Технологическая карта урока "Мораль и нравственность"

  • docx
  • 19.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ  ПО ТЕМЕ

«МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИИ»

 

Преподаватель русского языка и литературы: Расторгуева Елена Юрьевна

 

Тема урока

Мораль и нравственность как категории

Тип урока

Внеклассное мероприятие

Образовательные ресурсы

1. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 542 с.

2. Развитие самосознания старшеклассников: разработки интегрированных уроков /  авт.-сост. О.С. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 87с.

3. Презентация «Мораль и нравственность как категории»

План урока

1. Мораль, нравственность.

2. Основные ценности и нормы морали.

3. Моральные категории.

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о понятиях: мораль, нравственность, добро, зло.

Формы и методы обучения

Методы: частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах

Основные понятия и термины

Мораль, нравственность, нормы морали, моральные категории, добро, зло, честь, совесть, достоинство

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять, что включают в себя понятия мораль, нравственность, добро, зло.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Учебно-познавательная компетенция

Умеют: обосновывать суждения, приводить доказательства.

Организационная структура урока

Этапы мероприятия

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия УУД

Формы контроля

I. Организационный момент

1 мин.

Поставка проблемного вопроса после просмотра видеоролика «Я твоя совесть»

Знакомит с темой, целями и планом урока

Записывают тему в тетрадь. Обучающийся читает стихотворение В. Высоцкого

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Работа в тетради.

II. Актуализация знаний

5 мин.

Беседа по теме «Мораль и нравственность».

Ведущий 1 организует диалог с обучающимися по высказыванию Э. Канта:

- Прав ли Кант в своем высказывании?

- Кого называют добрым?

- Что такое добро?

Ведущий 2 организует диалог по притче «Возвращение блудного сына»:

- В чем заключен смысл притчи?

- Может ли существовать добро без понятий зла?

- Может ли человек с легкостью отделить добро от зла?

Обучающиеся отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: строят осознанное речевое высказывание в устной форме, формулируют ответы на вопросы преподавателя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта.

Устный опрос

III. Изучение нового материала

23 мин.

Презентация «Мораль и нравственность как категории»

Ведущий 1 показывает и поясняет слайды презентации раскрывающие понятия мораль и нравственность.  

Ведущий 2 знакомит изменениями нравственных устоев общества на примере классической литературы, представляет   мир моральных категорий через прочтение обучающимися стихотворений …

Просматривают презентацию и делают записи в тетради.

Читают стихотворения

Индивидуальная

Познавательные: умеют структурировать знания, дополняют и расширяют имеющиеся знания о морали и нравственности.

Регулятивные: учитывают выделенные преподавателем ориентиры действия. принимают и сохраняют учебную задачу.  

Записи в тетрадях.

Чтение стихотворений.

IV. Первичное осмысление и закрепление

8 мин.

Знакомство с золотым правилом нравственности.

 

Ведущий 1 проводит беседу с обучающимися по вопросам:

- Почему данное правило назвали золотым?

- Согласны ли вы с его содержанием?

Ведущий 2 объявляет стихотворение обучающегося (собственное сочинение).

Обучающиеся отвечают на вопросы

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания о морали и нравственности.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Записи в тетради

V.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5 мин.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Преподаватель устанавливает осознанность ситуации.

Обучающиеся решают типовые задания с проговариванием ситуации вслух

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания о морали и нравственности.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Записи в тетради

 VI.

Итоги урока. Рефлексия.

2 мин.

Обобщение, закрепление полученных на мероприятии, сведений.

Преподавателем проводится опрос по изученной теме.

Ребята, обратите внимание на дерево, которое будет расти в будущее. Напишите, пожалуйста, на листочках-стикерах синонимы к основным категориям морали и нравственности, которые вы запомнили.

Спасибо, ребята, за работу.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние

Фронтальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека и  развивают способность к самооценке.

Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала.

Беседа по вопросам

VII. Домашнее задание

1 мин.

Обобщение, закрепление полученных знаний.

Объясняет домашнее задание.

Римский философ Марк Аврелий предостерегал о том, что «неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души». Согласны ли вы с ним?

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и  развивают способность к самооценке.

Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала.

 

 

Приложение

 

«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» Э. Кант

 

Притча о блудном сыне. У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Дай мне мою часть наследства». И отец разделил его между сыновьями. Младший сын забрал свою долю наследства и ушел в дальнюю страну. Жизнь он вел разгульную и вскоре растратил все деньги. Все отвернулись от него, ему пришлось быть пастухом и есть вместе с ними из корыта. Никто из друзей, с которыми он тратил отцовские деньги, не пустил его к себе. Наконец, опомнившись, он сказал: «Сколько работников у моего отца едят хлеб досыта, а я умираю с голоду. Пойду к отцу, попрошу прощения. Пусть возьмет меня в работники, недостойного называться сыном».

Отец его, увидев издалека, бросился ему на шею и стал целовать его. Затем велел слугам позвать гостей и устроить веселый пир. Старший сын возвратился с работы, узнал, по какому поводу веселье, обиделся на отца и сказал: «Сколько лет я служу тебе и всегда слушаюсь тебя, а ты ни разу не устраивал мне пира, чтобы я мог повеселиться с друзьями». Отец ответил: «Сын мой, ты всегда со мной и всё моё – твоё. А брат твой почти умер и ожил, пропал и нашелся. Как же этому не радоваться».

 

Золотое правило морали гласит «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

 

 

Притча о добре и зле

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.