Технологическая карта урока по литературного чтению 3 класс на тему Б.В. Шергин "Собирай по ягодке- наберешь кузовок"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по литературного чтению 3 класс на тему Б.В. Шергин "Собирай по ягодке- наберешь кузовок"

Оценка 4.8
docx
03.04.2022
Технологическая карта урока по литературного чтению 3 класс на тему Б.В. Шергин "Собирай по ягодке- наберешь кузовок"
литература 09.03.2022.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

 

Технологическая карта урока

литературного чтения для 3 класса

по теме: Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - набёрешь кузовок»

Выполнила:

Студентка группы Ш – 47

Совяк Ангелина Герасимовна

Проверили: Учитель 3 «Б» класса

Лялькина Елизавета Михайловна

___________________

 

Соликамск, 2021

 

 

 

Тема

«Собирай по ягодке- набёрешь кузовок»

Цели деятельности

педагога

Знакомство с новым разделом , биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»,

Воспитание чувства ответственности

УМК

Школа России. (Горецкий В.Г.)

Планируемые

образовательные

результаты

 

Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.

Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.

Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и  вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Предметные:

1. познакомиться и проанализировать рассказ «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»;

2. научиться читать вслух осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

3. научиться понимать содержание прочитанного произведения.

Методы и формы обучения

Методы: практический, объяснительно иллюстративный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Наглядно-

демонстрационный

материал

 

Презентация, наглядный материал, раздаточный материал.

Оборудование

АРМ педагога

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежу- точный контроль

Оргмомент

Ровно встали,

Тихо сели,

На меня все посмотрели.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- А для чего вам нужны эти знания?

- Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок.  

 

Меня зовут Ангелина Герасимовна, и урок Литературного чтения у вас проведу я.

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

Улыбаются друг другу и гостям.

Фронтальная

Коммуникативные: приветствие учителя

Регулятивные: готовность рабочего места

Зрительный контакт

Стиц

Стук в дверь

- Ой, ребята, вы ничего не слышали?

-Кажется, что кто-то стучался! Давайте посмотрим кто там. (открывает дверь, за дверью посылка)

- Ребята! Так это же посылка для нас с вами! (раскрывает посылку)

- В посылке какие-то вещи. Давайте разберемся кому они принадлежат? (вещи достаются по порядку)

1 - папка с чертежами.

- Наверно она принадлежит какому-то важному человеку. Ведь в папке эскизы, чертежи.

- Как вы думаете, чья она? (мастера)

- Почему вы так решили? (ответы детей)

- Кто такой мастер? (умелец своего дела)

- А еще это учитель, наставник, руководитель.

2 – очки, клубок со спицами.

- А это чьи вещи? (бабушки)

3 – доска.

-А вот еще одна вещица.

- Верно! Это доска.

- А кто может красиво украсить эту доску? (любой человек, который умеет хорошо рисовать)

- А это может быть ребенок? (да)

- Верно! А как он должен выполнять эту работу? (аккуратно, внимательно)

- Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 127.

- Посмотрите внимательно на картинку в учебнике. Как вам кажется, кто изображен на картинке? (мастер)

- Опишите его. 

 

 

- Хорошо. Молодцы!

- А как ведет себя мальчик? 

 

 

- Бабушка довольна происходящим в мастерской? 

- Ребята, а вот верны ли наши предположения в отношении героев, мы в этом убедимся, если прочтем произведение «Собирай по ягодке- наберешь кузовок» и конечно же постараемся найти ответ на главный вопрос:

«Какой урок дал мастер мальчику Мите?»

Но прежде чем приступить к чтению , познакомимся с автором произведения : Борис Викторович Шергин.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он очень внимательно разглядывает рисунок на доске, будто смекает: «Я я так смогу?»

Да, ведь она поощрительно улыбается перед уходом

 

любой человек, который умеет хорошо рисовать

 

Может

 

Аккуратно, внимательно

 

 

 

 

 

Мастер

 

 

Деловитый вид, карандаш за ухом. Он помечает что-то этим карандашом. В его руках расписная дощечка. Мастер любуется своей работой.

Он очень внимательно разглядывает рисунок на доске, будто смекает: «Я я так смогу?»)

 

Да, ведь она поощрительно улыбается перед уходом

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Познавательные:формулировать познавательную цель;

- проводить доказательство;

 - извлекать необходимую информацию; 

- осознанно строить речевое высказывание. 

 

Зрительный контакт

 

Правильность ответов

Подготовка

к

восприятию

текста

 

Краткая биографическая справка.

Родился Борис Викторович в городе Архангельске, где провел детство и юность.

Отец его был мореходом и корабельным мастером. Именно он привил в сыне любовь ко всякому «художеству». Он срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, писал иконы, расписывал утварь.  Но большую роль в литературном творчестве сыграла его мать. Маму свою Борис называл «хранительницей слова» - за то, что она рассказывала ему былины.

На основе ее рассказов о жизни людей Шергин создавал свои. Так появился и рассказ, который называется «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

 

Выставка книг.

