Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс

Оценка 4.6
docx
08.09.2022
Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс
технологическая карта урока - Мишарева.docx

Технологическая карта урока

Название предмета

литературное чтение

Класс 3 "А"

№ урока 3     (раздел 5 "Поэтическая тетрадь")

Дата 13.12.2021

Тема урока

"Николай Алексеевич Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Цели урока

 

Образовательные

Познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», обучать  анализу художественного произведения, формировать умение выделять главное, находить информацию по заданному признаку, повторить изученные способы  действий работы с текстом, с информацией, полученной из текста. Научить обобщать, видеть связь между имеющимися знаниями и результатом. продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам

Развивающие

Развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы, способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы; развивать речь учащихся; формировать умения планирования, самоконтроля; развивать эмоциональный интеллект, развивать интерес к предмету, развивать память, мышление, речь, познавательные интересы.

Воспитательные

Создать атмосферу коллективного анализа, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей; формировать правильное отношение к природе; воспитывать культуру взаимодействия внутри игровой деятельности.воспитывать любовь к животным, стремление прийти на помощь тем, кто попал в трудную ситуацию.

Место урока в разделе

Данный урок является 1 из 2 ч, отведенных на изучение произведения Н.А.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

 

Тип урока

Урок общеметодологической направленности -  урок - игра

 

Основные термины и понятия

Автор, главный герой, произведение, половодье, природа, отношение между сильным и слабым; таблица, синквейн

 

Межпредметные связи

Русский язык (навык быстрого письма, формирование орфографической зоркости, выбор формы написания слова); математика (меры длины, количественный счет, название чисел от 0 до  1000); окружающий мир  (знание календаря, времен года, явлений природы, взаимосвязь всего живого в природе,  чувства объектов живой природы); физическая культура ( умение выполнять общеразвивающие упражнения под счет); ИЗО      ( умение выделять главное на иллюстрациях, уметь читать образ героя по иллюстрации).

 

Наглядность

 

Презентация по теме урока (портрет автора, высказывание Н.А.Некрасова, иллюстрации значений старинных слов, загадка о произведении) ; видео(аудиокнига с иллюстрациями); объемный макет торта с заданиями; кубики Блума (вопросительные слова, слова - задания), иллюстрации приветствия и прощания ( рукопожатие, объятия, "дай пять").

Оборудование

 

Раздаточный материал ( полный текст произведения (в учебнике представлен отрывок), таблица для создания характеристики героя, таблица для создания синквейна); ПК; проектор. Компьютерный класс.

Реализумые образовательные технологии (элементы технологий) в процессе урока

Технология игрового обучения, технология личностно - ориентированного обучения, ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения "Перевернутый класс".

Методы организации учебной деятельности

Словесный, наглядный, практический.

Формы  организации учебной деятельности

Фронтальная ( опрос, беседа, кубики Блума), коллективная (совместное решение игровых задач), парная (кубики Блума), индивидуальная (выполнение гугл - теста по теме урока, составление синквейна, составление характеристики героя).

Приемы  организации учебной деятельности

Приемы развития читательской грамотности (работа с цитатой, выделение отдельных слов в тексте, работа с устаревшими словами, кубики Блума, синквейн); игровые приемы кубик Блума, "Угадай", "Угощение", "Представь себя героем",  "Семья";

Предварительная подготовка

Организация и помощь в работе творческой группы: подговка к проведению элемента будущего урока; организация и помощь в работе творческой группы: создание макета торта из бумаги, создание кубиков Блума; выдача предварительного задания: найти полный текст произведения "Дедушка Мазай и зайцы", знакомство с содержанием текста, поиск значения непонятных слов.

Оценивание

Отметки за урок – по результатам выполнения гугл – теста

 

 

 

Общее время 45 мин

Этапы урока

Время

Содержание

Деятельность

Планируемые результаты

учителя

учащихся

предметные

личностные

метапредметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Ежедневное утреннее приветствие учащихся (не входит в этапы урока)

Приготовил формы приветствий, создает благоприятный психологический фон, формирует позитивное отношение к школе, к учителю

 

Самостоятельно выбирают комфортную для них форму приветствия, формируют внутреннее положительное отношение к школе, к учителю

Учатся выполнять ситуационные задачи

Самоопределение, мотивация обучения

Открыто проявляют свои эмоции, делятся чувствами, волевая саморегуляция

Узнают о разных формах взаимодействия

Взаимодействие с учителем

2

Организационный момент

1 мин

мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”)

предварительная организация класса: приветствие, помощь в занятие рабочих мест учащимися, организация внимания.

