Технологическая карта урока литературы 6 кл "Образ природы в сказке-были "Кладовая солнца"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока литературы 6 кл "Образ природы в сказке-были "Кладовая солнца"

Оценка 4.6
docx
14.04.2023
Технологическая карта урока литературы 6 кл "Образ природы в сказке-были "Кладовая солнца"
карта урока Банщикова Т.В..docx

Образовательное учреждение

МКОУ «СОШ №1» р.п. Куйтун

Учитель

Банщикова Татьяна Витальевна

Предмет

Литература

Класс

Автор УМК

 Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.:  Просвещение, 2018. 

Тема урока

Образ природы в сказке - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Тип урока

Комбинированный

Цель и задачи

Цель: Обобщить понятие “пейзаж”; показать особенности картин природы, дополняющих повествование; находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их: отрабатывать выразительное чтение наизусть прозаического текста; воспитывать чувство любви к родной природе.

Задачи: •проследить роль художественных средств изображения;

•анализируя содержание, художественные приёмы выяснить основную мысль сказки-были, «правду жизни»;

•содействовать воспитанию доброго, отзывчивого, любящего человека, думающего читателя, заботливого хозяина Земли;

•воспитывать интерес к творчеству М.М.Пришвина, любовь к природе.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и педагогом

Участие в коллективном диалоге, интерес к творчеству писателя.

Предметные:

углубление знаний творчества Пришвина;

понимание и правильное использование средств выразительности;

умение находить пейзаж в тексте

Метапредметные:

 а) познавательные:

умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация);

умение пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением;

умение строить рассуждения

б) регулятивные:

понимание цели своих действий

проявление познавательной и творческой инициативы

в) коммуникативные

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

умение слушать собеседника и вести диалог

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других

Основные понятия

пейзаж; эпитет; сравнение; олицетворение

Формы, методы, технологии обучения

На уроке применяется технология проблемного обучения,  критического мышления, информационно-коммуникативная технология.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный, групповой.

Проблемные вопросы,  рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение,  контроль знаний учащихся

Оборудование

учебник литературы, тетрадь, портрет писателя , компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, доска, текст произведения;

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность учащегося

Осуществляемые действия

Результаты (личностные/ предметные/ познавательные/ коммуникативные/ регулятивные)

1. Мотивационно-целевой этап Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников

Приветствие.

Эпиграф: …Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

(К. Паустовский.)

Вопрос. Как вы понимаете эпиграф к уроку? А кто может сформулировать тему урока?

Тема: Образ природы в сказке - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Беседа по тексту.

– Назовите главных героев?

– А кто еще, назовите их?

– А как все это мы назовем?

– Да, конечно, природа. Как называется изображение природы в художественном произведении?

Дать понятие пейзажа.

– Значит, природа тоже является главным героем этого произведения. С Настей и Митрашей мы уже хорошо знакомы. Узнали, что сказка–быль – это жанр литературного произведения.

– Напомните мне, почему она и сказка, и быль?

Итак, все же перед нами особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях. Но не только они главные герои, но и природа, которая играет очень большое значение в жизни человека. И сегодня мы будем познавать природу, постигать ее тайную жизнь.

Слушание, анализ полученной информации

Формулировка темы урока учениками

Определяют основные задачи

 

 

 

 

 

Ответы ребят на поставленные вопросы

-(Настя, Митраша)

-(Волк, тетерев, лось, ель, сосна и т.д.)

-( Пейзаж).

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

П. Повышение интереса к материалу урока, творчеству Пришвина

Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

2. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Погружаясь в одно из самых ярких произведений автора, прослушаем художественные пересказы ребят, «совершим поход в лес»

– Какое впечатление производят эти картины?

(В отрывке “Ель и сосна” все вокруг мрачно, деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их)

– Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.

– Какими словами писатель характеризует эту борьбу? (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались, прокалывали, стонали, выли.)

– Как они ведут себя? (Как живые существа)

– Давайте вспомним, как называется этот способ?

Работа с понятием.

– Давайте найдем слова, которые говорят, что здесь олицетворение?)

Вывод: Значит, с помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев.

– Идем дальше. Встречаем лесного жителя. Кого?

Пришвин здесь показал красоту природы.

Какие художественные средства использует автор. (Сравнения, эпитеты). Работа с понятиями; их роль в художественном произведении.

– Где? Называем?

– Как показана птица!

– Какие слова подобрал писатель?

– Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? ( Можно зачитать).

– Мы подходим к Слепой Елани

Опасное место – Блудово болото.

Здесь мы подходим к понятию “кладовая солнца”.

– Что же это такое – кладовая солнца?

Как автор показывает ель?

(Подмечает каждую деталь)

– Какое художественное средство использует автор?

– Где? Приведите примеры

Дальше дети попадают на палестинку.

Какие слова использует автор для описания ягоды?

 

Каким предстает перед нами это животное?

-Какими словами описывает автор?

-Зачем здесь пень? Ведь он не просто так стоит!

Каждый в природе имеет свое назначение – кто-то добро несет, кто-то недоброе предвещает. Всему светит солнце, благодаря которому все живет.

Найдем описание восхода и заката. Выразительное чтение эпизодов.

 

Нахождение художественных средств.

