Технологическая карта урока литературного чтения
УМК: «Школа России»
Тема: Н.Носов «Живая шляпа»
Класс:
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: формирование читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи:
Образовательные:
· познакомить учащихся с рассказом Н.Носов «Живая шляпа»;
· актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Носова;
· формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев
Развивающие:
· развивать ПУУД – умение грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту;
· развивать ЛУУД умение делать выводы после изучения произведения на основе определения идеи произведения
Воспитательные:
· воспитывать интерес к творчеству Н.Носова;
· воспитывать чувства любви, уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знакомы с рассказом Н.Носов «Живая шляпа»;
- знают интересные факты из биографии писателя;
- формируют навык осознанного и выборочного чтения.
Метапредметные:
Познавательные:
- умеют делать выводы после изучения произведения.
- умеют грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту.
Регулятивные:
- контролируют свою деятельность в ходе творческой работы;
- оценивают свою деятельность на уроке.
Коммуникативные:
- слушают и понимают речь других;
- умеют высказывать свое мнение.
Личностные:
- проявляют интерес к творчеству Н.Носов «Живая шляпа»
- проявляют нравственные качества, решительность.
Оборудование:
Для учителя: учебник, раздаточный материал, презентация, аудиозапись, интерактивное оборудование, документ-камера.
Для учеников: учебник, тетрадь, пенал, раздаточный материал.
План урока:
1) Организационный момент. (1 мин.)
2) Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.)
3) Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации. (3 мин.)
4) Выявление места и причин затруднения. Постановка задач урока. (2 мин.)
5) Открытие новых знаний (15 мин.)
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (9 мин.)
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)
8) Включение в систему знаний. (3 мин.)
9) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.)
Ход урока:
Этап урока |
Задачи этапа |
Методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации |
Дидактические средства |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1.Организационный момент |
Настроить учащихся на работу. |
Речь учителя
|
Здравствуйте – ты скажешь
человеку. - Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке литературного чтения. -Проверьте, все ли у вас готово к уроку: на столе должен лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал. Приведите свое рабочее место в порядок и отложите все на край стола. |
- Приветствуют учителя и садятся на свои места. Проверят готовность к уроку.
|
Ф |
|
Самоконтроль |
|
|
|
2. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. |
Беседа Рассказ Стихотворение
|
- Сейчас я предлагаю вам, поработать со скороговоркой. Вы можете увидеть ее на слайде. Дубовый столб стоит столбом, -Все ли слова понятны? А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки: -читаем шепотом -немного громче -а теперь читаем громко и внятно. Читаем скоро и быстро (2-3 ученика). Понравилась ли вам такая разминка? Вы готовы перейти к уроку? |
-да
-читают
-читают
-да |
Ф
|
Призентация |
Самоконтроль |
|
КУУД: слушают и понимают речь других |
|
3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации |
Определить тему и задачи урока. |
Рассказ Беседа Объяснение
|
-Ребята,
как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Послушайте стихотворение: Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи! -Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так: (шляпа-это головной убор с высокими полями). - Ребята, какие бывают шляпы?
|
-предполагают
-большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.
-нет |
Ф |
|
Самоконтроль |
|
КУУД: слушают и понимают речь других. |
|
4. Выявление места и причин затруднения. Постановка задач урока. |
Выявить причины затруднения. Поставить задачу на урок. |
Рассказ Беседа Прием «Перепутанные буквы» Демонстрация |
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Николая Носова. - Мы познакомимся с новым произведением. Предлагаю узнать, как оно называется. - Ой, ребята, посмотрите, подул ветерок, и все буквы рассыпались, помогите собрать название. - Интерактивное задание: ЖАЯИВ ЛЯШАП (Ученики по очереди собирают слова на интерактивной доске). - Какое название у произведения, которое мы будем сегодня изучать? - Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Живая шляпа», которое написал Николай Носов. - Какие задачи мы поставим на урок?
- Верно, перед тем как познакомиться с новым произведением, давайте вспомним биографию Николая Носова. |
- Выполняют задание на интерактивной доске. - Живая шляпа
- Повторить биографию писателя, познакомиться с новым произведением и другие ответы детей. |
Ф |
Интерактивная доска |
Самоконтроль |
|
КУУД: слушают и понимают речь других. |
|
5. Открытие новых знаний |
Обеспечить первичное усвоение новых знаний. |
Рассказ Беседа Упражнение Работа с книгой Демонстрация Иллюстрация |
1. Слово учителя о писателе. Николай Носов (1897 — 1986) родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов, ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио-и электротехникой. -В 1920-х годах Носов увлекся химией, организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. Николай Николаевич даже собирался поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но в последний момент передумал. -Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать. - Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия.
