Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 3 классе на тему «Умножение двузначного числа на однозначное»
Тип урока: |
Открытие нового знания |
Авторы УМК: |
УМК «Школа России» Авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. |
Цели урока (целевые установки для учителя): |
-Сформировать представление о письменном умножении двузначного числа на однозначное; закреплять умение применять переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число. -Ввести алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. -Научить использовать приобретенные знания и умения. |
Планируемые образовательные результаты (для обучающихся): |
Предметные: научатся умножать двузначное число на однозначное, применять алгоритм умножения при решении примеров; переводить одни единицы длины в другие. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; формируется способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью. Метапредметные: умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы; умеют слушать, излагать свое мнение, отвечать на вопросы, вести диалог; оценивают свои достижения на уроке. |
Оборудование: |
компьютер, проектор, экран. |
Образовательные ресурсы: |
Учебно-методическая литература: 1.Математика 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.И.Моро – М.:Просвещение, 2015. 2.Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 3 класс. –М.:Вако, 2015. 3.Я иду на урок в начальную школу. Математика,Книга для учителя. –М.: Изд-во «Первое сентября, 2000. Интернетресурсы |
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Организацион ный |
1.Ну-ка, юный мой дружок, ты готов начать урок? Все в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы иметь знания, понадобятся терпенье и старание. 2. Улыбнитесь друг другу. Садитесь. Уч-ль: Дети: - Руки? - На месте! - Ноги? - На месте! - Локти? - У края! - Спина? - Прямая! |
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. |
Регулятивные УУД (далее РУУД): нацеливание на успешную деятельность. Личностные УУД (далее ЛУУД): выражают положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные УУД (далее КУУД): формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний |
.А сейчас начнем считать, выражения читать, сравнивать, преобразовывать, задачи умные решать! Математический диктант (если высказывание верное, дети ставят +, если неверное, -) - частное чисел 48 и 8 равно 6; - если число 6 увеличить в 7 раз, получится 42; - число 35 больше, чем 5 *7; - если число 56 уменьшить в 8 раз, получится 7; - произведение чисел 7 и 9 равно 16; - 45 больше, чем 5 увеличить в 9 раз; - если 72 уменьшить в 8 раз, получится 8; - число 16 больше, чем 8*8; - если число 30 уменьшить на 6, получится 24; - чтобы вычислить площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. |
Самопроверка. Оценка себя по оценочному листу. |
РУУД: осуществляют самоконтроль учебной деятельности. ЛУУД: самоопределение, оценивание. |
Самоопределение к деятельности |
1.- Прочитайте слова. Что можете сказать про них? число алгебра умножение сумма радиус икс (они все имеют отношение к математике) - Как вы думаете, какое слово будет темой нашего урока? (умножение) - Правильно. Мы продолжаем исследовать эту тему. 2.- Послушайте задачу. У стола 4 ножки. А вопрос таков: Сколько вместе будет ножек у 15 столов? - Как узнать? - Умеем мы решать такие примеры? - Кто сформулирует цель урока? (научиться умножать двузначное число на однозначное) - Верно. А тема соответственно будет….(умножение двузначного числа на однозначное) |
Определяют тему урока. Ставят перед собой цель урока. |
Познавательные УУД (далее ПУУД): самостоятельное формулирование познавательной цели. РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. КУУД: умение четко излагать свое мнение, принимают участие в обсуждении. |
Работа над темой или «открытие нового знания» |
1.- Найдите значение выражения: 15*4. – Кто-то из вас уже знает, как решить этот пример. Это хорошо. Но пусть все подумают и попытаются самостоятельно найти вариант решения. Посовещайтесь в парах и предложите свои варианты решения. (Записываю на доске): 15*4= 15+15+15+15 15*4= (10+5)*4 15*4= (8+7)*4 - Какой способ самый удобный? (2) - Сформулируйте вывод. Вывод: чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно первый множитель представить в виде суммы разрядных слагаемых, умножить каждое слагаемое на второй множитель и сложить полученные результаты. 2. Продолжим исследовательскую работу и составим алгоритм действий. У каждой пары на столе карточки – «помогайки», которые необходимо разложить в нужном порядке. 1.Заменяю 1 множитель……. 2.Умножу каждое слагаемое…….. 3.Складываю результаты……… 4.Нахожу общий результат. - Кому удалось открытие? - Оцените себя в оценочном листе. |
Ищут пути решения выражения. Учатся объяснять ход своих мыслей.
Делают вывод.
Самостоятельно составляют алгоритм действий.
