Технологическая карта урока
Тема урока: Цель урока: |
Создание Московского государства. Грозный царь. -создать оптимальные условия для формирования у учащихся представления о важнейшем событии в русской истории – образовании Московского государства, об ИванеIV Грозном как первом русском царе. - развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости); - воспитывать гордость за свою страну, патриотизм. |
Планируемые результаты: |
Личностные: 1.Учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения. Метапредметные : *Регулятивные: 1.Осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы; 2.Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; 3.Осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач. *Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства. 2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. 3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. 4.Постановка вопросов . *Познавательные: 1.Давать определения понятиям. 2.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Предметные: 1. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты); 2.Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. |
Тип урока: |
комбинированный |
Формы, приемы и методы:
|
Методы работы: объяснительно–иллюстративные, частично–поисковые, словесные, наглядные, практические. Формы: коллективная, групповая. Приемы: работа с презентацией |
Образовательные ресурсы: |
Учебник "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриева 3 класс |
План урока:
1. ОНУ (целеполагание): приветствие, эмоциональный настрой (1-2мин)
2.Актуализация знаний (3-4мин)
3.Усвоение новых знаний (20-22мин)
4.Закрепление (5мин)
5.Рефлексия (4мин)
Ход урока:
Основные этапы урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Ход урока |
Планируемые результаты |
1. ОНУ (целеполагание): приветствие, эмоциональный настрой (1-2мин) |
Учитель
|
- Здравствуйте, ребята! Начинаем мы опять По истории шагать. Путь нелегкий предстоит, Вдаль дорога побежит, Мы промчимся чрез века, Через многие года, Пронесемся над лесами И окажемся мы с вами… Далеко за много лет… В том истории секрет. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний (3-4мин) |
Учитель
|
1.Повторение изученного материала, - Какое значение имела победа русского народа на Куликовском поле? -Через сколько лет после Куликовской битвы Русь смогла полностью освободиться от ордынской зависимости? - Что помогло Руси окончательно избавиться от монгольского ига? - Кого собрал под свои знамена князь Дмитрий Донской?
После Куликовской битвы Москва и московские князья упрочили за собой роль объединителей русских земель. Как вы думаете, для чего объединялись русские князья? Вот сегодня мы и узнаем, что же произошло вокруг Москвы при князьях Иване III и Василии III. - Какова задача нашего урока? |
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации; |
3.Усвоение новых знаний (20-22мин)
|
Учитель
|
1. Рассказ учителя. При князьях Иване III и его сыне Василии III произошло объединение Руси вокруг Москвы. Они присоединили к Москве Рязань, Новгород, Тверь, Псков, Смоленск с их землями, создав Московское государство русского народа и тех народов, которые издавна жили на этой земле. 2. Рассмотреть карту Московского государства в начале 16 в. на презентации и в учебнике стр. 69 – перечислить города. (слайд 9) 3.Укрепление государства. ( слайды10,11) При Иване III в Москву съехались знатные князья, которые вошли в состав Боярской думы – совет при великом князе. Появился новый придворный церемониал. Иван III принял византийский герб- двуглавого орла, усвоил придворный шаг, стал именовать себя не Иван , а Иоанн и требовал к себе больших почитаний. - Как видите, у городов, как и у людей, бывает детство, потом они взрослеют, становятся больше и мощнее. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда-то маленькой и никому неизвестной. Как случилось, что именно Москва, маленький городок Владимиро-Суздальской земли, стала столицей огромной Российской державы? Какие условия тому способствовали? Выскажите свои предположения. Работа в парах. «Собери пословицу» - У вас на партах лежат конверты. Достаньте листочки и составьте пословицу. Работаем в парах. Кто составил, поднимите руку. Зачитайте. (Москва – всем русским городам мать.) - Как вы понимаете значение этой пословицы? (Москва столица нашей родины.) - Согласны ли Вы с выводом: «Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?» Объясните свой ответ. - Москва в это время расширялась, перестраивалась. Князь Иван III приказал белокаменные стены заменить на красный обожженный кирпич. С этого времени Московский Кремль начинает приобретать более знакомое нам обличье. (Слайд 12) Итак, продолжаем шагать по истории нашей страны и сейчас мы с вами перенесемся в далекий 1530 год. В летнюю ночь 1530 года над Москвой разразилась страшная буря. Сверкала молния, гремел гром, от сильного ветра раскачивались колокола церквей, издавая леденящие душу звуки. Переглядывались, перешептывались люди: «Наступает недоброе время, быть беде!» В ту страшную ночь родился будущий первый русский царь – Иван IV Грозный. - Что за человек был первый русский царь? Чем он заслужил такое прозвище в народе? - Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в парах с фрагментами исторических документов и осуществить поиск информации об этом правителе. - Давайте поделимся своими открытиями. Сначала учащиеся первого ряда, затем второго и третьего. - Рассмотрите картину С.М .Васнецова «Иван Грозный». (Слайд 14) Какие чувства вызывает у вас этот портрет? - На картине И.Репина (Слайд 15) изображен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар железным наконечником скипетра своему сыну. Память о злодействах Ивана Грозного хранит самый красивый храм России- храм Василия Блаженного . ( слайд 16) - Сохранилось народное предание. Увидел Иван Грозный воздвигнутый храм и ахнул от небывалой красоты. Спросил он мастеров, могут ли они построить собор ещё лучше этого. Зодчие ответили: “Прикажи, государь, и построим!”. И тогда повелел грозный царь ослепить мастеров, чтобы никто и никогда не смог создать подобного чуда. - И вместе с тем, Иван Грозный, правивший без малого 50 лет, внес немалый вклад в укрепление и процветание нашей страны. Что вы узнали о времени правления Ивана Грозного? - Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Что это значит, нам расскажут учащиеся 3 ряда. (Слайды 18) - Итак, венчание Ивана IV на царство произошло в 16 веке. С этого момента Русь стали называть Московским царством, а Москву считать главным городом русского государства, т.е. столицей. Чего же добился венчанием Иван Грозный? ( слайд 19) |
Познавательные: получение новой информации. Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям;
Коммуникативные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
|
4.Закрепление (5мин) |
Учащиеся |
1.При ком произошло объединение Руси вокруг Москвы? Какие города присоединились к Москве? Кто входил в Боярскую думу ? Какой герб принял князь Иван третий и как стал себя именовать ? Как вы оцените личность Ивана Грозного ?
2.- Наш у рок подходит к концу. Давайте подведем итоги и оценим свою работу на уроке. ( Выбрать и показать своего смайлика- настроение)
|
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы; Личностные: формирование целостного восприятия. |
5.Рефлексия (4мин) |
|
Домашняя работа: С.68-71 (пересказ) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.