ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского»
Технологическая карта урока по литературному чтению
Для 3 «В» класса
На тему:
«Произведение В.Астафьева «Капалуха»
Выполнила:
Студентка группы Ш-47
Шварева Екатерина Алексеевна
Проверили:
Руководитель от школы:
Корсакова Любовь Леонидовна
Отметка « » ( )
Соликамск, 2020 г.
Структура технологической карты
Тема урока |
«Произведение В.Астафьева «Капалуха» |
УМК |
Школа России |
Цели деятельности уроки |
продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному; развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.. |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: • умение прогнозировать содержание по названию произведения; • умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение; • умение определять основную мысль; • умение определять жанр произведения; • умение составлять план произведения; • умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям. Метапредметные: • умение понимать цель и задачи учебной деятельности; • умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, организовывать совместную деятельность по достижению общей цели и осуществлять взаимоконтроль. Личностные: • осмысление поступков героев и умение давать им оценку; • сравнение поступков героев со своими собственными. Задачи: · Развивать интерес к чтению, расширять словарный запас. · Развивать мышление, память, внимание, воображение. · Воспитывать доброту, сострадание, любовь к животным. |
Методы и формы обучения |
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический |
Оборудование и инвентарь |
Аудио и мультимедиа, доска, мел. |
Этапы урока |
Обучающиеся и развивающиеся компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы организации со взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
1.Орг.момент. (Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой). |
|
-Добрый день, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, урок литературного чтения проведу я. - Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики. |
Приветствуют учителя.
|
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя; Регулятивные: умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину. |
2.СТИЦ |
|
- Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе? - Соберите пословицы - На экране написаны пословицы. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.(Проверка на слайде) ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО. ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ. ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ. ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ НОСОМ СЫТА. - Что объединяет эти пословицы? -Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь: «Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют … -Оказывается, капалуха – так сибирские охотники называют самочку глухаря. -Определите тему нашего урока. Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха» и познакомимся с произведениями которые писал для детей. |
Слушают учителя Составляют пословицу
-Все пословицы про птицу
-Глухарь |
Фронтальная |
Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; Регулятивные: определение задач урока с помощью учителя; |
3.Подготовка к восприятию текста. |
1.Краткая биографическая справка об авторе
2.Выставка книг
3.Словарная работа
|
-Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой. В 19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем. -Для детей писал романы, повести, рассказы, сказки. Написал такие произведения как: Песнопевица, Бабушка с малиной, Бродяга-песец, Злодейка Зачем я убил коростеля, Игра и произведение с которым мы сегодня познакомимся «Капалуха» -Объясните значение слов: просека, валежник, космы, черничник. ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос, ЧЕРНИЧНИК – заросли черники.
|
Знакомство с автором
|
Фронтальная |
Коммуникативные: умение выслушать мнение одноклассника, аргументировать собственное мнение.
Регулятивные: контроль выполнения задания; коррекция ошибок.
Личностные: проявление познавательного интереса к знаниям;
|
4.Физ.минутка |
|
Видеофрагмент |
Выполняют физ.минутку |
Фронтальная |
Личностные: -Умение слушать |
5. Первичное чтение. |
|
-Дома вы прочитали «Капалуху», сейчас я предлагаю еще раз прочитать. -Откройте учебник на с.98 , поставьте пальчик, сейчас я включу аудиозапись ваша задача следить. |
Слушают аудиозапись |
|
|
6.Проверка первичного чтения. |
|
-Какие эмоции вы испытали, прослушав аудиозапись? -Поменялось ли у вас отношение к птице? -Какое настроение возникло при прослушивании? |
|
|
|
7.Беседа по содержанию. |
|
1. Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ?
2. Что интересного для себя узнали из рассказа?
3. Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в этом рассказе? Назовите их.
4. А теперь давайте прочитаем I часть рассказа и попробуйте выделить то, на что вы обратили внимание. (Чтение I части до слов “Я поспешил…”)
5. Читаем следующую часть. Какова основная мысль этой части рассказа? 6. А вот теперь осталась самая важная часть рассказа. Почему?
7. Прочитайте об этом еще раз.При помощи, каких слов автор помогает нам понять состояние птицы?
8. Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?» 9. Ребята, а почему крылья птицы «закостенели»?
10. Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»? 11. Почему же брюшко у птицы было голое?
12. А еще что они увидели у птицы?
13. Найдите предложение, которое помогает нам понять тревожное состояние капалухи? 14. Как вы понимаете такое состояние глухарки?
15. Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?