Оценивают себя. |
ПУУД : осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выбор наиболее эффективного способа решения выражения; самостоятельное создание алгоритма действий. РУУД: сохраняют учебную задачу; планируют и контролируют учебные действия; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. КУУД: принимают участие в обсуждении, высказывают свою позицию; четко и аргументированно высказывают свои предложения и оценки; умеют слушать; владеют навыками сотрудничества. ЛУУД: самооценка; выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют желание узнать больше; знают основные моральные нормы работы в паре (взаимопомощь, ответственность).
|
|
Физкультминутка Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. |
|
|
Первичное закрепление |
1.Работа по учебнику на стр. 8 - Рассмотрите решение примера и объясните, как выполнили умножение. 2.А теперь немного отвлечемся от темы. – Какое сегодня число? (26 января) - Какое это число: четное или нечетное? - Из каких разрядных слагаемых состоит? - Какой день месяца? - Какой день недели? - Откройте тетради Я тетрадочку открою И наклонно положу, Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. – Запишите число, классная работа. 3. С.8 № 1 – работаем по алгоритму. – Первые два столбика решаем с проговариванием (1 у доски), Остальные примеры решите в парах (Проверка, самопроверка – на полях ставят +) |
Объясняют решение.
Работают по алгоритму Самопроверка. |
ПУУД: владеют базовыми предметными понятиями; осознанно и произвольно строят речевые высказывания. РУУД: умеют действовать по плану; умеют контролировать процесс и результаты своей деятельности; замечают допущенные ошибки; сохраняют учебную задачу; осуществляют коррекцию и саморегуляцию в ситуации затруднения. ЛУУД: проявляют познавательный интерес, готовность к сотрудничеству. КУУД: четко и аргументированно высказывают свою позицию; умеют слушать; владеют навыками сотрудничества. |
Самостоятель ная работа |
Учебник с. 8 № 8 – выполняете самостоятельно. Самопроверка. Оцените себя по оценочному листу. |
Самостоятельно выполняют решения. Самопроверка по эталону. Оценивают себя по оценочному листу. |
ПУУД: выбор наиболее эффективных способов решения выражений; контроль и оценка процесса и результата деятельности. РУУД: сохраняют учебную задачу; осуществляют планирование, саморегуляцию в ситуации затруднения, контроль и оценку качества и уровня усвоения. ЛУУД: проявляют познавательный интерес; самооценка. |
Повторение |
1.Учебник с.8 № 2 - Прочитайте задачу. – Что поняли? - Разбираем по порядку: что обозначает каждое число? - Что нужно узнать? - Что узнаем сначала? - Что во втором действии? 1) 32:8=4(п.) – с книгами 2) 6*4=24(кг) Ответ: масса посылок с фруктами 24 кг. – Кто по-другому решил задачу? - Какой способ более удобный? - Оцените себя по оценочной таблице. 2. № 5 – решите самостоятельно. И проверьте друг друга в паре. Оценки поставьте на полях. - Кто все задание выполнил правильно? Кто ошибся? Дома повторите единицы длины. |
Решают задачу разными способами.
Оценивают себя. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
ПУУД: проводят анализ, синтез, выдвигают гипотезы и их обосновывают; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выбирают наиболее эффективные способы решения задачи; осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности. РУУД: осуществляют планирование и саморегуляцию; замечают допущенные ошибки. ЛУУД: проявляют познавательный интерес. КУУД: умеют слушать друг друга; уважают мнение других; принимают участие в обсуждении; высказывают свою позицию. |
Домашнее задание |
1.Учебник с.8 № 3 – решить задачу по действиям и одним выражением. 2. Придумать и решить 4 примера на умножение по теме урока. |
Записывают домашнее задание. Задают вопросы, что непонятно. |
РУУД: сохраняют учебную задачу. КУУД: постановка вопросов. |
Итог урока. Рефлексия |
1.Обобщение полученных на уроке сведений: - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы ее? Кто с уверенностью может сказать, что научился умножать двузначное число на однозначное? Поставьте + в оценочную таблицу. - Какие задания вызвали затруднения? 2. Выставление отметок. - По оценочной таблице: у кого 5 «+» в первой колонке, ставит себе «5» за работу. А с остальными мы еще будем тренироваться решать на последующих уроках. Но все трудились хорошо и дружно. Молодцы! |
Подводят итог урока. Отвечают на вопросы. Оценивают свои достижения. Получают позитивный настрой от урока. |
РУУД: осознание того, что усвоено на уроке; осуществляют итоговый контроль. ЛУУД: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач. |
Оценочный лист
На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+»
Этап |
Учебная деятельность |
Выполнил без ошибок |
Выполнил с ошибками |
Испытывал большие затруднения |
Начало урока |
Настрой на урок |
|
|
|
1 |
Повторение изученного материала (самостоятельная работа с самопроверкой) |
|
|
|
2 |
Открытие нового знания (работа в парах) |
|
|
|
3 |
Применение нового материала (самостоятельная работа) |
|
|
|
4 |
Повторение изученного (решение задач) |
|
|
|
5 |
Итог урока
|
|
|
|
Литература
Учебно-методическая литература:
1.Математика 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.И.Моро – М.:Просвещение, 2015.
2.Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 3 класс. –М.:Вако, 2015. 3. Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. 3 класс. –М.:Вако, 2008..
4.Я иду на урок в начальную школу. Математика. Книга для учителя. –М.: Изд-во «Первое сентября, 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.