ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ
«МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИИ»
Преподаватель русского языка и литературы: Расторгуева Елена Юрьевна
Тема урока |
Мораль и нравственность как категории |
|||||||
Тип урока |
Внеклассное мероприятие |
|||||||
Образовательные ресурсы |
1. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 542 с. 2. Развитие самосознания старшеклассников: разработки интегрированных уроков / авт.-сост. О.С. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 87с. 3. Презентация «Мораль и нравственность как категории» |
|||||||
План урока |
1. Мораль, нравственность. 2. Основные ценности и нормы морали. 3. Моральные категории. |
|||||||
Цель урока |
Создать условия для формирования представлений о понятиях: мораль, нравственность, добро, зло. |
|||||||
Формы и методы обучения |
Методы: частично-поисковый Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах |
|||||||
Основные понятия и термины |
Мораль, нравственность, нормы морали, моральные категории, добро, зло, честь, совесть, достоинство |
|||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность |
|||||||
Научатся: определять, что включают в себя понятия мораль, нравственность, добро, зло. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. |
Учебно-познавательная компетенция Умеют: обосновывать суждения, приводить доказательства. |
|||||||
Организационная структура урока |
||||||||
Этапы мероприятия |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия УУД |
Формы контроля |
|
I. Организационный момент |
1 мин. |
Поставка проблемного вопроса после просмотра видеоролика «Я твоя совесть» |
Знакомит с темой, целями и планом урока |
Записывают тему в тетрадь. Обучающийся читает стихотворение В. Высоцкого |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: принимают учебную задачу. |
Работа в тетради. |
|
II. Актуализация знаний |
5 мин. |
Беседа по теме «Мораль и нравственность». |
Ведущий 1 организует диалог с обучающимися по высказыванию Э. Канта: - Прав ли Кант в своем высказывании? - Кого называют добрым? - Что такое добро? Ведущий 2 организует диалог по притче «Возвращение блудного сына»: - В чем заключен смысл притчи? - Может ли существовать добро без понятий зла? - Может ли человек с легкостью отделить добро от зла? |
Обучающиеся отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме, формулируют ответы на вопросы преподавателя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта. |
Устный опрос |
|
III. Изучение нового материала |
23 мин. |
Презентация «Мораль и нравственность как категории» |
Ведущий 1 показывает и поясняет слайды презентации раскрывающие понятия мораль и нравственность. Ведущий 2 знакомит изменениями нравственных устоев общества на примере классической литературы, представляет мир моральных категорий через прочтение обучающимися стихотворений … |
Просматривают презентацию и делают записи в тетради. Читают стихотворения |
Индивидуальная |
Познавательные: умеют структурировать знания, дополняют и расширяют имеющиеся знания о морали и нравственности. Регулятивные: учитывают выделенные преподавателем ориентиры действия. принимают и сохраняют учебную задачу. |
Записи в тетрадях. Чтение стихотворений. |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление |
8 мин. |
Знакомство с золотым правилом нравственности.
|
Ведущий 1 проводит беседу с обучающимися по вопросам: - Почему данное правило назвали золотым? - Согласны ли вы с его содержанием? Ведущий 2 объявляет стихотворение обучающегося (собственное сочинение). |
Обучающиеся отвечают на вопросы |
Фронтальная Индивидуальная |
Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания о морали и нравственности. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. |
Записи в тетради |
|
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
5 мин. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Преподаватель устанавливает осознанность ситуации. |
Обучающиеся решают типовые задания с проговариванием ситуации вслух |
Фронтальная Индивидуальная |
Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания о морали и нравственности. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. |
Записи в тетради |
|
VI. Итоги урока. Рефлексия. |
2 мин. |
Обобщение, закрепление полученных на мероприятии, сведений. |
Преподавателем проводится опрос по изученной теме. Ребята, обратите внимание на дерево, которое будет расти в будущее. Напишите, пожалуйста, на листочках-стикерах синонимы к основным категориям морали и нравственности, которые вы запомнили. Спасибо, ребята, за работу. |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние |
Фронтальная, групповая |
Личностные: понимают значение знаний для человека и развивают способность к самооценке. Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала. |
Беседа по вопросам |
|
VII. Домашнее задание |
1 мин. |
Обобщение, закрепление полученных знаний. |
Объясняет домашнее задание. Римский философ Марк Аврелий предостерегал о том, что «неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души». Согласны ли вы с ним? |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и развивают способность к самооценке. Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала. |
|
|
Приложение
«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» Э. Кант
Притча о блудном сыне. У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Дай мне мою часть наследства». И отец разделил его между сыновьями. Младший сын забрал свою долю наследства и ушел в дальнюю страну. Жизнь он вел разгульную и вскоре растратил все деньги. Все отвернулись от него, ему пришлось быть пастухом и есть вместе с ними из корыта. Никто из друзей, с которыми он тратил отцовские деньги, не пустил его к себе. Наконец, опомнившись, он сказал: «Сколько работников у моего отца едят хлеб досыта, а я умираю с голоду. Пойду к отцу, попрошу прощения. Пусть возьмет меня в работники, недостойного называться сыном».
Отец его, увидев издалека, бросился ему на шею и стал целовать его. Затем велел слугам позвать гостей и устроить веселый пир. Старший сын возвратился с работы, узнал, по какому поводу веселье, обиделся на отца и сказал: «Сколько лет я служу тебе и всегда слушаюсь тебя, а ты ни разу не устраивал мне пира, чтобы я мог повеселиться с друзьями». Отец ответил: «Сын мой, ты всегда со мной и всё моё – твоё. А брат твой почти умер и ожил, пропал и нашелся. Как же этому не радоваться».
Золотое правило морали гласит «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Притча о добре и зле
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.