Технологическая карта урока по биологии: "Биология - как наука".
Оценка 5

Технологическая карта урока по биологии: "Биология - как наука".

Оценка 5
docx
25.08.2021
Технологическая карта урока по биологии: "Биология - как наука".
Урок _1 Биология - наука о живой природе.docx

Технологическая карта урока биологии в 5 классе.

Урок № 1.

 

Тема

Биология – наука о живой природе.

 

Цель

Сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы. Раскрыть роль живых организмов в природе и в жизни человека. Показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой обитания. Познакомить с методическим аппаратом учебника и правилами работы с ним.

Задачи

  • Сформировать знания о предмете изучения биологии, ее задачах, методах исследования в биологии, о значении и роли живых организмов в природе и в жизни  современного человека, раскрыть особенности биологии как комплексной и интегрированной науки;
  • Познакомить с методическим аппаратом  учебника и правилами работы с ним;
  • Показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой обитания;

 

Основное содержание темы, термины и  понятия

Биология как наука. Биологические дисциплины. Значение биологии.

 

Планируемые результаты

 

Личностные

-осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии.

- формирование любви и  бережного отношения к родной природе, элементы экологической культуры.

Метапредметные

Регулятивные действия

- умение ставить учебные задачи;

- умение проводить  исследовательскую работу. 

Познавательные:

- умение работать с текстом;

- умение выделять главное  при работе с различными источниками информации: с учебником, с дидактическими материалами;

- умение дать определения понятиям;

- умение сформулировать выводы на основе своих наблюдений ;

- умение использовать приобретённые знания в практической жизни.

Регулятивные:

- умение выполнять учебные задания в соответствии с  поставленной целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение полно и точно выражать свои мысли;

- умение вести дискуссию;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

 

Предметные

 Учащиеся должны знать:

- понятия «биология», «биосфера», «экология»;

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера»;

-раскрывать значение биологических знаний в современной жизни;

- оценивать роль биологической науки в жизни общества

Универсальные учебные действия

Личностные

-готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформировать мотивацию к обучению.

-умение соблюдать дисциплину на уроке;

 -подводят итоги своей деятельности;

-уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

- проявлять интерес к предмету, стремиться к приобретению новых знаний.

 

Регулятивные

- уметь выполнять задания  в соответствии  поставленной целью; - уметь выполнять учебные действия в соответствии с планом;

- постановка целей урока, на основе  того, что уже известно;

-делать выводы по результатам работы;

 - умение прогнозировать результаты;

- умение  решать проблемные задачи;

-готовят рабочее место к уроку.

-оценивают собственную деятельность на уроке.

 

Познавательные

- умение работать с натуральными объектами и сравнивать их, бережно относиться к растениям как живым объектам;

- умение осознанно  и произвольно высказывать свои мысли в устной и письменной форме;

- умение работать с понятийным аппаратом урока;

- умение слушать, вести наблюдения;

 -умение предполагать, анализировать;

- умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

 - умение ориентироваться

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

 

 

Коммуникативные

- умение вести беседу, диалог;

- умение работать в парах;

-умение анализировать ответы своих товарищей;

 - умение точно выражать свои мысли и оформлять их в устной форме

- умение взаимодействия с учителем;

 -умение слушать собеседника,  воспринимать информацию на слух;

- отвечать на вопросы учителя.

 

Организация образовательного пространства

 

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир 4 класс

1.Мультимедийный проектор;

2. На партах: комнатные растения, гербарии растений.

3. Презентации

4. Средства обучения:

  1. Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа;
  2. Рабочая тетрадь к учебнику;

 

фронтальная 

индивидуальная

в паре 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этап урока

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

Учитель читает стихотворение (показ слайдов в соответствии со строчками)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нет!

 

– С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый предмет, который называется «Биология».  Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках?

– Какие знания и умения приобретём?

– Какие открытия сделаем? (Ответы детей.)

- Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа.

 Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Слушают, принимают участие в диалоге

Познавательные: слушают учителя

Коммуникативные: принимают участие в диалоге

с учителем.

Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

2

Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

 

Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним.

 

Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке задают вопросы учителю.

 Коммуникативные:

 -слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы;

3

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (Осознание проблемной ситуации)

 - мотивация

обучающихся к изучению темы;

-актуализация имеющихся знаний.

Учитель фиксирует на доске план изучения новой темы:

1.     Что изучает биология (Биология, Экология, Биосфера).

2.     Биологические дисциплины.

3.     Значение биологии.

