Технологическая карта урока
Тема урока: Л.Н.Андреев «Петька на даче». Противопоставление города и дачи в рассказе. (второй урок по произведению Л. Андреева)
Класс: 5
Цели:
Ученик научится определять идейно-тематическое содержания произведения; выявлять смысл противопоставления мира города и дачи;
Ученик сможет научиться навыкам аналитической работы с текстом и построения речевого высказывания
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Форма урока: урок-практикум
Виды деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Используемые методы, приемы формы: технология развивающего обучения
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал (приложение 1), листы для рисования, карандаши, мелки
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять тему произведения, иметь представление о роли и значении контраста как литературного приема.
Личностные: интерес к изучению литературы, способность к самооценке
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, аргументированно выстраивать речевые высказывания, участвовать в диалоге, понимать и принимать чужую точку зрения.
Коммуникативные: выстраивать речевые высказывания, ясно выражать мысли, оценивать речь
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
1. Организация начала урока 3 мин |
Проверяет готовность учеников к уроку.
|
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность
|
Словесный, метод мотивации учебной деятельности |
личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
2. Мотивация к учебной деятельности 5 мин
Блиц-опрос |
Вспомним об авторе - Чтобы нам начать работу над темой сегодняшнего урока, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Расскажите мне о главном герое рассказа Леонида Андреева, охарактеризуйте его. 1) Кто такой Петька? Кем он был? Чем занимался? 2) Как выглядел Петька? 3) Какое настроение у Петьки? 4) Сколько лет было Петьке?
- То есть, наш герой еще ребенок. Писатель Л. Толстой говорил о детстве: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства». (слайд)Как вы понимаете эти слова? Что для вас детство?( давайте выберем из приведённых слов, только те, которые в вашем понимании относятся к детству)
- Детство Петьки похоже на слова, которые вы выбрали? - Можно ли утверждать, что все события детства главного героя безрадостные и несчастливые? - Таким образом, мы видим, что в рассказе есть часть, где главный герой был счастливым, радостным, беззаботным, а есть часть, где совсем другая сторона детства раскрывается. |
Дети дают ответ на поставленные вопросы, ориентируясь на материал предшествующего урока
Главный герой – мальчик Петька, ученик парикмахера. «Петькой и был самым маленьким из всех служащих в заведении» «Петька спал много, но ему почему-то все хотелось спать». «Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: "Мальчик, воды", и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья». Глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки». Петькебыло 10 лет
Детство – это мир, мама, радость, счастье, любовь, нежность, добро, солнце. ( слова - карточки на доске)
Нет, у Петьки совсем другое детство
в рассказе есть часть, где Петька был ребенком по-настоящему |
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся |
Личностные: нравственно-этическое оценивание Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; выстраивать логичное устное высказывание. |
3.
Целеполагание 5 мин |
- Деление рассказа на части. Вспоминая материалы предыдущего урока, давайте определим, на сколько частей можно разделить рассказ? Назовите их
- Какая из трёх частей самая большая?
-Почему вторая часть самая большая?О чем это говорит?
- сделав этот вывод, мы подошли к теме урока: «Противопоставление мира города и дачи в рассказе». -Давайте теперь определим, какие же задачи стоят перед нами сегодня на уроке?
|
Развёрнутые ответы на вопросы учителя Определение темы урока совместно с учителем. Постановка учебной задачи на этот урок Рассказ можно разделить на три части. 1. Петька в городе 2. Поездка на дачу. (Со слов “Много ли, мало ли жил Петька таким образом, он не знал” до слов “На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву”.) 3. После возвращения в город
Вторая часть самая большая
Соотношение частей говорит о важности центрального эпизода. Повествование отчётливо распадается на два мира: жизнь в городской парикмахерской и на даче
Мы должны определить, как изображены город и дача в рассказе; определить цель этого сопоставления |
Проблемный,
метод фронтальной организации учащихся
|
регулятивные: целеполагание коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
|
4. Практикум. Аналитическая работа с текстом 15 мин |
- Для решения задач нашего урока, мы будем работать в группах. Вы разделены на 4 группы. У каждого есть листок с таблицей для заполнения (приложение 1). Каждая группа должная выполнить определённое задание,распределив между собой обязанности, а потом выступить с результатами своей работы. группа 1: заполнить графу «Жизнь в городе» (описание города,описание, его жителей, описание парикмахерской) группа 2:заполнить графу «Жизнь на даче» (описание природы на даче, жителей дачного поселка) группа 3: определить цвета, которыми описан город, и создать цветовую абстракцию о жизни Петьки в городе и на даче группа 4: определить цвета, которыми описана дача, и создать цветовую абстракцию о жизни Петьки в городе и на даче
- Ответы учащихся 1 и 2 группы; заполнение таблиц учащимися других групп; вывод.
- Слово учителя. Л.Андреев был незаурядным художником и мастером цветной фотографии, это сказывается в цветовой палитре: словно чёрно-белая фотография сменилась цветной, появились краски, выходящие за пределы серо-грязной гаммы городского мира. Давай те назовем, какими цветами окрашен мир города и дачи. - Какие цвета преобладают в описании мира города и дачи? (ответы 3.4 гр.)
