Предмет: математика.
Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»
Класс: 1.
УМК: «Школа России»
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию вычислительных навыков.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
· регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
· познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.
Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.
Оборудование:
· компьютер, проектор;
· мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);
· учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;
· сигнальные карточки;
· конвертики с кружками, карточки с названиями чисел при вычитании, карточки с качествами характера, магнитики.
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации деятельности учащихся |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Организа- ционный этап |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
|
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место к уроку. |
Фронтальная, индивидуальная. |
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу. |
2. Актуализация знаний. |
Устный счет. |
1.Состав числа 10. 2.Решение задач устно.
|
Внимательно слушают учителя. Выполняют задания. Проверка. |
Фронтальная, индивидуальная. |
П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов; используют математические знания в расширенной области применения; делают задания. |
3 этап. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
1. Самоопределение к деятельности. 2. Целеполагание.
|
На доске записаны примеры. - Прочитайте выражения, называя числа терминами «слагаемое» и «сумма». - Можно ли их прочитать, используя эти термины? (нет) Почему не получилось? (Выявить причину затруднения) - Значит, чего мы ещё не знаем? - Как называются числа при вычитании? - Значит, какая цель нашего урока? - На какой вопрос нам предстоит ответить? Цель: познакомиться с названиями чисел при вычитании. |
Рассматривают выражения, делают вывод. Ставят учебную задачу через подводящий диалог.
|
Фронтальная, индивидуальная. Проблемно-поисковый метод. |
П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации. |
4 этап. Первичное усвоение новых знаний. .
|
Практическая деятельность.
2.Работа по учебнику.
|
-А сейчас проведём практическую работу. У каждого есть конвертики. Откройте конвертики, выложите 6 кружочков в один ряд. Отодвиньте в сторону 2. -Как это действие записать? 6-2=4 -Какое из них самое большое число? (6) - А что с ним произошло? (оно уменьшилось). -Да,оно уменьшилось! -Вот у меня на доске есть карточки, на которых, по моему, записаны названия чисел при вычитании. -Давайте прочитаем и выберем название этому числу. -Как назовём? (уменьшаемое) Молодцы! Проверяем с доски -А что делали с числом 2? (Вычли) -А теперь прочитаем записи на карточках и выберем название этому числу? -Как назовём это число? Вычитаемое) Проверяем с доски -А как назовём 4? (Разность) Проверяем с доски 6,2,4- это компоненты вычитания. -Давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили перед собой: узнать как называются числа при вычитании. -Узнали? Давайте ещё раз повторим. -Поднимите светофорчики, кому понравилось делать открытие. -А теперь с новыми знаниями отправимся в путь. - Откройте учебник на странице 29 , прочитайте правило. |
Выполняют действия с фигурами, слушая учителя.
Уменьшаемое
Вычитаемое. Разность. Компоненты вычитания
|
Групповая, фронтальная. |
П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов; используют математические знания в расширенной области применения; делают задания. К- участвуют в диалоге на уроке; отвечают на вопросы учителя, одноклассников; соблюдают простейшие нормы речевого этикета; слушают и понимают речь других; осуществляют работу в паре, группе. Р- осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона . |
5 этап. Первичная проверка понимания |
Каллиграфическая минутка |
-Отправимся в страну чистописания. - Какая самая любимая оценка учеников? (5) - Да, ребята, и мы с вами запишем самую любимую цифру внимательных, находчивых, аккуратных, активных учеников. - Посмотрите на доску, сможете так написать? (Показ на экране) -Откройте тетради. Запишем цифру 5 -Какое качество понадобилось? -Мы с вами сделали открытие сами, но в нашем учебнике тоже есть свои названия чисел при вычитании, сейчас мы с вами узнаем, совпадают ли они с нашими открытиями. -Откройте учебники на с.29 . Смотрим, что нарисовано. - Сколько снегирей сидело на ветке?5 -Что произошло с количеством снегирей? - Почему? Значит 5 это уменьшаемое. -Сколько снегирей улетело? -Что произошло с числом 2? Вычли. Значит 2 вычитаемое. -И 3 это-.. - Давайте посмотрим на названия компонентов которые мы с вами открыли ,а эти которые в учебнике были. Они какие? -Какой вывод можем сделать? -Мы открыватели, мы тоже можем делать открытия. |
Пишут 5.
Аккуратность
Уменьшилось Улетели.
2. вычитаемое. разность.
Одинаковые. |
|
П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации К- участвуют в диалоге на уроке; отвечают на вопросы учителя, осуществляют работу в паре. Р- осуществляют контроль. |
6.Первичное закрепление. |
1.Работа по учебнику (стр.29, №1) с устным комментированием
|
- Нашли задание под №1. Читаем задание.-Кто попробует записать? (На доске пишет 1 ученик.9-4=5. -Больше заданий нет, а нам хочется ещё выполнять. - А давайте сами запишем свои разности.(С рядов по одному примеру пишем.)-Молодцы!-А может теперь и мне поможете? -Что у меня записано?( Выражения.)-А на какие две группы можно разделить? (На сумму и разность.) -Выпишите в тетради только разности и найдите их значение. -Сейчас будем проверять. Я буду показывать по одному выражению, а вы найдите его у себя. - Поднимите светофорчики, у кого есть такое выражение? (Проверка по одному примеру.) - Теперь поднимите светофорчики те, которые правильно записали все три выражения и решили их правильно. (светофорчики) - Молодцы! Очень много сделали на этой остановке. Давайте отправимся к следующей. |
Решают выражения , делают вывод. |
Фронтальная, индивидуальная. |
П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации К- участвуют в диалоге на уроке; отвечают на вопросы учителя, осуществляют работу в паре. Р- осуществляют контроль. |
7. Рефлексия . |
Подведение итога урока. |
- Давайте вспомним цель нашего урока? Какую цель ставили? (Познакомиться с названиями чисел при вычитании.) - Достигли ли мы цели? -Что же было интересного на уроке? -Что тебе запомнилось? -Что было самое трудное? -А самое лёгкое? - Какое у вас настроение в конце урока? Покажите его с помощью смайликов. -Я вижу, что у вас хорошее настроение. -А теперь выходите к доске и прикрепите ваши смайлики к нашему паровозику. - С вашими отличными настроениями мы закончим наш урок и покатаемся уже на паровозике все вместе.(встаём друг за другом и за учителем, двигаемся по классу) -Спасибо, ребята, вы мне тоже очень понравились. Молодцы!
|
Оценивают работу |
Фронтальная, индивидуальная. |
Р- выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
П- рефлексируют, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.
Л- на основе «Светафора» определяют самооценку; понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.