Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Оценка 4.6

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Оценка 4.6
doc
15.08.2024
Технологическая карта урока литературы  в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
конспект бежин луг.doc

Технологическая карта урока литературы  в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

 1.Предмет:  литература

2. Класс: 6

3. Автор учебника: В.П.Полухина, В.Я. Коровина

4. Тема урока: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

5. Тип урока: урок  решения учебной задачи.

6. Задачи урока: показать мастерство И.С.Тургенева в изображении портретов; указать на психологическую и социальную сторону портретов; новое слово Тургенева в литературе.

7. Цели урока:

            Обучающая: проанализировать портретные характеристики мальчиков, повторить понятие портрета; показать портрет как составную часть характеристики героя. выяснить, как автор относится к своим героям; узнать об историях, рассказанных мальчиками, понять, как они характеризуют детей-рассказчиков.

            Развивающая: развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.

            Воспитательная: воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

8. Методы и приёмы: работа в группах, анализ художественного текста, упражнения на развитие логического мышления.

9. Планируемые образовательные результаты:

                         а) умение выступать перед классом, взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;

                         б) умение определять цель предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты;

                         в) умение создавать устный и письменный текст;

                         г) умение проводить анализ художественного текста;

                         д) воспитание уважительного отношения к русскому языку.

Ход урока

Деятельность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент.

Цель: повторение изученного материала.

На прошлом уроке мы познакомились с произведением И.С.Тургенева «Бежин луг». И начнем урок с небольшой разминки.

 

- Как называется сборник, в который входит «Бежин луг»?

- Когда был создан сборник?

- В каком жанре написаны произведения сборника?

- Что такое очерк?

 

 

 

 

 

 

- О чем рассказывается в сборнике? Его тема?

- Какова идея?

Активизация мыслеречевой деятельности учащихся. Фронтальный опрос

«Записки охотника»

 40е – 50е гг 19в

Очерк

Очерк – небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-либо

Изображение крепостных крестьян

Протест против крепостного права

Познавательные УУД:Структурирование знания.

Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме

II. Актуализация знаний.

Цель: включение учащихся в деятельность.

 

 

 

Посмотрите на доску (слайд 1). Что это перед вами?

Что такое портрет?

Для чего нужен портрет, что он нам дает?

 

 

 

Теперь посмотрим, как художники в разное время описывали внешность человека. (слайд 2). Это портрет Екатерины 2 художника Левицкого. Жанр портрета – парадный. Что значит «парадный?» Что можно сказать об этом портрете? Как вы думаете, что будет являться главным в подобном портрете?

 

Далее – портрет кон 18 - нач 19 вв.. Боровиковский, портрет князя Куракина (3 слайд). Это портрет в духе классицизма. Что важно здесь показать художнику? Обратите внимание на детали - на кисти и краски.

- Кто были героями портретов? Люди какого сословия?

- Изображала ли кто-то народ? Посмотрите на 4 слайд – портрет первой половины 19 века. Венецианов, «Жница». Кто изображен? Какими он их изображает? Как вы думаете, такими ли были на самом деле крестьяне?

- Как вы думаете, передается ли характер в портретах?

- Скажите, только ли в живописи мы встречаемся с портретом?

- Верно. Вспомните произведения Тургенева, где встречается портрет. Передается ли там характер героя через портрет?

Если сравнить с живописью, к какому бы периоду вы бы отнесли портреты Тургенева?

Просмотр материалов презентации, проблемный диалог

Портреты. 

Описание внешности. (как выглядит человек, т.е. представление о человеке).

 

 Показать место человека в государстве, возвеличивание его.

 

 

 

 

Показать принадлежность к профессии, государственной деятельности.

Дворяне, монархи.

 

 

Крестьяне. Облагораживает, приукрашивает.

Нет, и в литературе.

 

«Муму» - Герасим, «Бежин луг» - мальчики.

Ближе к Венецианову.

Познавательные УУД:активизация мышления при рассматривании портретов;

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнение.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: проговаривание цели урока в виде темы урока.

 

Итак, мы не зря начали урок с обращения к портретам. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? А что нам может дать описание внешности? Итак, сформулируйте тему нашего урока.

Какие цели поставим?

О портретах мальчиков.

Достаток, характер.

Формулируют тему урока

Запись темы урока (слайд 5).

 

Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные УУД: действие смыслообразования. Регулятивные УУД: планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция.

IV. Первичное осмысление текста и его анализ. Самостоятельная работа.

- Обратимся непосредственно к тексту произведения.

- У каждой группы есть тексты. Раскройте лист, внимательно прочитайте текст. Ваша задача – определить, о ком из героев идёт речь.

- Зачитайте ваши отрывки и скажите, о ком идет речь.

- Скажите, а сколько всего мальчиков в произведении? Почему мы рассматриваем только четверых?

- Теперь давайте посмотрим, КАК Тургенев изображает детей? Как он строит описание внешности, на что старается обратить внимание? Для этого, вам нужно обратиться к заданию 2 и ответить на вопросы.

 

 

 

 Итак, сделаем выводы. Что нам дает портрет? Что мы можем понять по нему?

 

 

Работа в группах

 

Ответы представителей групп.

 

 

Работа в группах.

