Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Транспорт. Кто работает на транспорте».
Класс: 1
Цель: создание условий для выделения различия и сходства разных видов транспорта, знакомства с профессиями людей, которые работают на различных видах транспортных средств.
Задачи:
1)научить различать транспорт по признаку передвижения: воздушный, водный, наземный и подземный:
по признаку назначения: грузовой, легковой, специальный;
по признакам топлива: электрический и работающий на бензине (керосине);
2) познакомить с профессиями людей, которые работают на различных видах транспорта;
3)повторить ПДД в соответствии с возрастными особенностями детей.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся выделять сходства и различия различных видов транспорта; определять транспорт грузовой, легковой и специальный; электрический и работающий на бензине (керосине); узнают профессии людей, которые работают на различных видах транспорта.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – выделять сходства и различия разных видов транспорта (воздушный, водный, наземный, пассажирский, личный); различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; взаимодействие – формулировать понятные высказывания.
Личностные: смыслообразование – проявляют познавательный интерес к новому учебному материалу; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к истории появления транспортных средств.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: Учебник: Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 /Н.Ф.Виноградова. - 4-е изд., дораб. - М: Вентана-Граф, 2013. - 96 с.: ил.- (Начальная школа XXI века), мультимедиа проектор, компьютер, карточки и конверты с заданиями разного цвета.
№ п/п |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I |
Организационный этап |
Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая подготовка обучающихся к изучению нового материала. |
Порою для счастья нужно немного: Шофёру – прямая дорога, Лётчику – ясное небо, Прохожему – больше улыбок, Учителю - меньше…(ошибок) - Желаю всем удачи. -Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Присаживайтесь. |
Дети приветствуют друг друга и гостей. |
II |
Мотивирование к учебной деятельности |
Мотивационная подготовка к изучению нового материала. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. |
-Ребята, любите ли вы путешествовать? -Сегодня на уроке мы с вами тоже совершим небольшое путешествие! -А на чём можно путешествовать? СЛАЙД -Правильно, можно путешествовать на разных видах ... (транспорта) -А знаете ли вы, кто управляет этими транспортными средствами? -Так о чём мы будем вести разговор сегодня на уроке? (о транспорте и о тех, кто работает на транспорте) - Верно, ТЕМА нашего урока: Вывешиваю на доску: ВИДЫ ТРАНСПОРТА. КТО РАБОТАЕТ НА ТРАНСПОРТЕ. СЛАЙД Сформулируем ЗАДАЧИ: Мы познакомимся… (какие виды транспортных средств существуют) Мы узнаем… (кто работает на транспорте, для чего нужны человеку транспортные средства) - На каком виде транспорта каждый из вас сегодня будет путешествовать, мы узнаем в конце урока. Это будет зависеть от вашей работы на уроке. |
Определяют, что речь на уроке пойдёт о разных видах транспорта и о тех, кто работает на транспорте.
Формулируют задачи урока.
Настраиваются на активную деятельность на уроке (самооценку). |
III |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
Повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания». Знакомство с историей возникновения транспорта. |
- А начнем мы с РАЗМИНКИ. 1. ИГРА «Доскажи словечко» · Корабль плывет, а самолёт…(летит) · У автомобиля руль, а у корабля…(штурвал) · У человека дом, а у автомобиля…(гараж) · У птицы клюв, а у корабля…(нос) · Утка крякает, а пароход …(гудит) · У человека сердце, а у автомобиля…(мотор) · Электропоезд возит пассажиров, а товарный поезд…(грузы) · Экскаватор копает, а подъёмный кран…(поднимает) 2. ИГРА «Ассоциации» -Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово ТРАНСПОРТ? - В каких источниках мы можем узнать значение слова "транспорт"? -Давайте узнаем значение этого слова в ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ ОЖЕГОВА (читает хорошо читающий ученик) 3. История возникновения транспорта СЛАЙД -Слово ТРАНСПОРТ пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно означает "перемещать". Первые транспортные средства появились очень давно: ТЕЛЕГА, САНИ, КАРЕТА – закрытая пассажирская повозка. (сравнение) -С помощью кого передвигались эти транспортные средства, узнаем, отгадав загадку? СЛАЙД Не кузнец, не плотник, А
первый на селе работник. - Почему в этой загадке лошадь называют "первым на селе работником"? - Оказывается, не только лошади, но и другие животные являются транспортным средством.
Откройте учебники на с.77 и рассмотрите иллюстрацию.
Работа с учебником с.77 - Каких животных вы видите? 1. Лошади и сейчас тоже являются помощниками человека в сельской местности. 2. Жители Азии и Африки используют верблюдов и ослов для перевозки грузов и верховой езды. 3. В северных районах основной способ передвижения - езда на оленях. 4. Хаски является ездовой породой собак в Сибири. - Такой вид транспортного средства называется гужевой. СЛАЙД - Одним из первых видов общественного транспорта была конка. Конка – это небольшой вагончик, который передвигался по рельсам, а везли его лошади. СЛАЙД Позже по железной дороге стали ездить паровозы, затем в середине 19 века появился первый велосипед, а в конце 19 века появились первые автомобили. - Но человек хотел не только ездить, он мечтал летать. СЛАЙД Лишь одним ветрам послушным, Поднимался шар воздушный. Человек умел мечтать, Человек хотел летать! Миновал за годом год – Появился самолет!