– Мы завершили свой поход по лесу. С каждым новым эпизодом все мы больше и больше узнали о природе, познали ее законы, убедились, что природа и человек едины. Но с природой надо быть еще и осторожными. Она красива, богата, не жадная, а щедрая, но она и опасна! А почему?

Ученики пересказывают эпизоды:

отрывок “Ель и сосна”

 

Ребята отвечают на вопросы

называют основной прием олицетворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отрывок “Тетерев-косач”

 

 

 

 

 

Ребята отвечают, работают с опорой на текст

Чтение наизусть “ Слепая Елань”

Звучат ответы

Чтение наизусть отрывка “Елочки – старушки”

Ответы:

-Сравнение.

Приводят примеры из текста

Чтение наизусть отрывка “ Ягода лесная”

Ответы: Использует ласковые слова , уменьшительно-ласкательные суффиксы

Чтение наизусть отрывка “Лось”

Чтение наизусть отрывка “Пень”

Учащиеся отвечают

 

 

 

Учащиеся зачитывают эпизоды

 

 

 

 

 

Ответы ребят

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию

 

Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,

 

К. умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

 

 

 

 

 

 

 

К. умение слушать собеседника и вести диалог

 

 

П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. умение пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением;

3.Первичная проверка понимания

Чтобы выяснить, какой художественный приём самый важный при изображении природы в сказке -были, поработаем с текстом. Восстановите текст, используя слова для справок. Прочитайте полученный текст. Определите основное средство художественной выразительности в данных отрывках.

 

Дети работают в группах.

Получают раздаточный материал.

Читают его.

Обсуждают с другими варианты ответа.

Выбирают, кто будет отвечать за группу.

П. Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий,

Л. Развитие навыков сотрудничества

 

Предоставляет слово детям. Отвечают представители групп.

Один представитель от группы зачитывает восстановленный текст, второй называет средство выразительности

К. Осуществляют работу с информацией, обмениваются мнениями, могут работать в коллективе

 

Благодаря олицетворениям, сравнениям, метафорам природа одушевлена. Она принимает активное участие в жизни героев. Ветки деревьев напоминают человеческие руки, а сами деревья как живые существа.

- Правильно, ребята. Человек и природа очень близки, очень похожи. Природа тоже может быть доброй и злой. Не всегда греет и сияет солнце. Есть в природе и тучи, и ненастье. И только человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца.

 

П. понимание и правильное использование средств выразительности

Первичная проверка понимания.

Какова основная тема творчества Пришвин?

 - Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца". Эта работа поможет нам выяснить, в чём же заключается "правда жизни", о которой пишет М.М.Пришвин

Дети выборочно высказывают свое мнение. По последнему вопросу каждый говорит свой вариант из предложенного.

П. Осуществляют структурирование знаний, работу с информацией.

Первичное закрепление

Ребята, какую "правду жизни" передал Антипыч через собаку Травку Насте и Митраше как наследие?

- Мы должны быть вместе, должны поддерживать друг-друга и помогать."Правда жизни" заключается в любви к человеку, к природе.

- Значит самая главная кладовая солнца -это понимание того, что человек и природа -это единое целое. Давайте ещё раз вспомним, что говорил об этом сам М.М.Пришвин.

Ребята отвечают.

 

Ученики делают записи в тетрадях

 

 

К. умение слушать собеседника и вести диалог

К. умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

 

 

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Проверка усвоения содержания произведения по кроссвордам (приложения )

Тема "Человек и природа" является основной для многих русских писателей. На этой выставке представлены только некоторые из этих книг.

- Видите, ребята, сколько нового и интересного можно узнать благодаря книгам. Ещё я принесла сегодня "Красную книгу". Что это за книга?

- Важно понять не только то, что природа и человек - единое целое. Нужно помнить и то, что эту связь необходимо беречь, нужно охранять природу. А что мы можем для этого сделать?

Работа с кроссвордом

Самопроверка по образцу

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

П. умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

5.Подведение итогов и домашнее задание

Что же хотел сказать Пришвин, называя произведение «Кладовая солнца»?

Писатель обращает внимание на гармонию природы, где ничего не исчезает бесследно; убеждает нас в силе добра и любви. Кладовая солнца – это не только торф, находящийся в болоте, это ещё и тепло, и ласка, которые солнце дарит всему живому на земле.

Выставление оценок за работу на уроке

Домашнее задание.

Прочитать произведения Пришвина "Корабельная чаща", "Этажи леса", "Лисичкин хлеб", "Цветущие травы и другие, готовиться к классному сочинению «Человек и природа в произведениях М. Пришвина»

Ответы  ребят

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство

 


 

Образовательное учреждение МКОУ «СОШ №1» р

Образовательное учреждение МКОУ «СОШ №1» р

Метапредметные: а ) познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация); умение пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; умение строить рассуждения…

Метапредметные: а ) познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация); умение пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; умение строить рассуждения…

Проблемные вопросы, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, контроль знаний учащихся

Проблемные вопросы, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, контроль знаний учащихся

Назовите главных героев? – А кто еще, назовите их? –

Назовите главных героев? – А кто еще, назовите их? –

Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе

Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе

Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? (

Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? (

Нахождение художественных средств

Нахождение художественных средств

Правильно, ребята. Человек и природа очень близки, очень похожи

Правильно, ребята. Человек и природа очень близки, очень похожи

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2023