Технологическая карта урока окружающего мира
в 4 классе по программе «Школа России»
по теме:
«Зона арктических пустынь»
РМО учителей начальных классов
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ№1 с. Эльхотово:
Маруда О. А.
2019-2020 уч. год
Технологическая карта урока
ФИО учителя |
Маруда Ольга Александровна |
||
ОУ |
МБОУ СОШ с. Эльхотово |
||
Тема урока: |
Зона Арктических пустынь |
||
Тип урока: |
урок "открытия" новых знаний. |
||
Образовательная среда урока: |
Карта природных зон России, учебник «Окружающий мир» Плешаков, рабочая тетрадь №1, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки. |
||
Формы работы учащихся: |
Индивидуальная, групповая, работа в парах |
||
Цель: |
Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики». |
||
Задачи: |
Обучающая – 1. Актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах. 2. Расширить знания обучающихся через различные источники информации. 3. Систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза Развивающая – 1. Развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам. 2. Развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность. Воспитывающая – 1. Воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики. 2. Воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.
|
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: Изучить Зону Арктических пустынь . Определить: Существует ли жизнь в зоне Арктических пустынь.
|
Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя. Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, формулировать собственное мнение, читать вслух и про себя текст и понимать прочитанное, выполняя различные роли в группе сотрудничать в совместном решении проблемы, развитию дружбы. Познавательные УУД: выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя, строить сообщения в устной форме, приводить сравнения классифицировать по заданным критериям, строить рассуждения в форме связи простых суждений. |
Личностные: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
|
Технологическая карта урока
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
Дружно за руки
возьмитесь, - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Настроимся на хорошую работу .
|
Приветствие
учителя. Поддерживают положительный эмоциональный настрой.
|
Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе |
II. Актуализация опорных знаний
|
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по России. Но сначала повторим изученный материал, вспомним то, что мы уже узнали из наших предыдущих путешествий.
- Начать урок я хочу с загадок.
Где на Севере у нас, Полосой широкой, Скоростных нет автотрасс, В далях синеоких? Что за хвойный густой лес, Труднопроходимый, Вырос прямо до небес, Весь необозримый? Где в Сибири нет полей, И коротко лето, Что считают на земле Лёгкими планеты? Где метёт зимой пурга Как зовётся лес?.. (тайга)_
Во все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! (Степь.) Здесь берёзы - по колени. Щиплют мох стада оленьи. Их пасёт с семьёй каюр, Чум у них из дымных шкур. тундра
Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой – Cтянет с плеч её долой? (Лес.)
Здесь только желтые пески, Здесь солнце полыхает, Здесь от жары и от тоски Все сразу засыхает. А в небе нет ни облаков, Ни самой малой тучки. Вот потому среди песков Растут одни колючки. (Пустыня)
- О чем были загадки? (о природных зонах). - Что такое природная зона?
|
Отвечают на вопросы учителя, вспоминают то, что уже знают.
Отгадывают загадки.
Называют , что такое природная зона. |
Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку
зрения (К /УУД) |
II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
«Она жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены её чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни километров – просторные, высокие , до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах» - Кто она? Где жила? (Снежная Королева из сказки Г. Х. Андерсена) Здесь круглый год метет пурга, Куда ни глянь, одни снега. Не всякий выживает тут, Без теплой шубы холод лют. И даже летом и весной Покров не тает ледяной. ( Арктика)
Мы отправляемся в гости к Снежной Королеве, в зону вечных снегов и льдов – на острова Северного Ледовитого океана. Природа здесь суровая, очень холодная и очень красивая. - Район, в который мы сегодня отправляемся, называется Арктика. - Помогите сформулировать тему нашего урока.
