Технологическая карта урока №50.
Тема урока Скалярное произведение векторов
Тип урока Урок изучения нового материала.
Формируемые результаты
Предметные: формировать умение оперировать понятиями угла между векторами и скалярного произведения двух векторов; доказывать и применять условие перпендикулярности двух не- нулевых векторов и формулу скалярного произведения двух векторов, заданных координатами; применять формулу косину- са угла между векторами, свойства скалярного произведения векторов.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, уста- навливать причинно-следственные связи, строить логическое рас- суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по анало- гии) и делать выводы.
Планируемые результаты
Учащийся научится оперировать понятиями угла между векторами и скалярного произведения двух векторов; доказывать и приме- нять условие перпендикулярности двух ненулевых векторов и фор- мулу скалярного произведения двух векторов, заданных коорди- натами; применять формулу косинуса угла между векторами, свой- ства скалярного произведения векторов.
Основные понятия
Угол между векторами, перпендикулярные векторы, скалярное произведение двух векторов, скалярный квадрат, условие пер- пендикулярности двух ненулевых векторов, формула скалярного произведения двух векторов, заданных координатами, формула косинуса угла между векторами, свойства скалярного произведе- ния векторов.
Организационная структура урока.
Этапы проведения урока |
Форма органи- зации УД |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов |
||
Учебник |
Рабочая тетрадь № 2 |
Дидактические материалы |
||
1. Организационный этап |
||||
2. Постановка формируемых результатов урока. Мотивация учебной деятель- ности учащихся |
||||
3. Проверка домашнего задания |
||||
4. Актуализа- ция знаний |
Ф |
Устно. Чему равен угол между прямыми, изображёнными на рисунке? 1) M B 2) N 46 S E 127 A C D |
||
5. Изучение нового мате- риала |
Ф |
Теоретический материал § 16 |
№ 314, 315 |
|
6. Первичное закрепление нового мате- риала |
Ф |
№ 578, 580, 581, 583, 585 |
|
|
И |
|
№ 316–320 |
№ 222–224 |
|
7. Повторение |
И |
№ 618 |
|
|
8. Итоги урока |
|
Вопросы 1–14, с. 140 |
|
|
9. Информа- ция о домаш- нем задании |
|
§ 16, № 579, 582, 584, 586 |
|
|
Методические комментарии
Ранее изложенные сведения о векторах были достаточно наглядными, для них легко было найти понятную интерпретацию в окружающем мире, поэтому предыдущий материал темы «Векторы» достаточно легко вос- принимался учащимися. Понятие скалярного произведения не является таким же естественным, поэтому его объяснению следует уделить гораздо больше времени и внимания.
Учащимся вначале сложно будет увидеть непосредственную пользу от введения этого понятия, поэтому надо акцентировать внимание на таких аспектах:
с помощью скалярного произведения можно находить величину угла между векторами;
легко доказать перпендикулярность векторов, доказав, что их скалярное произведение равно нулю. Этот инструментарий будет удобно использовать для доказательства перпендикулярности прямых, лучей, отрез- ков, в том числе на координатной плоскости;
операции сложения,
вычитания и скалярного произведения векторов и операция умножения вектора на
число в совокупности со свойствами этих операций, а также определение модуля
вектора позволяют записывать выражения с векторами
и проводить их преобразования так же, как преобразования алгебраических выражений. Практическое.применение демонстрирует задача 3 этого параграфа: считая вектор BM неизвестной
величиной и записав
равенство, связывающее этот вектор с некоторым набором известных векторов и заданных
углов между ними., можно считать это равенство
уравнением относительно переменной BM. Решив это уравнение, в
результате получаем искомую величину.
Комментарии к упражнениям
№ 581, 582. Эти задачи являются подготовительными для решения ряда задач этого параграфа, в них учащиеся учатся видеть величины наиболее часто употребляемых углов между элементами равностороннего треугольника и квадрата. Задачи можно усложнить, попросив учащихся указать косинусы найденных углов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.