Технологическая карта урока по музыке 5 класс
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по музыке 5 класс

Оценка 4.6
docx
11.11.2020
Технологическая карта урока по музыке 5 класс
Технологическая карта урока Перезвоны 5 кл..docx

Технологическая карта урока

Предмет: музыка

Тема урока: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны». Звучащие картины».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

- личностные:

ü осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

- метапредметные:

ü выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством;

- предметные:

Познавательные:

ü усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;

Регулятивные:

ü прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством;

Коммуникативные:

ü передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;

ü совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

Цель урока: показать взаимосвязь музыки, литературы и изобразительного искусства на примере произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Задачи урока:

Образовательные:

1.     Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

2.     Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.

3.     Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между художественными произведениями и музыкой В. А. Гаврилина

Воспитательные:

1.     Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Развивающие:

1.     Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение, развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности.

 

Технологическая карта

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время (мин)

1

Организационный

Проверить готовность к уроку

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

2

2

Актуализация знаний

Проверить степень усвоения ранее изученного

Раздает проверочные работы (приложение 1)

(СЛАЙД 1)

Выполняют проверочную работу. Самопроверка по шаблону

5

3

Мотивация учебной деятельности

Сформулировать тему урока, поставить цель и задачи

Мы с вами слушали произведения вокальной и инструментальной музыки. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, но сначала я предлагаю послушать вам музыкальную композицию.

(Звучит песня «Колокола России» + видеоролик) (СЛАЙД 2)

*******

А для чего, как вы думаете, звучал колокольный звон на Руси?

*******

Правильно. Колокольным звоном встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании, пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.

Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики…

(СЛАЙД 3)

А что для каждого из вас Россия?

*******

Каждый человек воспринимает родину по-своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.

Вот так говорил о Родине Василий Макарович Шукшин. (СЛАЙД 4)

*******

Как вы думаете, как бы прозвучала тема нашего урока? (СЛАЙД 5)

Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Слушают песню, смотрят видеоролик

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

(родина)

 

 

 

 

 

Читают высказывание на слайде

 

 

 

Отвечают на вопрос, записывают тему урока в тетрадь.

8

4

Первичное усвоение новых знаний

 

(СЛАЙД 6) Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением Валерия Александровича Гаврилина «Перезвоны» вдохновленного творчеством Василия Шукшина. В произведении отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине.

Но прежде мы самостоятельно поработаем с информацией. Ваша задача: каждой группе прочитать информацию на листке. Карандашом подчеркнуть главное и рассказать классу. (приложение 2)

*******

Валерий Александрович Гаврилин свое произведение — «Перезвоны» определил как симфонию-действо.

Давайте определим, что такое симфония-действо. Посмотрите на определения жанров, попробуйте сформулировать определение симфонии-действа.

 (Приложение 3)

(СЛАЙД 7) Симфония-действо: Действо – это нечто среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от оратории – номерная структура, отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма состояния, а не драма действия.

*******

Физминутка (https://ok.ru/video/350128247290)

 

 

 

 

 

 

 

Изучают справочную информацию, выделяют главное, сообщают классу.

 

 

 

 

 

Читают определения, составляют определение симфонии-действа.

 

Записывают определение в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку

10

5

Первичная проверка понимания

 

Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента. Давайте с вами обратимся к музыке. Действо начинается со слов «весело на душе» (СЛАЙД 8)

*******

Весело звучала музыка? А какая?

(СЛАЙД 9) Отнюдь не радостная: барабанный бой, рваный ритм, многократные речитативные повторения одних и тех же слов вызывают скорее тревогу, напряжение. Так звучит фон, на котором разворачивается судьба героя, судьба народа и страны, полная невзгод.

*******

Следующий фрагмент называется «Вечерняя музыка». (СЛАЙД 10)

*******

 Какая звучала музыка?

*******

(СЛАЙД 11) «Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в воздухе.

 

Еще один фрагмент симфонии-действо –это «Молитва». (СЛАЙД 12)

*******

Дайте характеристику прослушанному фрагменту.

*******

Смысловой кульминацией произведения является «Молитва». Здесь композитор использует текст «Поучения Владимира Мономаха» – литературного памятника XII века, ставшего первой в истории светской проповедью, актуальной по сей день. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни – эта мысль «Поучения» всегда волновала Валерия Гаврилина и стала основной темой его творчества.

 

(СЛАЙД 13) На фоне колокольного звона и песнопения хора с закрытым ртом звучит голос чтеца, каждая фраза очень глубока и проникновенна. Церковные песнопения наводят на мысль о монастыре, но, возможно, речь идёт о «внутренней обители», о человеческой душе, которая будит совесть, стремление к красоте, доброте и правде жизни.

*******

(СЛАЙД 14) Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России.

В подзаголовке к симфонии-действо Валерий Александрович Гаврилин написал «По прочтении Василия Шукшина». О чем нам это говорит? О взаимосвязи каких видов искусств?

 

 

 

 

 

 

 

Слушают фрагмент «Весело на душе»

 

Отвечают на вопрос. Анализируют.

 

 

 

Выделенное цветом записывают в тетрадь

 

 

Слушают фрагмент «Вечерняя музыка»

 

Анализируют

 

Выделенное цветом записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают фрагмент «Молитва»

 

Анализируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделенное цветом записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос «О взаимосвязи музыки и литературы»

10

6

Первичное закрепление

 

Ребята, скажите, а есть ли связь музыки с живописью?

 

Я предлагаю вам рассмотреть картины (рассказать, что на них изображено) и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить?