Обучающиеся слушают рассказ учителя, записывают план урока в тетрадь.

 

Личностные:

 - сформировать мотивацию к обучению

Регулятивные

- постановка целей урока, на основе  того, что уже известно;

Познавательные

 - осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

Коммуникативные:

- умение вести беседу;

- умение анализировать ответы своих товарищей;.

 - умение точно выражать свои мысли.

4

Учебно – познавательная деятельность

Изучение нового материала.

 

Создает условия для изучения новой темы. Рассказывает новый материал, диктует определения под запись учащимся, показывает презентацию.

Биология – «биос»-жизнь, «логос»- учение. Наука о жизни, живых организмах, обитающих на земле.

Биосфера – (шар) включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.

Экология «ойкос»-дом, жилище, «логос»- учение. Наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой

Биология:

  • Вирусология (вирусы)
  • Бактериология (бактерии)
  • Микология (грибы)
  • Ботаника (растения)
  • Зоология (животные)
  • Анатомия (строение органов)
  • Цитология (строение и жизнедеятельность клеток)
  • Физиология (функции организмов)
  • Биохимия и молекулярная биология (клеточные функции)
  • Генетика (наследственность и изменчивость организмов)
  • Эмбриология (индивидуальное развитие организмов)
  • Экология отношения организмов между собой и окружающей их средой.

Значение биологических  знаний.

·         Продукты питания и сырье для изготовления одежды и обуви, аксессуаров

·         Сырье для изготовления лекарств и косметических средств

·         Источник наслаждения красотой природы

·         Разработка методов борьбы с сорняками и возбудителями болезней

·         Выведение новых сортов и интродукция растений

·         Генная инженерия,  Биотехнологии и На-на технологии

·         Сохранение редких видов и биосферы

 

Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя, записывают в тетрадь определения: «биология, экология, биосфера», зарисовывают схему биологических дисциплин, смотрят презентацию. Выполняют задания №1, 2.  Учащиеся заполняют таблицу.

«Значение биологических знаний».

Область применения

Примеры

 

 

Познавательные

 - умение работать с понятийным аппаратом урока;

- умение работать с натуральными объектами;

-умение вести наблюдения;

 - умение осознанно  и произвольно высказывать свои мысли в устной форме, и письменной форме;

-умение предполагать, анализировать;

- умение бережно относится к растениям  как живым организмам.

Регулятивные:

- умение выполнять учебные задания в соответствии с целью, с планом действий;

 - умение прогнозировать результаты;

- умение  решать проблемные задачи

Коммуникативные: умение выполнять учебные задания в паре,

- умение полно и точно выражать свои мысли.

-умение вести беседу;

- умение  владеть монологической речью;

- умение работать с  дидактическими материалами, - умение находить информацию по теме.

Предметные.

 

 

5

Диагностика качества освоения темы

-установить степень усвое-

ния темы урока;

-стимулировать интерес к

выполнению заданий;

-научить ориентироваться в

разных вариантах выполне-

ния задания;

-планировать свои действия

в соответствии с учебным заданием;

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.

Объясни:
Экология – это…, Биосфера - это ….
Биология – это…
Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников.

Учащиеся выполняют упражнение №3, смотрят презентацию. Обучающиеся устно в свободной форме отвечают на вопросы. Работают с параграфом №1, составляют план.

 

 Познавательные:

-мысленное воспроизведение понятий.

Коммуникативные:

-оформляют свои мысли в устной форме.

 Личностные:  -подводят итоги своей деятельности

6

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Самоконтроль  и оценка   учебной деятельности

Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал…

Я научился….

Мне понравилось…

Я затруднялся …..

Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет)

Обучающиеся устно в свободной форме отвечают на вопросы.

Познавательные: -ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на  уроке.

 

7

Домашнее задание

Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости      

В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”.

Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания  4 и5.

Дополнительно для сильных учащихся.

1.Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.

2. Составьте список профессий, связанных с биологическими науками. 3.Почему биологию считают наукой будущего?

 

 

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.

 Коммуникативные:

слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы.

 


 

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Окружающий мир 4 класс1.Мультимедийный проектор; 2

Окружающий мир 4 класс1.Мультимедийный проектор; 2

Живая природа постоянно задает нам вопросы

Живая природа постоянно задает нам вопросы

Учебно – познавательная деятельность

Учебно – познавательная деятельность

Значение биологических знаний

Значение биологических знаний

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока

Составьте список профессий, связанных с биологическими науками

Составьте список профессий, связанных с биологическими науками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2021