Технологическая карта урока "Осенние аллеи..."

  • docx
  • 02.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта занятия на автоматизацию звуков Л-ЛЬ в предложениях Осенние аллеи.docx

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

141091, М.о., г.о. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Горького, д.16

 

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия.

Тема

«Осенние аллеи»

(автоматизация звуков Л и ЛЬ в предложениях)

3 «А»  класс

 

Провела учитель - логопед МКОУ ШИ  Москалык М.П.

 

Королев, 2023 год.

 

Технологическая карта логопедического занятия.

3 класс

Лексическая тема:  «Осенние аллеи».

Дата: 30.11.2023г.

Ф.И.О. учителя-логопеда: Москалык Мария Петровна

Тип урока. Индивидуальное логопедическое занятие. 

Цель:   Автоматизация звуков Л и ЛЬ в предложениях.

Задачи:

Образовательные:

-Знакомство ученика с красотой природы родного края в осенний период. 

- Развитие монологической и диалогической речи.

  

Коррекционные:

- Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления  и ориентировки, учить различать смену времен года.

- Активизировать словарь по лексической теме занятия.

- Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы.

- Развивать  артикуляционную  моторику.

 - Развивать правильное положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков [Л] и [Ль].

Воспитательные: 

- Воспитывать умение слушать и слышать учителя.

-Воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты занятия

Предметные

- обогащение и развитие словаря, 

- развитие разговорно-диалогической речи;

  -развитие и совершенствование грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

-закрепление  знаний о признаках золотой осени.

 

 

 

Метапредметные

Познавательные УУД:

- уметь соединять теоретический материал с практической деятельностью;  

- использовать знаково-символические средства;

-осуществлять  анализ, синтез, обобщение  объектов и явлений;

Коммуникативные УУД:

-уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач;

-уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

-слышать инструкцию учителя;

-проявлять интерес к общению со взрослым и принимать помощь;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;                                                       

 -принимать учебную задачу, контролировать и корректировать ее выполнение;

-уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия.

1.       Личностные

2.      - принятие и освоение социальной роли обучающегося,;

3.      - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

4.       - овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

5.      -развитие этических чувств, проявление доброжелательности;

6.      - адекватно  понимать причины успешной учебной деятельности;

 

 

Межпредметные связи

 

-- Мир природы и человека.   (для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение»,  3 класс).

 

Оборудование

- Мультимедийная презентация «Осенние аллеи»;

-  Ламинированные рисунки «осенние листья с прямыми и обратными слогами со звуком [Л] »  (для чтения слогов с правильной артикуляцией);

-Предметные картинки с изображением осенних деревьев, осенних веток.

- Ламинированные картинки «Листопад» с пунктирными дорожками (для развития графо - моторных навыков);

-Осенний желтый лист на шпажке (для выполнения гимнастики для глаз).

 

 

 

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I.   Мотивация к деятельности.

1.Организационный момент

·         Приветствие. Работа с компьютером. Логопед настраивает ученика на положительный     эмоциональный ряд, настраивает на работу. Уточняет  время года. Знакомит ученика с понятием «аллея парка».

 

·         Ученик располагается у компьютера, рассматривает слайд презентации с изображением  осеннего парка. Знакомится с понятием «аллея парка».

           Ребенок, вместе с логопедом, листает слайды презентации,  

            путешествуя с героем презентации мальчиком Лукой по  

            аллеям осеннего парка.              

II. Актуализация необходимых знаний.

·   Озвучивает логопедическую тему занятия.  Уточняет признаки осени, осенние месяцы.

·   Предлагает ребенку упражнения на развитие речевого выдох.

·   Предлагает ребенку упражнения артикуляционные упражнения на закрепление правильного уклада звуков [Л] и [ЛЬ].

 

 

·         Вспоминает призники осени. Вместе с логопедом вспоминает название осенних месяцев.

·         Повторяет за логопедом дыхательные и артикуляционные упражнения.

 

III. Организация познавательной деятельности обучающихся.

 

 1)  Соотнесение слова и изображения , его обозначающего

·       Показывает, многократно повторяет названия  деревьев: клена, липы, тополя, ольхи и ели (а также листьев и веток этих деревьев)

·         Показывает образец произнесения предложений с использованием в словах правильного уклада звуков [Л] и [ЛЬ]

·       Дает положительную оценку работе ребенка.

 

2)Формирование понятия  «листопад».  Развитие понятий «большой – маленький, один – много». Развитие умения образовывать множественные формы существительных. Игра «Один – много».