Тема урока: Зона арктических пустынь. - Кто знает, что означает это красивое слово «АРКТИКА»? Работа с энциклопедией
Арктическая пустыня («Арктос» в переводе с греческого — медведь) — природная зона, часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана. Это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней.
|
Слушают учителя
Отгадывают загадку
Формулируют тему урока
Работают с энциклопедией |
Формулируют цель урока. Определять и формулировать цель
деятельности на уроке (Р/УУД). |
III. Изучение нового Цели: -выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией |
Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить: - Почему этот суровый край называют арктической пустыней? - Арктика! Она живая или это там, где пусто? -Нашей экспедиции предстоит сегодня выяснить: - Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); - Какие растения встречаются в этой зоне (задача для ботаников); - Какие животные населяют арктическую пустыню (задача для зоологов). - Какие экологические проблемы есть в этой зоне(задача для экологов)
|
|
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. .Регулятивные:- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий |
IV . Практическая деятельность
|
- А теперь начните работу в группах. Сейчас каждая группа будет решать свою проблему. Для этого вам предстоит побывать в роли исследователей и поработать с предложенной вам информацией. Группы получат карточки, где обозначена эта информация. Вам нужно выбрать материал для решения поставленной перед вами задачи. На выполнение задания отводится 10 минут
(Каждая группа получает раздаточный материал и карточку- «помогайку». При ответе используется атлас, карты, учебник, энциклопедии). От учителя каждая группа получила вопросы и задания, на которые нужно ответить, а так же представить своё исследование в форме короткого устного рассказа, подкрепленного иллюстрациями.
1 группа. Природные условия Арктики. а). Где расположена зона Арктики? б). Погодные условия летом и зимой. в). Необычное явление в Арктике.
2 группа. Растительный мир Арктики. а). Растения Арктики. б). Особенности растительного мира. в).Много или мало там растений? Почему?
3 группа. Животный мир Арктики. а). Какие и птицы обитают в Арктике? б).Как они приспосабливаются к жизни в этой зоне? в). Чем питаются?
4 группа. Арктика и человек. Экологические проблемы а). Население Арктики, их занятия. б). Экологические проблемы Арктики. - О чём предупреждают условные знаки? в). Как охраняют природу Арктики?
|
Работают с учебником, с карточками. Выполняют задания. |
Проводить анализ учебного материала (П /УУД) |
V. Закрепление нового Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
|
Экспедиции географов предстояло выяснить: «Почему здесь такие суровые условия? Географы, вам слово. ( По очереди выступают и другие группы) -Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)
|
Работа в группах.
Выступление членов экспедиции.
|
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
VI. Физминутка.
|
Звучит в записи «песня про медведей» (слова Л. Дербенева, музыка А. Зацепина):
|
Танцуют |
|
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: 1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия 2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности
|
Задание из ВПР.
Рассмотри карту. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.
|
Рассматривают карту.
Называют природные зоны, объясняют свой выбор
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
- Большое всем спасибо за интересные сообщения! Вы проделали большую исследовательскую работу. Наша экспедиция приближается к завершению. - Где расположена зона арктических пустынь? -Каковы природные условия в этой зоне? -Какие растения и животные характерны для этой зоны? - Почему люди с давних пор осваивают Арктику? -Какие экологические проблемы возникли в Арктике? -Как охранят природу северного края?
|
Отвечают |
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные:
оценивают собственную деятельность Осознание
результатов своей учебной деятельности;
|
IX. Домашнее задание |
1. Домашнее задание( по выбору): Стр.78-86 читать, пересказ. Творческие задания: «Я эколог-исследователь». Приготовить сообщение о редком растении или животном из заповедника на о.Врангеля. «Сам себе художник”. Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.
|
Слушают задания учителя. |
|
Приложение 1
Расположение |
|
Природные условия |
|
Растительная мир |
|
Птицы |
|
Звери |
|
Население |
|
Экологические проблемы |
|
Дополнительная информация |
Приложение 2
Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли,
давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев,
короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более.
Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют «холодильником” нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере.
Температура воздуха понижается до 40 50 градусов ниже нуля. Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +4 градусов выше нуля. Это тоже температура в холодильнике, но в отделении для фруктов. Иногда возникает удивительной красоты полярное сияние. Всё небо сверкает. И отражение света везде играет на льду.
Массы света разделяются на блестящие разноцветные полосы и переплетаются самым причудливым образом, сверкая
необыкновенно чистыми и яркими цветами радуги.
Приложение 3
К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных и водорослей, которые обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Они в течение арктического лета быстро разрастается в воде и служит пищей для миллионов животных, которыми в свою очередь, кормится рыба, кальмары и даже великаны киты. Также, в этой зоне растет карликова береза и карликовая ива.
