1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ
ФИО разработчика |
Деткова Людмила Анатольевна |
Место работы |
ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
9 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
11 |
Тема урока |
Одномерные массивы целых чисел |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
базовый, углубленный |
Тип урока (укажите тип урока): |
☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
|
Личностные · сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; · интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; · овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
|
|
Метапредметные Регулятивные: умение определять цели урока, уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы. Познавательные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев); поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации; структурирование знаний; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Коммуникативные: задавать вопросы; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту; развитие ИКТ-компетентности. |
|
Предметные · разбивать задачи на подзадачи; создавать и отлаживать программы на современном языке программирования общего назначения (Python, С++, Java, C#), реализующие алгоритмы обработки числовых данных с использованием подпрограмм (процедур, функций); · составлять и отлаживать программы на современном языке программирования общего назначения из приведённого выше списка, реализующие несложные рекурсивные алгоритмы; |
|
Ключевые слова: Список (массив), элемент массива, индекс элемента, значение элемента, заполнение массива, вывод массива, обработка массива |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Здравствуйте, ребята. Сегодня урок мы начнем с разгадывания ребусов, в нем спрятались ключевые термины нашего урока. таблица
индекс массив данные
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте вспомним: 1. Что такое данные? Ответ: Данные - информация, представленная в формализованном виде и предназначенную для обработки техническими системами. 2. Чем характеризуются данные в программировании? Ответ: форматом представления данных в памяти компьютера, множеством допустимых значений, множеством допустимых операциями 3.С какими типами данных в Python вы знакомы? Ответ: Целочисленный (int(integer)), вещественный (float), строковый (str(string)), логический (bool(boolean)) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
§ Дидактическая: познакомить с понятиями массив данных, имя массива, элемент массива, индекс и формировать навыки решения задач в среде программирования Python. § Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать логическое мышление и наблюдательность. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение работать в группах, воспитывать нравственные качества ученика. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте рассмотрим задачу: Даны результаты измерений температуры воздуха, которые проводились ежедневно в течение июня месяца. Сравните температуру в первый и последний день месяца. - Давайте подумаем, в каком виде хорошо было бы записать нашу задачу для обычного математического решения? (В виде таблицы)
Проблема: какой тип данных использовать для хранения измерений температуры воздуха за июнь месяц? (Обсуждение)
- Для работы с большим количеством данных используются массивы (таблица). - Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Массивы) - Запишите тему урока: Одномерные массивы целых чисел - Прежде чем использовать структуру массива для решения задач, мы должны узнать, как он записывается, как заполняется и выводится.
- Давайте составим план действий. План: 1. Научиться задавать одномерный массив в Python; 2.Узнать, как заполнять массивы; 3.Узнать как выводить массивы на экран 4. Закрепить полученные знания на практике.
- Дадим определение массиву:
Массив – это совокупность фиксированного количества однотипных элементов, которым присвоено общее имя. Доступ к отдельному элементу массива осуществляется по его номеру(индексу).
- Вы уже встречались с подобными объектами, приведите примеры? Ответ: книга, футбольная команда, на уроках математики – члены арифметической прогрессии (а1, а2, а3,...,аn).
Размерность массива – это количество индексов, необходимое для однозначного доступа к элементу массива. Массивы с одним индексом называются одномерными, с двумя – двумерными и т.д. Мы будем рассматривать одномерные массивы.
Индексация (нумерация) элементов массива в языке Python начинается с 0. - В языке Python нет такой структуры данных, как «массив»; для хранения группы однотипных объектов используют списки – объекты типа list. Мы
будем использовать термин «массив» — за исключением случаев, когда надо
явно написать в программе
Пример: А[3]=1, где А - имя массива, 3 – индекс массива, 1 – значение элемента массива
Задание. Пусть дан массив june:
Какая температура была 9 июня? Ответ: june[9]=19 В какие дни июня температура была выше 24 градусов? Ответ: june[20]=25, june[21]=26, june[29]=26
Способы заполнения массива 1. Перечислением элементов: а = [ ] # пустой список b = [1, -2, 3, 5, 0] # список из пяти элементов одного типа my = ['abc', 'абв', 5, '78', 643] # список из пяти элементов разного типа
2. Ввод каждого значения с клавиатуры: N=10 # размер списка A=[ 0]*10 for i in range(N): A[i] = (int (input() ) ) # добавить в каждый элемент списка
3. Заполнение случайными числами from random import randint # подключить библиотеку случайных чисел N = 10 # размер списка A=[ 0]*10 for i in range(N): A[i] = randint(0,99) #присваивание очередному элементу случайного числа от 0 до 99
4. С помощью оператора присваивания (по формуле): N = 10 # размер списка A=[ 0]*10 for i in range(10): A[i] = i**2 # элемент равен квадрату индекса
Вывод элементов массива: 1. Элементы массива можно вывести в строку, разделив их запятой: for i in range(N): print ( A[i], end = ’,’ ) или print (*A, sep = ‘,’) 2. Вывод в столбик: for i in range(10): print (A[i]) 3. Вывод с комментариями: for i in range(N): print ('A[', i, ' ]= ',A[i])
- Давайте сформулируем порядок работы с массивом: 1. Заполнение массива, 2. Вывод элементов массива
Пример. Составить программу заполнения массива из 20 элементов случайными числами из диапазона от -10 до 60 и вывода элементов массива на экран, в строку через запятую
from random import randint # подключить библиотеку случайных чисел n=20 # размер списка mas=[ 0]*20 for i in range(n): mas[i] = randint(-10,60) # присваивание очередному элементу случайного числа от -10 до 60 for i in range(n): print ( mas[i], end = ’,’ ) # вывод элементов массива в строку, через запятую
- Давайте вернемся к задаче, которую мы рассматривали в начале нашего урока и решим ее.
