Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
1.Предмет: литература
2. Класс: 6
3. Автор учебника: В.П.Полухина, В.Я. Коровина
4. Тема урока: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
5. Тип урока: урок решения учебной задачи.
6. Задачи урока: показать мастерство И.С.Тургенева в изображении портретов; указать на психологическую и социальную сторону портретов; новое слово Тургенева в литературе.
7. Цели урока:
Обучающая: проанализировать портретные характеристики мальчиков, повторить понятие портрета; показать портрет как составную часть характеристики героя. выяснить, как автор относится к своим героям; узнать об историях, рассказанных мальчиками, понять, как они характеризуют детей-рассказчиков.
Развивающая: развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.
8. Методы и приёмы: работа в группах, анализ художественного текста, упражнения на развитие логического мышления.
9. Планируемые образовательные результаты:
а) умение выступать перед классом, взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;
б) умение определять цель предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты;
в) умение создавать устный и письменный текст;
г) умение проводить анализ художественного текста;
д) воспитание уважительного отношения к русскому языку.
Ход урока
Деятельность |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
I. Организационный момент. Цель: повторение изученного материала. |
На прошлом уроке мы познакомились с произведением И.С.Тургенева «Бежин луг». И начнем урок с небольшой разминки.
- Как называется сборник, в который входит «Бежин луг»? - Когда был создан сборник? - В каком жанре написаны произведения сборника? - Что такое очерк?
- О чем рассказывается в сборнике? Его тема? - Какова идея? |
Активизация мыслеречевой деятельности учащихся. Фронтальный опрос «Записки охотника» 40е – 50е гг 19в Очерк Очерк – небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-либо Изображение крепостных крестьян Протест против крепостного права |
Познавательные УУД:Структурирование знания. Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме |
II. Актуализация знаний. Цель: включение учащихся в деятельность. |
Посмотрите на доску (слайд 1). Что это перед вами? Что такое портрет? Для чего нужен портрет, что он нам дает?
Теперь посмотрим, как художники в разное время описывали внешность человека. (слайд 2). Это портрет Екатерины 2 художника Левицкого. Жанр портрета – парадный. Что значит «парадный?» Что можно сказать об этом портрете? Как вы думаете, что будет являться главным в подобном портрете?
Далее – портрет кон 18 - нач 19 вв.. Боровиковский, портрет князя Куракина (3 слайд). Это портрет в духе классицизма. Что важно здесь показать художнику? Обратите внимание на детали - на кисти и краски. - Кто были героями портретов? Люди какого сословия? - Изображала ли кто-то народ? Посмотрите на 4 слайд – портрет первой половины 19 века. Венецианов, «Жница». Кто изображен? Какими он их изображает? Как вы думаете, такими ли были на самом деле крестьяне? - Как вы думаете, передается ли характер в портретах? - Скажите, только ли в живописи мы встречаемся с портретом? - Верно. Вспомните произведения Тургенева, где встречается портрет. Передается ли там характер героя через портрет? Если сравнить с живописью, к какому бы периоду вы бы отнесли портреты Тургенева? |
Просмотр материалов презентации, проблемный диалог Портреты. Описание внешности. (как выглядит человек, т.е. представление о человеке).
Показать место человека в государстве, возвеличивание его.
Показать принадлежность к профессии, государственной деятельности. Дворяне, монархи.
Крестьяне. Облагораживает, приукрашивает. Нет, и в литературе.
«Муму» - Герасим, «Бежин луг» - мальчики. Ближе к Венецианову. |
Познавательные УУД:активизация мышления при рассматривании портретов; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнение. |
III. Постановка учебной задачи. Цель: проговаривание цели урока в виде темы урока.
|
Итак, мы не зря начали урок с обращения к портретам. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? А что нам может дать описание внешности? Итак, сформулируйте тему нашего урока. Какие цели поставим? |
О портретах мальчиков. Достаток, характер. Формулируют тему урока Запись темы урока (слайд 5).
|
Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные УУД: действие смыслообразования. Регулятивные УУД: планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция. |
IV. Первичное осмысление текста и его анализ. Самостоятельная работа. |
- Обратимся непосредственно к тексту произведения. - У каждой группы есть тексты. Раскройте лист, внимательно прочитайте текст. Ваша задача – определить, о ком из героев идёт речь. - Зачитайте ваши отрывки и скажите, о ком идет речь. - Скажите, а сколько всего мальчиков в произведении? Почему мы рассматриваем только четверых? - Теперь давайте посмотрим, КАК Тургенев изображает детей? Как он строит описание внешности, на что старается обратить внимание? Для этого, вам нужно обратиться к заданию 2 и ответить на вопросы.