Приложение 4
Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют «птичьими базарами”. Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнёзда, а откладывают яйца на голые уступы скал. Почему же яйца не скатываются со скал? Потому что они имеют грушевидную форму. Но на птичьем базаре у кайр, гагарки, тупиков и чаек есть враги. Все эти птицы занесены в Красную Книгу. Чайки – бургомистры, длиннохвостые поморники. Эти птицы приучились пользоваться чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку, – и он подхватит ее на лету! За это прозвали поморника Фомкой-разбойником.
Приложение 5
Кроме теплокровных птиц в ледяной зоне обитают крупные млекопитающие.
Здесь прекрасно себя чувствует белый медведь. Белая шерсть помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к будущей жертве. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не замерзает. Полярные медведи путешествуют по арктическому льду, но также они являются отличными пловцами. Белые медведи охотятся на тюленей возле прорубей, поджидая, когда они вынырнут глотнуть воздуха. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2оС. Когда наступает зима, медведи выкапывают в снегу берлогу, где укрываются от неблагоприятных погодных условий (самки).
В поисках пищи забредают волки, песцы. Песца также
называют полярной лисицей. Зимой его мех становится белым и чрезвычайно густым.
Белый цвет позволяет песцу маскироваться на снегу и охотиться с большей
легкостью. Он всеядный и питается птицами, крабами или плодами.
Тюлени и моржи большую часть жизни проводят в воде, а на сушу
выходят для деторождения и линьки. На твердой поверхности они неуклюжи из-за
своих пластообразных конечностей. Моржи крупнее тюленей, у моржей есть
клыки-бивни. Морж использует в пищу донные моллюски, тюлень питается
рыбой. Морж может отдыхать прямо в воде, а тюленю для отдыха надо
вылезать на льдины, где его может подстерегать белый медведь.
К многочисленным водным животным, которые обитают в ледяной зоне, относятся рыбы, питающиеся маленькими рачками и водорослями. В морях Арктической зоны обитаю нарвал, гренландский кит, полярный дельфин или белуха, касатка.
Цепи питания, которые сложились в Арктике.
1. Водоросли——> рачки——> рыбы——> птицы
2. Водоросли рачки рыбы птицы
//////
тюлени
//////
белые медведи
Приложение 6
Здесь проживают эскимосы, чукчи, якуты. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала своей загадочностью. Проложен Северный морской путь. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Люди занимаются рыболовством и охотой. Но не всегда это делается разумно.
Приложение 7
Основными экологическими проблемами этого региона являются
— изменение климата и таяние арктических льдов;
— загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических
соединений, а так же морским транспортом;
— сокращение популяции арктических животных и изменение их среды
обитания.
Основные источники загрязнения являются добывающая промышленность и транспорт, военные объекты, перерабатывающая промышленность. Ещё одной важной проблемой является — сокращение популяции арктических животных.
Стали редкими морж, розовая чайка, они внесены в Красную книгу России, как раз о них мы с вами говорили только что.
Резкий рост объемов промышленного рыболовства и растущая эксплуатация месторождений нефти и газа серьезно угрожают ресурсам, считавшимся когда-то неистощимыми.
Вскоре люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
Заповедник «Остров Врангеля» расположен на
двух островах: о. Врангеля и о. Геральда, он был организован в 1976 году. Через
весь остров с запада на восток идут три цепи гор, разделенные долинами. На
остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждую весну
ученые насчитывают на острове до двухсот берлог, в которых появляются на свет
малыши. Поэтому остров называют «родильным домом” белых медведей. На острове
обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в
заповедник из Америки. В заповеднике самое крупное скопление моржей. На остров
прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной можно встретить редкую
птицу – розовую чайку, её называют жар-птицей севера. Остров Врангеля –
единственное место, где гнездятся белые гуси.
По оценке специалистов заповедника «Остров Врангеля», браконьеры убивают в
российской Арктике 200-300 особей белого медведя каждый год.
Приложение 8
«Итак, я на Южном полюсе, в Арктике. Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Тихого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой морозы достигают 60 градусов, а летом воздух нагревается до 20 градусов. Растительный мир богат. Утром мне удалось фотографировать бурого медведя, моржа, лося, волка, тюленя. После обеда началась гроза с ливнем, я поспешил в укрытие. Люди приезжают сюда отдыхать, так как здесь благоприятные климатические условия»
Приложение 9
Сообщение экологов.
Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь, так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой.
Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
- Об арктическом заповеднике « Остров Врангеля» нам расскажет наш одноклассник.
Рассказ ученика:
Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976г. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь своё потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.
Это интересно!
Рассказ.
Все вы, наверное, видели на небосводе красивую группу звёзд в виде формы ковша, по нему ещё в далёкой древности находили КОЛО-звезду (Полярную), под ней находится Север. Звёзды Ковша и Коло-звезда - путеводные звёзды.
Наши далёкие предки - русичи - осваивая всё новые территории, шли от обжитых земель около Киева и Москвы всё дальше на восток и север - под созвездие Ковша. Они видели, как каждую весну на север летят стаи птиц и сами шли за ними.
Любознательные землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берега Студёного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студёное море покрывалось могучими льдами. Море оказалось очень богатым рыбой, морским зверьём, птицей, и люди поселились на его суровых берегах, и их стали называть поморами.
Поморы стали строить из дерева небольшие, но удивительно крепкие корабли - ладьи и ладные шлюпки - кочи (морские лодки). На ладьях поморы уходили в Студёное море на ловлю рыбы, охоту за зверем. Студёное море кормило их, давало шкуры для одежды, кожу для обуви и ремней, жир, рыбий зуб, клыки моржа, по крепости, не уступающие слоновой кости.
Студёное море мы сейчас называем Северным Ледовитым океаном. Русские поморы уже 400 лет назад ходили на ладьях за сотни и тысячи километров к далёким островам Новой Зеландии и даже до Груманта (Шпицбергена), ориентируясь по Солнцу, Коло-звезде или позже по компасу.
Северный Ледовитый океан вместе с островами называется Крайним Севером. Отдельные части океана между островами люди назвали позже морями, присваивая им имена (чаще первооткрывателей).
Белое море - за светлые летние ночи.
Баренцево - по имени капитана Баренца.
Лаптевых - офицеров кораблей русской экспедиции.
Чукотское - по имени народа чукчей, живущих на его берегах.
Проблемные вопросы.
Кто это? Что это?
Красный снег
Высадились на остров полярники и ахнули, у скал лежал ... красный снег! Песец потрусил - за ним красная строчка следов, куропатки пробежали - красными крестиками наследили. Слепили снежок из снега - розовый! Скатились на лыжах с горки - позади полосы красные. Хоть глазам не верь!
Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нём от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег ... зацвёл. Только-то и всего.
Вот так заяц!
Живёт во льдах диковинный заяц: не беленький и не серенький, не бегает и не прыгает! Уши у него маленькие, задние ноги короткие, и любит заяц не свежую травку, а ... свежую рыбку. Вот так заяц!
Это тюлень такой - морской заяц. Почему его зайцем назвали - никто не знает. Наверное, за усы длинные и выпученные глаза. Ничего заячьего в нём нет. И весом он в сто раз тяжелее любого зайца.
Почему белёк белый?
Белёк - новорожденный детеныш тюленя. Шкурка его совершенно белая, без единого пятнышка. Известно, что первые три недели молодняк тюлений в воду не сходит, а лежит на льду. Раньше предполагали, что белая шкурка необходима малышам лишь для маскировки. Действительно, на снимках, полученных с самолета, они совершенно не видны. Но оказывается, дело не только в этом. Норвежский физиолог Ним Оритоланд установил, что волосяной покров новорожденного гренландского тюленя вовсе не белый, а прозрачный, т.е. бесцветный, и служит хорошим проводником солнечного тепла к коже зверька. А так как у только, что родившегося тюленя отсутствует толстый жировой слой (позднее он появится), то это обстоятельство для него чрезвычайно важно. Благодаря бесцветной шерсти малыш хорошо обогревается на солнце, причем шубка действует подобно термосу: тепло из неё не уходит.
Накопив за 3 недели солидный слой жира тюлененок линяет, меняя свой белый наряд на темный. Он уже входит в воду и вполне может обходиться без светлой шубки.
Кто что умеет
Белый медведь может без отдыха проплыть много-много километров.
Тюленята с рождения лежат на голом льду и
хоть бы что! Ещё здоровее становятся: за месяц
вдвое растут и впятеро тяжелеют.
Маленькие полярные крачки смело бросаются с гнёзд
на самого большого медведя: громко кричат, щиплют
его за хвост и треплют за уши, если Мишка подошёл очень близко к
гнёздам.
