Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2»
Борисовского района Белгородской области
Технологическая карта урока
по учебному предмету «Окружающий мир»
в 1 классе
по теме: «Что такое здоровье? Твои помощники - органы чувств»
УМК «Начальная школа XXI века», Н.Ф.Виноградова
Ф.И.О. автора:
Смыслова Алла Николаевна,
учитель начальных классов,
высшее образование,
высшая квалификационная категория
2022
Аннотация к уроку
Технологическая карта урока, разработанная учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2» (образование высшее, квалификационная категория высшая), предназначена для проведения урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 1 классе по теме: «Что такое здоровье? Твои помощники – органы чувств».
Цель урока: формирование экологического мышления, как составляющей экологической культуры младшего школьника.
Урок является очередным по программе 1 класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Актуальность представленного материала заключается в использовании при проведении урока современных образовательных технологий: информационных, групповых, игровых, здоровьесберегающих. Данный материал целесообразно использовать при проведении уроков изучения нового материала. Форма проведения является универсальной, может быть использована на любых уроках. В приложении к технологической карте представлен раздаточный материал.
В результате освоения учебного материала у обучающихся формируются универсальные учебные действия: предметные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), личностные.
Структура урока определена внутренней логикой учебного материала. Для достижения планируемых результатов используется система заданий, способствующая созданию ситуаций совместного поиска с опорой на предшествующий опыт детей. В течение всего урока прослеживаются межпредметные связи с уроками литературного чтения, изобразительного искусства.
С целью оценки результатов учебной деятельности организован самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя, использованы маршрутные листы.
Материал может быть использован в образовательных учреждениях разного типа.
Урок окружающего мира 1 класс.
УМК:
- Образовательная программа «Начальная школа 21 века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (Окружающий мир. Программа 1-4 кл. Автор Н.Ф. Виноградова), 2015. Издательский центр Вентана – Граф Н.Ф.Виноградова Окружающий мир:
- 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана - Граф , 2018 г.
Тип урока: урок – исследование.
Тема урока соответствует программе «Начальная школа XXI век».
Технологическая карта урока
тема урока: «что такое здоровье? ТВОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
Цели деятельности педагога: создание условия для формирования представления об органах чувств, их роли в жизни человека.
Задачи урока:
- положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;
- показать роль и специфику разных органов чувств;
- способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
- развивать устную речь;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся проявлять заботу о своём здоровье и хорошем настроении, соблюдать гигиену кожи, беречь органы чувств: зрение, слух, обоняние.
Метапредметные (критерии сформированности-оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь представление об органах чувств, их роли в жизни человека.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им.
Формы работы: фронтальная, парная.
Ресурсы: аудиозапись звуков, подбор предметов для различения на ощупь, подбор предметов для определения запахов.
Организационная структура урока.
Этап урока |
Содержание деятельность учителя |
Содержание деятельность учащихся |
Формирование ууд |
||||
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.
|
Чтобы наш урок начать Всем сначала нужно встать Подравняться, подтянуться И друг другу улыбнуться Прозвенел уже звонок Начинается урок.
|
Настрой учащихся на работу.
|
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
|
- Ребята, вы верите в чудеса? - А чудеса есть. Хотите, я покажу вам самое главное чудо на земле? Учитель предлагает посмотреть детям в зеркало. · - Посмотрите в зеркало, кого вы видите? Каждый из нас и есть самое главное чудо на Земле - Почему именно человек? Как вы думаете? - Действительно, как много умеет делать каждый из нас - радоваться, смеяться, улыбаться, придумывать смешные истории, рисовать картины, бегать, танцевать, петь, чувствовать запах, видеть радугу и облака на голубом небе. |
Дети отвечают на вопрос учителя.
|
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникатиные УУД |
||||
3. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
|
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями. - А вы знаете, кто такие исследователи? - Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним необычным человечком.
- Чем он необычен? Что же в нем странного? Выдвижение проблемы. - А нужны они ему? - Как, одним словом можем назвать эти органы?