Итак, сделаем выводы. Что нам дает портрет? Что мы можем понять по нему? |
Работа в группах
Ответы представителей групп.
Работа в группах. Ответы представителей групп -Павлуша – смелый, уверенный, умный. Представление о герое, характер. |
Коммуникативные УУД: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение монологического высказывания. Познавательные УУД: осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Личностные УУД: контроль и самооценка процесса усвоения. |
V. Физкультминутка |
А теперь закройте глаза. Прикройте их ладошками и мысленно погрузитесь в темноту летней ночи. Представьте, что вы сидите у костра на поляне, кругом тишина, только потрескивают поленья, да сверчки трещат. Перед вами – яркий огонь, а за вами черным-черно. И вот вы начинаете рассказывать друг другу разные истории… |
|
|
VI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях.
|
А теперь вернемся к нашему уроку. Мальчики в рассказе тоже рассказывают разные истории. Что за истории они рассказывают? - Что можно сказать о мальчиках по их рассказам?
- Кроме одного мальчика. Какого?
Что мы можем сказать о нем? Как он рассказывает истории?
- Есть ли связь между портретами мальчиков и их рассказами?
Итак, мы видим, что характеристика героя складывается из нескольких составляющих. Во-первых, это … (портрет). Во-вторых, … (рассказ самого героя). В третьих, (слово автора о нем). И на прошлом уроке мы с вами говорили о пейзаже, который также помогает создать характер героя. Но нас интересует сейчас портрет и рассказы.
- Кто из мальчиков вам больше понравился?
- Как вы думаете, а кто больше нравится автору?
- Почему?
- Но что же происходит с Павлушей в конце рассказа?
- Ожидали ли вы такую судьбу Павла? - Есть ли в портрете предвидение его будущей судьбы? - И вот теперь давайте посмотрим, почему Тургенев обращается к образам детей, и именно крестьянских детей. Для начала, почему дети? Если дети в общем – это будущее, то крестьянские дети – это чье будущее? Высказывания о народе В.Г. Белинского (слайд) «Народ – дитя, но это дитя растет и обещает сделаться мужем, полным силы и разума... Он еще слаб, но он один хранит в себе огонь национальной жизни» - Как бы связали это высказывание с рассказом? - Что общего у детей в описании, характерах? - Связано ли это как-то с тем, что они крепостные? А как они относятся к природе? |
Страшные, о нечисти, потусторонних силах.
Суеверные, боязливые, верят в чудеса. Павлуши.
С иронией относится к таким историям, не верит, смелый. В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение к жизни.
Павлушу в рассказе « Бежин луг» мы видим решительным, смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям. Ильюша, рассказывая свои былички, верит в них, как, впрочем, и все остальные дети у костра.
Ответы учащихся.
Павлуша.
Сильный, ловкий, смелый.
Он погибает, упав с лошади. Предположения учащихся
Дети – это будущее крестьян.
Предположения учащихся Не очень красивые, тщедушные. Хилый, слабый, болезненный. Мягкие, робкие. Восхищаются природой, ценят ее красоту. |
Познавательные УУД: сравнение; установление причинно-следственных связей; осуществление синтеза как составления целого из частей. Коммуникативные УУД: учет разных мнений; владение диалогической формой речи. Познавательные УУД: Выдвижение и обоснование гипотез. |
VII. Обобщение. |
Давайте сделаем выводы. Нам важно было понять, как Тургенев изображает детей. Что мы увидели через портрет и рассказы мальчиков? - Знаете ли вы, какая наука изучает душу человека? Душу человека изучает психология. Исходя из этого, как бы мы назвали портрет Тургенева. - Но нужно помнить тему и идею сборника «Записки охотника». Еще раз – какова тема и идея? - Верно. И это уже социальная сторона. Скажите, что в себе сочетает портрет Тургенева?
|
Их характеры, их духовный мир
Предположения учащихся
Психологический
Изображение простого народа, Протест против крепостного права Портрет у Тургенева совмещает в себе психологическую и социальную стороны. (запись в тетради) |
Познавательные УУД: структурирование знания, выдвижение гипотез. Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форм. |
VII. Рефлексия. |
Подведем итоги. Что мы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Что вам понравилось на уроке? Как вы оценивает свою работу на уроке? |
|
Регулятивные УУД: оценка правильности выполнения действия; адекватное восприятие оценки учителя. Коммуникативные УУД: Построение монологического высказывания. |
IX. Домашнее задание. |
1. Творческое задание: Написать короткий портрет друга, родственника. 2. Поразмышлять: Как вы представляете себе в дальнейшем судьбу мальчиков? 3. Кого бы вы взяли из мальчиков к себе в товарищи и почему? |
Записывают ДЗ в дневники |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.