Технологическая карта урока
Название предмета |
литературное чтение |
Класс 3 "А" |
№ урока 3 (раздел 5 "Поэтическая тетрадь") |
Дата 13.12.2021 |
|||||||||||
Тема урока |
"Николай Алексеевич Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы" |
||||||||||||||
Цели урока |
|
||||||||||||||
Образовательные |
Познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», обучать анализу художественного произведения, формировать умение выделять главное, находить информацию по заданному признаку, повторить изученные способы действий работы с текстом, с информацией, полученной из текста. Научить обобщать, видеть связь между имеющимися знаниями и результатом. продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам |
||||||||||||||
Развивающие |
Развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы, способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы; развивать речь учащихся; формировать умения планирования, самоконтроля; развивать эмоциональный интеллект, развивать интерес к предмету, развивать память, мышление, речь, познавательные интересы. |
||||||||||||||
Воспитательные |
Создать атмосферу коллективного анализа, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей; формировать правильное отношение к природе; воспитывать культуру взаимодействия внутри игровой деятельности.воспитывать любовь к животным, стремление прийти на помощь тем, кто попал в трудную ситуацию. |
||||||||||||||
Место урока в разделе |
Данный урок является 1 из 2 ч, отведенных на изучение произведения Н.А.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"
|
||||||||||||||
Тип урока |
Урок общеметодологической направленности - урок - игра
|
||||||||||||||
Основные термины и понятия |
Автор, главный герой, произведение, половодье, природа, отношение между сильным и слабым; таблица, синквейн
|
||||||||||||||
Межпредметные связи |
Русский язык (навык быстрого письма, формирование орфографической зоркости, выбор формы написания слова); математика (меры длины, количественный счет, название чисел от 0 до 1000); окружающий мир (знание календаря, времен года, явлений природы, взаимосвязь всего живого в природе, чувства объектов живой природы); физическая культура ( умение выполнять общеразвивающие упражнения под счет); ИЗО ( умение выделять главное на иллюстрациях, уметь читать образ героя по иллюстрации).
|
||||||||||||||
Наглядность
|
Презентация по теме урока (портрет автора, высказывание Н.А.Некрасова, иллюстрации значений старинных слов, загадка о произведении) ; видео(аудиокнига с иллюстрациями); объемный макет торта с заданиями; кубики Блума (вопросительные слова, слова - задания), иллюстрации приветствия и прощания ( рукопожатие, объятия, "дай пять"). |
||||||||||||||
Оборудование
|
Раздаточный материал ( полный текст произведения (в учебнике представлен отрывок), таблица для создания характеристики героя, таблица для создания синквейна); ПК; проектор. Компьютерный класс. |
||||||||||||||
Реализумые образовательные технологии (элементы технологий) в процессе урока |
Технология игрового обучения, технология личностно - ориентированного обучения, ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения "Перевернутый класс". |
||||||||||||||
Методы организации учебной деятельности |
Словесный, наглядный, практический. |
||||||||||||||
Формы организации учебной деятельности |
Фронтальная ( опрос, беседа, кубики Блума), коллективная (совместное решение игровых задач), парная (кубики Блума), индивидуальная (выполнение гугл - теста по теме урока, составление синквейна, составление характеристики героя). |
||||||||||||||
Приемы организации учебной деятельности |
Приемы развития читательской грамотности (работа с цитатой, выделение отдельных слов в тексте, работа с устаревшими словами, кубики Блума, синквейн); игровые приемы кубик Блума, "Угадай", "Угощение", "Представь себя героем", "Семья"; |
||||||||||||||
Предварительная подготовка |
Организация и помощь в работе творческой группы: подговка к проведению элемента будущего урока; организация и помощь в работе творческой группы: создание макета торта из бумаги, создание кубиков Блума; выдача предварительного задания: найти полный текст произведения "Дедушка Мазай и зайцы", знакомство с содержанием текста, поиск значения непонятных слов. |
||||||||||||||
Оценивание |
Отметки за урок – по результатам выполнения гугл – теста
|
||||||||||||||
|
Общее время 45 мин |
||||||||||||||
№ |
Этапы урока |
Время |
Содержание |
Деятельность |
Планируемые результаты |
||||||||||
учителя |
учащихся |
предметные |
личностные |
метапредметные |
|||||||||||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
|||||||||||||
1 |
Ежедневное утреннее приветствие учащихся (не входит в этапы урока) |
