Методическая разработка урока ОРКиСЭ
(модуль «Основы православной культуры»)
по теме «Монастырь – центр христианской православной культуры»
УМК:
Л.Л. Шевченко «Православная культура
5-й год обучения». М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций
Отечества, 2008.
Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для
учителя».
М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,
2008
Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие. Православная культура». М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
Сведения об учителе:
ФИО: Чичкова Лилия Ярославовна
Должность: учитель ОПК и ОРКСЭ,
1-я квалификационная категория,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 имени П.А.Столыпина
г.Балашова Саратовской области».
Электронный адрес: Liliya211273@yandex.ru
Тема урока: «Монастырь – центр христианской православной культуры»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование у учащихся представления о православных монастырях, особенностях монастырской жиз-
ни как составной части духовной культуры российского народа.
Задачи урока:
1.Познакомить с жизнью православных монастырей.
2.Развивать нравственные качества личности.
3.Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.
4. Развивать коммуникативные, информационные компетенции
Основные понятия: монастырь, монашество, послушник, монах, инок, обеты, постриг, духовный подвиг.
Технологии: проблемно-поисковая, информационно-коммуникативная, критического мышления.
Прогнозируемые результаты:
личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
метапредметные: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, работать в группе;
предметные: раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции отношения к монашеству.
• Дидактические средства: ноутбук, мультимедийный проектор, учебник, карточки с заданиями для групповой работы.
Этап урока |
Виды, формы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
Сообщение темы урока (3 мин.) |
Использование ЭОР |
Мелодекламация, видеоряд (слайд-шоу «Русские православные монастыри») Учитель читает стихотворение И.С. Никитина «Монастырь» |
Просмотр видеоряда (слайд-шоу «Русские православные монастыри»), слушание мелодекламации |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
|
Способность прогнозировать деятельность на уроке
|
Этап самоопределения к учебной деятельности Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) |
Обсуждение фильма |
Примерные вопросы: -Как вы думаете, чему посвящено это стихотворение И. С. Никитина? -Какая тема сегодняшнего урока?
|
Ответы на вопросы учителя. Примерные ответы: - Стихотворение И. С. Никитина о монастыре.
-Тема урока «Монастырь – центр христианской культуры»
(записывают тему урока в тетрадь)
|
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: строить понятные для собеседников высказывания. |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения. |
Актуализация знаний. (2 мин.) |
обсуждение проблемы |
Воросы: 1. -Почему монастырь стоит «вдали от сёл и городов…»?
2. О ком следующие строки поэта? О, как сыны твои счастливы! В твоем безмолвии святом Они страстей своих порывы Смирили бденьем и постом.
|
Примерные ответы: 1. «Вдали от сёл и городов» человеку легче сосредоточиться на духовной жизни
2.- О монахах или иноках монастыря, которые в трудах и молитвах проводят свою жизнь |
Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
|
Практическая деятельность (20 мин.) |
1.Работа с видеоматериалом 2. Анализ ролика (работа в группах с предварительным заданием - ответить на 1 вопрос для каждой группы ) 3. Работа с ИКТ, беседа. 4.Чтение статьи учебника «Монастырь в истории христианской православной культуры» |
Предварительный вопрос для группы «Веди»: - Кого принято считать первым монахом? для группы «Глаголь»: - Каково главное дело монаха? для группы «Добро»: - Почему святых монахов называют преподобными? для группы «Слово»: - Почему монах при постриге меняет имя?
|
1. Просмотр видеоролика ( 8 мин.) https://www.youtube.com/watch?v=XrtyQ6Sw04g
2.Отвечают на вопрос на раздаточных листах (группа «Веди»: - Основатель монашества - Антоний Великий (пишут в тетрадь); группа «Глаголь»: - Молитва за весь мир (пишут в тетрадь) ; группа «Добро»: - Потому что они своим образом жизни стараются «уподобиться» Иисусу Христу (пишут в тетрадь определение слова «преподобный»); группа «Слово»: - Потому что он отрекается от прежнего образа жизни и полностью посвящает себя служению Богу и людям (пишут в тетрадь определение слова «постриг») |
Личностные: Формирование ценностных ориентиров Познавательные: Осуществление поиска необходимой информации с ИКТ
|
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Первичное закрепление новых понятий (2 мин.) |
Обсуждение
|
Организация обсуждения: 1. -Какова личная цель монаха? 2. - Что создают иноки своим духовным подвигом?
