Бонадысева Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 6»
Предметная неделя как средство развития творческого потенциала обучающихся в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного воспитания первостепенной важности, обязательное условие поступательного развития страны и консолидации гражданского общества, государственный заказ для школы. Для реализации обозначенной цели необходимы новые условия и ресурсы, интеграция усилий всех участников образовательного процесса школы и социальных партнёров. Таким новым «пусковым механизмом» решения воспитательных задач стала инициированная ФГОС НОО организация внеурочной деятельности как неотъемлемая часть основной образовательной программы.
Ведущей идеей, заявленной в требованиях стандарта организации внеурочной деятельности, является создание условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности, ее социальное взросление, формирование гражданской ответственности, подготовку к жизнедеятельности в новых условиях за счет предоставления учащимся широкого спектра новых образовательных программ воспитывающей направленности, интеграции основного и дополнительного образования.
Начальная школа — это первая ступенька, на которую встают маленькие школьники, поднимаясь все выше и выше на пути к знаниям и будущей профессии. Воспоминания о первой учительнице, о школьных друзьях, переменках, утренниках, экскурсиях будут греть уже взрослых состоявшихся людей всю жизнь. Поэтому так важно в младшем школьном возрасте заложить в ребенке тягу к знаниям, ощущение школьного сообщества, чувство доверия и уважения к взрослым наставникам. На учителях начальных классов и лежит особая ответственность за успешное и благополучное школьное будущее маленьких учеников.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что как раз и предусматривают на сегодняшний день стандарты второго поколения.
Известный практик и ученый, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков говорил следующее: «Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый».
Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает в том числе и внеурочная деятельность.
Одной из форм развития познавательной активности учащихся является проведение предметных недель. И как раз через эти предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при которых вся школа от мала до велика будет в течение определенного срока буквально погружаться в предложенную образовательную область, объединяя в едином порыве всех учащихся и педагогов. Участие в предметной неделе и даёт возможность младшему школьнику проявить свои интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов. Важно не оставить без внимания ни одну параллель, учесть учебные возможности всех школьников.
Предметная неделя — это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т. п. Мероприятия предметной недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
Предметная неделя:
- является массовым и увлекательным ученическим соревнованием;
- позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка;
- рассматривает проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности развитие осознанных мотивов учения;
- связана с основным программным курсом обучения, углубляет, дополняет его и тем самым повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет их кругозор;
- даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры;
- показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.
Специфика предметной недели как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов. Главной особенностью её является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализовываться, расти духовно и творчески всем ее участникам.
Цель - поиск путей и способов выполнения социального заказа: создание оптимальных условий
- для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении;
- для стимулирования творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.
Задачи.
1) Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
2) Формирование ключевых компетенций у обучающихся: предметной, социальной, информационной, коммуникативной;
3) Совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса по предметам точного и естественнонаучного цикла; 4) Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;
5) Формирование команды педагогов, решающих проектные задачи;
6) Поддержание социального имиджа школы.
Предметные недели в начальной школе уже на протяжении нескольких лет стали частью внеклассной и внеурочной деятельности младших школьников. Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься, как поддержать интерес детей к учению. Одним из наиболее действенных способов формирования нового отношения к познанию является проведение предметных недель. Поэтому для формирования интереса к школьным предметам и мотивации учащихся к углубленному изучению научных дисциплин нашим школьным МО начальных классов были проведены познавательные занятия для учеников 1-4 классов.
При подготовке к проведению предметной недели учителями были определены следующие задачи:
1. Создание условий, максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно-образовательных потребностей;
2. Повышение интереса учащихся к учебной деятельности, познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации;
3. Оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам;
4. Вызвать интерес к окружающему миру. Формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания о птицах (об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания). Углубить знания по предмету, привить интерес к чтению, учить самостоятельно, добывать знания, логически и нестандартно мыслить.
5. Обогащение словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы. Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения)
6. Создание праздничной творческой атмосферы.
