Образовательное учреждение |
МКОУ «СОШ №1» р.п. Куйтун |
Учитель |
Банщикова Татьяна Витальевна |
Предмет |
Литература |
Класс |
6В |
Автор УМК |
Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2018. |
Тема урока |
Образ природы в сказке - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» |
Тип урока |
Комбинированный |
Цель и задачи |
Цель: Обобщить понятие “пейзаж”; показать особенности картин природы, дополняющих повествование; находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их: отрабатывать выразительное чтение наизусть прозаического текста; воспитывать чувство любви к родной природе. Задачи: •проследить роль художественных средств изображения; •анализируя содержание, художественные приёмы выяснить основную мысль сказки-были, «правду жизни»; •содействовать воспитанию доброго, отзывчивого, любящего человека, думающего читателя, заботливого хозяина Земли; •воспитывать интерес к творчеству М.М.Пришвина, любовь к природе. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и педагогом Участие в коллективном диалоге, интерес к творчеству писателя. Предметные: углубление знаний творчества Пришвина; понимание и правильное использование средств выразительности; умение находить пейзаж в тексте Метапредметные: а) познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация); умение пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; умение строить рассуждения б) регулятивные: понимание цели своих действий проявление познавательной и творческой инициативы в) коммуникативные умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умение слушать собеседника и вести диалог умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других |
Основные понятия |
пейзаж; эпитет; сравнение; олицетворение |
Формы, методы, технологии обучения |
На уроке применяется технология проблемного обучения, критического мышления, информационно-коммуникативная технология. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный, групповой. Проблемные вопросы, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, контроль знаний учащихся |
Оборудование |
учебник литературы, тетрадь, портрет писателя , компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, доска, текст произведения; |
Этап урока |
Деятельность учителя Осуществляемые действия |
Деятельность учащегося Осуществляемые действия |
Результаты (личностные/ предметные/ познавательные/ коммуникативные/ регулятивные) |
1. Мотивационно-целевой этап Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников |
Приветствие. Эпиграф: …Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. (К. Паустовский.) Вопрос. Как вы понимаете эпиграф к уроку? А кто может сформулировать тему урока? Тема: Образ природы в сказке - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Беседа по тексту. – Назовите главных героев? – А кто еще, назовите их? – А как все это мы назовем? – Да, конечно, природа. Как называется изображение природы в художественном произведении? Дать понятие пейзажа. – Значит, природа тоже является главным героем этого произведения. С Настей и Митрашей мы уже хорошо знакомы. Узнали, что сказка–быль – это жанр литературного произведения. – Напомните мне, почему она и сказка, и быль? Итак, все же перед нами особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях. Но не только они главные герои, но и природа, которая играет очень большое значение в жизни человека. И сегодня мы будем познавать природу, постигать ее тайную жизнь. |
Слушание, анализ полученной информации Формулировка темы урока учениками Определяют основные задачи
Ответы ребят на поставленные вопросы -(Настя, Митраша) -(Волк, тетерев, лось, ель, сосна и т.д.) -( Пейзаж).
Ответы учащихся |
П. Повышение интереса к материалу урока, творчеству Пришвина Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
2. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения |
Погружаясь в одно из самых ярких произведений автора, прослушаем художественные пересказы ребят, «совершим поход в лес» – Какое впечатление производят эти картины? (В отрывке “Ель и сосна” все вокруг мрачно, деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их) – Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе. – Какими словами писатель характеризует эту борьбу? (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались, прокалывали, стонали, выли.) – Как они ведут себя? (Как живые существа) – Давайте вспомним, как называется этот способ? Работа с понятием. – Давайте найдем слова, которые говорят, что здесь олицетворение?) Вывод: Значит, с помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев. – Идем дальше. Встречаем лесного жителя. Кого? Пришвин здесь показал красоту природы. Какие художественные средства использует автор. (Сравнения, эпитеты). Работа с понятиями; их роль в художественном произведении. – Где? Называем? – Как показана птица! – Какие слова подобрал писатель? – Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? ( Можно зачитать). – Мы подходим к Слепой Елани Опасное место – Блудово болото. Здесь мы подходим к понятию “кладовая солнца”. – Что же это такое – кладовая солнца? Как автор показывает ель? (Подмечает каждую деталь) – Какое художественное средство использует автор? – Где? Приведите примеры Дальше дети попадают на палестинку. Какие слова использует автор для описания ягоды?
Каким предстает перед нами это животное? -Какими словами описывает автор? -Зачем здесь пень? Ведь он не просто так стоит! Каждый в природе имеет свое назначение – кто-то добро несет, кто-то недоброе предвещает. Всему светит солнце, благодаря которому все живет. Найдем описание восхода и заката. Выразительное чтение эпизодов.
