Технологическая карта урока литературного чтения "Живая шляпа" Н.Носов
Оценка 4.6

Технологическая карта урока литературного чтения "Живая шляпа" Н.Носов

Оценка 4.6
doc
14.07.2023
Технологическая карта урока литературного чтения "Живая шляпа" Н.Носов
Живая шляпа.doc

 

 

 

 

Технологическая карта урока литературного чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УМК: «Школа России»

Тема: Н.Носов «Живая шляпа»

Класс:

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формирование  читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи:

Образовательные:

·        познакомить учащихся с рассказом Н.Носов «Живая шляпа»;

·        актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Носова;

·        формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев

Развивающие:

·        развивать  ПУУД – умение грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту;

·        развивать ЛУУД умение делать выводы после изучения произведения на основе определения идеи произведения

Воспитательные:

·        воспитывать интерес к творчеству Н.Носова;

·        воспитывать чувства любви, уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знакомы с рассказом Н.Носов «Живая шляпа»;

- знают интересные факты из биографии писателя;

- формируют навык осознанного и выборочного чтения.

Метапредметные:

Познавательные:

- умеют делать выводы после изучения произведения.

- умеют грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту.

Регулятивные:

- контролируют свою деятельность в ходе творческой работы;

- оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные:

- слушают и понимают речь других;

- умеют высказывать свое мнение.

Личностные:

- проявляют интерес к творчеству Н.Носов «Живая шляпа»

- проявляют нравственные качества, решительность.

Оборудование:

Для учителя: учебник, раздаточный материал, презентация, аудиозапись, интерактивное оборудование, документ-камера. 

Для учеников: учебник, тетрадь, пенал, раздаточный материал.

План урока:

1)    Организационный момент. (1 мин.)

2)    Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.)

3)    Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации. (3 мин.)

4)    Выявление места и причин затруднения. Постановка задач урока. (2 мин.)

5)    Открытие новых знаний (15 мин.)

6)    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (9 мин.)

7)    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)

8)    Включение в систему знаний. (3 мин.)

9)    Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этап урока

Задачи этапа

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

Дидактические средства

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организационный момент

Настроить учащихся на работу.

Речь учителя

 

Здравствуйте – ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Давайте улыбнёмся друг с другом, и от улыбок станет всем нам уютнее и теплее.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке литературного чтения.

-Проверьте, все ли у вас готово к уроку: на столе должен лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал. Приведите свое рабочее место в порядок и отложите все на край стола.

- Приветствуют учителя и садятся на свои места. Проверят готовность к уроку.

 

 

 

Ф

 

Самоконтроль

 

 

 

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Беседа

Рассказ

Стихотворение

 

- Сейчас я предлагаю вам, поработать со скороговоркой. Вы можете увидеть ее на слайде.

Дубовый столб стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.

-Все ли слова понятны?

А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

-читаем шепотом

-немного громче

-а теперь читаем громко и внятно.

Читаем скоро и быстро (2-3 ученика).

Понравилась ли вам такая разминка? Вы готовы перейти к уроку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-да

 

-читают

 

 

 

 

-читают

 

-да

Ф

 

Призентация

Самоконтроль

 

КУУД:

слушают и понимают речь других

 

3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации

Определить тему и задачи урока.

Рассказ

Беседа

Объяснение

 

 

-Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Послушайте стихотворение:
Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

-Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так: (шляпа-это головной убор с высокими полями).

- Ребята, какие бывают шляпы?

 

 


К шляпе дружно подойдем,
Ее взглядом обведем!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет-
Ты живая или нет?

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
-Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.

-предполагают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.

 

 

 

 

 

 

-нет

Ф

 

Самоконтроль

 

КУУД:

слушают и понимают речь других.

 

4. Выявление места и причин затруднения. Постановка задач урока.

Выявить причины затруднения. Поставить задачу на урок.

Рассказ

Беседа

Прием «Перепутанные буквы»

Демонстрация

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Николая Носова.

- Мы познакомимся с новым произведением. Предлагаю узнать, как оно называется.

- Ой, ребята, посмотрите, подул  ветерок, и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

- Интерактивное задание:

ЖАЯИВ ЛЯШАП

 (Ученики по очереди собирают слова на интерактивной доске).

- Какое название у произведения, которое мы будем сегодня изучать?

 - Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Живая шляпа», которое написал Николай Носов.

- Какие задачи мы поставим на урок?

 

 

 

 

- Верно, перед тем как познакомиться с новым произведением, давайте вспомним биографию Николая Носова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выполняют задание на интерактивной доске.

- Живая шляпа

 

 

 

 

 

- Повторить биографию писателя, познакомиться с новым произведением и другие ответы детей.

Ф

Интерактивная доска

Самоконтроль

 

КУУД:

слушают и понимают речь других.

 

5.

Открытие новых знаний

Обеспечить первичное усвоение новых знаний.

Рассказ

Беседа

Упражнение

Работа с книгой

Демонстрация

Иллюстрация

1.      Слово учителя о писателе.

Николай Носов (1897 — 1986) родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов, ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио-и электротехникой.

-В 1920-х годах Носов увлекся химией, организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. Николай Николаевич даже собирался поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но в последний момент передумал.

-Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать.

- Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия.

