Технологическая карта урока биологии в 5 классе.
Урок № 1.
Тема |
Биология – наука о живой природе.
|
||||
Цель |
Сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы. Раскрыть роль живых организмов в природе и в жизни человека. Показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой обитания. Познакомить с методическим аппаратом учебника и правилами работы с ним. |
||||
Задачи |
|
||||
Основное содержание темы, термины и понятия |
Биология как наука. Биологические дисциплины. Значение биологии.
|
||||
Планируемые результаты
|
|||||
Личностные -осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии. - формирование любви и бережного отношения к родной природе, элементы экологической культуры. |
Метапредметные Регулятивные действия - умение ставить учебные задачи; - умение проводить исследовательскую работу. Познавательные: - умение работать с текстом; - умение выделять главное при работе с различными источниками информации: с учебником, с дидактическими материалами; - умение дать определения понятиям; - умение сформулировать выводы на основе своих наблюдений ; - умение использовать приобретённые знания в практической жизни. Регулятивные: - умение выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью; - умение соотносить учебные действия с известными правилами; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение полно и точно выражать свои мысли; - умение вести дискуссию; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
|
Предметные Учащиеся должны знать: - понятия «биология», «биосфера», «экология»; - о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера»; -раскрывать значение биологических знаний в современной жизни; - оценивать роль биологической науки в жизни общества |
|||
Универсальные учебные действия |
|||||
Личностные -готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению; - сформировать мотивацию к обучению. -умение соблюдать дисциплину на уроке; -подводят итоги своей деятельности; -уважительно относиться к учителю и одноклассникам; - проявлять интерес к предмету, стремиться к приобретению новых знаний.
|
Регулятивные - уметь выполнять задания в соответствии поставленной целью; - уметь выполнять учебные действия в соответствии с планом; - постановка целей урока, на основе того, что уже известно; -делать выводы по результатам работы; - умение прогнозировать результаты; - умение решать проблемные задачи; -готовят рабочее место к уроку. -оценивают собственную деятельность на уроке.
|
Познавательные - умение работать с натуральными объектами и сравнивать их, бережно относиться к растениям как живым объектам; - умение осознанно и произвольно высказывать свои мысли в устной и письменной форме; - умение работать с понятийным аппаратом урока; - умение слушать, вести наблюдения; -умение предполагать, анализировать; - умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - умение ориентироваться в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
|
Коммуникативные - умение вести беседу, диалог; - умение работать в парах; -умение анализировать ответы своих товарищей; - умение точно выражать свои мысли и оформлять их в устной форме - умение взаимодействия с учителем; -умение слушать собеседника, воспринимать информацию на слух; - отвечать на вопросы учителя.
|
||
Организация образовательного пространства
|
|||||
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
|||
Окружающий мир 4 класс |
1.Мультимедийный проектор; 2. На партах: комнатные растения, гербарии растений. 3. Презентации 4. Средства обучения:
|
фронтальная индивидуальная в паре
|
|||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
№ |
Этап урока |
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||
1 |
Организационный момент. |
Эмоциональная,
психологическая |
Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. Учитель читает стихотворение (показ слайдов в соответствии со строчками) Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нет!
– С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый предмет, который называется «Биология». Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках? – Какие знания и умения приобретём? – Какие открытия сделаем? (Ответы детей.) - Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа. |
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Слушают, принимают участие в диалоге |
Познавательные: слушают учителя Коммуникативные: принимают участие в диалоге с учителем. Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. |
||||
2 |
Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним |
|
Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним.
|
Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке задают вопросы учителю. |
Коммуникативные: -слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы; |
||||
3 |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (Осознание проблемной ситуации) |
- мотивация обучающихся к изучению темы; -актуализация имеющихся знаний. |
Учитель фиксирует на доске план изучения новой темы: 1. Что изучает биология (Биология, Экология, Биосфера). 2. Биологические дисциплины. 3. Значение биологии. |
Обучающиеся слушают рассказ учителя, записывают план урока в тетрадь.
|
Личностные: - сформировать мотивацию к обучению Регулятивные - постановка целей урока, на основе того, что уже известно; Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, Коммуникативные: - умение вести беседу; - умение анализировать ответы своих товарищей;. - умение точно выражать свои мысли. |
||||
4 |
Учебно – познавательная деятельность |
Изучение нового материала.
|
Создает условия для изучения новой темы. Рассказывает новый материал, диктует определения под запись учащимся, показывает презентацию. Биология – «биос»-жизнь, «логос»- учение. Наука о жизни, живых организмах, обитающих на земле. Биосфера – (шар) включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы. Экология «ойкос»-дом, жилище, «логос»- учение. Наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой Биология:
Значение биологических знаний. · Продукты питания и сырье для изготовления одежды и обуви, аксессуаров · Сырье для изготовления лекарств и косметических средств · Источник наслаждения красотой природы · Разработка методов борьбы с сорняками и возбудителями болезней · Выведение новых сортов и интродукция растений · Генная инженерия, Биотехнологии и На-на технологии · Сохранение редких видов и биосферы
|
Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя, записывают в тетрадь определения: «биология, экология, биосфера», зарисовывают схему биологических дисциплин, смотрят презентацию. Выполняют задания №1, 2. Учащиеся заполняют таблицу. «Значение биологических знаний».
|
Познавательные - умение работать с понятийным аппаратом урока; - умение работать с натуральными объектами; -умение вести наблюдения; - умение осознанно и произвольно высказывать свои мысли в устной форме, и письменной форме; -умение предполагать, анализировать; - умение бережно относится к растениям как живым организмам. Регулятивные: - умение выполнять учебные задания в соответствии с целью, с планом действий; - умение прогнозировать результаты; - умение решать проблемные задачи Коммуникативные: умение выполнять учебные задания в паре, - умение полно и точно выражать свои мысли. -умение вести беседу; - умение владеть монологической речью; - умение работать с дидактическими материалами, - умение находить информацию по теме. Предметные.
|
||||
5 |
Диагностика качества освоения темы |
-установить степень усвое- ния темы урока; -стимулировать интерес к выполнению заданий; -научить ориентироваться в разных вариантах выполне- ния задания; -планировать свои действия в соответствии с учебным заданием; |
Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни. Объясни: |
Учащиеся выполняют упражнение №3, смотрят презентацию. Обучающиеся устно в свободной форме отвечают на вопросы. Работают с параграфом №1, составляют план.
|
Познавательные: -мысленное воспроизведение понятий. Коммуникативные: -оформляют свои мысли в устной форме. Личностные: -подводят итоги своей деятельности |
||||
6 |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
Самоконтроль и оценка учебной деятельности |
Учитель просит высказать свои ощущения Я узнал… Я научился…. Мне понравилось… Я затруднялся ….. Мое настроение… Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет) |
Обучающиеся устно в свободной форме отвечают на вопросы. |
Познавательные: -ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
|
||||
7 |
Домашнее задание |
Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости |
В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”. Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 4 и5. Дополнительно для сильных учащихся. 1.Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека. 2. Составьте список профессий, связанных с биологическими науками. 3.Почему биологию считают наукой будущего?
|
Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. |
Коммуникативные: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.