Постановка учебной задачи. - Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств) - А точнее «Наши помощники – органы чувств». - В конце урока вы мне ответите на вопрос: - Действительно ли органы чувств являются нашими помощниками? Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? - Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока: Познакомиться с ……(органами чувств) Узнать…. (для чего они нужны) Наша цель: исследовать путем проведения опытов, как органы чувств помогают (или не помогают) получать информацию из окружающего мира. Что нужно сделать, чтобы вернуть человеку его органы чувств?
Возьмите волшебную линеечку и отметьте карандашом уровень, на котором каждый из вас сейчас находится. Итак, отправляемся в путь. |
Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания.
Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица. У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук. Предполагаемые ответы детей: конечно, да нужны, как человек будет смотреть, дышать и т.д. Органы чувств.
Ответы детей. Дети ставят цели урока.
Познакомиться с ……(органами чувств) Узнать…. (для чего они нужны)
Ответы детей. Хорошо работать в классе.
|
Регулятивные УУД Общеучебные УУД
Познавательные УУД |
||||
4. Открытие нового знания. Реализация построенного проекта.
|
1. Исследование органа зрения. Фронтальная работа. -Закройте глаза. Что у меня в руках? -Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? - Что у меня в руке? (Мяч) - Какой он формы? (Круглой) - Какого размера? (Большой) - Какого цвета? (Красный) - Какой орган чувств вам помог в данном опыте? (глаза) - Какой вывод можно сделать? (Глаза помогают нам видеть). Глаза - орган зрения. Глаза - самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Глазами мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время, именно глаза больше всего говорят о человеке. Информация, которую мы получаем с помощью зрения, называется зрительной. Физкультминутка для зрения. К окулисту пришел Крокодил, плакал горько, совета просил: Я весь день телевизор смотрел, до полуночи над книгой сидел. Свет обычно включать не любил и в темноте вечера проводил. Видел все! А теперь не могу! Врач ответил: - Я вам помогу. Но при этом с досадой сказал: - Вам беречь надо было глаза! Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение! В темноте никогда не читайте! Телевизор пореже включайте! И придется очки заказать, чтобы снова газеты читать! Мы с вами должны задуматься, как сохранить зрение. А кто нам поможет в этом, отгадайте. Лечу я маленьких детей, Лечу я птичек и зверей. За всех моя душа болит Я - добрый доктор….. Доктор Айболит приготовил полезные советы по уходу за глазами. Давайте их прочитаем. Чтобы зрение сохранить, Надо глазки защитить, А для этого, друзья, Правила придумал я. Я уверен, что зарядкой Занимался ты не раз Познакомься для порядка Ты с гимнастикой для глаз Мы знаем, что такое зарядка. Мы знаем, что есть зарядка для глаз. Мы ее с вами выполняли. Но доктор Айболит предлагает нам свою зарядку. Хотите попробовать? Наши глазки так устали Сделаем для них зарядку. Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмуриться. Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Можно глазки открывать. Снова до пяти считаем. Снова глазки закрываем. Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Открываем их опять. А теперь всем вместе нужно Поморгать глазами дружно. Вправо – влево посмотрите, Вниз и вверх все поглядите. Отдохнули? Хорошо. Вот такую гимнастику нужно делать, если ваши глазки устали. 2. Беседа об ушах - органе слуха. - Проведем следующий опыт: закройте глаза. (Учитель хлопает в ладоши) - Что произошло? (Хлопок) - Продолжаем опыт. (Учитель звонит в колокольчик) - Что произошло сейчас? - Как вы догадались, ведь глаза у вас были закрыты? (Услышали) - Какой орган вам в этом помог? (Уши) - Какой вывод можно сделать? (Уши помогают нам слышать) Уши - орган слуха. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку. Информация, которую мы получаем с помощью слуха, называется звуковой. (Звучит музыка) 3. Физкультминутка. - Используя звуковую информацию, мы немного отдохнем. (Танцевальные движения под музыку) 4. Беседа о языке - органе вкуса. - Проведем опыт: на столе у меня стоят стаканы с водой (сладкая, соленая, простая). - Можете ли вы, используя орган зрения и слуха, определить, в каком стакане вода сладкая, соленая или простая? (Нет) - А что для этого нужно сделать? (Надо попробовать) - Какой орган вы подключите к выполнению этого задания? (Язык). (Дети пробуют воду и определяют вкус) - Какой вывод можно сделать? (Язык помогает определить вкус) Язык - орган вкуса. Органы вкуса находятся на языке. Именно с их помощью ты определяешь, что конфета - сладкая, соль - соленая. Информация, полученная с помощью языка, называется вкусовой. 5. Беседа о носе - органе обоняния. - Проведем опыт: на тарелке у меня лежат дольки апельсина и лимона. Сможете ли вы почувствовать их запах с помощью изученных органов чувств: слуха, зрения, вкуса? (Нет) - А какой орган чувств помогает вам почувствовать запах? (Нос) - Какой вывод можно сделать? (Нос помогает чувствовать запах) Нос - орган обоняния. Обоняние - способность чувствовать запахи. Информация, полученная с помощью носа, называется обонятельной. 6. Беседа о коже - органе осязания. - Проведем опыт (вызываются по очереди ученики). Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы в темном мешочке: мячик, кубик, ложку, шишку. - Какой орган чувств помог вам определить предметы? (Кожа) - Какой вывод можно сделать? (Кожа помогает, прикоснувшись, определить предмет) Кожа - орган осязания. Закрыв глаза, мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, форму, предмета, к которому прикасаемся, угадать, что перед нами. Это чувство называется осязанием. Информация, которую мы получаем, прикоснувшись к чему-либо, называется осязательной. |
Ответы детей: Глаза были закрыты, и мы ничего не видели
Дети делают вывод:
Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.
На лицо человека приклеиваются глаза.
Айболит
На лице человека открываются уши.
На лице человека открывается язык.
Дети нюхают апельсин, лимон.
На лице человека открывается нос.
У человека открывается рука.
|
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД:
Общеучебные УУД |
||||
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
– Сколько органов чувств у человека? Перечислите их. – Отгадайте загадки. О каких органах чувств идёт речь? Поднимите соответствующее изображение. Между двух светил В середине я один.
Два братца через дорогу живут, Друг друга не видят.
У зверушки – на макушке, А у нас – ниже глаз.
Всегда во рту, А не проглотишь.
Мы в ней зимой и летом. С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это … |
Дети отгадывают загадки.
Нос.
Глаза.
Уши.
Язык.
Кожа. |
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД |
||||
6. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа. С самопроверкой по эталону.
|
– Поработайте в паре: соедините между собой понятия: Вспомним правила работы в паре. глаза орган осязания уши орган вкуса нос орган зрения кожа орган обоняния язык орган слуха Проверка по образцу на доске. – Какой вывод вы можете сделать? Сравните свой вывод с тем, который сделали авторы учебника.
|
Дети работают в паре, вспоминают правила работы в парах. Проверяют по эталону на доске.
Делают вывод. |
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
|
||||
7. Итог урока.
|
- Человек, которого мы встретили в начале урока уже совсем не такой. Что в нём изменилось? - Как одним словом можно назвать эти части лица? - Являются ли органы чувств нашими помощниками?
- Что вы узнали для себя нового? |
У него появились: глаза, нос, уши, рот, руки. Органы чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно вести себя. |
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
|
||||
8. Рефлексия. |
Возьмите свои волшебные линеечки и отметьте красным карандашом уровень, на котором вы находитесь сейчас. У кого уровни совпали? А кто узнал для себя что-то новое? - Подтвердилась ли наша гипотеза, выдвинутая в начале урока? - Дети, к органам чувств нужно относиться очень бережно. О правилах гигиены органов чувств мы поговорим на следующем уроке. - Если вам урок понравился и вам все понятно, прикрепите листочек к летнему дереву, если нет – к осеннему. А мне понравились вы, мои ученики. Вы были настоящими исследователями. |
Дети высказывают своё мнение, оценивают свою деятельность на уроке.
|
Коммуникативные УУД
Рефлексия
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.