Нахождение художественных средств. – Мы завершили свой поход по лесу. С каждым новым эпизодом все мы больше и больше узнали о природе, познали ее законы, убедились, что природа и человек едины. Но с природой надо быть еще и осторожными. Она красива, богата, не жадная, а щедрая, но она и опасна! А почему? |
Ученики пересказывают эпизоды: отрывок “Ель и сосна”
Ребята отвечают на вопросы называют основной прием олицетворение
отрывок “Тетерев-косач”
Ребята отвечают, работают с опорой на текст Чтение наизусть “ Слепая Елань” Звучат ответы Чтение наизусть отрывка “Елочки – старушки” Ответы: -Сравнение. Приводят примеры из текста Чтение наизусть отрывка “ Ягода лесная” Ответы: Использует ласковые слова , уменьшительно-ласкательные суффиксы Чтение наизусть отрывка “Лось” Чтение наизусть отрывка “Пень” Учащиеся отвечают
Учащиеся зачитывают эпизоды
Ответы ребят |
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию
Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,
К. умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации
К. умение слушать собеседника и вести диалог
П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
П. умение пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; |
3.Первичная проверка понимания |
Чтобы выяснить, какой художественный приём самый важный при изображении природы в сказке -были, поработаем с текстом. Восстановите текст, используя слова для справок. Прочитайте полученный текст. Определите основное средство художественной выразительности в данных отрывках.
|
Дети работают в группах. Получают раздаточный материал. Читают его. Обсуждают с другими варианты ответа. Выбирают, кто будет отвечать за группу. |
П. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, Л. Развитие навыков сотрудничества
|
Предоставляет слово детям. Отвечают представители групп. |
Один представитель от группы зачитывает восстановленный текст, второй называет средство выразительности |
К. Осуществляют работу с информацией, обмениваются мнениями, могут работать в коллективе |
|
|
Благодаря олицетворениям, сравнениям, метафорам природа одушевлена. Она принимает активное участие в жизни героев. Ветки деревьев напоминают человеческие руки, а сами деревья как живые существа. - Правильно, ребята. Человек и природа очень близки, очень похожи. Природа тоже может быть доброй и злой. Не всегда греет и сияет солнце. Есть в природе и тучи, и ненастье. И только человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца. |
|
П. понимание и правильное использование средств выразительности |
Первичная проверка понимания. |
Какова основная тема творчества Пришвин? - Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца". Эта работа поможет нам выяснить, в чём же заключается "правда жизни", о которой пишет М.М.Пришвин |
Дети выборочно высказывают свое мнение. По последнему вопросу каждый говорит свой вариант из предложенного. |
П. Осуществляют структурирование знаний, работу с информацией. |
Первичное закрепление |
Ребята, какую "правду жизни" передал Антипыч через собаку Травку Насте и Митраше как наследие? - Мы должны быть вместе, должны поддерживать друг-друга и помогать."Правда жизни" заключается в любви к человеку, к природе. - Значит самая главная кладовая солнца -это понимание того, что человек и природа -это единое целое. Давайте ещё раз вспомним, что говорил об этом сам М.М.Пришвин. |
Ребята отвечают.
Ученики делают записи в тетрадях
|
К. умение слушать собеседника и вести диалог К. умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации
|
4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Проверка усвоения содержания произведения по кроссвордам (приложения ) Тема "Человек и природа" является основной для многих русских писателей. На этой выставке представлены только некоторые из этих книг. - Видите, ребята, сколько нового и интересного можно узнать благодаря книгам. Ещё я принесла сегодня "Красную книгу". Что это за книга? - Важно понять не только то, что природа и человек - единое целое. Нужно помнить и то, что эту связь необходимо беречь, нужно охранять природу. А что мы можем для этого сделать? |
Работа с кроссвордом Самопроверка по образцу
Ответы учащихся
|
П. умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; |
5.Подведение итогов и домашнее задание |
Что же хотел сказать Пришвин, называя произведение «Кладовая солнца»? Писатель обращает внимание на гармонию природы, где ничего не исчезает бесследно; убеждает нас в силе добра и любви. Кладовая солнца – это не только торф, находящийся в болоте, это ещё и тепло, и ласка, которые солнце дарит всему живому на земле. Выставление оценок за работу на уроке Домашнее задание. Прочитать произведения Пришвина "Корабельная чаща", "Этажи леса", "Лисичкин хлеб", "Цветущие травы и другие, готовиться к классному сочинению «Человек и природа в произведениях М. Пришвина» |
Ответы ребят |
П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.