Нами был сформулирован принцип проведения предметной недели: каждый ребёнок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, петь, декламировать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, участвовать в постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить доклады и выступать с ними. План проведения предметной недели заранее обсуждался на заседании МО учителей начальных классов.
Предметная неделя – это средство управления качеством образовательного процесса в школе. Она требует от нас, учителей, обогащения своих знаний и способствует формированию творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Предметные методические недели позволяют нам установить качество усвоения учащимися программного материала, обнаружить проблемы в знаниях и умениях, выявлять имеющиеся способности.
Успех в проведении предметных недель во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа. Подготовка учащихся к неделе происходит в процессе всего учебного года. Изучая программный учебный материал, приобретая соответствующие знания, практические умения и навыки, учащиеся тем самым осуществляют свою подготовку к неделе.
Предметные недели мы стараемся проходить интересно и насыщенно.
Примеры проведения предметных недель.
1.На примере нескольких предметов или неделя начальных классов.
Данное мероприятие строится на принципе, что каждый день недели отведен для одной конкретной науки, например: понедельник – русскому языку; вторник – математике; среда – литературному чтению; четверг – физической культуре; пятница – подведение итогов недели. Возможность одновременного задействования всех возрастов детей первой ступени образования дает неделя начальных классов. Разработки мероприятий готовятся учителями параллельных классов при совместном сотрудничестве.
Каким должно быть мероприятие? Данное мероприятие относится к типу общешкольных, а значит, оно должно иметь логическое начало и окончание. В случаях, когда проводится неделя начальных классов, мероприятия озвучиваются детям на торжественной линейке, посвященной открытию, которую проводит директор школы либо его заместитель по учебной части. Кроме этого, учителям первой ступени образования необходимо продумать, каким должно быть оформление школы на каждый запланированный день. Оно обязательно должно соответствовать тематической направленности. Обучающиеся должны быть максимально задействованы, поэтому необходимо заранее продумать мини-игры, конкурсы и викторины в которых можно поучаствовать. И не забывать о наградах в виде маленьких сувениров или сладких призов.
День русского языка. Обычно с русского языка начинается школьная неделя начальных классов. Разработки мероприятий по данному предмету должны быть в наличии у каждого педагога и соответствовать возрастной группе детей. К ним можно отнести проведение общего праздника под названием «Грамматика вокруг нас» или «Огромный мир русского языка». А наряду с этим можно организовать выставки по теме «Лучшая тетрадь по русскому языку», награждения «Лучших грамотеев» по итогам диктанта, конкурс «Исправь ошибку». Данный день необходимо максимально насытить русским языком и показать всю важность его познания. Есть очень хороший советский мультфильм, который называется «Вовка в стране невыученных уроков». В нем от постановки запятой зависит жизнь героя. Его также можно приурочить к проводимым мероприятиям, тем более что возрастная категория детей это позволяет сделать.
День науки «математика». Когда проводится школьная неделя начальных классов, разработки мероприятий по математике также должны соответствовать возрастному критерию учащихся и быть утверждены на педагогическом совете. Для данного дня можно предложить следующие мероприятия: проведение школьной олимпиады по предмету с целью выявления одаренных детей; конкурс-выставка «Лучшая математическая тетрадь»; конкурс «Задачи моей жизни»; проектная работа «Жизнь класса в цифрах» (здесь можно использовать цифровые показатели числа учащихся, оценить количество отличников и ударников, подсчитать, сколько дней уже класс обучается в школе, в каких конкурсах учувствовал и сколько раз, куда отправлялся в путешествие). Творческое развитие педагогического коллектива позволяет осуществить неделя начальных классов. Разработка мероприятий – это дело очень интересное и занимательное.
