Технологическая карта
Учебный предмет: литература
Класс: 9
Автор УМК: Курдюмова Т.Ф.
Тема: загадка образа Григория Александровича Печорина
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения урока: урок-мастерская
Цель урока: обобщение ранее полученных знаний о главном герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Задачи:
- образовательная: совершенствовать умение анализа художественного произведения; создать условия для понимания двойственного, противоречивого характера главного героя
- коррекционно-развивающая: корригировать и развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь учащихся; корригировать и развивать мыслительную деятельность учащихся
- воспитательная: способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения; воспитывать нравственные качества личности
Этап урока / время (мин.) |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
||||
Организационный (мотивация)/3 |
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
|
Включает фрагмент песни Ю.Шевчука «Это все…» Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся, выявляет ассоциации учащихся в связи с музыкальным мотивом. |
Слушают музыку, вопросы учителя и отвечают на них, называют ассоциации, связанные с мотивом |
ориентирование в ситуации |
работа с ассоциацией, выбор критериев для сравнения, критическое оценивание |
умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи |
жизненное, личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание
|
Целеполагание/5 |
определить содержательные рамки урока, тему и цель
|
Организует работу над эпиграфом («Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и является нам в начале романа». В.Г. Белинский) Просит выдвинуть предположение о теме и целях предстоящего урока и выводит учащихся на тему «Загадка образа Г.А. Печорина» |
Выдвигают предположения о теме урока и выходят при помощи учителя на тему и цели изучения.
|
целеполагание, прогнозирование
|
выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения; формулирование темы и цели |
умение участвовать в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи |
формирование границ собственного знания и незнания |
Актуализация предметных, метапредметных, личностных результатов/3(индивид.работа)+7 (работа в группах)+8(презентации групп)
|
актуализировать учебное содержание, необходимое для обобщения и систематизации; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение
|
Просит вспомнить итоги всех встреч Печорина с другими персонажами. Организует индивидуальную работу учащихся. Организует работу в группах: 1 группа – отмечают противоречия в характере и внешности Печорина; 2 группа – что привлекает других людей к нему, что его отличает от них; 3 группа – докажите через поступки героя его отношение к жизни; 4 группа – существовала ли возможность счастья для Печорина. |
Учащиеся с помощью учителя приходят к выводу, что главный герой не может состоять лишь из отрицательных качеств. Ребята работают индивидуально (составляют таблицу: положительные и отрицательные качества), обсуждают получившиеся таблицы, дополняют, в каждом столбце подчеркивают одно ключевое слово или словосочетание. Учащиеся работают в группах, записывают понятия, раскрывающие суть поступков, черты личности Печорина, выделяют еще одно ключевое понятие, характеризующее сущность Печорина. |
ориентирование в ситуации, планирование, контроль |
моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, анализ, обобщение |
умение ясно, точно выражать свои мысли, интегрироваться в группы сверстников, регуляция речевого поведения |
|
нравственно-этическое оценивание
|
|||||||
Закрепление знаний/5 |
проверить свое умение применять полученные знания |
Просит подумать, с каким животным ассоциируется Печорин, рассказывает, что Лермонтов сравнивал главного героя с тигром, задать вопрос, почему автор не ввел этот фрагмент в текст. |
Подбирают ассоциации, приходят к выводу (чтобы читатель не воспринял героя однобоко, как злодея) |
контроль, коррекция; оценка
|
работа с ассоциацией, выбор критериев для сравнения, критическое оценивание |
умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи |
нравственно-этическое оценивание
|
Диагностика (самодиагностика) и рефлексия результатов/5 |
оценить результаты собственной деятельности |
Организовывает фронтальную беседу (раскрылась ли перед нами сущность характера Печорина, в чем заключена загадка его характера). Просит составить синквейн «Печорин», выбрать лучший, оценить свою работу на уроке. |
Учащиеся приходят к выводу о противоречивости, двойственности характера Печорина, составляют синквейны, обсуждают, совместно выбирают лучший, оценивают свою работу на уроке |
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка
|
выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование |
умение ясно, точно выражать свои мысли, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
|
Проектирование дифференцированного домашнего задания/4 |
организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных способностей учащихся |
Предлагает варианты домашнего задания: 1)Выполнить тестовую работу на знание текста 2)Ответить письменно на вопрос: Узнал ли я что-то новое о характере главного героя?
|
Учащиеся делают выбор домашнего здания |
ориентация в ситуации, планирование, выбор |
|
|
нравственно-этическая ориентация, оценивание своих возможностей |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.