Технологическая
карта урока
Предмет: музыка
Тема урока: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны». Звучащие картины».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
- личностные:
ü осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- метапредметные:
ü выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством;
- предметные:
Познавательные:
ü усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;
Регулятивные:
ü прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством;
Коммуникативные:
ü передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;
ü совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
Цель урока: показать взаимосвязь музыки, литературы и изобразительного искусства на примере произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
2. Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.
3. Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между художественными произведениями и музыкой В. А. Гаврилина
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.
Развивающие:
1. Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение, развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности.
Технологическая карта
№ п/п |
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Время (мин) |
1 |
Организационный |
Проверить готовность к уроку |
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя |
2 |
2 |
Актуализация знаний |
Проверить степень усвоения ранее изученного |
Раздает проверочные работы (приложение 1) (СЛАЙД 1) |
Выполняют проверочную работу. Самопроверка по шаблону |
5 |
3 |
Мотивация учебной деятельности |
Сформулировать тему урока, поставить цель и задачи |
Мы с вами слушали произведения вокальной и инструментальной музыки. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, но сначала я предлагаю послушать вам музыкальную композицию. (Звучит песня «Колокола России» + видеоролик) (СЛАЙД 2) ******* А для чего, как вы думаете, звучал колокольный звон на Руси? ******* Правильно. Колокольным звоном встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании, пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники. Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики… (СЛАЙД 3) А что для каждого из вас Россия? ******* Каждый человек воспринимает родину по-своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками. Вот так говорил о Родине Василий Макарович Шукшин. (СЛАЙД 4) ******* Как вы думаете, как бы прозвучала тема нашего урока? (СЛАЙД 5) Какие цели мы сегодня поставим перед собой? |
Слушают песню, смотрят видеоролик
Отвечают на вопрос
Отвечают на вопрос (родина)
Читают высказывание на слайде
Отвечают на вопрос, записывают тему урока в тетрадь. |
8 |
4 |
Первичное усвоение новых знаний |
|
(СЛАЙД 6) Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением Валерия Александровича Гаврилина «Перезвоны» вдохновленного творчеством Василия Шукшина. В произведении отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине. Но прежде мы самостоятельно поработаем с информацией. Ваша задача: каждой группе прочитать информацию на листке. Карандашом подчеркнуть главное и рассказать классу. (приложение 2) ******* Валерий Александрович Гаврилин свое произведение — «Перезвоны» определил как симфонию-действо. Давайте определим, что такое симфония-действо. Посмотрите на определения жанров, попробуйте сформулировать определение симфонии-действа. (Приложение 3) (СЛАЙД 7) Симфония-действо: Действо – это нечто среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от оратории – номерная структура, отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма состояния, а не драма действия. ******* Физминутка (https://ok.ru/video/350128247290) |
Изучают справочную информацию, выделяют главное, сообщают классу.
Читают определения, составляют определение симфонии-действа.
Записывают определение в тетрадь
Выполняют физминутку |
10 |
5 |
Первичная проверка понимания |
|
Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента. Давайте с вами обратимся к музыке. Действо начинается со слов «весело на душе» (СЛАЙД 8) ******* Весело звучала музыка? А какая? (СЛАЙД 9) Отнюдь не радостная: барабанный бой, рваный ритм, многократные речитативные повторения одних и тех же слов вызывают скорее тревогу, напряжение. Так звучит фон, на котором разворачивается судьба героя, судьба народа и страны, полная невзгод. ******* Следующий фрагмент называется «Вечерняя музыка». (СЛАЙД 10) ******* Какая звучала музыка? ******* (СЛАЙД 11) «Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в воздухе.
Еще один фрагмент симфонии-действо –это «Молитва». (СЛАЙД 12) ******* Дайте характеристику прослушанному фрагменту. ******* Смысловой кульминацией произведения является «Молитва». Здесь композитор использует текст «Поучения Владимира Мономаха» – литературного памятника XII века, ставшего первой в истории светской проповедью, актуальной по сей день. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни – эта мысль «Поучения» всегда волновала Валерия Гаврилина и стала основной темой его творчества.
(СЛАЙД 13) На фоне колокольного звона и песнопения хора с закрытым ртом звучит голос чтеца, каждая фраза очень глубока и проникновенна. Церковные песнопения наводят на мысль о монастыре, но, возможно, речь идёт о «внутренней обители», о человеческой душе, которая будит совесть, стремление к красоте, доброте и правде жизни. ******* (СЛАЙД 14) Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. В подзаголовке к симфонии-действо Валерий Александрович Гаврилин написал «По прочтении Василия Шукшина». О чем нам это говорит? О взаимосвязи каких видов искусств? |
Слушают фрагмент «Весело на душе»
Отвечают на вопрос. Анализируют.