Приготовил формы приветствий, создает благоприятный психологический фон, формирует позитивное отношение к школе, к учителю
|
Самостоятельно выбирают комфортную для них форму приветствия, формируют внутреннее положительное отношение к школе, к учителю |
Учатся выполнять ситуационные задачи |
Самоопределение, мотивация обучения |
Открыто проявляют свои эмоции, делятся чувствами, волевая саморегуляция |
Узнают о разных формах взаимодействия |
Взаимодействие с учителем |
|||||||
2 |
Организационный момент |
1 мин |
мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”) |
предварительная организация класса: приветствие, помощь в занятие рабочих мест учащимися, организация внимания. |
самостоятельно занимают рабочие места, организовывают рабочее место. |
Правильно организуют свое учебное место |
Правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
Самоконтроль, волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии, умеют ориентироваться в незнакомой обстановке |
|
|
|||||
3 |
Мотвационно – целевой этап |
5 мин |
Выступление творческой группы: |
Полина: Ребята, давайте начнем наш урок с небольшой зарядки. Даша, поможешь мне? Даша: Конечно, Полина, что нужно делать? Полина: Мы будем с тобой считать – а вы ребята, не зевайте и нам хором отвечайте. |
Положительный настрой на урок |
Повторение этапов режима дня |
Правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
Самоконтроль, волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии, |
Узнают о новой роли учеников на уроке |
Развивают умение слушать других |
|||||
|
Мотивационно – целевой этап |
|
Зарядка |
Вместе: Раз, два – встать пора! Даша: Полина, по – моему, они не проснулись.. ну-ка дружно! Вместе: Раз, два – встать пора! Вместе: Три четыре – руки шире! Вместе: пять, шесть – надо сесть! Вместе: семь, восемь – лень отбросим! |
Дети повторяют рифмованные строки, повторяют движения за ведущими |
Речевая разминка |
Активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи и сопереживания. |
Самоконтроль, волевая саморегуляция, выполнение действий по инструкции |
Узнают новое стихотворение |
Слушают инструкцию, умеют договариваться |
|||||
4 |
|
Прослушивание стихотворения Н.А.Некрасова "Славная осень" |
Полина: Ребята, послушайте произведение одного великого поэта, в исполнении нашей одноклассницы Гуляевой Маши. (выходит Маша, читает стихотворение Некрасова «Осень») Даша: Вы уже догадались. кто автор этого замечательного произведения? |
Слушают ранее изученное стихотворение, называют автора |
Развивают умение определять смысл речевого высказывания |
Выстраивать уважительно-доброжелательное отношение к одноклассникам |
Самоконтроль, волевая саморегуляция, |
Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. |
Развивают умение слушать других |
||||||
5 |
Работа с презентацией: постановка цели, определение темы урока |
Полина: Правильно – это Николай Алексеевич Некрасов. Даша: Николай Алексеевич, говорил : „Всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» Вздор! Слова всегда есть, да ум наш ленив.“ Полина: О чем хотел сказать поэт? (слушаем детей) Даша: Поэт говорит о том, что любую мысль можно сказать слова, нужно только немного подумать. Полина: Сегодня, давайте много говорить, обсуждать, высказывать свое мнение. Даша: А еще сегодня на урок мы принесли торт, но не простой, а с заданиями. Полина: Ребята до сих пор не могу понять: При чем здесь торт и литературное чтение? Полина: ААА теперь понятно. Даша: Отгадайте, о каком произведении будем говорить? Полина: Правильно «Дедушка Мазай и зайцы» Даша: Дима, а кто главный герой произведения? Полина: Игнат, А какое природное явление описывает автор? Полина: Даша давай заглянем в торт Даша открывает: 1 сегмент |
Слушают авторскую цитату, объясняют ее значение, отвечают на вопросы ведущих,
Определяют цели урока,
называют знаменательную дату 200 лет со дня рождения Н.А.Некрасова
Соотносят сюжетные картинки с произведением, которое читали дома, называют произведение и главного героя. Формулируют тему урока
Приступают к выполнению заданий |
Развивают умение определять смысл речевого высказывания |
Активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи и сопереживания. |
Умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы. |
Умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт. |
Умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими. |
|||||||
6 |
Процессуальный этап |
6 мин |
Задание 1 "Прослушай произведение Н.А.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы" |
Включает аудиофайл |
Слушают текст, рассматривают иллюстрации к произведению, следят за прочтением по тексту, повторяют движения, слова героев, работают над пониманием смысла текста |
