КЛАСС ____________ Дата___________________
Технологическая карта
урока по физике для 7 класса по теме «Плотность вещества»
Цели урока |
|
Деятельностная цель урока (по линиям развития личности) |
Содержательная цель урока: (обязательный минимум содержания) |
1. Сформировать представление о плотности вещества, выяснить от чего зависит плотность вещества. 2. Развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, измерять, производить вычисления, делать выводы), умения работать с таблицей. 3. Воспитывать умение работать в группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение грамотно выражать свои мысли. |
1. Формирование понятия новой физической величины – плотности.
2. Выяснения физического смысла плотности.
3. Выведение формулы для расчета плотности.
4.Выведение единицы измерения плотности.
5.Определение плотности по таблице.
|
Этапы урока, время |
Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) |
Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) |
Доска и оборудование |
Формируемые УУД |
Актуализация знаний 5–7 минут |
- Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. - Вспомним понятия, которые нам пригодятся сегодня на уроке. Итак, нам надо повторить физическую величину – массу. Вам предлагается дополнить предложенные высказывания. Свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии называют …… Физическая величина, характеризующая инертные свойства тел называется … Обозначение массы … Единица измерения массы … Прибор, с помощью которого измеряют массу тела … Практическая работа п измерению массы рычажными весами.
- А теперь повторим то, что вы знаете про физическую величину – объём. Как найти объем прямоугольного параллелепипеда? -Молодцы! Очень хорошо. Вы с заданием справились (Если будут затруднения, учитель проводит коррекцию) |
Ученики приветствуют учителя.
Дети отвечают на вопросы учителя Инертность
Масса m килограмм
весы
длину умножить на ширину и умножить на высоту
|
|
|
Создание проблемной ситуации 3 минут |
Постановка проблемы. На столе лежит деревянный брусок. Как используя только линейку определить его массу? Затрудняетесь? Ладно, мы вернемся к этому вопросу позже, только вы его запомните.
Возьмем три бруска одинакового объема. Как вы думаете, а массы будут одинаковыми или разными?
Появились две точки зрения. Хорошо. В физике что является подтверждением истинности того или иного высказывания? Давайте проверим ваши мнения опытом.
Итак, опыт показал, что масса брусков разная. Ребята, какой вывод можно сделать из этого опыта?
|
Дети высказывают свои мнения: - затрудняются ответить
- одинаковыми - разными
- опыт Проводят взвешивание брусков на весах (работа в парах). Массы разные.
- что тела с одинаковым объемом, масса может быть разной.
|
|
|
Формулирование проблемы (темы и целей урока) 2-4 мину ты |
Постановка проблемы Делит учащихся на две группы (по вариантам и т. п.) На одном конце демонстрационного стола находятся весы с разновесами и тела разного объема, но равной массы. На другом конце весы с разновесами и тела одинакового объема, но разной массы. Ставит перед учащимися задачу: определить, что общего и в чем отличия между этими телами. Во время эксперимента соблюдайте технику безопасности! При необходимости, оказывает помощь учащимся. Делятся
Что общего в полученных выводах?
Как Вы думаете есть ли связь между массой, объемом тела и родом вещества? Влияет ли род вещества на массу тел при одинаковом или разном объеме? Сегодня на уроке мы и узнаем об этом. Физики говорят, что тела различаются своей плотностью. Определите цели урока. (на доске записаны вспомогательные слова: определение, как, зависит, какие)
Какова тема урока? (записывает на доске) |
Делятся на группы, подходят к демонстрационному столу. Проводят необходимые измерения (используют весы; если времени достаточно, то можно использовать мензурку для сравнения объемов, если нет, то «на глаз»). Обсуждают, делают выводы. Садятся на свои места, а представители от групп озвучивают полученные выводы: 1 группа — тела имеют разный объем, одинаковую массу, сделаны из разных веществ. 2 группа — тела имеют одинаковый объем, разную массу, сделаны из разных веществ. (записывают в тетрадь) - сделаны из разных веществ. (могут добавить о строении вещества: молекулы, их количество, размеры) - Да.
