Технологическая карта урока по литературе в 5 классе в соответствии с обновленным ФГОС ООО на тему: "Фантастика в литературе"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе в соответствии с обновленным ФГОС ООО на тему: "Фантастика в литературе"

Оценка 4.6
docx
20.03.2023
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе в соответствии с обновленным ФГОС ООО на тему: "Фантастика в литературе"
ТК Литература 5 класс. Фантастика.docx

Технологическая карта урока по литературе 5 класс в соответствии с обновленным ФГОС ООО

на тему:

«Фантастическое в литературе»

Цель:

 Познакомить учащихся с понятием фантастика, с некоторыми представителями жанра фантастики, фэнтэзи

Задачи:

1) Способствовать формированию навыка  работы с информацией.

2) Развивать критическое мышление учащихся через чтение и письмо.

3) Воспитывать умение сообща  работать в группах и в парах.

Тип урока: урок открытия нового знания

 

Ход урока

Организационный момент. Приветствие. Включение в деловой ритм. С помощью картинок подводит к теме урока

Целеполагание.  Какие цели на уроке мы должны поставить сегодня?

Актуализация знаний:

1. На какой жанр устного народного творчества похожи произведения фантастики? Чем?

2. Какие известные Вам писатели, творчество которых мы изучили обращаются к фантастике? С какой целью?

3. Какие персонажи обычно появляются в фантастическом произведении?

4. Фантастика только жанр литературы?

Изучение нового материала

ФАНТА́СТИКА (от греч. phantastike —воображать) — особый жанр, в котором повествуется о событиях, мирах и героях, нарушающих границы реальности.

противоречие законам действительности;

фантастический герои;

установка на вымысел, нарушение законов реальности;

Иномирие;

Борьба добра со злом;

истоки фантастики — это мифы и волшебные сказки;

Новая лексика.

Физминутка.

Изучение нового материала. Групповое задание

Задавание 1. Найдите мифологические отсылки к образам из произведения саги «Гарри Поттер». Сопоставьте их, найдите общее, ПОЯСНИТЕ. Дайте РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ

 

Герой

Отсылка

A.    Аргус Филч (смотритель)

1.      Минерва - римская богиня мудрости

B.     Пес Пушок

2.      Король змей

C.     Минерва Макгонагалл 

3.      Цербер

D.    Василиск

4.      многоглазый великан; в переносном смысле — неусыпный страж.

 

Задание 2. Фантастические образы, их характеристика в произведении «Девочка, с которой ничего не случится»

 

Бронтя

Бронтозавр быстро рос. Через месяц он достиг двух с половиной метров длины, и его перевели в специально выстроенный павильон. Бронтозавр бродил по огороженному загону и жевал молодые побеги бамбука и бананы. Бамбук привозили грузовыми ракетами из Индии, а бананами нас снабжали фермеры из Малаховки.

Тутексы

На Марсе мы осмотрели город, съездили с туристами в пустыню и побывали в Больших пещерах. Но после этого мне некогда было заниматься с Алисой, и я отдал ее на неделю в интернат.

На Марсе работает много наших специалистов, и марсиане помогли нам построить громадный купол детского городка. В городке хорошо — там растут настоящие земные деревья. Иногда ребятишки ездят на экскурсии. Тогда они надевают маленькие скафандры и выходят вереницей на улицу.

Татьяна Петровна — так зовут воспитательницу — сказала, что я могу не беспокоиться. Алиса тоже сказала, чтобы я не беспокоился. И мы попрощались с ней на неделю.

 

Шуша

Шуша. Полосков привез их с Сириуса. Маленький шуша, шушонок, можно сказать.

И Алиса осторожно достала из сумки маленького шестилапого зверька, похожего на кенгуренка. У шушонка были большие стрекозиные глаза. Он быстро вращал ими, крепко вцепившись верхней парой лап в Алисин костюм.

— Видишь, он меня уже любит, — сказала Алиса. — Я ему сделаю постель.