День литературного чтения. Вообще, это, наверное, один из самых любимых дней учителей, поскольку в данном случае можно использовать любую тематику, связанную с предметом. Кроме того, возможность приурочить этот день к приближающемуся празднику дает неделя начальных классов. Разработки мероприятий могут иметь и развлекательный характер. Ну а если педагог идет по простому пути, то можно предложить следующие варианты: торжественное посвящение в читатели (для 1 класса); выставка книг «Юному читателю»; игра-викторина «Мир загадочных сказок»; конкурс-сочинение «Новая сказка» (детям предлагается заранее написать свою сказку, лучшие работы оформляются на выставку); конкурс чтения стихов (он может быть как по определенной теме, так и без ее наличия). Выявить среди детей одаренных выразительностью чтения позволяет неделя начальных классов. Разработка мероприятий обязательно должна соответствовать данному аспекту.
День физической культуры. Включение физической культуры в праздник предусматривает неделя начальных классов в школе. Мероприятия данного дня должны максимально соответствовать его тематике. Поэтому педагогам на один день можно разрешить детям прийти в учебное заведение в спортивной форме. Если позволяют погодные условия, то часть конкурсов и игр можно провести в школьном дворе или на стадионе. Общее мероприятие этого дня может носить следующие названия: «В здоровом теле - здоровый дух», «Олимпийские виды спорта», «Мир физической культуры», «Спорт и я». Конкурсы для проведения данного дня можно найти, воспользовавшись архивом. Наверняка в прошлом также проводилась неделя начальных классов. Разработки ко дню физической культуры должен составлять не только учитель-предметник, но и другие педагоги учебного учреждения.
Последний день предметной недели. Завершение предметной недели требует немалой подготовки от всего педагогического коллектива, поскольку пройти этот день должен тоже торжественно. Проведение данного дня также должно быть включено в общий праздник под названием «Неделя начальных классов». Разработки мероприятий, линейка, награждение ребят – все это должно быть продумано заранее. Наиболее активным школьникам могут быть присвоены звания. Например, «Грамотей класса», «Лучший математик», «Самый сильный», «Лучший сказочник класса». Хотелось бы заметить, что при хорошей подготовке педагогов к данному мероприятию неделя проходит незаметно и весело. Кроме того, она позволяет открыть учителю новый взгляд на свой класс, оценить появившиеся ресурсы, способствовать дальнейшему развитию детей и сплоченности коллектива.
2. Проведение предметной недели под одной идеей. Например, «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя».
Познавательная предметная неделя проводилась в форме игры- соревнования по всем предметам учебного плана. Каждый день недели позволял выявить лучших учеников по учебным дисциплинам.
1-ый день – День русского языка.
При подготовке учителя использовали различные формы проведения урока. Это были мини- сочинения, изложения с элементами сочинения, списывание текста, составление рассказов по картине, работа с различными видами текста.
2-ой день - День математики
В зависимости от подготовки класса учителя заранее подобрали разноуровневые задачи и примеры, подготовили много познавательного и занимательного материала.
3-ий день - День книги.
В ходе подготовки к этому дню все ученики начальных классов посетили библиотечные уроки, где познакомились с произведениями различных писателей о птицах. Школьный библиотекарь подготовила презентацию «Самые- самые», в которой были собраны самые необычные сведения о птицах не только нашего края, но и о самых малоизвестных представителях разных видов. На уроках ученики составляли загадки, разбирали пословицы и поговорки, решали кроссворды, работали с энциклопедиями.
4-ый день - День природы.
Это день развития любознательности и познавательного интереса к окружающему нас миру птиц. В этот день в каждом классе были проведены уроки-игры, уроки- КВНы, уроки-викторины.
5-ый день - День творчества.
Этот день, по признанию детей, стал самым ярким и красочным. На уроках ИЗО и технологии ученики рисовали, лепили, составляли небольшие композиции. Фантазии ребят не было границ : рисование сказочных птиц, создание настоящего птичьего двора, волшебного дерева, на котором мирно уживаются все разновидности пернатых. Ребята попробовали себя и в роли мастеров народной росписи.
В ходе проведения предметной недели каждый ученик нашёл свою нишу для самовыражения, были организованы выставки лучших творческих работ, награждены ученики и учителя начальных классов. Отличившихся в результате проведения недели, был дан старт новым исследовательским работам младших школьников.
