Технологическая карта урока математики 4 класс
Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций: 2ч. –М.: Вентана – Граф, 2019.
ТЕМА: Построение квадрата на нелинованной бумаге
(практическая работа)
Тип урока: комбинированный |
||
Педагогические задачи: способствовать формированию умений строить прямоугольник; содействовать развитию умения решать арифметические задачи |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся выполнять построение прямоугольника с заданными длинами сторон с помощью линейки и угольника на нелинованной бумаге; выполнять построение квадрата с заданной длиной стороны |
Метапредметные: Познавательные: осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь других; признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою |
Личностные: задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности учащихся |
||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка
|
Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Разгадайте правило, по которому записан каждый столбик чисел, и продолжите его на два числа: 543000 999102 918273 544000 999012 928374 545000 999203 938475 |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.
543000 999102 918273 544000 999012 928374 545000 999203 938475 546000 999023 948576 547000 999304 958677 |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
||||||||||||||
|
– Расположите карточки с числами в порядке убывания.
– Уменьшите каждое из этих чисел на 39 десятков. |
|
|||||||||||||||
|
– Расположите карточки с выражениями в порядке увеличения их значений, не производя вычислений:
Вычислите значения этих выражений |
Располагают карточки, не производя вычислений, затем вычисляют и проверяют себя |
|||||||||||||||
II. Открытие нового знания, нового способа действия. Работа по учебнику (с. 48–49). Задание 4. |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.
– Составьте алгоритм построения квадрата. |
Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Составляют алгоритм построения квадрата. |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль действий по результату |
||||||||||||||
Задание 5. |
– Постройте квадрат с длиной стороны 5 см. |
Выполняют построение. |
|||||||||||||||
Задание 6. |
– Предложите способ построения квадрата, используя умение делить окружность на 4 равные части. |
Выполняют построение:
|
|||||||||||||||
Задание 7. |
– Начертите квадрат, периметр которого равен 14 см. |
Решение: 14 см = 140 мм 140 : 4 = 35 (мм) – длина стороны квадрата. |
|||||||||||||||
Задание 8 |
– Начертите прямоугольник, ширина которого 4 см, а периметр равен 24 см |
Решение: 1) 24 : 2 = 12 (см) – длина и ширина. 2) 12 – 4 = 8 (см) – длина |
|||||||||||||||
III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 51–53). Задание 20. |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.
– Сколько плиток потребовалось, если площадь одной плитки 1 дм2? |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Решение: 1) 2 · 5 = 10 (м2) – площадь коридора. 10 м2 = 1000 дм2 2) 1000 : 1 = 1000 (шт.) – плиток. |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор |
||||||||||||||
Задание 21. |
– Катя сложила из палочек прямоугольник, длина которого 25 см, а ширина 10 см. Сколько палочек использовала Катя, если длина одной палочки 50 мм? |
Решение: 1) 250 : 50 = 5 (п.) – длина прямоугольника в палочках. 2) 100 : 50 = 2 (п.) – ширина прямоугольника в палочках. 3) (5 + 2) · 2 = 14 (п.) – понадобилось палочек всего.
|
|||||||||||||||
Задание 22. |
– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу разными способами. |
Решение:
|
|||||||||||||||
Задания 23‒28. |
– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. |
См. Ресурсный материал к уроку. |
|||||||||||||||
Задание 29. |
– Какая машина раньше отправилась от автовокзала? |
– Автобус раньше отправился от автовокзала. |
|||||||||||||||
Задание 30. |
– Кто из мальчиков шел быстрее? |
– Юра шел быстрее. |
|||||||||||||||
Задание 31. |
– Прочитайте задание и дайте ответ. |
– Можно. Длина стороны квадрата может оканчиваться одной из десяти цифр. Площадь квадрата может оканчиваться только цифрами 0, 1, 4, 5, 6, 9, но не цифрой 3, так как: 1 · 1 = 1 4 · 4 = 16 7 · 7 = 49 2 · 2 = 4 5 · 5 = 25 8 · 8 = 64 3 · 3 = 9 6 · 6 = 36 9 · 9 = 81 |
|||||||||||||||
Задание 32. |
– Поясните решение в задании. |
Решение: 1) 32 – 24 = 8 (ящ.) – больше ящиков с желтыми яблоками. 2) 15 · 8 = 120 (кг) – масса желтых яблок больше. |
|||||||||||||||
Задание 33. |
– Полкило сыра стоит 17 р. По какой цене продается сыр? ‒ Сколько надо заплатить за полтора килограмма этого сыра? ‒ За два с половиной килограмма сыра? |
Решение: 17 · 2 = 34 (р.) – стоит килограмм сыра. 17 · 3 = 51 (р.) – стоят полтора килограмма сыра. 17 · 5 = 85 (р.) – стоят два с половиной килограмма сыра. |
|||||||||||||||
Задание 34 |
– Прочитайте ряд чисел. Верны ли высказывания о них? |
«В ряду пять чисел» – верно. «Число 65217 – наибольшее в ряду» – неверно. «Все числа записаны одними и теми же цифрами» – верно. «Предпоследнее число в ряду – 56712» – неверно. «В записи числа 65217 старшим разрядом является разряд десятков тысяч» – верно |
|||||||||||||||
IV. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового вы узнали на уроке? – Что такое прямоугольник? Как можно построить прямоугольник? – Какое задание понравилось вам больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Упражнение «Плюс-минус-интересно» (устно и письменно). Для письменного выполнения учащиеся заполняют таблицу из трех граф. В графу «Плюс» записывают все, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «Минус» записывают то, что осталось непонятным, или информацию, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной. В графу «Интересно» вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, а также пишут о том, что еще хотелось бы узнать по данной проблеме, задают вопросы учителю.
|
Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, анализировать причины неудачи) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.