Я знал историю с шушами. Все знали историю с шушами, а мы, биологи, в особенности. У меня в зоопарке было уже пять шуш, и со дня на день мы ожидали прибавления семейства.

Полосков с Зеленым обнаружили шуш на одной из планет в системе Сириуса. Эти милые, безобидные зверушки, которые ни на шаг не отставали от космонавтов, оказались млекопитающими, хотя по повадкам больше всего напоминали наших пингвинов. 

Шуша жил в большой корзине рядом с Алисиной кроватью, мяса не употреблял, ночью спал, дружил с котятами, боялся богомола и тихо мурлыкал, когда Алиса гладила его или рассказывала о своих удачах и бедах.

            Об одном привидении

Мы летом живем во Внукове. Это очень удобно, потому что туда ходит монорельс и от него до дачи пять минут ходу. В лесу, по другую сторону дороги, растут подберезовики и подосиновики, но их меньше, чем грибников.

Я приезжал на дачу прямо из зоопарка и вместо отдыха попадал в кипение тамошней жизни. Центром ее был соседский мальчик Коля, который славился на все Внуково тем, что отнимал у детей игрушки. К нему даже приезжал психолог из Владивостока и написал потом диссертацию о мальчике Коле.

Кроме того, там жила Колина бабушка, которая любила поговорить о генетике и писала роман о Менделе, бабушка Алисы, мальчик Юра и его мама Карма, трое близнецов с соседней улицы, которые пели хором под моим окном, и, наконец, привидение.

Привидение жило где-то под яблоней и появилось сравнительно недавно. В привидение верили Алиса и Колина бабушка. Больше никто в него не верил.

Мы сидели с Алисой на террасе и ждали, пока новый робот Щелковской фабрики приготовит манную кашу. Робот уже два раза перегорал, и мы вместе с Алисой ругали фабрику, но самим приниматься за хозяйство не хотелось

 

Индикатор

 

Вдруг к ней бросилось странное существо — это был пушистый красный шар, который бегал на палочках как будто на паучьих ножках. Вдогонку за шариком быстро ползла двухголовая змея.

Красный шар подбежал к Алисе, прижался к ее ногам и стал ярко-желтым.

— Что это такое? — спросил Селезнев у змеи.

— Это индикатор, — ответила змея. — У нас их на планете пруд пруди. Они меняют цвет в зависимости от настроения.

 

Задание 3. Укажите время, место, которые используются в тексте. Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные ее отцом

Я хочу заранее предупредить учительницу Алисы — ей тоже будет, наверно, нелегко. Пускай же она внимательно выслушает совершенно правдивые истории, случившиеся с девочкой Алисой в разных местах Земли и космоса в течение последних трех лет.

 

Мы летом живем во Внукове

В марсианских школах были прекращены занятия, и школьники, разделившись на группы, прочесывали город и окрестности в поисках Алисы.

Еще одним зверем Алиса обзавелась, когда вернулась первая экспедиция с Сириуса.

 

 

 

 

 

Задание 4.

«Пегас» медленно опустился посреди поляны.

Но в тот момент, когда корабль коснулся травы, поляна провалилась вниз и «Пегас» рухнул в подземелье.

Поляна, как крышка чайника, тут же вернулась на место.

Ударившись о пол подземелья, «Пегас» закачался, но устоял. Вокруг было темно и тихо.

Зеленый включил свет в корабле и мрачно произнес:

— Ну вот, я же предупреждал, что это хорошо не кончится.

— Это типичная ловушка, — сказал профессор Селезнев. — Мне приходилось встречать такие в пустыне Кракатами. Там водятся ужасные пауки, которые сидят в яме, закрыв ее крышкой. И если какой-нибудь неосторожный слон или дракон наступит на крышку ямы, она проваливается внутрь и невинная жертва попадает на обед к пауку.

— Ничего себе паучок, — сказала Алиса, а индикатор от ужаса стал фиолетовым в черную крапинку.

— А где говорун? — спросил Селезнев. — Кто-нибудь его видел?

— Он спит на вешалке, — ответил Зеленый.

Взяв фонари, Селезнев с Алисой спустились на пол подземелья. Пол был ровным, каменным. Подняв фонарь, Алиса посветила перед собой, и сильный луч света ударился в пыльный, похожий на камень, космический корабль.

Внимательно приглядевшись, Алиса смогла прочесть его название:

— «Синяя чайка».

— Папа, папа! — закричала она. — Мы нашли знаменитого капитана. Смотри, вон там стоит его корабль!

— Надо посмотреть, там ли капитан Ким, — сказал Селезнев.

— А как это сделаешь? — спросил Зеленый. — Ведь люк задраен и трапа нет. Ким давно уже убежал отсюда... Если не помер с голоду.

— Зеленый, ну почему ты всегда ждешь самого худшего? — воскликнула Алиса.

— Потому что я надеюсь на лучшее, — ответил капитан. — Вот я сказал, что капитан помер, а он жив. Вот все и рады. А я больше всех.

— Тогда я пойду и постараюсь достучаться, — сказала Алиса.

Но она не успела сделать и двух шагов к кораблю, как в подземелье вспыхнули яркие прожектора и громкий голос приказал:

— Ни с места! Вы в плену!

Когда глаза привыкли к свету, Алиса увидела, что они окружены врагами. Вокруг, направив на них бластеры, стояли два боевых робота, такие же, как напали на них на базаре в Палапутре, доктор Верховцев и толстяк.

Вдруг из корабля вылетел говорун. Он сел на плечо Селезневу и сказал голосом Кима:

Алиса отошла на шаг в сторону и незаметно надела шапочку-невидимку, которую подарил ей на базаре в Палапутре карлик, который продавал невидимых рыбок.

И исчезла.

— Загоняй их всех на «Пегас»! — приказал боевым роботам доктор Верховцев. — Всех. И этого... профессора-мухолова, и капитана, и негодную девчонку... где девчонка? Где девчонка, я спрашиваю?

Пираты крутили головами, но Алисы нигде не было.

Говорун бился в руках у толстяка, и тот размахнулся, чтобы ударить птицу головой об пол, но в последний момент невидимая Алиса ударила его в локоть, толстяк схватился за локоть и взвыл от боли. Говорун вырвался и взлетел к потолку пещеры.

Роботы принялись палить из бластеров, но говорун быстро полетел в глубь пещеры, в темноту и исчез из виду.

— Ты чего птицу выпустил? — накинулся Верховцев на толстяка. — Я тебе все уши оборву!

— Я не выпустил, это меня толкнули, — взвыл толстяк.

— Ну ладно, не будем тратить времени даром, — сказал Верховцев. — Жалко, конечно, что девчонка где-то спряталась, но никуда она от нас не денется.

Верховцев обернулся к «Синей чайке» и продолжал:

— Слушай, капитан Ким! Четыре года ты у нас в плену. Четыре года, как твоя «Синяя чайка» стоит в этом подземелье. Ты не хотел с нами разговаривать, но сегодня тебе придется с нами поговорить. У нас в плену твои друзья — профессор-мухолов и глупый рыжий бородатый капитан. А еще где-то тут прячется девчонка Алиса и птица говорун. Ты же знаешь, что никуда им от нас не деться.

Пират замолчал, но никто из «Синей чайки» не откликнулся.

Тогда он заговорил вновь:

— Если ты сейчас откроешь люки и отдашь нам формулу сверхтоплива галактия, с которым мы сможем убегать от галактической полиции и грабить безнаказанно любую планету, то мы отпустим пленников живыми и невредимыми. Но если я сосчитаю до трех и люк не будет открыт, я отрежу уши профессору. Клянусь тебе!.. Раз... два... три!

И тут люк корабля распахнулся и из него словно молния вылетел худой, длинноволосый капитан Ким.

