Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль ОПК) "Монастырь-центр христианской культуры"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль ОПК) "Монастырь-центр христианской культуры"

Оценка 4.7
docx
25.06.2021
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль ОПК) "Монастырь-центр христианской культуры"
Технологическая карта урока ОРКСЭ Монастырь- центр христианской культуры.docx

 

Методическая разработка урока ОРКиСЭ

(модуль «Основы православной культуры»)

по теме «Монастырь – центр  христианской православной культуры»

         УМК:

Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения». М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя».
М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008

Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие.  Православная культура». М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008

 

Сведения об учителе:

ФИО: Чичкова Лилия Ярославовна

Должность: учитель ОПК и ОРКСЭ,

1-я квалификационная категория,

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 имени П.А.Столыпина

г.Балашова Саратовской области».

Электронный адрес: Liliya211273@yandex.ru

Тема урока: «Монастырь – центр  христианской православной культуры»

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование у  учащихся представления о православных монастырях, особенностях монастырской  жиз-

 

ни  как составной части духовной культуры российского народа.

 

 Задачи урока:

1.Познакомить с жизнью православных монастырей.

2.Развивать нравственные качества личности.

3.Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.

4. Развивать коммуникативные, информационные компетенции

Основные понятия:  монастырь, монашество, послушник, монах, инок, обеты, постриг, духовный подвиг.

Технологии: проблемно-поисковая, информационно-коммуникативная, критического мышления.

 

Прогнозируемые результаты:

личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

метапредметные: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, работать в группе;

предметные: раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции отношения к монашеству. 

•        Дидактические средства: ноутбук, мультимедийный  проектор, учебник, карточки с заданиями для групповой работы.

 

 

Этап урока

Виды, формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Сообщение темы урока

(3 мин.)

Использование ЭОР


Приветствие. -Сегодня на уроке нам предстоит разговор об удивительных людях,  которых называют «воинами Христовыми», они совершают особый духовный подвиг, они молятся за весь мир.

Мелодекламация, видеоряд (слайд-шоу «Русские православные монастыри»)

Учитель читает стихотворение И.С. Никитина «Монастырь»

Просмотр видеоряда (слайд-шоу «Русские православные монастыри»), слушание мелодекламации

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность прогнозировать деятельность на уроке

 

 

 

 

 

 Этап самоопределения к учебной деятельности Мотивация к учебной деятельности.

(2 мин.)

Обсуждение фильма

Примерные вопросы:

-Как вы думаете, чему посвящено  это стихотворение И. С. Никитина?

 -Какая тема сегодняшнего урока?

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы учителя.

Примерные ответы:

- Стихотворение  И. С. Никитина о монастыре.

 

-Тема урока «Монастырь – центр христианской культуры»

 

 (записывают тему урока в тетрадь)

 

 

 

 

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

строить понятные для собеседников высказывания.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения.

Актуализация знаний.

 (2 мин.)

обсуждение проблемы

Воросы:

1.  -Почему монастырь стоит «вдали от сёл и городов…»?

 

2. О ком следующие строки поэта?

О, как сыны твои счастливы!

В твоем безмолвии святом

Они страстей своих порывы

Смирили бденьем и постом.

 

 

Примерные ответы:

1.  «Вдали от сёл и городов»  человеку  легче сосредоточиться  на духовной жизни

 

2.- О монахах или иноках монастыря, которые в трудах и молитвах проводят свою жизнь

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая деятельность

(20 мин.)

1.Работа с видеоматериалом

2. Анализ ролика (работа в группах с предварительным заданием - ответить на 1 вопрос  для каждой группы )

3. Работа с ИКТ, беседа.

  4.Чтение статьи учебника «Монастырь в истории христианской православной культуры»

Предварительный вопрос

для группы «Веди»:

- Кого принято считать первым монахом?

для группы «Глаголь»:

- Каково главное дело монаха?

для группы «Добро»:

- Почему святых монахов называют преподобными?

для группы «Слово»:

- Почему монах при постриге меняет имя?

 

 

 

1. Просмотр видеоролика ( 8 мин.) https://www.youtube.com/watch?v=XrtyQ6Sw04g

 

2.Отвечают на вопрос на раздаточных листах

(группа «Веди»:

- Основатель монашества - Антоний Великий (пишут в тетрадь);

группа «Глаголь»:

- Молитва за весь мир (пишут в тетрадь) ;

группа «Добро»:

- Потому что они своим образом жизни стараются «уподобиться» Иисусу Христу (пишут в тетрадь определение слова «преподобный»);

группа «Слово»:

- Потому что он отрекается от прежнего образа жизни и полностью посвящает себя служению Богу и людям (пишут в тетрадь определение слова «постриг»)

Личностные:

Формирование ценностных ориентиров

Познавательные:

Осуществление поиска необходимой информации с ИКТ

 

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Первичное закрепление новых понятий

(2 мин.)

Обсуждение

 

Организация обсуждения:

1. -Какова  личная цель монаха?

2. - Что создают  иноки своим духовным подвигом?

 

Примерные ответы:

1.- Приобретение духовной силы для спасения души.

2. -Подобие рая на земле, в монастырях помогают людям исцелиться от душевных и телесных недугов

 

 

Коммуникативные:

Осознанное построение высказывания в устной форме.

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Включение в систему знаний повторение

(7 мин.)

Составление кластера «солнце».