Выделенное цветом записывают в тетрадь
Слушают фрагмент «Вечерняя музыка»
Анализируют
Выделенное цветом записывают в тетрадь
Слушают фрагмент «Молитва»
Анализируют
Выделенное цветом записывают в тетрадь
Отвечают на вопрос «О взаимосвязи музыки и литературы» |
10 |
6 |
Первичное закрепление |
|
Ребята, скажите, а есть ли связь музыки с живописью?
Я предлагаю вам рассмотреть картины (рассказать, что на них изображено) и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить? ******* Предлагаю настроить наши голоса в созвучии с уроком и исполнить песню «У моей России» (СЛАЙД 15) |
Отвечают на вопрос
Работа с учебником стр. 32-33. смотрят картины подбирают музыку. Аргументируют свои ответы.
Исполняют песню |
6 |
7 |
Домашнее задание |
|
(СЛАЙД 16) Записываем домашнее задание. Прочитать в учебнике на стр. 30 «Что говорил композитор о своем сочинении». Проиллюстрировать понравившийся фрагмент. |
|
2 |
8 |
Рефлексия |
|
Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели нашего урока? Прежде, чем я скажу вам: «До свидания!», я попрошу вас заполнить лист самооценки работы на уроке и выходной билет на следующий урок. (СЛАЙД 17) Спасибо за урок! До свидания! |
Заполняют лист самооценки, рефлексия. |
2 |
Проверочная работа ученика 5 класса___________________________________________
Инструкция: заполните схему.
Жанры
_______ ________
_______ ________
_______ ______
Проверочная работа ученика 5 класса___________________________________________
Инструкция: заполните схему.
Жанры
_______ ________
_______ ________
_______ ______
Васи́лий Мака́рович Шукшин
(25 июля 1929 – 2 октября 1974) – советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель.
Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском флоте СССР. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам.
Первая книга Шукшина — «Сельские жители» — вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия».
Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в ученическую тетрадь и обычно по ночам.
Герои книг и фильмов Шукшина — это русские люди советской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык.
В рассказе В. Шукшина «Слово о малой родине» есть такие слова:
«Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет... Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. Красота её, ясность её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное, в том, что даёт родина — каждому из нас — в дорогу...»
Валерий Александрович Гаврилин
(17 августа 1939 – 28 января 1999) — советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам.
Валерий Александрович Гаврилин, вдохновленный
творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение —
«Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. И вот к этому сочинению в
подзаголовке он написал: «По прочтении Василия Шукшина». Именно работа над
произведениями Шукшина, в том числе над рассказом «Слово о малой родине», дала
толчок для появления «Перезвонов». Таким образом, основой вокального
произведения становится проза. Свою родословную симфония-действо «Перезвоны»
ведёт от древней традиции колокольности в русской музыке. Появившись в 70-е
годы XX века, герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный
образ России.
Лист самооценки
ФИ_______________________________________________________________
№ п/п |
Оценка за проверочную работу |
Оценка за работу в группе |
Оценка за работу на уроке |
|
|
|
|
Лист самооценки
ФИ_______________________________________________________________
№ п/п |
Оценка за проверочную работу |
Оценка за работу в группе |
Оценка за работу на уроке |
|
|
|
|
Лист самооценки
ФИ_______________________________________________________________
№ п/п |
Оценка за проверочную работу |
Оценка за работу в группе |
Оценка за работу на уроке |
|
|
|
|
Лист самооценки
ФИ_______________________________________________________________
№ п/п |
Оценка за проверочную работу |
Оценка за работу в группе |
Оценка за работу на уроке |
|
|
|
|
У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!
Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь!
Ты, моя Россия, песни петь умеешь!
Ты, моя Россия, неразлучна с нами!
Ведь Россия наша - это я с друзьями!
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!
У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!
Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь!
Ты, моя Россия, песни петь умеешь!
Ты, моя Россия, неразлучна с нами!
Ведь Россия наша - это я с друзьями!
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!
Тезаурус
Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.
Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.
Действо – вид церковных служений, имевших театральный, сценический характер, в старину; драматическая пьеса или спектакль в русском театре XVII века.
Кантата (от лат. саntare – «петь») – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
Тезаурус
Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.
Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.
Действо – вид церковных служений, имевших театральный, сценический характер, в старину; драматическая пьеса или спектакль в русском театре XVII века.
Кантата (от лат. саntare – «петь») – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
Тезаурус
Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.
Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.
Действо – вид церковных служений, имевших театральный, сценический характер, в старину; драматическая пьеса или спектакль в русском театре XVII века.
Кантата (от лат. саntare – «петь») – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.