— Ты ничего не выиграл, капитан Ким, — сказал толстяк. — Все равно профессор и капитан у нас в плену. Выходи!

И в этот момент сзади, из глубины пещеры раздался спокойный голос:

— Ни с места, пираты! Вы окружены! Бросайте оружие!

Голос прозвучал так строго, что пираты задрожали от страха. Они кинули свои бластеры на пол. Роботы тоже сдались.

Из темноты вышел еще один капитан — друг Кима, капитан Буран, знаменитый путешественник. Рядом с ним шел доктор Верховцев и Алиса, на плече которой сидела птица говорун.

Оказывается, Алиса, убежав от пиратов, попала в темную пещеру. Но говорун летел впереди нее, и она могла следовать за ним по звуку голоса. Постепенно пещера становилась все уже, и Алиса с трудом пробиралась между камней. И вдруг она увидела впереди яркое пятно — дневной свет!

Через пять минут она уже стояла на склоне холма, спускавшегося к реке. А у реки возвышался незнакомый ей космический корабль. Люк в него был открыт и по трапу как раз спускался доктор Верховцев и капитан Буран.

— Капитан! — закричала Алиса издали. — Вам грозит опасность! Доктор Верховцев — предатель!

— Не беспокойся, девочка! — ответил капитан Буран. — Мне уже все известно.

Говорун сделал круг над кораблем Бурана и спустился на плечо космонавта.

— Птица говорун, — раздался голос, — рада видеть своих друзей.

И через три минуты капитан Буран, доктор Верховцев и Алиса вбежали в подземелье.

Тогда-то капитан Буран, выхватив бластер, произнес громовым голосом:

— Ни с места, пираты! Вы окружены! Бросайте оружие!

Алиса увидела, что посреди подземелья встретились два доктора Верховцева. Они были так похожи, что даже родная мама их бы не различила.

Настоящий доктор Верховцев направил бластер на своего двойника.

— А ну, покажи-ка нам свое настоящее лицо! — приказал он.

— А вы меня не убьете? — жалким голосом промямлил ложный доктор.

— Если ты будешь себя хорошо вести, то останешься жив. Тебя будет судить суд.

Трясущимися руками пират снял пальто, шляпу и затем стянул маску. Под маской обнаружилось страшное зеленое создание с зубастой пастью.

— Постыдись, Весельчак У! — зарычал на него пират Крыс. — О твоих бандитских похождениях знают во всех краях Галактики. Ведь это ты придумал, как заманить в ловушку капитана Кима и заставить его выдать нам секрет галактия или супертоплива!

Капитаны обнялись после долгой разлуки, а доктор Верховцев подошел к профессору

— Для говоруна весь маскарад пришлось устроить, — признался Крыс. — Я переоделся в директора музея и стал разыскивать говоруна по всей Вселенной. Ведь капитан Ким выпустил птицу, чтобы она отыскала среди звезд капитана Бурана и позвала его на помощь. Вот этого мы и опасались. Нам удалось настичь говоруна, мы ранили его, но он все же смог улететь и скрыться на планете Блук у ушанов. Вот и пришлось мне перетравить всех говорунов на планете... Но я ж не мог догадаться, что говорун, как назло, попадет к вам.

— Говоруны — ценные птицы, — сказал герой этого рассказа, разгуливая по полу подземелья. — Их нельзя уничтожать.

Враги говорунов подвергаются наказанию.

— Да помолчи ты, вредная птица! — разозлился Крыс. — Я до тебя еще доберусь.

— Только попробуй, — сказал капитан Зеленый. — Ты мне надоел хуже горькой редьки. Как противно смотреть на негодяев и бандитов.

— Что ж, — сказал тогда доктор Верховцев. — Пора нам улетать.

Тем временем пирата Крыса завели в «Пегас» и посадили в пустую клетку. Корабли один за другим поднялись наверх и встали на поляне рядом с круглой дырой в земле.

— Где же Весельчак У? — спросила Алиса. — Он добежит до пиратского корабля и улетит, чтобы снова делать гадости?