*******

Предлагаю настроить наши голоса в созвучии с уроком и исполнить песню «У моей России» (СЛАЙД 15)

Отвечают на вопрос

 

 

Работа с учебником стр. 32-33. смотрят картины подбирают музыку. Аргументируют свои ответы.

 

Исполняют песню

6

7

Домашнее задание

 

(СЛАЙД 16) Записываем домашнее задание. Прочитать в учебнике на стр. 30 «Что говорил композитор о своем сочинении». Проиллюстрировать понравившийся фрагмент.

 

2

8

Рефлексия

 

Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели нашего урока?

Прежде, чем я скажу вам: «До свидания!», я попрошу вас заполнить лист самооценки работы на уроке и выходной билет на следующий урок.

(СЛАЙД 17) Спасибо за урок! До свидания!

Заполняют лист самооценки, рефлексия.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проверочная работа ученика 5 класса___________________________________________

 

Инструкция: заполните схему.

 

Музыка

 

 

 

 


  Жанры

 

 

  _______                                                                        ________

                     _______                                              ________

                                    _______                    ______

 

 

Проверочная работа ученика 5 класса___________________________________________

 

Инструкция: заполните схему.

 

Музыка

 

 

 

 


  Жанры

 

 

  _______                                                                        ________

                     _______                                              ________

                                    _______                    ______

Васи́лий Мака́рович Шукшин

(25 июля 1929 – 2 октября 1974) – советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель.

        Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском флоте СССР. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам.

        Первая книга Шукшина — «Сельские жители» — вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия».

        Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в ученическую тетрадь и обычно по ночам.

        Герои книг и фильмов Шукшина — это русские люди советской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык.

        В рассказе В. Шукшина «Слово о малой родине» есть такие слова:

        «Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет... Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. Красота её, ясность её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное, в том, что даёт родина — каждому из нас — в дорогу...»

 

 

 

 

 

Валерий Александрович Гаврилин

(17 августа 1939 28 января 1999) — советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам.

Валерий Александрович Гаврилин, вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. И вот к этому сочинению в подзаголовке он написал: «По прочтении Василия Шукшина». Именно работа над произведениями Шукшина, в том числе над рассказом «Слово о малой родине», дала толчок для появления «Перезвонов». Таким образом, основой вокального произведения становится проза. Свою родословную симфония-действо «Перезвоны» ведёт от древней традиции колокольности в русской музыке. Появившись в 70-е годы XX века, герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки

ФИ_______________________________________________________________

 

№ п/п

Оценка за проверочную работу

Оценка за работу в группе

Оценка за работу на уроке

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки

ФИ_______________________________________________________________

 

№ п/п

Оценка за проверочную работу

Оценка за работу в группе

Оценка за работу на уроке

 

 

 

 


Лист самооценки

ФИ_______________________________________________________________

 

№ п/п

Оценка за проверочную работу

Оценка за работу в группе

Оценка за работу на уроке

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки

ФИ_______________________________________________________________

 

№ п/п

Оценка за проверочную работу

Оценка за работу в группе

Оценка за работу на уроке

 

 

 

 

 


У моей России длинные косички.

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи.

На меня, Россия, ты похожа очень!

 

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

 

Для меня Россия - белые березы.

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа!

 

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

 

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь!

Ты, моя Россия, песни петь умеешь!

Ты, моя Россия, неразлучна с нами!

Ведь Россия наша - это я с друзьями!

 

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

 

 

 

У моей России длинные косички.

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи.

На меня, Россия, ты похожа очень!

 

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

 

Для меня Россия - белые березы.

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа!

 

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

 

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь!

Ты, моя Россия, песни петь умеешь!

Ты, моя Россия, неразлучна с нами!

Ведь Россия наша - это я с друзьями!

 

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

 

 

 


Тезаурус

Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.

Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.

Действо – вид церковных служений, имевших театральный, сценический характер, в старину; драматическая пьеса или спектакль в русском театре XVII века.

Кантата (от лат. саntare – «петь») – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

 

Тезаурус

Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.

Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.

Действо – вид церковных служений, имевших театральный, сценический характер, в старину; драматическая пьеса или спектакль в русском театре XVII века.

Кантата (от лат. саntare – «петь») – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

 

Тезаурус

Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.

Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.

Действо – вид церковных служений, имевших театральный, сценический характер, в старину; драматическая пьеса или спектакль в русском театре XVII века.

Кантата (от лат. саntare – «петь») – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта № п/п

Технологическая карта № п/п

А что для каждого из вас Россия? *******

А что для каждого из вас Россия? *******

СЛАЙД 7) Симфония-действо: Действо – это нечто среднее между оперой и ораторией

СЛАЙД 7) Симфония-действо: Действо – это нечто среднее между оперой и ораторией

СЛАЙД 11) «Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство

СЛАЙД 11) «Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство

СЛАЙД 14) Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема

СЛАЙД 14) Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема

Рефлексия Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели нашего урока?

Рефлексия Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели нашего урока?

Проверочная работа ученика 5 класса___________________________________________

Проверочная работа ученика 5 класса___________________________________________

Васи́лий Мака́рович Шукшин (25 июля 1929 – 2 октября 1974) – советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель

Васи́лий Мака́рович Шукшин (25 июля 1929 – 2 октября 1974) – советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель

Валерий Александрович Гаврилин ( 17 августа 1939 – 28 января 1999 ) — советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки,…

Валерий Александрович Гаврилин ( 17 августа 1939 – 28 января 1999 ) — советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки,…

Лист самооценки ФИ_______________________________________________________________ № п/п

Лист самооценки ФИ_______________________________________________________________ № п/п

У моей России длинные косички.

У моей России длинные косички.

Тезаурус Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра

Тезаурус Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2020