·         Задаёт наводящие вопросы. При необходимости даёт ребенку правильный образец предложения.

·  Даёт положительную оценку работе ребенка.

 

 

 

 

3) Развитие словаря прилагательных.

· Предлагает ученику назвать множественную форму существительных, относящихся к осенней лексике (лист, дождь, лужа, капля, ветер, пальто). Задаёт наводящие вопросы.

·  Помогает ученику ответить на вопросы: «Какой? Какая? Какие?». (Кленовый, кленовая, кленовые ит.д.)

· Даёт положительную оценку работе ученика.

 

 

4)  Динамическая пауза. Физкультминутка.

·         Озвучивает задние, показывает и просит повторить движения и слова.

· Даёт положительную оценку работе ученика.

 

 

5) Развитие словаря числительных. Игра «Два – пять».

·         Предлагает ученику вслух посчитать количество веток в осенних букетах (кленовом, липовом, тополином, ольховом, еловом). Показывает образец счета вслух.

· Даёт положительную оценку работе ученика.

 

 

 

6) Развитие умения образования существительных в уменьшительно-ласкательной форме Игра «Назови ласково».

·         Организует работу с ламинированными изображениями разного размера (большими и маленькими)  листьев, луж, облаков и т.д.

· Предлагает ученику назвать уменьшительно-ласкательную форму существительных, относящихся к осенней лексике (лист, дождь, лужа, капля, ветер, пальто). Задаёт наводящие вопросы.

· Даёт положительную оценку работе ученика.

 

 

 

7)Развитие умения образования родительного падежа существительных  Игра «Есть – нет».

·         Организует работу с ламинированными изображениями (на белом фоне и на белом фоне, перечеркнутыми)  листьев, луж, облаков и т.д.

· Предлагает ученику назвать форму существительных в родительном падеже, относящихся к осенней лексике (лист, дождь, лужа, капля, ветер, пальто). Задаёт наводящие вопросы.

· Даёт положительную оценку работе ученика.

 

 

 

 

 

·         Повторяет за логопедом названия деревьев,  листьев и веток (отраженная и сопряженная речь).

·         Повторяет за логопедом большие развернутые предложения, правильно используя новый артикуляционный уклад звуков [Л] и [ЛЬ]

·        Выполняет упражнение согласно инструкции.

 

 

 

·         Отвечает на вопросы логопеда, используя правильный артикуляционный уклад звуков [Л] и [ЛЬ].  Может повторить за логопедом предложение  (может быть отраженная и сопряженная речь).

 

 

 

 

·         Отвечает на вопросы, используя правильный артикуляционный уклад звуков [Л] и [ЛЬ]. Возможно, повторяет за логопедом готовые предложения. (отраженная и сопряженная речь).

 

 

 

·         Выполняет упражнение согласно инструкции.

 

 

 

 

·         Отвечает на вопросы, используя правильный артикуляционный уклад звуков [Л] и [ЛЬ]. Возможно, повторяет за логопедом готовые предложения. (отраженная и сопряженная речь).

·         Выполняют упражнение согласно инструкции.

 

 

 

·         Отвечает на вопросы, используя правильный артикуляционный уклад звуков [Л] и [ЛЬ]. Возможно, повторяет за логопедом готовые предложения. (отраженная и сопряженная речь).

·         Выполняют упражнение согласно инструкции.

·          Участвует в игре (ортаженная и сопряженная речь).

 

 

 

 

 

 

·         . Отвечает на вопросы, используя правильный артикуляционный уклад звуков [Л] и [ЛЬ]. Возможно, повторяет за логопедом готовые предложения. (отраженная и сопряженная речь).

·         Выполняют упражнение согласно инструкции.

·          Участвует в игре (ортаженная и сопряженная речь).

 

 

IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия.

  Развитие высших психических функций. Формирование и развитие  любви к природе. Проверка качества усвоения изученного материала.

 

·       Повторение лексического материала.

·       Предлагает ученику оценить свою деятельность на занятии.

 

 

 

·         Вспоминает этапы занятия, выполненные задания.  

·         Оценивает свою деятельность.

 

 

 

Дополнительный материал к  занятию. Графический диктант  по теме урока. Ученик самостоятельно выполняет задание с использованием ламинированных листков с заданием и фломастеров.

Здоровьесберегающие технологии. Проведение гимнастики для глаз после работы с компьютером. Учение выполняет гимнастику для глаз  стоя у стола, с использованием офтальмотренажера (при помощи логопеда).