Технологическая карта урока математики в 1 классе "Компоненты вычитания"

  • docx
  • 02.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала техн.карта урока.docx

Предмет: математика.

Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс: 1.

УМК: «Школа России»

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:

·         регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

·         познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·         коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

·         компьютер, проектор;

·         мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);

·         учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;

·         сигнальные карточки;

·         конвертики с кружками, карточки с названиями чисел при вычитании, карточки с качествами характера, магнитики.

 

Этапы

урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

 Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организации  деятельности учащихся

Формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

1.Организа-

ционный этап

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

 

 

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

к уроку.

Фронтальная, индивидуальная.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Лформирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

2. Актуализация знаний.

 Устный счет.

1.Состав числа 10.

2.Решение задач устно.

 

Внимательно слушают учителя. Выполняют задания. Проверка.

Фронтальная, индивидуальная.

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов; используют математические знания в расширенной области применения; делают задания.

3  этап. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

1. Самоопределение к деятельности.

2. Целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске записаны примеры.

- Прочитайте выражения, называя числа терминами «слагаемое» и «сумма».

- Можно ли их прочитать, используя эти термины? (нет)

Почему не получилось? (Выявить причину затруднения)

- Значит, чего мы ещё не знаем?

- Как называются числа при вычитании?

- Значит, какая цель нашего урока?

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

 Цель: познакомиться с названиями чисел при вычитании.

Рассматривают выражения, делают вывод.

Ставят учебную задачу через подводящий диалог.

 

Фронтальная, индивидуальная. Проблемно-поисковый метод.

П – осуществляют

анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации.

4  этап. Первичное усвоение новых знаний.

.

 

Практическая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Работа по учебнику.

 

 

 

-А сейчас проведём практическую работу. У каждого есть конвертики. Откройте конвертики, выложите 6 кружочков в один ряд. Отодвиньте в сторону 2.

-Как это действие записать? 6-2=4

-Какое из них самое большое число? (6)

- А что с ним произошло? (оно уменьшилось).

-Да,оно уменьшилось!

-Вот у меня на доске есть карточки, на которых, по моему,  записаны названия чисел при вычитании.

-Давайте прочитаем и выберем название этому числу.

 -Как назовём? (уменьшаемое) Молодцы!  Проверяем с доски

-А что делали с числом 2? (Вычли)

-А теперь прочитаем записи на карточках и выберем название этому числу?

-Как назовём это число? ВычитаемоеПроверяем с доски

-А как назовём 4? (РазностьПроверяем с доски

6,2,4- это компоненты вычитания.

-Давайте вспомним,  какую цель  мы с вами ставили перед собой: узнать как называются числа при вычитании.

 -Узнали? Давайте ещё раз повторим.

-Поднимите светофорчики, кому понравилось делать открытие.

-А теперь с новыми знаниями отправимся в путь.

- Откройте учебник на странице 29 , прочитайте правило.

 Выполняют действия с фигурами, слушая учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уменьшаемое

 

 

 

 

Вычитаемое.

Разность.

Компоненты вычитания

 

Групповая, фронтальная.

П – осуществляют

анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов; используют математические знания

в расширенной области применения; делают задания.

К-  участвуют  в диалоге на уроке; отвечают  на вопросы учителя, одноклассников; соблюдают  простейшие нормы речевого этикета; слушают  и понимают речь других; осуществляют  работу в паре, группе.

Р- осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона .

5 этап. Первичная проверка понимания

Каллиграфическая минутка

-Отправимся в страну чистописания.

- Какая самая любимая оценка учеников? (5)

- Да, ребята, и мы с вами запишем самую любимую цифру внимательных, находчивых, аккуратных, активных учеников.

- Посмотрите на доску, сможете так написать? (Показ на экране)

-Откройте тетради. Запишем цифру 5

-Какое качество понадобилось?

-Мы с вами сделали открытие сами, но в нашем учебнике тоже есть свои названия чисел при вычитании, сейчас мы с вами узнаем, совпадают ли они с нашими открытиями.

-Откройте учебники на с.29 . Смотрим, что нарисовано.

- Сколько снегирей сидело на ветке?5

-Что произошло с количеством снегирей?

- Почему? Значит 5 это уменьшаемое.

-Сколько снегирей улетело?

-Что произошло с числом 2? Вычли.   Значит 2 вычитаемое.

-И 3 это-..

- Давайте посмотрим на названия компонентов которые мы с вами открыли ,а эти которые в учебнике были. Они какие?

-Какой вывод можем сделать?

-Мы открыватели, мы тоже можем делать открытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут 5.

 

Аккуратность

 

 

 

 

 

 

Уменьшилось

Улетели.

 

2.

вычитаемое.

 разность.

 

 

 Одинаковые.

 

П – осуществляют

анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение  необходимой информации  К-  участвуют  в диалоге на уроке; отвечают  на вопросы учителя,   осуществляют  работу в паре.

 Р- осуществляют контроль.

6.Первичное закрепление.

1.Работа  по учебнику (стр.29, №1) с устным комментированием

 

 

- Нашли задание под №1. Читаем задание.-Кто попробует записать? (На доске пишет 1 ученик.9-4=5.

-Больше заданий нет, а нам хочется ещё выполнять.

- А давайте сами запишем свои разности.(С рядов по одному примеру пишем.)-Молодцы!-А может теперь  и мне поможете? -Что у меня записано?( Выражения.)-А на какие две группы можно разделить? (На сумму и разность.)

-Выпишите в тетради только разности и найдите их  значение.

-Сейчас будем проверять. Я буду показывать по одному выражению, а вы найдите его у себя.

- Поднимите светофорчики, у кого есть такое выражение? (Проверка  по одному примеру.)

- Теперь поднимите светофорчики те, которые правильно записали все три выражения и решили их правильно. (светофорчики)

- Молодцы! Очень много сделали на этой остановке. Давайте отправимся к следующей.

 Решают выражения , делают вывод.

Фронтальная, индивидуальная.

П – осуществляют

анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение  необходимой информации  К-  участвуют  в диалоге на уроке; отвечают  на вопросы учителя,   осуществляют  работу в паре.

 Р- осуществляют контроль.

7. Рефлексия     .

Подведение итога урока.

- Давайте вспомним цель нашего урока? Какую цель ставили? (Познакомиться с названиями чисел при вычитании.)

- Достигли ли мы цели?

-Что же было интересного на уроке?

-Что тебе запомнилось?

-Что было самое трудное?

-А самое лёгкое?

- Какое у вас настроение в конце урока? Покажите его с помощью смайликов.

-Я вижу, что у вас хорошее настроение.

 -А теперь выходите к доске и прикрепите ваши смайлики к нашему паровозику.

- С вашими отличными настроениями мы закончим наш урок и покатаемся уже на паровозике все вместе.(встаём друг за другом и за учителем, двигаемся по классу)

-Спасибо, ребята, вы мне тоже очень понравились. Молодцы!

 

Оценивают работу 

Фронтальная, индивидуальная.

Р- выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

 

П- рефлексируют, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.

 

Л- на основе «Светафора» определяют самооценку; понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания.