Технологическая карта урока по физике в 7 классе.
«Явление тяготения. Сила тяжести».
Тема |
«Явление тяготения. Сила тяжести». |
||||
Тип урока: |
комбинированный |
||||
Цель |
расширение представления учащихся о силах посредством введения понятия «Сила тяжести» и ознакомления с явлением тяготения. |
||||
Задачи |
Образовательные:
1.работая с презентацией, объясняя физический эксперимент добиться осознанного усвоения учащимися понятий «Сила тяжести», «Тяготение»; 2. в ходе решения качественных задач совершенствовать умения применять полученные знания на практике; 3.углубить теоретические и практические знания, полученные при изучении темы «Силы».
Развивающие:
1.пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету; 2.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы. Воспитательные:
1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.работая в парах постоянного состава, обсуждая и решая задачи, воспитывать коммуникативную культуру школьников.
|
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о видах сил; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.уметь объяснять задачи на основе полученных знаний о силах.
|
УУД Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Умение составлять план проведения исследования; определять потенциальные затруднения при решении учебной; описывать свой опыт, планировать и корректировать. Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. |
||||
Основные понятия темы |
Сила, явление тяготения, сила тяжести. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. |
Основные технологии. |
Основные методы. |
Формы работы. |
Ресурсы. Оборудование. |
|
1.Слушание объяснений учителя. 2.Работа с презентацией. 3. Наблюдение за демонстрациями учителя. 4.Работа с тестом. 6. Решение задач. |
Технология сотрудничества. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. |
Физическое оборудование: Шарик на нити, воздушный шарик, штатив, желоб, шарик, ножницы. Ресурсы: Тесты, проектор, презентация. |
|
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Вводно-мотивационный этап. |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Актуализация знаний |
Проверка знаний учащихся по теме «Движение и взаимодействие тел». |
Вспомним. 1.
В результате чего может меняться скорость тела? Слайд№1
Тест |
Отвечают на вопросы. Выполняют тест. |
10мин |
|
3. |
Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Слайд№2
Прочитайте пословицу и ответьте на вопросы: 1. О каком физическом явлении говориться в пословице? 2. Верна ли пословица с точки зрения физики? 3. В чем ее житейский смысл?
«Учиться – что тележку в гору тащить: стоит отпустить – назад покатится». (Японская)
«Хорошему прыжку хороший разбег нужен». (Русская)
«Как бы ни старался водопад течь вверх, он все равно будет низвергаться вниз». (Китайская)
Назовите тему урока. |
Отвечают, обсуждают и определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
6 мин. |
Операционно-содержательный этап |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. |
Слайд№3
Все тела во Вселенной (ВСЕ!) связаны невидимыми «нитями» тяготения. Всё притягивается! Всё стремится друг к другу! Слайд№4
Тяготение властвует во Вселенной, в мире гигантских масс планет, звезд, галактик. Слайд№5
Взаимное притяжение всех тел называют всемирным тяготением, а силы притяжения гравитационными. Приведите примеры проявления сил всемирного тяготения. Слайд№6
Силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличиваются расстояния между ними. Слайд№7
Для всех живущих на Земле особое значение имеет сила притяжения тел к Земле.
Слайд№8
Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Д.Э. №1 падение металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити; Д.Э. №2 движение шарика по наклонному желобу, Д.Э. №3 движение воздушного шарика.
Сила тяжести обозначается буквой F с индексом: Fтяж. Слайд№9
Сила тяжести измеряется в Ньютонах. Она всегда направлена вниз.
Слайд№10
Сила тяжести прямо пропорциональна масс е этого тела. Во сколько раз масса одного тела больше массы другого тела, во столько же раз и сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести, действующей на второе. Слайд№11
Слайд№12
1. Почему сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе? А на вершине горы несколько меньше, чем у ее подножия?
2. Почему тела, брошенные горизонтально, падают на землю?