Называют цели: узнать определение плотности; узнать как она обозначается; узнать от чего она зависит; узнать какие единицы измерения; узнать способы измерения. (записываю в тетрадь) - Плотность вещества. (записываю в тетрадь) |
|
|
Открытие нового знания 7-10 минут |
Работа с текстом учебника §18. Изучить опыты, описанные в учебнике и записать вывод.
Работая с текстом учебника §18, пункт «Плотность вещества» достигнуть поставленных целей. (работа в парах)
Дайте определение плотности и запишите на доске формулу.
Рассказать о единицах плотности и записать на доске.
Сравним плотности различных веществ. Работа с таблицами стр.206. Чем отличаются таблицы?
В чем их отличие (состояния вещества)? |
Изучают. Записывают в тетрадь: плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3. Читают. Находят определение плотности, обозначение, формулу, единицы плотности. Делают записи в тетради.
Вызывается пара: один дает определение (с места), другой записывает формулу на доске. Остальные сверяются со своими записями. Один ученик рассказывает и записывает.
Сравнивают. Отвечают: плотность жидкостей, твердых тел и газов. Три агрегатных состояния вещества. Отвечают: молекулы, промежутки между молекулами. Вывод: плотность вещества связана с промежутками между молекулами. |
|
|
Формулирование нового знания 5 минут |
-А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить задание, которое вызвало у вас затруднение. Вопрос с кирпичом. Так как же используя линейку определить массу кирпича?
|
Описывают: измерить длину, ширину, высоту кирпича (в см); найти плотность кирпича в таблице ( 1,8 г/см3); вычислить объем бруска; выразить массу из формулы и вычислить. Измеряют кирпич и делают записи измерений в тетради. Вычисляют и делают записи в тетради: V=abc=25*12*6=1800 см3 Из формулы плотности выражают массу: m=V*ρ= 1800см3*1,8 г/см3=3240 г |
|
|
Первичное применение нового знания 10 минуты |
Делит учащихся на 3 группы. Ставит перед учащимися задачу: решить задачу на определение плотности вещества. 1. Масса детали 34г, а объем 4см3. Определите из какого вещества изготовлена деталь. 2. Плита имеет объем 0,24м3 и массу 552кг. Определите плотность бетона. 3. Масса 2-х литровой бутылки с подсолнечным маслом 1,86кг. Определите плотность подсолнечного масла. (Массой бутылки пренебречь). |
Делятся на группы. Решают задачи в тетради. Делают выводы. Вызывается один ученик от группы и записывает решение задачи на доске.
|
|
|
Рефлексия Итог урока 4 минуты |
Сейчас проведем небольшую тестовую работу с целью проверки ваших знаний по изученной теме. Отвечаете в тетради. Далее проверяем себя по ключу. Тест 1. Плотностью называют… а)физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б)физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело. 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5.При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется Поставьте себе оценку по результатам теста. Если у вас нет ошибок – 5, если 1 ошибка - 4. Если ошибок больше, то пока ничего не ставьте. Поднимите руки те, у кого ни одной ошибки. Хорошо. Рефлексия деятельности. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске: · сегодня я узнал: · было интересно: · было трудно: · я почувствовал, что: · я приобрел: · я научился: · я смог: · я попробую: · меня удивило: · урок дал мне для жизни: |
Дети выполняют тест. 1. б 2. в 3. г 4. а 5. б
Дети проверяют тест и ставят отметки.
Дети отвечают.
|
|
|
Домашнее задание 1–2 минуты |
Откройте дневники и запишите домашнее задание. §18 прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа.
Определить плотность сахара-рафинада. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы.
Ребята я хочу сказать, что вы молодцы! Мы вместе успели за урок очень много. Спасибо, ребята, за урок! Удачи в изучении физики! |
Записывают в дневник домашнее задание.
Записывают задание в тетрадь. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.