационный этап. III . Работа по теме урока

Мотивационный этап. III . Работа по теме урока

Подтвердите словами из текста. -

Подтвердите словами из текста. -

Подбирать подходящую пословицу

Подбирать подходящую пословицу

А вы знаете, ребята, что Н.Н

А вы знаете, ребята, что Н.Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2022