3. Только ли к Земле притягиваются тела? Почему это не заметно? |
1) Слушают и отвечают. 2)Объясняют предложенные экспериментальные задания. 3)Отвечают на вопросы. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
25мин. |
Рефлексивно – оценочный этап. |
||||||
4. |
Рефлексия. (Подведение итогов). |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Слайд№13
Как вы работали на уроке? Предлагает выбрать предложение. |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
2 мин. |
5. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. Параграф №25. |
Записывают в дневник. Параграф №25. |
Личностные |
1 мин. |
Тест «Движение и взаимодействие тел»
Вариант 1
1) Сила – это причина …
а) движения тела
б) изменения скорости тела
в) относительного покоя тела
2) Если два тела взаимодействуют между собой и первое из них после взаимодействия движется с большей скоростью, то говорят, что …
а) массы этих тел равны
б) масса первого тела больше массы второго
в) масса первого тела меньше массы второго
3) Какое из приведенных значений может выражать силу?
а) 80 кг/м3
б) 2 кг
в) 30 мН
4) Продолжайте предложение и укажите неверный ответ. Сила характеризуется …
а) временем действия
б) направлением
в) точкой приложения
г) числовым значением
Вариант 2
1) По международному соглашению за единицу силы принят …
а) килограмм (кг)
б) Ньютон (Н)
в) метр в секунду (м/с)
2) Какое из приведенных значений может выражать силу?
а) 300 кг/м3
б) 5 Н
в) 2 кг
3) Если два тела взаимодействуют между собой и первое из них после взаимодействия движется с меньшей скоростью, то говорят, что …
а) массы этих тел равны
б) масса первого тела больше массы второго
в) масса первого тела меньше массы второго
4) Если на тело действуют другие тела, то его скорость …
а) не изменится, тело находится в покое
б) не изменится, тело движется равномерно и прямолинейно
в) увеличивается или уменьшается
Литература.
1. А.В. Перышкин «Физика. 7класс»//М.: Дрофа, 2014.-224с.
2. infourok.ru/otkritiy-urok-sila-yavlenie-tyagoteniya-409332.html
Приложение.
Вспомним.
1. В результате чего может меняться скорость тела?
2. Что такое сила?
3. Как изображают силу на чертеже?
Слайд№1
Тест
Прочитайте пословицу и ответьте на вопросы:
1. О каком физическом явлении говориться в пословице?
2. Верна ли пословица с точки зрения физики?
3. В чем ее житейский смысл?
«Учиться – что тележку в гору тащить: стоит отпустить – назад покатится». (Японская)
«Хорошему прыжку хороший разбег нужен». (Русская)
«Как бы ни старался водопад течь вверх, он все равно будет низвергаться вниз». (Китайская)
Назовите тему урока.
Все тела во Вселенной (ВСЕ!) связаны невидимыми «нитями» тяготения. Всё притягивается! Всё стремится друг к другу!
Тяготение властвует во Вселенной, в мире гигантских масс планет, звезд, галактик.
Взаимное притяжение всех тел называют всемирным тяготением, а силы притяжения гравитационными. Приведите примеры проявления сил всемирного тяготения.
Силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличиваются расстояния между ними.
Для всех живущих на Земле особое значение имеет сила притяжения тел к Земле.
Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.
Д.Э. №1 падение металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити; Д.Э. №2 движение шарика по наклонному желобу, Д.Э. №3 движение воздушного шарика.
Сила тяжести обозначается буквой F с индексом: Fтяж.
Сила тяжести измеряется в Ньютонах. Она всегда направлена вниз.
Сила тяжести прямо пропорциональна масс е этого тела. Во сколько раз масса одного тела больше массы другого тела, во столько же раз и сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести, действующей на второе.
1. Почему сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе? А на вершине горы несколько меньше, чем у ее подножия?
2. Почему тела, брошенные горизонтально, падают на землю?
3. Только ли к Земле притягиваются тела? Почему это не заметно?
параграф №25.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.