— Не выйдет, — сказал Буран. — Мы ведь заметили пиратский корабль, когда искали место, где бы нам опуститься. Мы заглянули в него и увидели, что корабль пустой. Тогда мы включили двигатели и запустили его в космос. Так что пиратам не на чем улететь.

— Давайте не будем его искать, — сказала Алиса. — Пускай он останется, как Робинзон Крузо на необитаемом острове, построит себе хижину, будет доить коз и искать Пятницу.

Теперь наверху, на поляне, окруженной зеркальными цветами, стояло три корабля. Капитаны стали прощаться с пассажирами «Пегаса».

И тут со свистом и грохотом с неба свалился еще один космический корабль, похожий на гигантскую кастрюлю.

Крышка кастрюли распахнулась, и показалась физиономия космического археолога Громозеки. Незнакомый с ним человек мог бы испугаться, но капитанов ведь ничем не испугаешь, а остальные с Громозекой были отлично знакомы.

— Сдавайтесь! — закричал Громозека! — Бросайте оружие!

— Что случилось, Громозекочка? — спросила Алиса, подбегая к старому другу.

— Ты цела? Тебя не убили пираты? Тебя не ограбили? — спросил Громозека.

— Почему ты так решил? — спросил профессор Селезнев.

— Я вчера от нечего делать включился в Галактический Интернет, а там все говорят, что пираты заманили Алису на Третью планету в системе Медуза. Вот я и помчался сюда.

Громозека подхватил Алису в щупальцы и стал крутить, рассматривая со всех сторон. Индикатор от возмущения пошел зелеными пятнами.

— Ну вот, — сказал Зеленый. — Совершенное безобразие. Кто разрешил вам хватать ребенка немытыми руками?

Громозека смутился, опустил Алису на землю и спросил у Зеленого:

— А где здесь моют руки?

А еще через полчаса четыре корабля поднялись с Третьей планеты.

Громозека возвращался в археологическую экспедицию.

Капитан Буран — на край Галактики, чтобы продолжить прерванную экспедицию.

Капитан Ким вместе с доктором Верховцевым — на планету Капитанов.

А «Пегас», на борту которого летели Алиса, Селезнев, Зеленый, птица говорун, корова-склисс, индикатор, пират Крыс, сидящий в клетке для дракончиков, и много зверей для Космического зоопарка, взял курс к Солнечной системе на планету Земля, в город Москва.

 

Задание 5. Объясните значение выделенных слов. Придумайте несколько 3-4 слова как писатель-фантаст

Мне видеофонят

Включил Галактический интернет

Пираты не обязательно бегают по океанам и космосу с лазерлётами. 

 

Рефлексия. Подвести итоги. Представьте себя писателями-фантастами о чем бы вы написали?

Домашнее задание. Читать произведение К. Булычев «Тайна третьей планеты», пересказ.


 

Технологическая карта урока по литературе 5 класс в соответствии с обновленным

Технологическая карта урока по литературе 5 класс в соответствии с обновленным

Задавание 1. Найдите мифологические отсылки к образам из произведения саги «Гарри

Задавание 1. Найдите мифологические отсылки к образам из произведения саги «Гарри

Об одном привидении Мы летом живем во

Об одном привидении Мы летом живем во

Задание 4. «Пегас» медленно опустился посреди поляны

Задание 4. «Пегас» медленно опустился посреди поляны

Говорун бился в руках у толстяка, и тот размахнулся, чтобы ударить птицу головой об пол, но в последний момент невидимая

Говорун бился в руках у толстяка, и тот размахнулся, чтобы ударить птицу головой об пол, но в последний момент невидимая

Настоящий доктор Верховцев направил бластер на своего двойника

Настоящий доктор Верховцев направил бластер на своего двойника

Ну вот, — сказал Зеленый. — Совершенное безобразие

Ну вот, — сказал Зеленый. — Совершенное безобразие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2023