Ответы представителей групп

-Павлуша – смелый, уверенный, умный.
-Костя – задумчивый, печальный, любопытный.
- Федя - гордый, любопытный.
-Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

Представление о герое, характер.

 

Коммуникативные УУД: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение монологического высказывания.

Познавательные УУД: осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Личностные УУД: контроль и самооценка процесса усвоения.

V. Физкультминутка

А теперь закройте глаза. Прикройте их ладошками и мысленно погрузитесь в темноту летней ночи. Представьте, что вы сидите у костра на поляне, кругом тишина, только потрескивают поленья, да сверчки трещат. Перед вами – яркий огонь, а за вами черным-черно. И вот вы начинаете рассказывать друг другу разные истории…

 

 

VI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях.

 

А теперь вернемся к нашему уроку. Мальчики в рассказе тоже рассказывают разные истории. Что за истории они рассказывают?

- Что можно сказать о мальчиках по их рассказам?

 

- Кроме одного мальчика. Какого?

 

Что мы можем сказать о нем? Как он рассказывает истории?

 

- Есть ли связь между портретами мальчиков и их рассказами?

 

 

 

Итак, мы видим, что характеристика героя складывается из нескольких составляющих. Во-первых, это … (портрет). Во-вторых, … (рассказ самого героя). В третьих, (слово автора о нем). И на прошлом уроке мы с вами говорили о пейзаже, который также помогает создать характер героя. Но нас интересует сейчас портрет и рассказы.

 

 

 

 

- Кто из мальчиков вам больше понравился?

 

- Как вы думаете, а кто больше нравится автору?

 

- Почему?

 

- Но что же происходит с Павлушей в конце рассказа?

 

- Ожидали ли вы такую судьбу Павла?

- Есть ли в портрете предвидение его будущей судьбы?

- И вот теперь давайте посмотрим, почему Тургенев обращается к образам детей, и именно крестьянских детей. Для начала, почему дети?  Если дети в общем – это будущее, то крестьянские дети – это чье будущее?

Высказывания о народе В.Г. Белинского (слайд)

«Народ – дитя, но это дитя растет и обещает сделаться мужем, полным силы и разума... Он еще слаб, но он один хранит в себе огонь национальной жизни»

- Как бы связали это высказывание с рассказом?

- Что общего у детей в описании, характерах?

- Связано ли это как-то с тем, что они крепостные?

А как они относятся к природе?

Страшные, о нечисти, потусторонних силах.

 

Суеверные, боязливые, верят в чудеса.

Павлуши.

 

С иронией относится к таким историям, не верит, смелый.

В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение к жизни.

 

Павлушу в рассказе « Бежин луг»  мы видим  решительным, смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям. Ильюша,  рассказывая свои былички, верит в них, как, впрочем, и все остальные дети у костра.

 

Ответы учащихся.

 

Павлуша.

 

Сильный, ловкий, смелый.

 

Он погибает, упав с лошади.

Предположения учащихся

 

Дети – это будущее крестьян.

 

 

Предположения учащихся

Не очень красивые, тщедушные.

Хилый, слабый, болезненный.

Мягкие, робкие.

Восхищаются природой, ценят ее красоту.

Познавательные УУД: сравнение; установление причинно-следственных связей; осуществление синтеза как составления целого из частей.

Коммуникативные УУД: учет разных мнений; владение диалогической формой речи.

Познавательные УУД: Выдвижение и обоснование гипотез.

VII. Обобщение.

Давайте сделаем выводы. Нам важно было понять, как Тургенев изображает детей. Что мы увидели через портрет и рассказы мальчиков?

- Знаете ли вы, какая наука изучает душу человека? Душу человека изучает психология. Исходя из этого, как бы мы назвали портрет Тургенева.

- Но нужно помнить тему и идею сборника «Записки охотника». Еще раз – какова тема и идея?

- Верно. И это уже социальная сторона. Скажите, что в себе сочетает портрет Тургенева?

 

 

Их характеры, их духовный мир

 

Предположения учащихся

 

Психологический

 

Изображение простого народа, Протест против крепостного права

Портрет у Тургенева совмещает в себе психологическую и социальную стороны. (запись в тетради)

Познавательные УУД: структурирование знания, выдвижение гипотез. Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форм.

VII. Рефлексия.

Подведем итоги.

Что мы сегодня узнали на уроке?

Чему научились?

Что вам понравилось на уроке?

Как вы оценивает свою работу на уроке?

 

Регулятивные УУД: оценка правильности выполнения действия; адекватное восприятие оценки учителя. Коммуникативные УУД: Построение монологического высказывания.

IX. Домашнее задание.

1.      Творческое задание: Написать короткий портрет друга, родственника.

2.      Поразмышлять: Как вы представляете себе в дальнейшем судьбу мальчиков?

3.      Кого бы вы взяли из мальчиков к себе в товарищи и почему?

Записывают ДЗ в дневники

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе

О чем рассказывается в сборнике?

О чем рассказывается в сборнике?

Тургенева? Просмотр материалов презентации, проблемный диалог

Тургенева? Просмотр материалов презентации, проблемный диалог

Перед вами – яркий огонь, а за вами черным-черно

Перед вами – яркий огонь, а за вами черным-черно

Ожидали ли вы такую судьбу Павла? -

Ожидали ли вы такую судьбу Павла? -

IX . Домашнее задание. 1

IX . Домашнее задание. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2024