Посмотрите, на слайде представлены произведения Бориса Викторовича Шергина. Если вас заинтересовала какая-нибудь книга, я призываю вас посетить школьную или городскую библиотеку.

Словарная работа.

-А сейчас, обратите внимание на новые слова, которые встретятся нам сегодня в тексте.

ШТУКАТУРНОЕ дело.

-Прочитайте слово про себя.

-Значение слова вслух прочитает...

 -У кого лежит зеленая карточка со словом.

 Слово штукатурное, произошло от слова – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или

Мы с вами узнали значение слов, которые могли не знать и теперь готовы читать рассказ «Соберешь по ягодке- наберешь кузовок»

строительства.

МАЛЯРНОЕ дело.

-Прочитайте слово про себя.

-Значение слова вслух прочитает... Тот, у кого лежит красная со словом

 Слово малярное, произошло от слова – маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

АКАДЕМИЯ

-Прочитайте слово про себя.

 -Значение слова вслух прочитает... Тот, у кого лежит голубая карточка со словом.

 Академия- высшее учреждение. ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ -Прочитайте фразу про себя.

 -Значение фразы вслух прочитает... Тот, у кого лежит желтая карточка со словом.

Вылощил волчьим зубом-натёр до блеска.

ПАРКЕТЧИК

-Прочитайте слово про себя.

-Значение слова вслух прочитает... Тот, у кого лежит розовая карточка со словом.

 Паркетчик– мастер, который составляет из дощечек узоры.

-Мы узнали значение некоторых слов из произведения. Узнали, какие произведения пишет автор Борис Шергин и узнали новую информацию о Борисе Шергине.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

Читают с карточек значение слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Коммуникативные: -  задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:

- проводить доказательство; - извлекать необходимую информацию; - осознанно строить речевое высказывание. 

 

Зрительный контакт

Правильность ответов

Первичное чтение

Откройте учебники на странице сто двадцать четвертой.

Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом. - Слушаем внимательно!

При прочтении учитель делает небольшую паузу, чтобы учащиеся пережили непосредственное эмоциональноенастроение от только что услышанного.

Дети открывают учебники

 

Садятся правильно

 

Слушают чтение учителя.

Фронтальная

Предметные : 

воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя

Регулятивных: - формировать умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;-принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

Зрительный контакт

Проверка первичного восприятия

-Какие эмоции у вас вызвало данное произведение?

-Какие чувства возникли после прослушивания данного произведения?

-А у меня при чтении этого рассказала , сначала вызвало чувства переживания, что Митя так и не успеет закончить свою работу. А в конце рассказ вызвал чувство радости и гордости за проделанную работу Мити.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Фронтальная

Предметные :

-отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции; - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Личностные : - формировать умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного

Зрительный контакт

 

Правильность ответов

Физминутка

  Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

 

Повторяют за учителем движения.

Фронтальная

Регулятивные ууд

организация своей деятельности

Правильность выполнения упражнений

Повторное чтение

-Сейчас я вам предлагаю еще раз прочитать данный рассказ. Прочитайте рассказ про себя.

Сидим мы правильно, ноги стоят на полу ровно, спина прямая, следим пальчиком.

-Кто закончил, сели правильно, чтобы я видела, что вы закончили.

(Хожу, слежу за чтением детей.)

-Теперь мы с вами будем читать вслух. Уважительно относимся к тому, кто читает, слушаем и следим внимательно.

Читать будет тот, кого я назову до слова достаточно.

Мы с вами прочитали рассказ вслух.

Садятся правильно

 

 

Читают про себя.

Фронтальная

Регулятивные ууд

организация своей деятельности

Зрительный контакт

Беседа по содержанию

- Продолжим нашу работу.

- Ребята, о чем же этот рассказ?

- Кто является главными героями рассказа?

- Какая она бабушка Вани? Докажите словами из текста.

- Почему бабушку называли «мастером малярного дела»? Докажите словами текста

- О чем рассказывал Митя бабушке?

Здесь заканчивается первая логическая связь рассказа

- Кем был Митя в рассказе?

- Какие работы выполняет Митя? Докажите словами текста

- Благодаря чему, дорожки кажутся богато украшенными? Докажите словами текста

Здесь заканчивается вторая логическая связь рассказа

- Какое задание дал мастер Мите?

- Как отреагировал Митя на задание мастера? Докажите словами из текста

 

- Чем занимался Митя во время, когда ему надо было делать работу?

 

-Что сказал Митя когда снял газету с доски?

Здесь заканчивается третья логическая связь рассказала

 

- Как отреагировал мастер на обман доверия Мити?

- Мастер спокойно отреагировал на безоответственность к своей работе Мити. Он мастер не только своего дела, но и умеет правильно находить подход к своим ученикам.

- Что Митя стал делать после разговора с мастером? Докажите словами текста

 

- Как отреагировал мастер на законченную работу Мити? Докажите словами из текста.

Здесь заканчивается четвертая логическая связь рассказал

О мальчике Мити и его мастере

Мастер и Митя

У Вани была бабушка- добрая, приветливая.

