Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области
«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
141091, М.о., г.о. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Горького, д.16
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия.
Тема
«Осенние аллеи»
(автоматизация звуков Л и ЛЬ в предложениях)
3 «А» класс
Провела учитель - логопед МКОУ ШИ Москалык М.П.
Королев, 2023 год.
Технологическая карта логопедического занятия.
3 класс
Лексическая тема: «Осенние аллеи». |
|||
Дата: 30.11.2023г. |
|||
Ф.И.О. учителя-логопеда: Москалык Мария Петровна |
|||
Тип урока. Индивидуальное логопедическое занятие. |
|||
Цель: Автоматизация звуков Л и ЛЬ в предложениях. |
|||
Задачи: Образовательные: -Знакомство ученика с красотой природы родного края в осенний период. - Развитие монологической и диалогической речи.
Коррекционные: - Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки, учить различать смену времен года. - Активизировать словарь по лексической теме занятия. - Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы. - Развивать артикуляционную моторику. - Развивать правильное положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Л] и [Ль]. Воспитательные: - Воспитывать умение слушать и слышать учителя. -Воспитывать любовь к природе. |
|||
Планируемые результаты занятия |
|||
Предметные - обогащение и развитие словаря, - развитие разговорно-диалогической речи; -развитие и совершенствование грамматического строя речи; - развитие связной речи; -закрепление знаний о признаках золотой осени.
|
Метапредметные Познавательные УУД: - уметь соединять теоретический материал с практической деятельностью; - использовать знаково-символические средства; -осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений; Коммуникативные УУД: -уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач; -уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности; Регулятивные УУД: -слышать инструкцию учителя; -проявлять интерес к общению со взрослым и принимать помощь; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -принимать учебную задачу, контролировать и корректировать ее выполнение; -уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия. |
1. Личностные 2. - принятие и освоение социальной роли обучающегося,; 3. - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 4. - овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 5. -развитие этических чувств, проявление доброжелательности; 6. - адекватно понимать причины успешной учебной деятельности;
|
|
Межпредметные связи
-- Мир природы и человека. (для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 3 класс). |
|||
|
|||
Оборудование |
|||
- Мультимедийная презентация «Осенние аллеи»; - Ламинированные рисунки «осенние листья с прямыми и обратными слогами со звуком [Л] » (для чтения слогов с правильной артикуляцией); -Предметные картинки с изображением осенних деревьев, осенних веток. - Ламинированные картинки «Листопад» с пунктирными дорожками (для развития графо - моторных навыков); -Осенний желтый лист на шпажке (для выполнения гимнастики для глаз).
|
|||
Ход занятия |
|||
Содержание деятельности учителя |
Виды деятельности обучающихся |
||
I. Мотивация к деятельности. |
|||
1.Организационный момент |
|||
· Приветствие. Работа с компьютером. Логопед настраивает ученика на положительный эмоциональный ряд, настраивает на работу. Уточняет время года. Знакомит ученика с понятием «аллея парка».
|
· Ученик располагается у компьютера, рассматривает слайд презентации с изображением осеннего парка. Знакомится с понятием «аллея парка». Ребенок, вместе с логопедом, листает слайды презентации, путешествуя с героем презентации мальчиком Лукой по аллеям осеннего парка. |
||
II. Актуализация необходимых знаний. |
|||
· Озвучивает логопедическую тему занятия. Уточняет признаки осени, осенние месяцы. · Предлагает ребенку упражнения на развитие речевого выдох. · Предлагает ребенку упражнения артикуляционные упражнения на закрепление правильного уклада звуков [Л] и [ЛЬ].
|
· Вспоминает призники осени. Вместе с логопедом вспоминает название осенних месяцев. · Повторяет за логопедом дыхательные и артикуляционные упражнения.
|
||
III. Организация познавательной деятельности обучающихся.
|
|||
1) Соотнесение слова и изображения , его обозначающего. · Показывает, многократно повторяет названия деревьев: клена, липы, тополя, ольхи и ели (а также листьев и веток этих деревьев) · Показывает образец произнесения предложений с использованием в словах правильного уклада звуков [Л] и [ЛЬ] · Дает положительную оценку работе ребенка.