-Если вы захотите прочитать произведения Николая Носова, то с легкостью можете это сделать, посетив школьную библиотеку. Физкультминутка - Перед изучение рассказа предлагаю немного размяться. Встаем. Мы листики осенние, На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели, Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. - Садимся, продолжаем работать дальше. - Открываем учебники на странице 54. 2. Словарная работа. - Перед тем как мы приступим к чтению, я предлагаю объяснить значение некоторых слов, которые могут вызвать затруднение.
Ø Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. Ø Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. Ø Треснуть — ударить. Ø Плюхнуться – тяжело сесть, упасть 3. Работа с текстом. - Предлагаю вам послушать рассказ. (Запись).
- Какое настроение вызвало у вас это произведение? -Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? |
- Слушают учителя, рассматривают фотографии.
- Рассматривают обложки книг, читают названия.
- Выполнят физкультминутку.
- Работают со словарными словами.
- Слушают запись
- Стало весело и другие ответы детей. -нет -в начале рассказа подсказка автора |
Ф
|
Презентация Документ-камера |
Самоконтроль Взаимоконтроль
|
Умеют грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту. |
|
Проявляют интерес к творчеству Н. Носова; |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Обеспечить первичную проверку понимания. |
Речь учителя Беседа Объяснение Работа с книгой Обсуждение |
4. Аналитическая беседа. - Ребята, предлагаю вам прочитать рассказ по цепочке. Следите внимательно. -Остановимся, дальше вы прочитаете дома. Отметьте карандашом то место, где мы закончили. -Где
сидел Васька? -Каким стало настроение ребят? -Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа? -Ребят, а какой это рассказ? -Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Я вам раздам пословицы, но не простые, а рассыпанные. Вам необходимо их собрать, приступайте. Одна пара будет работать за моим столом. Ø Волков бояться – в лес не ходить. Ø Семь раз отмерь – один раз отрежь. Ø У страха глаза велики. - Ребята, а сейчас выполним проверку с помощью документ-камеры. Пара, которая работала за моим столом будут читать получившиеся пословицы, а вы с помощью карточек будете сигнализировать верно или неверно выполнено задание. -Какая пословица подходит к содержанию рассказа? - Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа? - Молодцы, хорошо справились с заданием. |
-начинают читать
- на полу возле комода -муху -ловил муху
-Володя и Вадик
-кочергу и лыжную палку
- юмористический
-отвечают |
Ф П
|
|
Самоконтроль |
|
КУУД: умеют высказывать свое мнение. |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Обеспечить первичное закрепление материала урока. |
Объяснение |
-Ребята,
скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики? -
Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после
случившегося? -Давайте послушаем, что вы на фантазировали? |
-нет
-придумывают
-рассказывают |
Ф И
|
|
Самоконтроль |
|
РУУД: контролируют свою деятельность в ходе творческой работы |
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Проинформировать учащихся о домашнем задании. |
Объяснение |
- Ребята, запишите домашнее задание. Прочитать рассказ с. 54 и подготовить пересказ по плану со стр.59 |
- Записывают домашнее задание. |
Ф |
|
Самоконтроль |
|
|
|
8. Включение в систему знаний. |
Включить учащихся в систему знаний. |
Беседа Обсуждение |
- Помните: в начале урока я вам задала вопрос «Может ли шляпа быть живой». Что вы ответили? -Изменился ли ваш ответ? Почему? -Какая главная мысль этого рассказа?
-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? |
-нет -да, отвечают -Учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации. -если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать |
Ф |
|
Самоконтроль |
Умеют делать выводы после изучения произведения |
КУУД: слушают и понимают речь других.
|
|
9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. |
Организовать подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке. |
Беседа Рефлексия
|
- Ребята, с каким рассказом мы познакомились? - Кто написал данное произведение? - Чему учит нас этот рассказ? - Какая главная мысль рассказа «Живая шляпа»? -Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение? Если да, то почему? -Ребята, наш урок подходит к концу. Предлагаю вам закончить предложения: 1. На меня произвело впечатление… 2.У меня появилось желание … 3. Мне пригодятся эти знания… 4. На уроке я узнал (а) … 5. Во мне пробудились чувства, мысли… - Урок окончен, всем спасибо! |
- с рассказом «Живая шляпа».
- Николай Носов. - ответы детей.
-да….
- Оценивают свою деятельность на уроке. |
Ф |
|
Самоконтроль |
|
РУУД: оценивают свою деятельность на уроке. |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.