Восприятие текста, ориентация по содержанию текста |
Целеполагание постановка учебной задачи, умение понять свои интересы, Нравственно-этическое оценивание |
Самоконтроль, волевая саморегуляция, |
Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. |
Развивают умение слушать других |
|||||
7 |
5 мин |
Отметь в тексте и объясни значение старинных слов |
Называет слова, слушает ответы учащихся, подводит итог – иллюстрирует значение слов, оценивает правильность значения, проверяет место слова в тексте |
Учащиеся слушают слово, находят его место в тексте, зачитывают слово в контексте, раскрывают значение слово, используя домашние заготовки, слушают ответы других, обобщают формулировки, рассматривают иллюстрации значений слов, объясняют – когда ранее они слышали эти слова, вспоминают пословицы с этими словами. |
Уметь ориентироваться в тексте, выразительность, правильность чтения, работа над пониманием прочитанного |
Целеполагание постановка учебной задачи, умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. |
Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу и стремятся ее выполнять. |
Умение работать с текстом, словарями (устаревшие слова) и иллюстрациями, умение определять понятия, устанавливать аналогии, умение наблюдать, читать, слушать, умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. |
Умение осознанно использовать речевые средства . Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.
|
||||||
8 |
7 мин |
Задание 2 "Следи внимательно за чтением учителя. Будь готов продолжить текст и ответить на вопросы |
Читает 4 строки текста с любого места и называет кто должен продолжить; корректирует правильность произношения слов, выразительность чтения. Задает вопросы по прочитанному отрывку. Задает вопросы на рассуждение, по смыслу текста |
Следят за чтением учителя, продолжают читать. Следят за правильностью произношения других учащихся, оценивают выразительность. Отвечают на вопросы учителя |
Уметь ориентироваться в тексте, выразительность, правильность чтения, работа над пониманием прочитанного |
Нравственно-этическое оценивание, определение личностных ценностей, обеспечивающих моральный выбор, воспитание человечности. |
Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу и стремятся ее выполнять. |
Умение работать с текстом устанавливать аналогии, умение наблюдать, читать, слушать, умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. |
Умение осознанно использовать речевые средства . Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.
|
||||||
9 |
1 мин |
физ - минутка |
Организует динамическую паузу. Предлагает ребятам вжиться в образы главных героев произведения. |
Дети выполняют задания учителя, играют роли главных героев произведения. |
Повторяют содержание текста, осуществляют эмоциональное погружение , ставят себя на место героев |
Развивают интерес к деятельности, формируют эмоциональный интеллект, развивают воображение, |
Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу и стремятся ее выполнять. |
Узнают о разных способах выражения действий |
Выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
||||||
10 |
5 мин |
Задание 3. "Придумай разные вопросы и задания по содержанию текста" Используй кубики |
Рассказывает правила работы с кубиками, организует работу учащихся, следит за правильностью речи учащихся |
Составляют и задают друг другу вопросы по произведению используя вопросительное слово, которое выпало; слушают ответы, оценивают правильность ответа Используя второй кубик составляют задания по тексту, слушают ответы, оценивают правильность ответа |
Проверка понимания текста, умение составлять вопросы, составлять ответы опираясь на прочитанный текст |
Развивают интерес к деятельности, формируют эмоциональный интеллект, развивают воображение, |
Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу и стремятся ее выполнять. |
Узнают о разных способах составления вопросов по тексту, составления заданий |
Выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
||||||
11 |
5 мин |
Задание 4. Ты знаешь, что образ героя автор продумывает до самых мелких подробностей и ему это важно. Образ героя помогает понять смысл текста. Заполни таблицу "Характеристика героя". |
Обсуждает алгоритм работы с учащимися, в совместной беседе раскрывает понятие образа героя, слушает подобранные варианты, оценивает правильность выполнения работы |
Самостоятельно заполняют разделы таблицы, называют подобранные варианты, слушают ответы других, вносят дополнения в таблицу, оценивают правильность ответов товарищей |
Уметь составлять характеристику героя с опорой на содержание текста и на основе понимания прочитанного, уметь пользоваться таблицей |