Задача. Даны результаты измерений температуры воздуха, которые проводились ежедневно в течение июня месяца. Сравните температуру в первый и последний день месяца. - Какой размер массива нужно взять? (n=30) - Как мы будем заполнять наш массив? (С помощью датчика случайных чисел) - Какой диапазон для датчика случайных чисел мы укажем? (от 15 до 26) - После заполнения массива, что будем делать? (Выведем на экран полученный массив) - Следующее наше действие? (Сравним первый и последний элемент массива)
Хорошо, давайте составим программу: from random import randint n=30 # размер списка mas=[ 0]*30 for i in range(n): mas[i] = randint(15,26) # присваивание очередному элементу случайного числа от -10 до 60 for i in range(n): print ( mas[i], end = ',' ) # вывод элементов массива в строку, через запятую # сравнение элементов массива if mas[0]>mas[29]: print ( 'В первый день июня температура была выше, чем в последний день месяца' ) if mas[0]==mas[29]: print ( 'В первый и последний день июня температура была равна') if mas[0]<mas[29]: print ( 'В первый день июня температура была ниже, чем в последний день месяца' ) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Дан массив А = [1,4,2,-3,6,-9]. Найдите значение А[0], A[3], A[5], A[ ] = 4, A[ ] = 6, A[ ] = 2 Ответ: А[0]=1, A[3]=-3, A[5]=-9, A[1] = 4, A[4] = 6, A[2] = 2
2. Запишите значения элементов массива, сформированного следующим образом: for i in range(3): A[i] = 7 Ответ: A[0] = 7, A[1] = 7, A[2] = 7
3. Запишите значения элементов массива, сформированного следующим образом: for i in range(5): A[i] = i+2 Ответ: A[0] = 2, A[1] = 3, A[2] = 4, A[3] = 5, A[4] = 6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение практической работы 1. Составить программу заполнения массива из 15 элементов числами введенными с клавиатуры и вывода элементов массива на экран, в столбик Ответ: n=15 # размер списка mas=[ 0]*15 for i in range(n): mas[i] = (int (input() ) ) # добавить в каждый элемент списка for i in range(n): print ( mas[i] ) # вывод элементов массива в столбик 2. Составить программу заполнения массива из 10 элементов нечетными числами 1, 3, 5...и вывода элементов массива на экран, в строку, через пробел Ответ: n=10 # размер списка mas=[ 0]*10 for i in range(n): mas[i] = 2*i+1 # добавить в каждый элемент списка for i in range(n): print (mas[i], end = ’ ’) # вывод элементов массива в строку, через пробел 3.Заполните массив следующими числами: A[0] = 2, A[1] = 5, A[2] = 2, A[3] = 5, A[4] = 2, A[5] = 5, A[6] = 2, A[7] = 5, A[8] = 2, A[9] = 5, A[10] = 2 и выведите элементs массива на экран, в строку, через пробел n=11 mas=[ 0]*11 for i in range(n): if i % 2 ==0: mas[i] = 2 else: mas[i] = 5 for i in range(n): print (mas[i], end = ’ ’) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задача: Дан массив, состоящий из 16 целых чисел. Элементами массива, являются члены арифметической прогрессии (аn), где а1=3 и d=2.Заполнить массив и вывести на экран10 и 15член арифметической прогрессии. Решение. - Давайте вспомним формулу n-го члена арифметической прогрессии: an = a1 + d * (n - 1) - Как изменится формула в программе и почему? - Какие элементы массива нужно вывести на экран и почему? n=16 d=2 a=[0]*16 a[0]=3 for i in range(1,n): a[i] = a[0]+d*i print (a[9]) print (a[14])
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Систематизация знаний и умений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполните задания на листочках: 1)Дан массив А:
Выберите верные утверждения 1. A[0] = A[12] 2. A[2] > A[14] 3. A[8] < A[15] 4. A[5] + A[11] > A[16] 5. A[7] // 2= A[15] 2)Дана программа найдите ошибки и напишите их количество: n=10 mas=[0] for i in range(n): mas = i+1 for i in range(n): print (mas, end = ’ ’) 3)Дан шаблон программы, вставьте необходимые команды: Программа заполняет массив из 7 элементов числами, равными их индексам, и выводит, полученный массив на экран в столбик. n= А=[ ] for i in range( ): А[ ] = for i in range( ): print ( ) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии проверки: 1) Ответ: 1, 4, 5 2)Дана программа найдите ошибки: n=10 mas=[0]*10 for i in range(n): mas[i] = i+1 for i in range(n): print (mas[i], end = ’ ’) Ответ: 3 ошибки 3) Ответ: n=7 А=[0]*7 for i in range( n): А[i] = i for i in range(n): print (A[i]) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводится фронтальный опрос учащихся Ребята, мы сегодня познакомились с одномерными массивами, научились их заполнять, выводить на экран, применять при решении. Давайте сформулируем выводы, которые мы можем сделать после нашего урока. - Какие новые термины вы узнали? - Зачем нужны массивы? - Как можно заполнить массив? - Какую алгоритмическую конструкцию мы используем при заполнении массива и его выводе на экран? Выставление оценок за урок. - Какие вопросы возникли у вас при изучении этой темы? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
§2.2(стр.64-73), РТ1 №71, 72 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.