16. Когда дети убежали от гнезда капалухи, как у них стало на душе?Почему?
17. А что же капалуха? Она то успокоилась? Прочитайте об этом в тексте.
18. Верно ребята, и душа и тело капалухи были рядом с ее детьми. А как она слетела с дерева? 19. Почему плавно, а не быстро, резко и т.д?
20. Автор пишет, что после этого она «замерла». Что это за состояние у человека, животного? От чего оно бывает?
21. Замените близким по значению выражением «сидела неподвижно, затаив дыхание».
22. Но вот дети ушли, мать рядом со своими будущими птенцами, ее глаза «стали затягиваться дремной пленкой…».А стало ли спокойно на душе у капалухи? Почему? Прочтите в тексте, что сказано об этом. 23. А как вы понимаете такое состояние? Как сказать по-другому? 24. А что еще говорится в тексте о таком ее тревожном состоянии?Почему?
25. Чему учит нас этот трогательный рассказ?
26. Работая над этим рассказом, о чем вы задумались?
27. Какие материнские качества ярко проявились в поведении глухарки?
-Нужно отдать должное героической самоотверженности мамаш - глухарок. Почти месяц они грудью прикрывают кладку от невзгод. Бывало, что после лесных пожаров находили обуглившиеся тельца пернатых матерей, не дрогнувших перед всепожирающим пламенем. И при встрече с хищниками глухарка «вызывает огонь на себя». -Нелегок и обычный день: надо раз двадцать перевернуть каждое яйцо, чтобы оно лучше прогревалось». -Мы прочитали два рассказа о собаке Мальке и капалухе, из которых узнали, что не только люди, но и животные наделены материнскими чувствами и в любую минуту готовы пожертвовать собой, ради своих детей. - Но человек сильнее животных, потому то люди и обязаны охранять меньших своих братьев. Ведь как сказал М.Пришвин «Охранять природу - значит охранять Родину». |
1. Чувство грусти.Жалость к капалухе.Чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу. 2. Я узнала, как поспевает черника. Где устраивает свое гнездо капалуха. Как глухарка любит своих детей. 3. I. Описание местности, куда пришли ребята. II. Дети увидели гнездо. III. Поведение глухарки при виде опасности. 4. Я обратил внимание, как автор красочно описывает лес.Мне понравилось описание черничника.
5. Увидев гнездо, дети решают, как им поступить с ним. 6. Здесь рассказывается о том, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей. 7. Металась.Крылья разбросала.Пыталась и не могла взлететь.Мела крыльями землю. 8. Она боялась оставить свое гнездо. 9. Она не двигалась, боялась, что ее яйца могут остыть от ее лишних движений. 10. Голое брюшко.
11. Она выщипала его сама, чтобы перья не мешали ей греть яйца.
12. На груди трепещет кожа.Как часто билось птичье сердце.
13. «Это от испуга, гнева и бесстрашия…»
14. Капалуха боялась за своих будущих птенцов. Птице не жалко было своей жизни ради птенцов-глухарят. 15. Им стало жалко птицу.Они были поражены ее бесстрашием, материнской заботой. 16. Радостно, легко, весело. Они были довольны своим правильным решением не трогать гнездо. 17. Нет. «Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею»«Но глаза ее уже не следили за нами. Они целились на гнездо» 18. Плавно 19. Она боялась потревожить свои яйца резкими движениями. Птица даже в гнездо не забралась, а потихоньку заползла.
20. Бывает от страха. От неожиданности.От наступления долгожданного момента.
21. Она боялась, что опасность еще не совсем миновала. Она не верила своему счастью, что опять рядом со своими детьми. 22. Нет. «Но вся она была насторожена, вся напружена»
23. Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей. 24. «Сердце капалухи билось сильными толчками». Она была счастлива, что с ее детьми не случилась беда. 25. Быть добрыми, заботливыми по отношению к животным.Не трогать птичьи гнезда в лесу.Охранять природу, не обижать животных. 26. Глухарка-птица, но вела себя, как настоящая мать.О материнской любви и преданности, которая есть не только у людей, но и у животных. 27. Любовь, доброта, сердечность, заботливость, самоотверженность, бесстрашие, самопожертвование.
|
Фронтальная |
Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; |
8. Итог урока. |
|
- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? - Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? -Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки. |
Подведение итогов урока |
||
9.Рефлексия. |
|
Если вам было все понятно на уроке и не возникло трудностей - поднимите левую руку. А кому было не понятно, и возникли трудности-2руки вверх. -Всем спасибо за урок. Урок окончен! |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.