Формирование умения высказывать суждения, Нравственно-этическое оценивание, определение личностных ценностей, обеспечивающих моральный выбор, воспитание человечности. |
Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу и стремятся ее выполнять. |
Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации |
Выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
||||||
12 |
3 мин
|
Задание 5. Составь синквейн по теме "Главный герой - Дед Мазай" |
Следит за временем, читает правила (алгоритм) составления синквейна |
Самостоятельное чтение задания, объясняют значение слова синквейн, самостоятельное выполнение задания, представление результата учителю и классу, слушают синквейны других детей, при необходимости вносят исправления
|
Уметь выделить главное в характеристике героя, понимание смысла текста, воспитательного значения произведения |
Формирование умения высказывать суждения. Нравственно-этическое оценивание, определение личностных ценностей, обеспечивающих моральный выбор, воспитание человечности. |
Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу и стремятся ее выполнять. |
Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации |
Выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
||||||
13 |
рефлексивно - оценочный этап |
по 2 мин на одного учащегося |
Задание 6. Вспомни все, что ты сегодня узнал и пройди увлекательный гугл - тест по теме "Дедушка Мазай и зайцы" |
Организует рабочие места учащимся за ПК, оказывает техническую помощь |
Самостоятельно проходят тест, отмечают нужные варианты ответов, по завершению теста просматривают полученные баллы, обращают внимание на неверные варианты ответов |
Оценить уровень знаний полученных на уроке |
Развивают интерес к учебной деятельности, целеполагание постановка учебной задачи, умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. |
Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу и стремятся ее выполнять. |
Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. |
Уметь задавать вопросы, слушать инструкции учителя |
|||||
14 |
2 мин |
Домашнее задание Творческое задание (использование приема "Семья") |
Объясняет задание: для более глубого погружения в текст и закрепления и осмысления полученных умений на уроке, ребятам предлагается побыть в роли учителя и повторить элементы урока, повторить выполнение заданий урока, но только в роли учителя для своих младших сестер и братьев, своей семьи.
|
Слушают задание учителя, продумывают что интересного , познавательного, запомнили на уроке, что они будут повторять дома, задают уточняющие вопросы
Проводят внутреннюю оценочно – рефлексивную деятельность |
Реализация полученных знаний на уроке |
Развивают интерес к учебной деятельности, целеполагание постановка учебной задачи, умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. |
Самоконтроль, волевая саморегуляция, |
Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. |
Развивают умение слушать других |
||||||
15 |
3 мин |
Прочтение строк стихотворения Е. Евтушенко |
Читает строки стихотворения А я ребята, предлагаю Вам сегодняшний урок давайте закончить четверостишьем Е. Евтушенко
Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Как вы понимаете эти строки? - О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т.п.) - К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)
Проводит эмоционально – действенную рефлексию |
Слушают стихотворение, обсуждают , отвечают на вопросы учителя.
Проводят эмоционально – действенную рефлексию
Оценивают свое настроение на уроке, эмоциональное отношение к заданиям урока, к игре с тортом |
Развивают умение определять смысл речевого высказывания, формулировать свое высказывание |
Формирование умения высказывать суждения. Нравственно-этическое оценивание, определение личностных ценностей, обеспечивающих моральный выбор, воспитание человечности. |
Способностью понимать учебную задачу , Самоконтроль, Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований |
Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. |
Выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
||||||
16 |
Благодарность учителя детям за работу на уроке ( в этапы урока не входит) |
Приготовил формы благодарностей, создает благоприятный психологический фон, формирует позитивное отношение к школе, к учителю
|
Самостоятельно выбирают комфортную для них форму благодарности, формируют внутреннее положительное отношение к школе, к учителю |
Учатся выполнять ситуационные задачи |
Самоопределение, мотивация обучения |
Открыто проявляют свои эмоции, делятся чувствами, волевая саморегуляция |
Узнают о разных формах взаимодействия |
Взаимодействие с учителем |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.