 

 

-Если  вы захотите прочитать произведения Николая Носова, то с легкостью можете это сделать, посетив школьную библиотеку.

Физкультминутка

- Перед изучение рассказа предлагаю немного размяться. Встаем.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

 

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

- Садимся, продолжаем работать дальше.

- Открываем учебники на странице 54.

2.      Словарная работа.

- Перед тем как мы приступим к чтению, я предлагаю объяснить значение некоторых слов, которые могут вызвать затруднение.

 

Ø  Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Ø  Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Ø  Треснуть — ударить.

Ø  Плюхнуться – тяжело сесть, упасть

3.      Работа с текстом.

- Предлагаю вам послушать рассказ. (Запись).

 

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

-Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?
-А вы догадывались?
-А как?

 

- Слушают учителя, рассматривают фотографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рассматривают обложки книг, читают названия.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выполнят физкультминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Работают со словарными словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слушают запись

 

- Стало весело и другие ответы детей.

-нет

-в начале рассказа подсказка автора

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

Документ-камера

Самоконтроль

Взаимоконтроль

 

Умеют грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту.

 

Проявляют интерес к творчеству Н. Носова;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обеспечить первичную проверку понимания.

Речь учителя

Беседа

Объяснение

Работа с книгой

Обсуждение

4.      Аналитическая беседа.

- Ребята, предлагаю вам прочитать рассказ по цепочке. Следите внимательно.

-Остановимся, дальше вы прочитаете дома. Отметьте карандашом то место, где мы закончили.

-Где сидел Васька?
-Кого увидел Васька на шляпе?
-Что Васька делал в начале рассказа?
- Как звали мальчиков, героев рассказа?
- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

-Каким стало настроение ребят?

-Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?

-Ребят, а какой это рассказ?

-Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Я вам раздам пословицы, но не простые, а рассыпанные. Вам необходимо их собрать, приступайте. Одна пара будет работать за моим столом.

Ø  Волков бояться – в лес не ходить.

Ø  Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Ø  У страха глаза велики.

- Ребята, а сейчас выполним проверку с помощью документ-камеры. Пара, которая работала за моим столом будут читать получившиеся пословицы, а вы с помощью карточек будете сигнализировать верно или неверно выполнено задание.

-Какая пословица подходит к содержанию рассказа?

- Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

 

-начинают читать

 

 

 

- на полу возле комода

-муху

-ловил муху

 

-Володя и Вадик

 

-кочергу и лыжную палку

 

 

 

 

 

- юмористический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-отвечают

Ф

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль

 

КУУД:

умеют высказывать свое мнение.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обеспечить первичное закрепление материала урока.

Объяснение

-Ребята, скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики?
- Я предлагаю вам пофантазировать.

- Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося?
Я начну, а вы продолжите: «Ой, Васька, мой усатый друг. Сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и меня что-то накрыло. Вдруг вокруг меня стало… Мне стало…»

-Давайте послушаем, что вы на фантазировали?

 

-нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-придумывают

 

-рассказывают

Ф

И

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль

 

РУУД:

контролируют свою деятельность в ходе творческой работы

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Проинформировать учащихся о домашнем задании.

Объяснение

- Ребята, запишите домашнее задание. Прочитать рассказ с. 54 и подготовить пересказ по плану со стр.59

- Записывают домашнее задание.

Ф

 

Самоконтроль

 

 

 

8. Включение в систему знаний.

Включить учащихся в систему знаний.

Беседа

Обсуждение

- Помните: в начале урока я вам задала вопрос «Может ли шляпа быть живой». Что вы ответили?

-Изменился ли ваш ответ? Почему?

-Какая главная мысль этого рассказа?

 

 

-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?

-нет

-да, отвечают

-Учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

-если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать

Ф

 

Самоконтроль

Умеют делать выводы после изучения произведения

КУУД:

слушают и понимают речь других.

 

 

9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Организовать подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке.

Беседа

Рефлексия

 

- Ребята, с каким рассказом мы познакомились?

- Кто написал данное произведение?

- Чему учит нас этот рассказ? 

- Какая главная мысль рассказа «Живая шляпа»?

-Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение? Если да, то почему?

-Ребята, наш урок подходит к концу. Предлагаю вам закончить предложения:

1. На меня произвело впечатление…

2.У меня появилось желание …

3. Мне пригодятся эти знания…

4. На уроке я узнал (а) …

5. Во мне пробудились чувства, мысли…

- Урок окончен, всем спасибо!

- с рассказом «Живая шляпа».

 

- Николай Носов.

-  ответы детей.

 

 

 

 

 

-да….

 

- Оценивают свою деятельность на уроке.

Ф

 

Самоконтроль

 

РУУД:

оценивают свою деятельность на уроке.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока литературного чтения

Технологическая карта урока литературного чтения

УМК: «Школа России» Тема:

УМК: «Школа России» Тема:

Личностные: - проявляют интерес к творчеству

Личностные: - проявляют интерес к творчеству

Ход урока: Этап урока

Ход урока: Этап урока

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ

Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ

Обеспечить первичное усвоение новых знаний

Обеспечить первичное усвоение новых знаний

Ветер снова набежал И листочки все поднял

Ветер снова набежал И листочки все поднял

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Какая пословица подходит к содержанию рассказа? -

Какая пословица подходит к содержанию рассказа? -

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке

Организовать подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2023