|
Примерные ответы: 1.- Приобретение духовной силы для спасения души. 2. -Подобие рая на земле, в монастырях помогают людям исцелиться от душевных и телесных недугов
|
Коммуникативные: Осознанное построение высказывания в устной форме. |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения |
Включение в систему знаний повторение (7 мин.) |
Составление кластера «солнце». |
Организация составления кластера ( в центре доски прикрепляется в написанное на круглом листе слово «монастырь», раздаются листы – «лучи», которые обучающиеся крепят на магнитной доске , предварительно написав своё определение монастыря |
Составление кластера на доске ( пишут на листах - «лучах» свои определения слова «монастырь» или новые понятия, связанные с темой урока, выходят к доске и прикрепляет магнитом «луч» со своей фразой ) Примерные ответы: -центр духовной культуры, - покой и тишина, -мир в душе, - подобие Рая на земле, - остров спасения души, - жертвенное служение Богу, -непрестанная молитва, -духовная сила, -духовное здоровье, -труд на благо других людей, -свет всему миру, -восхождение к Богу…
|
Коммуникативные: Осознанное построение высказывания в письменной форме. |
Анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей |
Проверка ответов друг друга и оценивание. (2 мин.)
|
Устный комментарий ответов друг друга |
Организует комментарий ответов. -Ребята, давайте посмотрим на чудесное «солнце», которое вы создали своими письменными высказываниями. Прочитайте, что же такое монастырь и попробуйте составить высказывание о монастыре. |
Читают, комментируют прочитанное: - Монастырь - это место покоя, тишины и молитвы . -В монастыре человек чувствует себя под защитой Христа и святых. - Монастырь настраивает человека на общение с Богом, душа как будто оживает и приобретает духовную силу. -В монастырях монахи ежедневно служат Господу и молятся за весь мир. -Монахи - особенные люди, они избирают трудный жизненный путь служения людям и Богу. -В монастыре человек встаёт н путь восхождения к Богу и духовно выздоравливает.
|
Коммуникативные: Формулирование собственного мнения. Личностные: Освоение основных моральных норм. |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения |
Домашнее задание (2 мин.) |
Просмотр м/ф о преподобном Серафиме Саровском (7 мин.) по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=RyYWM-9zBCg ( в Дневнике.ру) |
Разъясняет домашнее задание ( ответить на вопросы: - Почему все люди названы копеечными свечами , преподобный Серафим – пудовой свечой пред Богом? - Как называла Пресвятая Богородица Саровского чудотворца? -- Почему Серафим Саровский простил разбойников-крестьян, которые сделали его калекой?) |
Предполагаемы ответы учащихся: - Свеча – символ жертвы Богу, жертва Серафима Саровского несравнима с небольшими жизненными подвигами простых людей. -«Сей рода нашего», «Любимче мой». - Преподобный старец явил истинную всепрощающую любовь к людям, на которую способны лишь святые.
Записывают домашнее задание |
Личностные: Освоение основных моральных норм. |
Сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностную позицию в деятельности |
Рефлексия (2мин.) |
|
Предлагает оценить свое понимание темы урока с помощью метода незаконченного предложения. - Благодарю вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения: - Я узнал (а), что… - Я был удивлен (а) тем, что… - Я хотел(а) бы узнать больше о том, как…
|
Устно заканчивают предложения. -Я узнал (а), что монастырь являлся и является центром просвещения, молитвы и духовного подвига. -Я узнал (а), что в монастыре человек может обрести душевный покой и мир. -Я узнал (а), что главное дело монаха – молитва за весь мир. Я узнал (а), почему святых монахов называют «преподобными». Я узнал (а), почему монах при постриге меняет имя. -Я узнал (а) житие Серафима Саровского. -Я был удивлен (а) тем, что монах полностью подчиняет свою жизнь воле Божьей и отказывается от своего имущества. -Я был удивлен (а) тем, что в монастырях можно излечиться от душевных и телесных недугов. - Я хотел(а) бы узнать больше об образе и укладе жизни монахов и посетить ближайший монастырь. - Я бы хотел (а) посетить Серафимо-Дивеевский монастырь и изучить житие преподобного Серафима Саровского. |
Личностные: Развитие «Я-концепции» и самооценки личности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.