Физминутка «САМОЛЕТ» Мы садимся в самолёт, Отправляемся в полет! Мы летим над облаками. Машем папе, машем маме. Видим, как течёт река, Видим в лодке рыбака. Осторожнее: гора! Приземляться нам пора! |
Дополняют предложение соответствующим словом, отвечая хором.
Высказывают свое мнение. Называют разные варианты получения информации. Обращаются к толковому словарю Ожегова.
Слушают учителя.
Отгадывают загадку про лошадь.
Рассуждают, высказывают свои предположения: на селе с помощью лошади пахали землю, возили сено и дрова.
Работают по учебнику "Окружающий мир".
Слушают учителя.
Читают стихотворение.
Дежурные проводят физминутку с одноклассниками.
|
IV |
Поиск решения проблемы (открытие новых знаний) |
Обсуждение затруднения («Чего мы еще не знаем?») Организация исследовательской деятельности в малых группах. Фиксация нового знания. |
Классификация по ПРИЗНАКУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА - У вас на партах лежат желтые карточки, прочитайте, что на них написано: капитан, шофер, пилот - Подойдите к тому виду транспорта, на котором работают люди этой профессии (самолет, автобус и корабль на стенах класса).
- Вам предстоит работа в 3 группах. Давайте вспомним Правила работы в группе!!!
РАБОТА В ГРУППАХ - Каждой группе даю набор картинок. Ваша задача выбрать и приклеить транспортные средства: 1 группа - которые относятся к воздушному транспорту 2 группа – к наземному транспорту, 3 группа – к водному транспорту и записать ВЫВОД !!! -Теперь я прошу выйти по 1 человеку от группы к доске, рассказать, какие картинки вы приклеили и зачитать вывод.
СЛАЙД - Прочитайте загадку: Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй. -Что это?(Метро) -Какие слова помогли вам отгадать загадку? -К какому виду транспорта отнесем метро? - В каких городах есть МЕТРО?
Физминутка «Летит, плывёт, едет» - На слайдах появятся изображения разных видов транспорта. Вы должны изобразить данный транспорт и постараться озвучить его. СЛАЙДЫ самолёт, поезд, пароход, воздушный шар, автомобиль, реактивный самолет, лошадь с телегой, парусная лодка, трактор. - Давайте сделаем ВЫВОД: Какие бывают ВИДЫ транспорта ПО МЕСТУ ИХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ? |
Интерактивная работа по теме урока.
Каждый берет карточку и подходит к соответствующему виду транспорта.
Работают в 3-х группах, выбирают и приклеивают картинки с изображениями транспортных средств. Делают вывод и записывают его в карточку.
Выступают по одному представителю из каждой группы.
Листы прикрепляют на доску.
Читают и отгадывают загадку про метро. Называют слова, которые помогли отгадать загадку. Определяют, что метро - это подземный вид транспорта. Называют города, в которых есть метро: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Новосибирск, Самара, Екатеринбург
Изображают и озвучивают транспорт, который появляется на экране.
Делают вывод о том, что по месту своего передвижения транспорт бывает: водный, воздушный, наземный, подземный. |
V |
Первичное осмысление и закрепление |
Обобщение и расширение полученной информации о назначении разных видов транспорта. |
Классификация по ПРИЗНАКУ НАЗНАЧЕНИЯ ТРАНСПОРТА - Как вы считаете, для чего человеку нужны транспортные средства? (для перевозки чего-либо или кого-либо) - Что же они перевозят? (грузы, людей) - Значит, в зависимости оттого, что перевозит транспорт, его можно разделить ещё на группы. СЛАЙД автобус, поезд, теплоход, самолёт -Что объединяет эти транспортные средства (перевозят людей) -Как называют людей, передвигающихся на этих транспортных средствах? (пассажиры) -Значит, как называется этот транспорт? (пассажирский) СЛАЙД грузовой самолет, грузовик, товарный поезд - Что объединяет эти транспортные средства (перевозят грузы) - А транспорт называется? (грузовой) - Следующую группу транспортных средств нам поможет определить ЗАГАДКА. СЛАЙД Если кто-то заболел, Срочно нас зовет на помощь, — Набери скорей 03, И приедет...(Скорая помощь) - Скорая помощь относится к группе специального транспорта. -Какой ещё специальный транспорт вы знаете? (Скорая помощь, пожарная машина, полиция, МЧС, аварийная машина, служба газа) Вывод: Специальный транспорт нужен для очень ответственной работы, его вызывают по телефону, если требуется помощь. - Давайте вспомним их № телефонов. СЛАЙД - Если в доме вспыхнет пламя, вряд ли справитесь вы сами, не пытайтесь спорить с ним, наберите ….. (01) - Если с вами случится беда – звоните по номеру….(02) - Если в доме пахнет газом, форточки откройте сразу, не включайте свет в квартире, а звоните ...(04). - Если вдруг беда случится, позвоните! И примчится - К специальному транспорту относятся и другие автомобили: СЛАЙД снегоуборочная машина, военная техника, такси и т.д. ВЫВОД: пассажирский транспорт перевозит людей, грузовой – перевозит грузы, специальный транспорт имеет специальное назначение. |
Применяют полученные знания в новых условиях.
