Технологическая карта урока по изобразительному искусству На тему: «Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств»

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

Технологическая карта урока по изобразительному искусству

На тему:

«Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств»

 

Выполнила:

Студентка группы Ш – 46

Воронзбехер Наталья Дмитриевна

Проверили:

Учитель 3 «а» класса

Беляева Валентина Владимировна

__________________

(Отметка)









Соликамск, 2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями,
материалами и инструментами, определить границы знания и незнания у четвероклассников, создать условия для развития интереса к истокам архитектуры разных народов

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанре пейзаж, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «компози-

ция», «иглу», «чум», «аул»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные

ресурсы

Интернет-ресурсы: www.etnic.ru, www.historyschi.ru, www.gusli.su

Наглядно-демонстративный материал

Мультимедийный ряд: Н.Рерих «Горы», презентация «Народы гор и степей», фотоматериал.

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: «Музыка северного сиянья», 1990г., студия грамзаписи «Мелодия»; старинная кумыкская песня «Лезгинка»

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка

 

 

 

 

 

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Органи-

зационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвое-

нию изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вступительное слово.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Все ли на месте?

Все ли в порядке?

Вы проверьте-ка,

Ребятки!

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к происходящему

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для чело-

века и принимают его; имеют желание учиться

 

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Народы гор и степей».

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр муль-

тимедийной

презентации «Народы гор
и степей».

Музыкальный фон: «Музыка северного сиянья»; старинная кумыкская песня
«Лезгинка»

 

-Ребята, сегодняшний  урок у нас будет не обычный. Мы с вами отправимся в путешествия по северным и горным районам нашей страны.

-Знаете ли вы, какие народы проживают на Севере? Чем занимаются и как называются их жилища?

Народы Севера – оленеводы и охотники.

Их жилища появились в глубокой древности, но существуют и сейчас. Они живут в чумах.

Чум – это переносное жилище народов
северо-восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Чум имеет коническую форму и в плане круглый или слегка овальный (диаметр по полу – 3–8 м).

Конический остов жилища состоит из 30–50 наклонных шестов. Зимой он накрывался шкурами оленя, изюбра или лося, сшитыми в полотнища, летом – вываренной берестой или корой, иногда парусиной или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом – грубой тканью. В центре чума находился очаг, по обе стороны от входа – спальные места: на пол клали бересту, циновки из ивовых прутьев и сухой травы, сверху – оленьи шкуры.

У канадских эскимосов жилище называется по-другому и немного похоже на чум. Их жилище называется иглу.

Иглу – у канадских эскимосов так называлось зимнее жилище, часто в виде

полусферического купола, сложенное

из снежных глыб. Высота его около

двух метров, диаметр – 3 или 4 метра.

Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков.

Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкура-

ми. Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается иглу
и освещается жирниками – плошками
с жиром, светильниками.

Слушают
учителя.

Отвечают
на вопросы.
Обсуждают, сравнивают,

анализируют картины художников-пейзажистов.

Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

Личностные: имеют
мотивацию учебной деятельности, способность
к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Устные
ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У горских народов Дагестана, Чечено-

Ингушетии и Осетии издавна сложился своеобразный тип поселка-аула, а жилища – сакли. Горный аул – обычно большая и компактная группа домов, занимающая склон горы и располагающаяся как бы амфитеатром, так что плоские крыши нижнего ряда домов служили двором для верхнего ряда. В аулах возводились специальные башни-убежища (они же и жилье) на случай военной опасности.

– Как вы думаете, почему так не похожи дома народов гор и Севера?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают
на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

– А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)

Выполняют упражнения

III. Творческая практическая деятельность

Изображение горного или северного пейзажа и народного жилища (аула, чума, иглу). Выявление особой красоты пейзажа художественными средствами (гуашь)

Перед тем, как приступить к выполнению задания обратите внимания на доску. На ней весят картины великих художников.

1.Н.Рерих «Вечное ожидание»  на ней изображен пейзаж гор.

2..А.К.Кестеев «Долина Челкуде» автор изобразил горы  Казахстана, вершины которых покрыты снегом. Между гор расположена долина и река.

4.А.В.Куприн «Беасальская долина»  среди унылых гор раскинулась долина. На ней находятся жилища.

Ребята, вы просмотрели презентацию, послушали мое сообщение, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем рисовать? (пейзаж)

-А что такое пейзаж?

-Пейзаж-изображение природы на состояние и настроение. Давайте приступим к работе.

 Объясняет последовательность выполнения работы.

– Начинайте работать по следующему
плану:

1. Обдумайте мотивы своего пейзажа,
что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности.

 2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта – примерно посередине листа.

3. Уточните детали пейзажа.

4. Нарисуйте народное жилище, характерное для вашего пейзажа

Составляют план работы.

Рисуют красками

Индивидуальная работа

 

 

 

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют исполнение задания.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности
и техники исполнения работы

Наблюдение.

Выполнение работы

IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового вы узнали сегодня на уроке, с чем познакомились?

– Рассмотрите выполненную вами композицию и подумайте, что получилось лучше всего.

– Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Молодцы!

Рассматривают композицию, оценивают работу свою и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения природы родного края
с оценкой увиденного.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы

 


 

Скачано с www.znanio.ru