самостоятельно занимают рабочие места, организовывают рабочее место.

Правильно организуют свое учебное место

Правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Самоконтроль, волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии, умеют ориентироваться в незнакомой обстановке

 

 

3

Мотвационно – целевой этап

5 мин

Выступление творческой группы: 

Полина: Ребята, давайте начнем наш урок с небольшой зарядки. Даша, поможешь мне?

Даша: Конечно, Полина, что нужно делать?

Полина: Мы будем с тобой считать – а вы ребята, не зевайте и нам хором отвечайте.

Положительный настрой на урок

Повторение этапов режима дня

Правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Самоконтроль, волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии,

Узнают о новой роли учеников на уроке

Развивают умение слушать других

 

Мотивационно – целевой этап

 

Зарядка

Вместе: Раз, два – встать пора!

Даша: Полина, по – моему, они не проснулись.. ну-ка дружно!

Вместе: Раз, два – встать пора!

Вместе: Три четыре – руки шире!

Вместе: пять, шесть – надо сесть!

Вместе: семь, восемь – лень отбросим!

Дети повторяют рифмованные строки, повторяют движения за ведущими

Речевая разминка

Активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи и сопереживания.

Самоконтроль, волевая саморегуляция, выполнение действий по инструкции

Узнают новое стихотворение

Слушают инструкцию, умеют договариваться

4

 

Прослушивание стихотворения Н.А.Некрасова "Славная осень"

Полина: Ребята, послушайте произведение одного великого поэта, в исполнении нашей одноклассницы Гуляевой Маши.

(выходит Маша, читает стихотворение Некрасова «Осень»)

Даша: Вы уже догадались. кто автор этого замечательного произведения?

Слушают ранее изученное стихотворение, называют автора

Развивают умение определять смысл речевого высказывания

Выстраивать уважительно-доброжелательное отношение к одноклассникам

Самоконтроль, волевая саморегуляция,

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Развивают умение слушать других

5

Работа с презентацией: постановка цели, определение темы урока

Полина: Правильно – это Николай Алексеевич Некрасов.

Даша: Николай Алексеевич, говорил : „Всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» Вздор! Слова всегда есть, да ум наш ленив.“

Полина: О чем хотел сказать поэт?

(слушаем детей)

Даша: Поэт говорит о том, что любую мысль можно сказать слова, нужно только немного подумать.

Полина: Сегодня, давайте много говорить, обсуждать, высказывать свое мнение.

Даша: А еще сегодня на урок мы принесли торт, но не простой, а с заданиями.

Полина: Ребята до сих пор не могу понять: При чем здесь торт и литературное чтение?

Полина: ААА теперь понятно.

Даша: Отгадайте, о каком произведении будем говорить?

Полина: Правильно «Дедушка Мазай и зайцы»

Даша: Дима, а кто главный герой произведения?

Полина: Игнат, А какое природное явление описывает автор?

Полина:  Даша давай заглянем в торт

Даша открывает: 1 сегмент

Слушают авторскую цитату, объясняют ее значение, отвечают на вопросы ведущих,

 

 

Определяют цели урока,

 

 

 

 

называют знаменательную дату 200 лет со дня рождения Н.А.Некрасова

 

Соотносят сюжетные картинки с произведением, которое читали дома, называют произведение и главного героя.

Формулируют тему урока

 

Приступают к выполнению заданий

Развивают умение определять смысл речевого высказывания

Активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи и сопереживания.

Умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы.

Умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт.

Умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

6

Процессуальный  этап

6 мин

Задание 1 "Прослушай произведение Н.А.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

Включает аудиофайл

Слушают текст, рассматривают иллюстрации к произведению, следят за прочтением по тексту, повторяют движения, слова героев, работают над пониманием смысла текста

Восприятие текста, ориентация по содержанию текста

Целеполагание  постановка учебной задачи, умение понять свои  интересы, Нравственно-этическое оценивание

Самоконтроль, волевая саморегуляция,

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Развивают умение слушать других

7

5 мин

Отметь в тексте и  объясни значение старинных слов

Называет слова, слушает ответы учащихся, подводит итог – иллюстрирует значение слов, оценивает правильность значения, проверяет место слова в тексте

Учащиеся слушают слово, находят его место в тексте, зачитывают слово в контексте, раскрывают значение слово, используя домашние заготовки, слушают ответы других, обобщают формулировки, рассматривают иллюстрации значений слов, объясняют – когда ранее они слышали эти слова, вспоминают пословицы с этими словами.