Единорог-нарвал может продолбить бивнем даже крепкий лёд. За ним всё стадо по очереди дышит через
пробоину.
Кит, бывает, проламывает спиной лёд,
высовывается и дышит воздухом.
Песцы приспособились хранить в вечной
мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник
рыбу, леммингов, птиц и яйца.
Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку, а он подхватывает
её на лету! За это прозвали поморника Фомкой-разбойником.
Киты-белухи умеют щебетать, щёлкать, клокотать, стрекотать и свистеть по-птичьи. За это прозвали их
морскими канарейками.
Морж легко выбирается из воды на самую скользкую
льдину, втыкает с размаху бивни в лёд и подтягивается.
На доске план изучения природной зоны.
ПЛАН.
1.Географическое положение. Климат .
2.Животный мир.
3.Растительный мир.
4.Занятие населения.
5.Экологические проблемы.
Работа с энциклопедией
Арктическая пустыня («Арктос» в переводе с греческого — медведь) — природная зона, часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана. Это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней.
БОТАНИКИ
ЗООЛОГИ
ЭКОЛОГИ
ГЕОГРАФЫ
1 группа.
Природные условия Арктики.
а) Где расположена зона Арктики?
б) Погодные условия летом и зимой.
в) Необычное явление в Арктике.
2 группа.
Растительный мир Арктики.
а) Растения Арктики.
б) Особенности растительного мира.
в) Много или мало там растений? Почему?
3 группа.
Животный мир Арктики.
а) Какие и птицы обитают в Арктике?
б) Как они приспосабливаются к жизни в этой зоне?
в) Чем питаются?
4 группа.
Арктика и человек. Экологические проблемы
а) Население Арктики, их занятия.
б) Экологические проблемы Арктики.
в) Как охраняют природу Арктики?
I. Блиц-опрос у карты:
1) Самое большое озеро России? (Каспийское);
2) Река, впадающая в Каспийское море-озеро? (Волга);
3) Река, соединяющая Байкал с Северно-Ледовитым океаном? (Енисей);
4) Самая длинная река России? (Обь);
5) Моря Атлантического океана? (Балтийское, Чёрное);
6) Какие озёра в народе называют «Онего-батюшко», «Ладога-матушка»? (Ладожское, Онежское);
7) В список Всемирного наследия внесено …? (озеро Байкал).
«… Она жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены её чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери.
Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни километров – просторные, высокие , до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах.»
(Снежная королева. Г. Х. Андерсен)
Экспедиции экологов предстоит выяснить .
Население Арктики. Экологические проблемы Арктики.
Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь, так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно.
В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
Арктический заповедник « Остров Врангеля».
Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976г. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь своё потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
Коренным жителем Арктики человек не является, но Арктика всегда привлекала людей своей загадочностью.
1. Самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий океан пролегает через Северный Ледовитый океан. Это Северный морской путь. Впереди мощный ледокол прокладывает путь, а за ним целая вереница судов, груженная товарами стройматериалами и т. д.
2. Здесь работают научные станции. Учёные изучают природу, погоду. Собранные сведения помогают ледоколам прокладывать путь, а метеорологам делать прогнозы погоды.
3. Люди в морях Северного Ледовитого океана занимаются охотой, рыболовством.
II. Экологические проблемы Арктики.
Но там где люди появляются – появляются и экологические проблемы.
1. Воды Северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Гибнет планктон – основная пища для рыб.
2. Неумеренная охота привела к тому, что стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит. Они занесены в Красную книгу России. Под охрану взяты «птичьи базары», ограничена ловля рыбы.
3. Создан заповедник на острове Врангеля. Его называют «родильным домом» для белых медведей. Сюда с наступлением полярной ночи спешат самки белых медведей, устраивают себе берлогу, где в начале декабря выводят потомство (2 медвежат), реже одного или троих медвежат. Мать кормит, согревает их, с наступлением тёплых дней разрывает снег и выводит их из берлоги. До двух лет.
Здесь есть овцебыки. Больше нигде их не встретить. Странные животные: туловище – быка, морда – овечья, рога, густая шерсть.
Это единственное место – где гнездятся белые гуси. Их здесь сотни тысяч. Негде ступить! Они строят гнёзда, высиживают яйца, на людей не обращают никакого внимания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.