Технологическая карта урока: Образование единого Русского государства и его значение
Оценка 5

Технологическая карта урока: Образование единого Русского государства и его значение

Оценка 5
doc
история
7 кл—10 кл
29.12.2020
Технологическая карта урока: Образование единого Русского государства и его значение
Тех карта Образование единого Русского государства и его значение.doc

Технологическая карта по истории: «Образование единого Русского государства и его значение»

Дата

Преподаватель:

Цели для ученика:

Анализировать процесс присоединения русских земель к Москве;

2.Раскрывать историческое значение свержения ига золотоордынских ханов;

3.Объяснять значение образования единого русского государства;

4.Характеризовать личность Ивана III как  выдающегося государственного деятеля в русской истории

 

Цели для учителя:

Познакомить учащихся  с данным историческим периодом познакомить с действующими историческими персонажами формировать умение сравнивать исторические явления; работать с исто­рическими документами.

Способствовать развитию информационной культуры учащихся.

Содействовать воспитанию уважения к истории России.

Развитие навыков анализа текста, умения сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия.

Тип урока: комбинированный

Технология: метод проблемного обучения

Москва-третий Рим

Ярославское княжество – 1463 год.

• Ростовское княжество – 1474 год.

• Новгородская земля – 1478 год.

• Тверское княжество – 1485 год.

• Псков – 1510 год.

• Смоленск – 1514 год.

• Рязань – 1521 год;

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемый результат

 

Орг. момент

2 мин.

Приветствие, выявление отсутствующих студентов

 

 

 

1.Целевой

8 мин.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

 

Объясняет задание:

«Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество

 

Формулировка задач урока

Просит обратить внимание на тему урока и определить задачи, необходимые для освоения нового материала

Активные формы

В течение 2 минут обучающиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов;

 

Формулируют задачи урока;

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал, в ходе чего придут к выводам о том, что вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен;

 

Варианты ответов:

Узнать, как завершилось объединение русских земель; как возникло единое русское государство; когда завершился процесс объединения русских земель; при каком правителе завершилось объединение русских земель;

 

 

2 Операционно-деятельностный

  20 мин.

Охарактеризовать личность Ивана III, определить задачи, стоявшие перед Московским княжеством в начале его правления

Решение проблемной задачи;

Предлагает определить, при каком правителе процесс объединения был завершен. Для этого предлагает познакомиться с портретами московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV. Делает акцент на том, что свой ответ необходимо аргументировать

 

 

Работа с картой и текстом учебника

Объясняет задание учащимся: Используя карту и текст учебника, определите, какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?

 

Выдает каждому ряду набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. Объясняет задание.

 

 

 

 

 

 

Предлагает подумать, присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым и почему?

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает познакомиться с видеофрагментом, по ходу просмотра и записать основные даты в тетрадь (битва на р.Шелони, присоединение Новгорода

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя о присоединении Твери

Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству;

Задание учащимся: Посмотрите на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс объединения к 1485 году?

Посмотрите на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс объединения к 1485 году?

После ответа схема дополняется: вместо “?”  преподаватель вывешивает на доску карточку с текстом “единое русское государство”. Учащиеся записывают эту схему в тетради.

 

 

 

 

Методом исключения определяют, что это был Иван III; выдвигают предположения; участвуют в дискуссии;

 

 

 

Студенты работают с картами  и текстом учебника;

 

С помощью предлагаемых карт  и учебника находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку.

Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание. Эти студенты показывают на карте присоединенные территории

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеофрагмента

 

 

 

 

Слушают, составляют план-конспект

 

 

 

 

 

 

 

Изучают схему, выдвигают предположения;

 

 

Фиксируют схему в тетради;

Отвечают на вопросы преподавателя; формулируя выводы, подходят к изучению последнего пункта плана

 

 

 

 

 

Поставлена проблемная задача перед студентами.

Варианты ответов:

Иван III, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже;

 

Варианты ответов: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.

• Ярославское княжество – 1463 год.

• Ростовское княжество – 1474 год.

• Новгородская земля – 1478 год.

• Тверское княжество – 1485 год.

• Псков – 1510 год.

• Смоленск – 1514 год.

• Рязань – 1521 год;

 

 

 

Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.

• Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.

 

 

Смотрят видеофрагмент,  записывают основные даты в тетради

 

 

 

Во время рассказа записывают в тетради даты основных событий:

• 1478 год – присоединение Новгорода к Москве.

• 1485 год – присоединение Твери к Москве;

 

 

Студенты  придут к выводу, что процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве;

 

 

Студенты придут к выводу, что после завершения процесса объединения можно было приступить к свержению монголо-татарского ига, вспомнят, что в 1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде;

 

 

Закрепление изученного материала

8

Определить значение изучаемых развития России

Предлагает подумать над вопросами, используя метод мозгового штурма:

• Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя карту и схему;

• Проследите связь между завершением процесса объединения и свержением монголо-татарского ига;

• Вспомните признаки государства

Учитель подводит итог мнениям учеников

 

 

 

 

Деятельностные формы

Повторяют изученный материал в процессе обдумывания ответов на поставленные вопросы;

Вспоминают признаки государства, определяют их наличие в новом едином русском государстве;

Участвуют в дискуссии

Устно отвечают на вопросы

 

Студенты придут к выводу, что при Иване III и Василии III был закончен процесс объединения политического единения русских земель и создания единого русского государства, вспоминают признаки государства. Подобная работа способствует продолжению формирования политической грамотности учащихся

 

4.Рефлексивный

4 мин.

Проведение самоанализа результатов деятельности

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.

1. На уроке я работал           активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я            доволен / не доволен

3.Урок для меня показался  коротким / длинным

4. За урок я    не устал / устал

5. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

6.Домашнее задание мне кажется  легким / трудным

интересным / неинтересным

 

Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с целями урока.

- Осуществляют рефлексию учебной деятельности

 

Студенты проведут самоанализ результатов своей учебной деятельности

 

5. Оценочный

 2 мин.

Подведение итогов

 Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки. Выставляет оценки за урок

Проговаривают по плану новые задания, делают предположения и выводы по уроку

Студенты определят, все ли задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты, определят, какие из задач им еще предстоит изучить на уроках или самостоятельно

 

Домашнее задание

1 мин.

Стр.171-174. Учебник

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта по истории: «Образование единого

Технологическая карта по истории: «Образование единого

Приветствие, выявление отсутствующих студентов 1

Приветствие, выявление отсутствующих студентов 1

Работа с картой и текстом учебника

Работа с картой и текстом учебника

Предлагает познакомиться с видеофрагментом, по ходу просмотра и записать основные даты в тетрадь (битва на р

Предлагает познакомиться с видеофрагментом, по ходу просмотра и записать основные даты в тетрадь (битва на р

Посмотрите на карту и на схему

Посмотрите на карту и на схему

Рефлексивный 4 мин.

Рефлексивный 4 мин.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2020