- Давайте посмотрим, как наши художники изобразили только с помощью цвета мир города и дачи - На рисунках мы отчетливо видим, как отличны мир города и дачи. Знаете ли вы, как в литературе называется такой прием противопоставления? Определение термина «контраст» (на доске надпись)
- Как вы думаете, почему так резко противопоставлены город и дача и их цветовая гамма? (внимание ко второй части определения) - кроме этого, прием контраста помогает прояснить тему произведения, помогает понять и почувствовать происходящее, пробудить в нас желание рассуждать, сопереживать. - попробуйте сформулировать тему рассказа . Какое детство было у Петьки? |
Работа в группах с опорой на домашнее задание заполнение таблицы. 1. Мир города Парикмахерская: пропитанная скучным запахом дешёвых духов парикмахерская, грязная простынка, зеркало с трещиной, запятнанная стена, пёстрая от мушиных следов картина, чёрная копоть над керосиновой лампой; «Мальчик, воды!» Улицы города: Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, неохлаждающую тень...” Главные события — пьянки и драки. Все грязное, беспорядочное, тревожное. Порыжевшая трава Жители города: Жители квартала грязно и странно одеты, у них равнодушные, злые или распущенные лица. “И только побитая женщина плакала и бессмысленно ругалась; её растрёпанные волосы волочились по песку, а полуобнажённое тело, грязное и жёлтое при дневном свете, цинично и жалко выставлялось наружу”. Петька: грязные-прегрязные руки и шея”, сонный, равнодушный, апатичный ко всему 2. Мир дачи Природа: ясное широкое небо, облачка-ангелочки, беленькие и радостные; темно-зеленая равнина; домики, похожие на игрушечные; зеркальная гладь реки; небо смеялось, как мать; светлые веселые полянки, поющие яркими цветами. Жители: веселый, смеются, ходят на танцы в парк, катаются на лодках
Мир города и дачи контрастно противоположен друг другу
Город: серый, коричневый, черный, рыжий Дача: белый, желтый, зеленый, голубой, розовый.
( иллюстрации детей , которые приготовили дома)
Контраст - резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа
Прием контраста помогает прояснить тему произведения, помогает понять и почувствовать происходящее, пробудить в нас желание рассуждать, сопереживать.
тема несчастного детства |
Мини-исследование в группе. Проблемно-поисковый. Творческая деятельность.
|
познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать; коммуникативные: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами, планирование учебного сотрудничества, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения. регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата.
|
5. Подведение итогов урока 5 мин |
- На какие размышления вывел нас автор? - Какие важные вопросы затрагивает автор в своем произведении? - Почему этот мир так жесток по отношению к детям? - Что помогает им выжить в этом трудном мире? (надежда и вера.)
- оставляет ли автор своему герою надежду на хорошую жизнь? - Автор верит, что у ребенка должно быть счастливое детство. Эта надежда делает финал менее мрачным |
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. мир жесток по отношению к детям;некоторым из них не на кого и не на что надеяться (у Николки даже матери нет, его некому ни навестить, не забрать на дачу) помогает им выжить в этом мире только надежда и вера.
Да. Оставленная удочка, рассказы о даче |
|
Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы после завершения действия личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация познавательные:умение осуществлять сравнение, понимать проблему произведения коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли; умение представлять результат деятельности группы
|
6.
Рефлексивно-оценочный этап. 5 мин |
Все ли вам удалось сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Что узнали новое для себя? Как вы оцениваете свою работу? Что было непонятным? трудным? |
Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) |
Метод контроля, познавательно-рефлексивный |
Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли познавательные: смыслообразование (значение обучения) личностные:
способность к самооценке |
7. Домашнее задание. 3 мин |
1. Выразительное чтение стихотворений А.Блока (с.63,65) 2. Чтение наизусть стихотворения А. Блока «Летний вечер» 3. Найти и выписать художественно-выразительные средства стихотворений.
|
Запись задания в дневники. |
Словесный, наглядный |
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
Таблица для групп 1,2
Жизнь в городе |
Жизнь на даче |
||
1. Парикмахерская
2. Бульвар города
3. Жители города
|
|
1. Природа в дачном поселке
2. Жители дачного поселка |
|
Таблица для групп 3,4
Жизнь в городе |
цвет |
Жизнь на даче |
цвет |
||
Парикмахерская
Бульвар города
Жители города
|
пропитанная скучным запахом дешёвых духов парикмахерская, грязная простынка, зеркало с трещиной, запятнанная стена, пёстрая от мушиных следов картина, чёрная копоть над керосиновой лампой; Деревья бульвара, серые от пыли, млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, неохлаждающую тень...” Все грязное, беспорядочное. Порыжевшая трава Жители грязно и странно одеты, у них равнодушные, злые или распущенные лица. |
|
Природа в дачном поселке
Жители дачного поселка |
ясное широкое небо, облачка-ангелочки, беленькие и радостные; темно-зеленая равнина; домики, похожие на игрушечные; зеркальная гладь реки; небо смеялось, как мать; светлые веселые полянки, поющие яркими цветами
веселый, смеются, ходят на танцы в парк, катаются на лодках , |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.