Технологическая карта урока литературного чтения
Тема урока «ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «СТРАНА ДЕТСТВА»»
Учитель: Данилова А.И.
Тип урока: |
Урок контроля знаний |
Цель |
Проверка сформированности умения работать с тестом по изученному разделу |
Задачи
|
1. Повторить и обобщить изученный материал в разделе «Страна детства» (произведения Б. С. Житкова, М. М. Зощенко, К. Г. Паустовского). 2. Проверить, как ученики усвоили, насколько глубоко поняли произведения раздела. 3. Развивать навыки сравнения, сопоставления, память, логическое мышление. 4. Воспитывать патриотизм, нравственные ценности, положительные качества человека, любовь к литературному чтению |
Характеристика деятельности обучающихся |
На уроке обучающийся сможет: - выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради; - выполнять задания творческого и поискового характера; - называть произведения и их авторов изученного раздела; - находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; - соотносить героев и названия прочитанных произведений; - оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы
|
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося |
Формируемые способы деятельности учащегося |
||||||||||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе
|
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся показывают приготовленную дома инсценировку рассказа М. М. Зощенко «Елка» или читают рассказ по ролям. Оценивают работу друг друга, выделяя лучшего исполнителя каждой роли, лучшую «актерскую труппу» |
Дополнять, уточнять высказанные мне-ния по существу полученного задания |
||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Мы закончили изучение произведений из раздела «Страна далекого детства». Почему этот раздел так назван? – Что объединяет все произведения раздела? – Какое произведение вам запомнилось больше всего? Чем? –
Что нового о жизни детей, живших в начале– – Чья судьба вас поразила сильнее всего? Кому вы сочувствовали? За кого переживали? За кого из героев радовались? – Кому бы вы хотели прийти на помощь? – А с кем бы просто хотели оказаться рядом? Почему? |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение: Мир детства – самый лучший мир, Наивный, добрый и счастливый, Ребенок хочет быть большим, Стремится жить во взрослом мире. О. Партала |
Принимать и сохранять учебную задачу. Находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
||||||||||||||||||||||||||
III.
Самостоятельная |
Проводит тест по прочитанным произведениям.
|
Выполняют тест. Выбирают правильный ответ. Ответы:
|
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Договариваться и приходить к общему мне-нию при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
||||||||||||||||||||||||||
IV. Литературная игра |
Проводит литературную игру по произведениям раздела. Конкурс «Автор и название произведения». –
Соотнесите название произведения и его
– О чем и о ком эти произведения? – Какие из этих рассказов помещены в наш раздел учебника? – Почему здесь есть произведения и других авторов? Объясните и обоснуйте свой ответ. Конкурс «Как ты знаешь произведения?». – Какое произведение открывает раздел? – Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года. –
Эта девочка вдохновила великого компози- – Мальчик положил кусок от него на пароходик около будочки. – Этот инструмент мог петь обо всем. – Где проводил осень Эдвард Григ? – Когда он был маленький, его отправили туда жить. Там и произошла эта печальная история. Куда был отправлен мальчик? – В каком городе родился К. Г. Паустовский? – Где провел детство Б. Житков? –
В Санкт-Петербурге, в семье художника, – Чьим школьным другом был К. И. Чуковский? Конкурс «Модернизирование пословиц и поговорок». – Исправьте пословицы и поговорки: • По лесу надо с корзинкой ходить. • Скучен день до вечера, коли делать уроки. • Не стыдно не знать – стыдно не подсказать; • Испокон века телевизор растит человека. • Первая двойка прощается. • На шпаргалке далеко не уедешь. Конкурс «Назовите произведение и его В каждой карточке пропущено одно слово, которое является ключевым в содержании произведения. Какие это слова? Карточка 1. Встречают… по платью, а провожают по уму. Из песни слова не выкинешь, из-за стола … не выгонишь. Хозяин весел – и … радостны. Карточка 2. Не вся та …, что звучит. Хорошую … и змеи пляшут. Фома не разумеет, а Ерема плясать умеет. Конкурс «Кроссворд». – Решите кроссворд. 1. Как звали героя рассказа, который не оставил яблоко гостям? (Минька.) 2.
Имя героини сказки Ш. Перро, которая упоминается в произведении К.
Паустовского. 3.
Местечко около города Бергена, где Э. Григ 4.
На что была похожа будочка на корме кораблика в произведении «Как я ловил
человечков»? 5. Как звали тетю Дагни? (Магда.) 6. У тетушки Магды было множество театральных вещей. Некоторые из них были сделаны из этого материала. (Фетр.) 7.
Часть какого предмета положил однажды у дверки пароходика герой рассказа Б.
Житкова? |
Выполняют задания литературной игры.
Ответы:
– Б. Житков «Как я ловил человечков». – Минька и Леля.
– Дагни.
– Леденец.
– Рояль. – Около Бергена.
– К бабушке. – В Москве. – В Одессе. – М. М. Зощенко.
– Б. С. Житкова.
Ответы: • По лесу надо с умом ходить. • Скучен день до вечера, коли делать нечего. • Не стыдно не знать, стыдно не учиться. • Испокон века книга растит человека. • Первая вина прощается. • На обмане далеко не уедешь.
Ответы: Карточка 1. Пропущено слово «гость» (М. М. Зощенко «Елка»).
Карточка 2. Пропущено слово «музыка» (К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»).
Решают кроссворд.
Получается слово «молодец» |
Выразительно
читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить
понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.
Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной |
||||||||||||||||||||||||||
V. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. Написать сочинение или подготовить устный рассказ о каком-нибудь интересном событии из детства ваших близких: родителей, бабушек, дедушек. Это может быть событие, которое по какой-то причине запомнилось старшим больше всего, или событие, которое наиболее привлекло внимание детей |
Внимательно
слушают, задают уточняющие В заключение урока учащиеся выразительно читают или пересказывают отрывки из тех произведений, которые им понравились больше всего, оставили наиболее глубокий след в их душах, сердцах. Участвуют в инсценировке или читают по ролям полюбившиеся им отрывки |
Осознавать,
принимать, сохранять учебные |
||||||||||||||||||||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Чем объединены все произведения этого раздела? Чему они учат своих читателей? – Понравились ли вам эти произведения? Интересно ли читать воспоминания писателей? Почему? Как вы думаете, каждый ли человек вспоминает свое детство? – А что чаще всего вспоминается и запоминается на всю жизнь? У вас есть уже такие воспоминания? – Рассказываете ли вы друг другу интересные случаи из своей жизни? – Помогают ли вам произведения писателей учиться жить сегодня? Каким образом? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществлять
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.