 Организация составления кластера

( в центре доски прикрепляется в написанное на  круглом листе слово «монастырь», раздаются листы – «лучи», которые

обучающиеся крепят на  магнитной доске , предварительно написав своё определение монастыря

Составление кластера на доске

( пишут на листах - «лучах» свои определения слова «монастырь» или  новые понятия, связанные с темой урока, выходят к доске и прикрепляет магнитом «луч»  со своей фразой )

Примерные ответы:

-центр духовной культуры,

- покой и тишина,

-мир в душе,

- подобие Рая на земле,

 - остров спасения души,

- жертвенное служение Богу,

-непрестанная молитва,

-духовная сила,

-духовное здоровье,

-труд на благо других людей,

-свет всему миру,

-восхождение к Богу…

 

Коммуникативные:

Осознанное построение высказывания в письменной форме.

Анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации;

 

 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

 Проверка ответов друг друга и оценивание.

(2 мин.)

 

Устный комментарий  ответов друг друга

Организует комментарий  ответов.

-Ребята, давайте посмотрим на   чудесное «солнце», которое  вы создали своими письменными высказываниями.

Прочитайте, что же  такое монастырь и попробуйте составить высказывание о монастыре.

Читают, комментируют прочитанное:

- Монастырь - это место покоя, тишины и молитвы .

 -В монастыре человек чувствует себя под защитой Христа и святых.

- Монастырь настраивает человека на общение с Богом, душа как будто оживает и приобретает духовную силу.

-В монастырях монахи ежедневно служат  Господу и  молятся за весь мир.

 -Монахи - особенные люди, они избирают трудный  жизненный путь служения людям и Богу.

-В монастыре человек встаёт н путь восхождения к Богу и духовно выздоравливает.

 

 

Коммуникативные:

Формулирование собственного мнения.

Личностные:

Освоение основных моральных норм.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Домашнее задание

(2 мин.)

Просмотр м/ф о преподобном Серафиме Саровском (7 мин.) по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=RyYWM-9zBCg ( в Дневнике.ру)

Разъясняет домашнее задание

( ответить на вопросы:

- Почему все люди названы копеечными свечами , преподобный Серафим – пудовой свечой пред Богом?

- Как называла Пресвятая Богородица Саровского чудотворца?

-- Почему Серафим Саровский простил разбойников-крестьян, которые сделали его калекой?)

Предполагаемы ответы учащихся:

- Свеча – символ жертвы Богу, жертва Серафима Саровского несравнима с небольшими жизненными подвигами простых людей.

-«Сей рода нашего», «Любимче мой».

- Преподобный старец  явил  истинную всепрощающую любовь к людям, на которую способны лишь святые.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

Личностные:

Освоение основных моральных норм.

Сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностную позицию в деятельности

Рефлексия

(2мин.)

 

Предлагает оценить свое понимание темы урока с помощью метода незаконченного предложения.

- Благодарю вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:

- Я узнал (а), что…

- Я был удивлен (а) тем, что…

- Я хотел(а) бы узнать больше о том, как…

 

Устно заканчивают предложения.

-Я узнал (а), что  монастырь являлся и является центром просвещения, молитвы и духовного подвига.

-Я узнал (а), что  в  монастыре человек может обрести душевный покой и мир.

-Я узнал (а), что  главное дело монаха –  молитва за весь мир.

Я узнал (а), почему святых монахов называют «преподобными».

Я узнал (а), почему монах при постриге меняет имя.

-Я узнал (а) житие Серафима Саровского.

-Я был удивлен (а) тем, что монах  полностью подчиняет свою жизнь воле Божьей и отказывается от своего имущества.

-Я был удивлен (а) тем, что в монастырях  можно излечиться от душевных и телесных недугов.

- Я хотел(а) бы узнать больше об образе  и укладе жизни монахов  и посетить ближайший монастырь.

- Я бы хотел (а) посетить Серафимо-Дивеевский  монастырь и изучить житие преподобного Серафима Саровского.

Личностные:

Развитие «Я-концепции» и самооценки личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Тема урока : «Монастырь – центр христианской православной культуры»

Тема урока : «Монастырь – центр христианской православной культуры»

Прогнозируемые результаты: личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, осознание ценности нравственности и…

Прогнозируемые результаты: личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, осознание ценности нравственности и…

Христовыми», они совершают особый духовный подвиг, они молятся за весь мир

Христовыми», они совершают особый духовный подвиг, они молятся за весь мир

Мотивация к учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний. (2 мин

Актуализация знаний. (2 мин

Они страстей своих порывы Смирили бденьем и постом

Они страстей своих порывы Смирили бденьем и постом

Работа с ИКТ, беседа. 4.Чтение статьи учебника «

Работа с ИКТ, беседа. 4.Чтение статьи учебника «

Обсуждение Организация обсуждения: 1

Обсуждение Организация обсуждения: 1

Составление кластера на доске ( пишут на листах - «лучах» свои определения слова «монастырь» или новые понятия, связанные с темой урока, выходят к доске и…

Составление кластера на доске ( пишут на листах - «лучах» свои определения слова «монастырь» или новые понятия, связанные с темой урока, выходят к доске и…

Прочитайте, что же такое монастырь и попробуйте составить высказывание о монастыре

Прочитайте, что же такое монастырь и попробуйте составить высказывание о монастыре

RyYWM-9zBCg ( в Дневнике.ру)Разъясняет домашнее задание ( ответить на вопросы: -

RyYWM-9zBCg ( в Дневнике.ру)Разъясняет домашнее задание ( ответить на вопросы: -

Благодарю вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали!

Благодарю вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали!

Рефлексия (2мин.)

Рефлексия (2мин.)

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль ОПК) "Монастырь-центр христианской культуры"

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль ОПК) "Монастырь-центр христианской культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2021