Уметь ориентироваться в тексте, выразительность, правильность чтения, работа над пониманием прочитанного

Целеполагание  постановка учебной задачи, умение понять свои  интересы, увидеть проблему, задачу.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу

и стремятся ее выполнять.

Умение работать с текстом, словарями (устаревшие слова) и иллюстрациями, умение определять понятия,  устанавливать аналогии, умение наблюдать, читать, слушать, умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Умение осознанно использовать речевые средства . Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.

 

 

8

7 мин

Задание 2 "Следи внимательно за чтением учителя. Будь готов продолжить текст и ответить на вопросы

Читает 4 строки текста с любого места и называет кто должен продолжить; корректирует правильность произношения слов, выразительность чтения. Задает вопросы по прочитанному отрывку. Задает вопросы на рассуждение, по смыслу текста

Следят за чтением учителя, продолжают читать. Следят за правильностью произношения других учащихся, оценивают выразительность. Отвечают на вопросы учителя

Уметь ориентироваться в тексте, выразительность, правильность чтения, работа над пониманием прочитанного

Нравственно-этическое оценивание, определение личностных ценностей, обеспечивающих моральный выбор, воспитание человечности.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу

и стремятся ее выполнять.

Умение работать с текстом устанавливать аналогии, умение наблюдать, читать, слушать, умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Умение осознанно использовать речевые средства . Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.

 

 

9

1 мин

физ - минутка

Организует динамическую паузу. Предлагает ребятам вжиться в образы главных героев произведения.

Дети выполняют задания учителя, играют роли главных героев произведения.

Повторяют содержание текста, осуществляют эмоциональное погружение , ставят себя на место героев

Развивают интерес к деятельности, формируют эмоциональный интеллект, развивают воображение,

Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу

и стремятся ее выполнять.

Узнают о разных способах выражения действий

Выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

10

5 мин

Задание 3. "Придумай разные вопросы и задания  по содержанию текста" Используй кубики

Рассказывает правила работы с кубиками, организует работу учащихся, следит за правильностью речи учащихся

Составляют и задают друг другу вопросы по произведению используя вопросительное слово, которое выпало; слушают ответы, оценивают правильность ответа

Используя второй кубик составляют задания по тексту, слушают ответы, оценивают правильность ответа

Проверка понимания текста, умение составлять вопросы, составлять ответы опираясь на прочитанный текст

Развивают интерес к деятельности, формируют эмоциональный интеллект, развивают воображение,

Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу

и стремятся ее выполнять.

Узнают о разных способах составления вопросов по тексту, составления заданий

Выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

11

5 мин

Задание 4. Ты знаешь, что образ героя автор продумывает до самых мелких подробностей и ему это важно. Образ героя помогает понять смысл текста. Заполни таблицу  "Характеристика героя".

Обсуждает алгоритм работы с учащимися, в совместной беседе раскрывает понятие образа героя, слушает подобранные варианты, оценивает правильность выполнения работы

Самостоятельно заполняют разделы таблицы, называют подобранные варианты, слушают ответы других, вносят дополнения в таблицу, оценивают правильность ответов товарищей

Уметь составлять характеристику героя с опорой на содержание текста и на основе понимания прочитанного, уметь пользоваться таблицей

Формирование умения высказывать суждения, Нравственно-этическое оценивание, определение личностных ценностей, обеспечивающих моральный выбор, воспитание человечности.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу

и стремятся ее выполнять.

Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

12

3 мин

 

Задание 5. Составь синквейн по теме  "Главный герой - Дед Мазай"

Следит за временем, читает правила (алгоритм) составления синквейна

Самостоятельное чтение задания, объясняют значение слова синквейн, самостоятельное выполнение задания, представление результата учителю и классу, слушают синквейны других детей, при необходимости вносят исправления

 

 

Уметь выделить главное в характеристике героя, понимание смысла текста, воспитательного значения произведения

Формирование умения высказывать суждения. Нравственно-этическое оценивание, определение личностных ценностей, обеспечивающих моральный выбор, воспитание человечности.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу

и стремятся ее выполнять.

Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

13

рефлексивно - оценочный этап

по 2 мин на одного учащегося

Задание 6. Вспомни все, что ты сегодня узнал и пройди увлекательный гугл - тест по теме "Дедушка Мазай и зайцы"

Организует рабочие места учащимся за ПК, оказывает техническую помощь

Самостоятельно проходят тест, отмечают нужные варианты ответов, по завершению теста просматривают полученные баллы, обращают внимание на неверные варианты ответов

Оценить уровень знаний полученных на уроке

Развивают интерес к учебной  деятельности, целеполагание  постановка учебной задачи, умение понять свои  интересы, увидеть проблему, задачу.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу

и стремятся ее выполнять.

Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Уметь задавать вопросы, слушать инструкции учителя

14

2 мин

Домашнее задание Творческое задание (использование приема "Семья")

Объясняет задание: для более глубого погружения в текст и закрепления и осмысления  полученных умений на уроке, ребятам предлагается побыть в роли учителя и повторить элементы урока, повторить выполнение заданий урока, но только в роли учителя для своих младших сестер и братьев, своей семьи.

 

 

Слушают задание учителя, продумывают что интересного , познавательного, запомнили на уроке, что они будут повторять дома, задают уточняющие вопросы

 

Проводят внутреннюю оценочно – рефлексивную деятельность

Реализация полученных знаний на уроке

Развивают интерес к учебной  деятельности, целеполагание  постановка учебной задачи, умение понять свои  интересы, увидеть проблему, задачу.

Самоконтроль, волевая саморегуляция,

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Развивают умение слушать других

15

3 мин

Прочтение строк стихотворения Е. Евтушенко

Читает строки стихотворения

А я ребята, предлагаю Вам сегодняшний урок давайте закончить  четверостишьем Е. Евтушенко

 

Берегите эти воды, эти земли,                 

Даже малую былиночку любя.                 

Берегите всех зверят внутри природы,  

Убивайте лишь зверей внутри себя.       

 

- Как вы понимаете эти строки?                          

- О каких зверях внутри нас говорит автор?

(Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т.п.)

- К чему призывает автор?

(Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

 

Проводит  эмоционально – действенную рефлексию

Слушают стихотворение, обсуждают , отвечают на вопросы учителя.

 

 

Проводят эмоционально – действенную рефлексию

 

 

 

Оценивают свое настроение на уроке, эмоциональное отношение к заданиям урока, к игре с тортом

Развивают умение определять смысл речевого высказывания, формулировать свое высказывание

Формирование умения высказывать суждения. Нравственно-этическое оценивание, определение личностных ценностей, обеспечивающих моральный выбор, воспитание человечности.

Способностью понимать учебную задачу

, Самоконтроль, Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

16

Благодарность учителя детям за работу на уроке ( в этапы урока не входит)

Приготовил формы благодарностей, создает благоприятный психологический фон, формирует позитивное отношение к школе, к учителю

 

Самостоятельно выбирают комфортную для них форму благодарности, формируют внутреннее положительное отношение к школе, к учителю

Учатся выполнять ситуационные задачи

Самоопределение, мотивация обучения

Открыто проявляют свои эмоции, делятся чувствами, волевая саморегуляция

Узнают о разных формах взаимодействия

Взаимодействие с учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Блума (вопросительные слова, слова - задания), иллюстрации приветствия и прощания ( рукопожатие, объятия, "дай пять")

Блума (вопросительные слова, слова - задания), иллюстрации приветствия и прощания ( рукопожатие, объятия, "дай пять")

Организационный момент 1 минмобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”)предварительная организация класса: приветствие, помощь в занятие рабочих мест учащимися, организация внимания

Организационный момент 1 минмобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”)предварительная организация класса: приветствие, помощь в занятие рабочих мест учащимися, организация внимания

Даша: А еще сегодня на урок мы принесли торт, но не простой, а с заданиями

Даша: А еще сегодня на урок мы принесли торт, но не простой, а с заданиями

Уметь ориентироваться в тексте, выразительность, правильность чтения, работа над пониманием прочитанногоЦелеполагание постановка учебной задачи, умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу

Уметь ориентироваться в тексте, выразительность, правильность чтения, работа над пониманием прочитанногоЦелеполагание постановка учебной задачи, умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу

Образ героя помогает понять смысл текста

Образ героя помогает понять смысл текста

Слушают задание учителя, продумывают что интересного , познавательного, запомнили на уроке, что они будут повторять дома, задают уточняющие вопросы

Слушают задание учителя, продумывают что интересного , познавательного, запомнили на уроке, что они будут повторять дома, задают уточняющие вопросы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2022