На протяжении всей недели каждый ученик начальных классов мог сравнить свои работы с лучшими работами одноклассников, оценить работы учеников других классов. Ведь одной из задач начальной школы является формирование навыков самопроверки, самоконтроля и самооценки.
3.Математическая неделя (или любого предмета).
Работа педагогов проводится в соответствии с планом проведения недели и направлена на расширение кругозора обучающихся, развития смекалки, умения мыслить логически. Разгадывание ребусов, головоломок, разнообразные занимательные задачи способствуют в увлекательной форме развитию творческого мышления детей младшего возраста
4. "Разноцветная
неделя" в начальных классах.
Договариваемся о правилах. Ребятам
необходимо было одеться так, чтобы во внешнем виде и в школьно-письменных
принадлежностях как можно больше присутствовал цвет дня, принести игрушку или
какой-либо предмет этого цвета. Каждый
день недели был посвящён одному цвету. Вторник – синий, среда – зелёный, четверг
– жёлтый, пятница-красный, суббота – полоска или клеточка. Можно провести
следующие мероприятия.
Первый день – синий! Голубой и синий. Голубой – это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатление легкости, воздушности, чистоты. Голубой это цвет ясного неба, прозрачной воды. Этот цвет учит, его называют «цветом истины». Голубой также цвет мира, он тих и спокоен. Синий является вторым из цветов холодного спектра. Он помогает прийти к покою, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Синий предполагает мягкость, терпение и самообладание. Синий также представляет собой силу разума, ясность мысли.
В «синий» день ребята будут трудиться над созданием коллективных проектов – «Водный мир планеты Земля» в технике оригами.
Второй день – зелёный. День Родины. Зеленый цвет – цвет самой природы, вечного обновления и бессмертия.
Конкурс стихотворений о Родине ( по 5 человек из класса).
Конкурс цветных скороговорок.
Литературный ринг «Сказочный денёк».
Третий день – жёлтый. День света, знаний и интеллекта. Желтый цвет полон оптимизма и радости. Это тонизирующий цвет. Он оказывает более мягкое и нежное воздействие на пульс и дыхание. Желтый стимулирует интеллект и общительность.
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 1 классе.
Открытый урок по русскому языку во 2 классе.
Внеклассное мероприятие «Весёлая грамматика», 3 класс.
Внеклассное мероприятие «Математический турнир», 4 класс.
Четвёртый день – красный. День тепла, жизни, здоровья. Красный цвет – это сила. Это цвет огня, жажды жизни и скорости. Красный цвет дает энергию. Он излучает тепло. Красный цвет может помочь в преодолении страха, жизненных препятствий, улучшает настроение.
Защита проектных работ по теме «Мой мир» по 2 человека от класса
Весёлые старты.
Пятый день - « Клеточка - полоска »
Выбор Мистера и Мисс «Аккуратность» ( по итогам проверки тетрадей).
Подведение итогов социального проекта « Подари тепло».
Подведение итогов предметной недели. Награждения.
На протяжении всей недели ребятам предстоит принять активное участие во всех мероприятиях и «разноцветных конкурсах». Всех победивших ждут дипломы призами.
Проведение предметных недель в нашей школе становится традицией.
Предметная неделя должна готовиться заранее.
Очень важно, чтобы неделя для педагогов стала возможностью апробации новых технологий, новых форм организации урока.
Неделя показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.
Она позволяет в полной мере раскрыть потенциалы учителя, способствует развитию его профессиональной культуры, профессиональному становлению педагога.
Подводя итоги, пришли к выводу, что проведение таких недель благоприятно влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся; содействует развитию творческих способностей; способствует выявлению талантливых учащихся; формирует ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе; воспитывает нравственно-эстетическое отношение к миру.
Литература.
1. Григорьев Д. В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. – М.: Просвещение, 2011.
2. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /Под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010
4. Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день», «Логика для младших школьников», «Академия развития» Ярославль, 1998г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.