2)Формирование понятия «листопад». Развитие понятий «большой – маленький, один – много». Развитие умения образовывать множественные формы существительных. Игра «Один – много». · Задаёт наводящие вопросы. При необходимости даёт ребенку правильный образец предложения. · Даёт положительную оценку работе ребенка.
3) Развитие словаря прилагательных. · Предлагает ученику назвать множественную форму существительных, относящихся к осенней лексике (лист, дождь, лужа, капля, ветер, пальто). Задаёт наводящие вопросы. · Помогает ученику ответить на вопросы: «Какой? Какая? Какие?». (Кленовый, кленовая, кленовые ит.д.) · Даёт положительную оценку работе ученика.
4) Динамическая пауза. Физкультминутка. · Озвучивает задние, показывает и просит повторить движения и слова. · Даёт положительную оценку работе ученика.
5) Развитие словаря числительных. Игра «Два – пять». · Предлагает ученику вслух посчитать количество веток в осенних букетах (кленовом, липовом, тополином, ольховом, еловом). Показывает образец счета вслух. · Даёт положительную оценку работе ученика.
6) Развитие умения образования существительных в уменьшительно-ласкательной форме Игра «Назови ласково». · Организует работу с ламинированными изображениями разного размера (большими и маленькими) листьев, луж, облаков и т.д. · Предлагает ученику назвать уменьшительно-ласкательную форму существительных, относящихся к осенней лексике (лист, дождь, лужа, капля, ветер, пальто). Задаёт наводящие вопросы. · Даёт положительную оценку работе ученика.
7)Развитие умения образования родительного падежа существительных Игра «Есть – нет». · Организует работу с ламинированными изображениями (на белом фоне и на белом фоне, перечеркнутыми) листьев, луж, облаков и т.д. · Предлагает ученику назвать форму существительных в родительном падеже, относящихся к осенней лексике (лист, дождь, лужа, капля, ветер, пальто). Задаёт наводящие вопросы. · Даёт положительную оценку работе ученика.
|
· Повторяет за логопедом названия деревьев, листьев и веток (отраженная и сопряженная речь). · Повторяет за логопедом большие развернутые предложения, правильно используя новый артикуляционный уклад звуков [Л] и [ЛЬ] · Выполняет упражнение согласно инструкции.
· Отвечает на вопросы логопеда, используя правильный артикуляционный уклад звуков [Л] и [ЛЬ]. Может повторить за логопедом предложение (может быть отраженная и сопряженная речь).
· Отвечает на вопросы, используя правильный артикуляционный уклад звуков [Л] и [ЛЬ]. Возможно, повторяет за логопедом готовые предложения. (отраженная и сопряженная речь).
· Выполняет упражнение согласно инструкции.
· Отвечает на вопросы, используя правильный артикуляционный уклад звуков [Л] и [ЛЬ]. Возможно, повторяет за логопедом готовые предложения. (отраженная и сопряженная речь). · Выполняют упражнение согласно инструкции.
· Отвечает на вопросы, используя правильный артикуляционный уклад звуков [Л] и [ЛЬ]. Возможно, повторяет за логопедом готовые предложения. (отраженная и сопряженная речь). · Выполняют упражнение согласно инструкции. · Участвует в игре (ортаженная и сопряженная речь).
· . Отвечает на вопросы, используя правильный артикуляционный уклад звуков [Л] и [ЛЬ]. Возможно, повторяет за логопедом готовые предложения. (отраженная и сопряженная речь). · Выполняют упражнение согласно инструкции. · Участвует в игре (ортаженная и сопряженная речь).
|
||
IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия. |
|||
Развитие высших психических функций. Формирование и развитие любви к природе. Проверка качества усвоения изученного материала.
· Повторение лексического материала. · Предлагает ученику оценить свою деятельность на занятии.
|
· Вспоминает этапы занятия, выполненные задания. · Оценивает свою деятельность.
|
||
Дополнительный материал к занятию. Графический диктант по теме урока. Ученик самостоятельно выполняет задание с использованием ламинированных листков с заданием и фломастеров. |
|||
Здоровьесберегающие технологии. Проведение гимнастики для глаз после работы с компьютером. Учение выполняет гимнастику для глаз стоя у стола, с использованием офтальмотренажера (при помощи логопеда). |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.