Она и штукатурное и малярное дело умеет , и краску всякую знает, и древесную породу понимает.

 

Художником

 

 

 

 

Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной

 

Выклеить столешницу

Целую неделю Митя радовался , что ему доверена такая важная работа.

 

Бежит на улицу, встречает приятелей. Вечером побежит в кино.

 

Что я наделал! Сроку осталось одна неделя. Я не успею ничего…

 

 

 

Предложил Мите показать свою работу.

 

 

 

 

 

 

Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.

 

 

Мастер долго любовался работой , потом молча обнял Митю…

 

 

 

 

Фронтальная

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации) Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Зрительный контакт

 

Правильность ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление плана

Ребята мы поделили рассказ на 4 логические связки. Наша с вами задача озаглавить каждую из них  Посмотрите еще раз первую часть рассказа. Где она заканчивается? На словах

Митя рассказывал о своей работе.

Как можно озаглавить эту часть рассказа?

Я предлагаю первую часть озаглавить «Мастер малярного дела»

Посмотрите вторую часть рассказа.

Где она заканчивается? На словах

Кажется богато украшенной

Как можно озаглавить эту часть?

Я предлагаю вам озаглавить эту часть

Митя-художник

Посмотрите третью часть рассказа.

Где она заканчивается?

На словах

Я не успею ничего…

Как можно озаглавить эту часть? Я предлагаю вам озаглавить эту часть вот так:

Поручение мастера

Посмотрите четвертую часть рассказа.

Где она заканчивается?

На словах

Молча обнял Митю

Как можно озаглавить эту часть? Я предлагаю вам озаглавить эту часть вот так:

Обманутое доверие

Таким образом, мы поделили рассказ на четыре логические связки. Каждая из которых несёт свой логический смысл.

 

 

 

 

 

Обобщающая беседа

Чему же нас научило данное произведение?

-Данное произведение несёт особый поучительный смысл.

- Как думаете, какой смысл несет данный рассказ?

Смысл рассказала, что любое дело следует выполнять не спеша, но настойчиво. Пусть боятся глаза предстоящей работы, когда ее начнешь, она все равно будет выполнена и человек обязательно получит моральное удовлетворение от этого, от того, что справился с трудной и кропотливой работой.

Давайте, вспомним главный вопрос к рассказу «Какой урок дал мастер Мите?»

 

Фронтальная

Познавательные: извлекать необходимую информацию; - осознанно строить речевое высказывание

Зрительный контакт

Итог

С каким автором мы сегодня знакомились?

С каким произведением мы сегодня начали наше знакомство?

 

Что сегодня на уроке вы нового узнали?

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Познавательные УУД: Извлекать информацию

Коммуникативные УУД: Обсуждение и формирование своего мнения

Зрительный контакт

Рефлексия

Ребята, у меня для вас есть две поляны. Поляна «Радости» и поляна « Грусти». У вас на партах есть иллюстрации ягод. Сейчас каждый из вас приклеит свою ягоду на ту поляну, которая соответствует вашему настроению на уроке.

 

 

 

 

Домашнее задание

Пересказ стр. 124-128.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

Тема «Собирай по ягодке- набёрешь кузовок»

Тема «Собирай по ягодке- набёрешь кузовок»

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся

А еще это учитель, наставник, руководитель

А еще это учитель, наставник, руководитель

Ребята, а вот верны ли наши предположения в отношении героев, мы в этом убедимся, если прочтем произведение «Собирай по ягодке- наберешь кузовок» и конечно же…

Ребята, а вот верны ли наши предположения в отношении героев, мы в этом убедимся, если прочтем произведение «Собирай по ягодке- наберешь кузовок» и конечно же…

На основе ее рассказов о жизни людей

На основе ее рассказов о жизни людей

Прочитайте слово про себя. -Значение слова вслух прочитает

Прочитайте слово про себя. -Значение слова вслух прочитает

Проверка первичного восприятия -Какие эмоции у вас вызвало данное произведение? -Какие чувства возникли после прослушивания данного произведения? -А у меня при чтении этого рассказала ,…

Проверка первичного восприятия -Какие эмоции у вас вызвало данное произведение? -Какие чувства возникли после прослушивания данного произведения? -А у меня при чтении этого рассказала ,…

Хожу, слежу за чтением детей.) -

Хожу, слежу за чтением детей.) -

Что сказал Митя когда снял газету с доски?

Что сказал Митя когда снял газету с доски?

Я предлагаю первую часть озаглавить «Мастер малярного дела»

Я предлагаю первую часть озаглавить «Мастер малярного дела»

Обобщающая беседа Чему же нас научило данное произведение? -Данное произведение несёт особый поучительный смысл

Обобщающая беседа Чему же нас научило данное произведение? -Данное произведение несёт особый поучительный смысл

Технологическая карта урока по литературного чтению 3 класс на тему Б.В. Шергин "Собирай по ягодке- наберешь кузовок"

Технологическая карта урока по литературного чтению 3 класс на тему Б.В. Шергин "Собирай по ягодке- наберешь кузовок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2022