Устанавливают общую связь между различными видами транспорта и делают вывод о том, что транспорт по своему назначению можно разделить на 3 группы: пассажирский, грузовой и специальный.
С помощью стихотворений проговаривают номера телефонов спасательных служб.
Выясняют, какой еще транспорт относится к специальному.
Делают вывод: пассажирский транспорт перевозит людей, грузовой –грузы, специальный имеет специальное назначение. |
VI |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Организация самостоятельной работы на основе собственного опыта обучающихся. |
Классификация по ПРИЗНАКУ ТОПЛИВА СЛАЙД ИГРА «Заправь транспорт». – А теперь пришло время заправить наш транспорт. На карточке справа и слева изображены различные виды транспорта; в центре – АЗС и линия электропередач. «Заправьте» транспорт необходимым топливом. Фронтальная проверка . - К какому транспорту вы не провели ни одной стрелки? Почему? (К велосипеду. Ему не нужно топливо, он приводится в движение силой нажатия на педали. Телегу везёт лошадь, ей топливо тоже не нужно) ВЫВОД: Разные виды транспортных средств работают на разных видах топлива. |
Самостоятельная работа на основе индивидуальных знаний по заданию: «Заправьте» транспорт необходимым топливом.
Делают вывод о том, что разные виды транспортных средств работают на разных видах топлива. |
VII |
Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Каждый учащийся должен сделать вывод о том, что он уже умеет |
Знакомство с профессиями людей, КОТОРЫЕ ТРУДЯТСЯ НА ТРАНСПОРТЕ. - Ни один вид транспорта не сможет передвигаться без помощи человека. РАБОТА В ПАРАХ - Возьмите карточки белого цвета. ИГРА «Кто управляет транспортом?» Задание: с помощью линий соединить транспортное средство с профессией людей, которые трудятся на данном виде транспорта. автобус – водитель автобуса ракета - космонавт корабль – капитан поезд – машинист самолёт – лётчик трактор – тракторист подъемный кран – крановщик трамвай – вагоновожатый автомобиль – шофёр СЛАЙД Проверка по эталону.
- Как вы думаете, какой вид транспорта является наиболее безопасным средством передвижения? (Каждое опасно по - своему) - Как избежать опасных ситуаций при «встрече с транспортом»? (Нужно знать ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ на улице и ПДД) - Верно, важно не только знать, но и выполнять эти правила, чтобы не создавать аварийных ситуаций. - А вы знаете эти правила? Сейчас мы это проверим! ИГРА НА ВНИМАНИЕ - Я буду задавать вопросы, а вы покажите ответ движениями, отвечая хором: "Вот так!". Будьте внимательны! Первоклашки, как живёте?
- Вот так!
-Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о ПДД для пешеходов. Посмотрите его внимательно и скажите, какие новые правила вы узнали? ВИДЕОФРАГМЕНТ (ПДД) - Итак, какие же новые правила при переходе дороги вы узнали? |
Работают в парах на основе собственного опыта. Соединяют линией транспортное средство с профессией человека, который трудится на данном виде транспорта.
Осуществляют проверку по эталону.
Ведут диалог с учителем. Делают вывод, что каждому необходимо знать правила поведения на улице и правила дорожного движения во избежание несчастных случаев, связанных с транспортом.
На основе видеосюжета проговаривают правила поведения пешеходов при переходе дороги: снять капюшон, вынуть наушники, не разговаривать по телефону. |
VIII |
Итог урока |
Использование нового знания |
- Продолжите фразу: СЛАЙД Я узнал.. Я научился...
Где можно применить полученные знания? |
Подводят итог изученного на уроке, продолжив предложения. |
IХ |
Домашнее задание |
Предоставление права оценить свои возможности и сделать соответствующий выбор по выполнению Д/З. |
По выбору: 1. Раскрасьте страницу тетради и ответьте на вопросы. 2. Понаблюдайте, какие виды транспорта ездят по улицам нашего поселка и нарисуйте его. 3. Нарисуйте транспортное средство будущего. |
Делают выбор задания и записывают в дневниках. |
Х |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
- Путешествие наше завершилось. Пришло время узнать, на чём каждый из вас сегодня путешествовал. НА ДОСКЕ: САМОЛЕТ - работал активно, быстро "без остановок", отвечал правильно, АВТОБУС - работал хорошо, но "делал остановки", не всегда мог ответить правильно на вопрос, ЛОШАДЬ С ТЕЛЕГОЙ - медленно втягивался в работу на уроке. Оцените свою работу на уроке и прикрепите магнит рядом с транспортным средством. |
Оценивают свое понимание материала и результаты с помощью картинок с изображением самолета, автобуса и лошади с телегой |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.