Методическая разработка урока по изобразительному искусству
Предмет, класс |
Изобразительное искусство 6 класс |
Тема урока |
«Пейзаж - большой мир» |
Учебник (УМК) |
Л.А. Неменская Искусство в жизни человека 6 класс |
Разработчик урока |
Учитель изобразительного искусства Туканова М.И. |
Тип урока |
Урок изучения новых знаний. |
Цель урока |
формирование знаний о пейзаже, правилах линейной перспективы, видах пейзажа. |
Планируемые результаты обучения |
1. Предметные - Предметные результаты Понимание и определение понятия пейзаж, линейная перспектива. 2. Метапредметные – формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р) Извлекать необходимую информацию из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий (П). Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности (К). 3. Личностные – формировать у школьников мотивацию к учебно-познавательной деятельности, стремление к совершенствованию своих умений (Л). |
Технологическая карта урока
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Активация учащихся |
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку – Добрый день! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись. Отметьте одним из смайликов свое самочувствие. |
Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку |
(Л): мобилизация внимания, уважение к окружающим. (Р): целеполагание. (К): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
– Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации произведений известных русских живописцев. Слайды или репродукции картин с изображениями пейзажей: И.И. Шишкин И.И. Левитан И.К. Айвазовский А. Саврасов Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Догадались о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Кто может сформулировать цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо? Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Помогает, советует в планировании.
|
Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий |
Р): целеполагание, прогнозирование действия постановки и решения проблем. (К): инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. (П): общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; |
3.Актуализация знаний Выявить уровень знаний и систематизировать их. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Сегодня вам предлагается выполнить рисунок пейзажа, в котором вы сможете выразить свое настроение. При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. Давайте вспомним, что вам известно о построении композиции. |
Представляют результаты исследования. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Л: осознание своих возможностей. Р: умение регулировать свои действия. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
4. Актуализация ранее изученных знаний. |
Пройти тест на повторение
|
Учащиеся анализируют вопросы и проходят тест |
П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
5.Первичное усвоение новых знаний. Организовать осмысленное восприятие новой информации |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Создавая свои работы, художники стремятся не только передать точность пейзажа, но и свое отношение к нему, свое настроение. Вы согласны? Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струи души. Такой пейзаж и называется пейзажем – настроения. Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что выдающими мастерами такого пейзажа были А.К. Саврасов и И.И. Левитан. Их полотна то грустные, то радостные, то тревожные, рассказывает нам о чувствах и настроениях художников. Основатель знаменитой галереи Павел Третьяков говорил: «Мне не нужно не богатой природы, ни эффективного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия – дело художника. Она во всем может быть». Именно поэтическое обаяние самого обыденного скромного, типично русского пейзажа открыл зрителю Александр Кондратьевич Саврасов в своем произведении «Грачи прилетели». Глядя на эту картину, мы явственно ощущаем свежесть воздуха, насыщенного запахом тающего снега, весеннего тепла. Что же хочет сказать художник, изобразив такой пейзаж? (ответы учащихся). Да, художник как бы говорит нам: «Цените тихую прелесть и очарование русской природы». |
Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в альбоме: пейзаж, линейная перспектива |
П: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
6. Первичная проверка понимания. Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. |
Задает вопрос: -Что такое пейзаж? Пейзаж – это изображение природы. В зависимости от того, что изобразил художник, пейзажи бывают: - Городской пейзаж – это здания, улицы, деревья, проспекты, площади сделанные руками человека. - Морской пейзаж (марина) – это пейзаж изображающий морской вид. - Лирический пейзаж (пейзаж настроения) – картина, в которой отражаются чувства и душевные переживания автора. - Ландшафт – это картина, на которой изображен общий вид местности (горы, реки, леса, поля и т.д.). - Исторический пейзаж – это изображение исторических событий, (старинные города, села, старинный быт и т. д). - Индустриальный (промышленный) пейзаж – стремление художника показать роль и значение человека – созидателя, строителя заводов, фабрик, промышленных районов. - Космический пейзаж – изображение наземных пространств и природы в других условиях. - Сельский пейзаж (деревенский быт). - Архитектурный пейзаж (памятники архитектуры, архитектурные постройки). |
Выбирают самостоятельно набросок близлежащих домов и деревьев. |
Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. К: слушать и слышать собеседника. П: применять полученные знания о пейзаже |
7. Первичное закрепление. Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний |
Предлагает задания на «новое» знание Каждый из вас должен сегодня нарисовать свой пейзаж, обдумав мотивы своей работы, композицию, колорит. Прежде всего определим композицию листа (вертикально или горизонтально) Определить линию горизонта, где она будет проходить, в зависимости от вашего замысла. Если основной акцент будет у вас на земле, то линия горизонта должна располагаться выше. Если же вы решили, что в вашей работе должно быть больше места для изображения неба – ниже. Размещаем предметы соблюдая пространственные отношения, первый план рисуем всегда больше, средний меньше, задний план еще меньше. Не забывайте, что предметы переднего плана могут закрывать предметы заднего. Детально прорисовывайте свою работу. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам, но доносящей до зрителя образ нашей Малой Родины. |
Осуществляют учебные действия по намеченному плану : обдумывают мотивы своего пейзажа, детально прорисовывают рисунок. |
Р: контроль, оценка, коррекция. П: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К: организовывать учебное взаимодействие в группе. |
8.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности |
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Выявляет затруднения в ходе работы. Консультирует, советует, помогает Обучает способам контроля и самооценки деятельности |
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок |
Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Л: самоопределение. К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
При всей нашей жизни «на бегу» сложно рассмотреть красоту окружающей природы. Домашнее задание: 1.Постарайтесь в выходной день понаблюдать, как распускаются цветы, появляются листья на деревьях 2.Найдите пословицы о природе. 3.Составьте кроссворд о природе |
Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание |
Р: умение выбрать задание по силам. К: планирование сотрудничества с учителем |
10.Рефлексия 1. Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2. Подвести итог проделанной работы на уроке |
Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник не повторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в ваших пейзажах. В картинах вы сумели решить широкий круг вопросов – от выбора идеи, формата и размера рисунка, изображение пространства. Видно, что в свои рисунки вы вложили чувства и выразили любовь к родному краю. Поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки. Оцените пожалуйста свою работу на уроке. Что в сегодняшней работе понравилось больше всего? Какие возникли трудности? Кто в будущем хотел бы связать свою профессию с искусством? Благодарю всех за работу. Творческих вам успехов. |
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
Рефлексия своих действий самооценка учебной деятельности, Р: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.