Технологическая карта по истории: «Образование единого Русского государства и его значение»
Дата
Преподаватель:
Цели для ученика: Анализировать процесс присоединения русских земель к Москве; 2.Раскрывать историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; 3.Объяснять значение образования единого русского государства; 4.Характеризовать личность Ивана III как выдающегося государственного деятеля в русской истории
|
Цели для учителя: Познакомить учащихся с данным историческим периодом познакомить с действующими историческими персонажами формировать умение сравнивать исторические явления; работать с историческими документами. Способствовать развитию информационной культуры учащихся. Содействовать воспитанию уважения к истории России. Развитие навыков анализа текста, умения сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия. |
||||
Тип урока: комбинированный |
Технология: метод проблемного обучения |
||||
Москва-третий Рим Ярославское княжество – 1463 год. • Ростовское княжество – 1474 год. • Новгородская земля – 1478 год. • Тверское княжество – 1485 год. • Псков – 1510 год. • Смоленск – 1514 год. • Рязань – 1521 год;
|
Оборудование: компьютер, проектор, экран |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Ожидаемый результат |
|
|
Орг. момент 2 мин. |
Приветствие, выявление отсутствующих студентов |
|
|
|
|
1.Целевой 8 мин. |
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
Объясняет задание: «Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество
Формулировка задач урока Просит обратить внимание на тему урока и определить задачи, необходимые для освоения нового материала |
Активные формы В течение 2 минут обучающиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов;
Формулируют задачи урока;
|
Отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал, в ходе чего придут к выводам о том, что вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен;
Варианты ответов: Узнать, как завершилось объединение русских земель; как возникло единое русское государство; когда завершился процесс объединения русских земель; при каком правителе завершилось объединение русских земель;
|
|
|
2 Операционно-деятельностный 20 мин. |
Охарактеризовать личность Ивана III, определить задачи, стоявшие перед Московским княжеством в начале его правления Решение проблемной задачи; Предлагает определить, при каком правителе процесс объединения был завершен. Для этого предлагает познакомиться с портретами московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV. Делает акцент на том, что свой ответ необходимо аргументировать
Работа с картой и текстом учебника Объясняет задание учащимся: Используя карту и текст учебника, определите, какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?
Выдает каждому ряду набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. Объясняет задание.
Предлагает подумать, присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым и почему?
Предлагает познакомиться с видеофрагментом, по ходу просмотра и записать основные даты в тетрадь (битва на р.Шелони, присоединение Новгорода
Рассказ учителя о присоединении Твери Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству; Задание учащимся: Посмотрите на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс объединения к 1485 году?
Посмотрите на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс объединения к 1485 году? После ответа схема дополняется: вместо “?” преподаватель вывешивает на доску карточку с текстом “единое русское государство”. Учащиеся записывают эту схему в тетради.
|
Методом исключения определяют, что это был Иван III; выдвигают предположения; участвуют в дискуссии;
Студенты работают с картами и текстом учебника;
С помощью предлагаемых карт и учебника находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание. Эти студенты показывают на карте присоединенные территории
Просмотр видеофрагмента
Слушают, составляют план-конспект
Изучают схему, выдвигают предположения;
Фиксируют схему в тетради; Отвечают на вопросы преподавателя; формулируя выводы, подходят к изучению последнего пункта плана
|
Поставлена проблемная задача перед студентами. Варианты ответов: Иван III, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже;
Варианты ответов: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский. • Ярославское княжество – 1463 год. • Ростовское княжество – 1474 год. • Новгородская земля – 1478 год. • Тверское княжество – 1485 год. • Псков – 1510 год. • Смоленск – 1514 год. • Рязань – 1521 год;
Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью. • Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.
Смотрят видеофрагмент, записывают основные даты в тетради
Во время рассказа записывают в тетради даты основных событий: • 1478 год – присоединение Новгорода к Москве. • 1485 год – присоединение Твери к Москве;
Студенты придут к выводу, что процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве;
Студенты придут к выводу, что после завершения процесса объединения можно было приступить к свержению монголо-татарского ига, вспомнят, что в 1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде;
|
|
|
Закрепление изученного материала 8 |
Определить значение изучаемых развития России Предлагает подумать над вопросами, используя метод мозгового штурма: • Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя карту и схему; • Проследите связь между завершением процесса объединения и свержением монголо-татарского ига; • Вспомните признаки государства Учитель подводит итог мнениям учеников
|
Деятельностные формы Повторяют изученный материал в процессе обдумывания ответов на поставленные вопросы; Вспоминают признаки государства, определяют их наличие в новом едином русском государстве; Участвуют в дискуссии Устно отвечают на вопросы |
Студенты придут к выводу, что при Иване III и Василии III был закончен процесс объединения политического единения русских земель и создания единого русского государства, вспоминают признаки государства. Подобная работа способствует продолжению формирования политической грамотности учащихся |
|
|
4.Рефлексивный 4 мин. |
Проведение самоанализа результатов деятельности Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 6.Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / неинтересным
|
Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с целями урока. - Осуществляют рефлексию учебной деятельности
|
Студенты проведут самоанализ результатов своей учебной деятельности |
|
|
5. Оценочный 2 мин. |
Подведение итогов Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки. Выставляет оценки за урок |
Проговаривают по плану новые задания, делают предположения и выводы по уроку |
Студенты определят, все ли задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты, определят, какие из задач им еще предстоит изучить на уроках или самостоятельно |
|
|
Домашнее задание 1 мин. |
Стр.171-174. Учебник
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.