Технологическая карта урока по окружающему миру : "Что такое деньги"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по окружающему миру : "Что такое деньги"

Оценка 4.9
docx
18.03.2020
Технологическая карта урока по окружающему миру : "Что такое деньги"
Что такое деньги.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта по окружающему миру

для 3 «В» класса

на тему:

«Что такое деньги?»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы Ш – 47

Шварева Екатерина Алексеевна

Проверили:

Руководитель школы

Корсакова Любовь Леонидовна

Отметка «      » (___________________)

 

 

 

 

Соликамск, 2020 г.

Тема ур. / класс

«Что такое деньги?»

УМК

«Школа России» 

Цели деятельности педагога

Формирование  условия для осмысления сущности денег, их роли в повседневной жизни.

Задачи:

Предметные:

·        Знания: деньги, валюта, лицевая сторона, оборотная сторона, номинал, легенда, бартер, купля-продажа.

·        Умения: умение ориентироваться в учебнике, умение работать в паре; умение моделировать ситуацию.

Метапредметные:

Познавательные УУД: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:  аргументирование своего мнения и позиции, участие в коллективном обсуждении; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение слышать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:  целеполагание; прогнозирование; умение действовать по плану; формирование умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой; саморегуляция; рефлексия; самооценка; соотнесение результата деятельности с целью урока.

Личностные УУД: самоопределение к учебной деятельности; учебная мотивация.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический;

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование

Наглядный материал, раздаточный материал, учебник, презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

 

Этапы

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формы взаимодействия

 

УУД

Промежуточный контроль

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина  Алексеевна и сегодня  я  проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь на свои места.

-Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, дневник и письменные принадлежности.

Приветствие

Фронтальная форма

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, дисциплинированность

Зрительный контакт

2. Ввод в радел/ актуализация знаний

 

3.СТИЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Что бы закрепить наши знания о промышленности мы с вами выполним устно тест.

Тест

1. Что даёт нам добывающая промышленность?

1) полезные ископаемые 
2) мебель 
3) лес 
4) рыбу

2. Что производит электроэнергетика?

1) электрические приборы
2) электрическую энергию 
3) электростанции 
4) нефть

3. Что производит химическая промышленность?

1) машины 
2) краски
3) военную технику 
4) продукты питания

4. Что производит лёгкая промышленность?

1) автомобили 
2) лекарства
3) ткани 
4) топливо

5. Что производит добывающая промышленность для химической?

1) энергию
2) продукты питания 
3) станки
4) нефть

6. Где производят электроэнергию?

1) в карьерах 
2) на шахтах 
3) на электростанциях 
4) на заводах

7. Какие отрасли промышленности участвуют в изготовлении кастрюль?

1) добывающая промышленность 
2) пищевая промышленность 
3) металлургия 
4) машиностроение

 

8. Расшифруй ГЭС …… гидроэлектростанция.  

      

9. Расшифруй ТЭС…… тепловая электростанция

 

10. Расшифруй  АЭС…. атомная электростанция.

 

 

Игра «Доскажи словечко»

1.Пальто и шляпы выпускает …

 

2.Металлические батареи выпускает …

3.Пряники производит…

 

4.Электричество попадает в дом благодаря …

5.Шампунь для волос выпускает …

 

6.Комбайны, танки выпускает…

7.Обеспечивает нефтью, углём…

 

-Совершенно верно, мы с вами вспомнили предыдущую тему урока и закрепили знания об отраслях промышленности.

 

-Скажите, а какой раздел мы изучаем?

- Ребята, внимание на слайд. Что же вы видите?

- Вспомните первые строки этого произведения.

Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар

- Каким образом Муха приобрела самовар?

- Как купила?

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Какая же будет сегодня тема урока?

-Тема урока : «Что такое деньги?»  

- Сегодня, ребята, вы узнаете:

1. Что такое деньги, бартер, нумизматика?
2. Когда появились деньги? 
3. Какими были первые деньги?
4. Как называлась первая монета России? 
5. Что происходит с деньгами в современном обществе?

-Какая бывает промышленность.

 

 

 

1.Полезные ископаемые

 

 

 

2. Электрическую энергию

 

 

 

3.Краски

 

 

 

 

4. Ткани

 

 

 

 

5.Нефть

 

 

 

 

6.На электростанциях

 

 

 

 

 

7. Добывающая промышленность, металлургия.

 

 

 

 

8.Гидроэлектростанция

9.Тепловая электростанция

10.Атомная электростанция.

 

 

1.Лёгкая промышленность

2.  Металлургия

3.Пищевая промышленность

4.Электроэнергетики

5.Химическая промышленность

6.Машиностроение

7.Добывающая промышленность 

 

 

 

 

-Экономика

-Муха Цокотуха

 

 

 

 

- Она его купила

- Заплатила деньги

-О деньгах

Фронтальная форма

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения, слушать и отвечать на вопросы учителя.

 

Правильные ответы на вопросы, зрительный контакт

4.Объясненение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги?

Каково их значение?

-А вот какое определение денег в словаре Ожегова:

1. « Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.

2. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать побольше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы.

-Итак, мы попали в далекое прошлое. Кто же это?

-Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей?

-Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

ВИДЕОФРАГМЕНТ

 

-Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д.

-Что же получалось в таком обществе?

 

 

 

 

 

-Как же стали поступать люди?

 

 

 

-Совершенно верно , а еще они осуществляли ОБМЕН. (торговые сделки)

- Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу– на барана, за одного барана можно было получить четыре кувшина, два топора или телегу.

-  И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо  рыбу обменять на корову: во – первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во – вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В – третьих, сделать так. Чтобы рыба не испортилась. 

 

- Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?

 

- Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди  и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен. 

 

- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?

 

-Такой вид обмена называется бартер

 

- Откройте учебник на стр. 68 определение, что такое бартер.

Бартер - это прямой обмен одних товаров на другие.

-  Кажется,  всё просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например:                                

            У Светы  есть груша,  а она хочет морковку.

            У Вовы есть морковка, а хочет он банан.

              У Миши есть банан, а хочет он грушу. 

 - Как быть? (Решение экономической задачи)

 

- Согласитесь, это заняло больше времени, чем  бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей.   А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду.  Сложно. Очень сложен  бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным.   Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа.  

- На стр. 69 найдите определение, что такое  купля – продажа.

Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги. 

 - Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.

- Какие бывают способы обмена?

- На какие товары можно обменять деньги? На какие услуги? 

- Всегда ли существовали деньги? 

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА ПРО ДЕНЬГИ

 

Работа по учебнику:

- Какие денежные единицы используются в разных странах?

Рубль, копейка в России, в США-доллар, во многих странах Европы-евро

-Я хочу вам показать ещё деньги других государств. Это украинские и белорусские, старые деньги.

-Рассмотрите денежные купюры.

-Определите соответствие между купюрами и странами.

- Кто знает, как образовались слова рубль и копейка? (Высказывания детей)

«Из истории российских денег»

-Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли «рубль» (от слова «рубить»). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

-Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.

 

-Нумизматика – наука, изучающая историю монет, денежных слитков, медалей. Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматы.

-Старинные и современные монеты могут очень многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.

 

-Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь это сбережение. Лицевая сторона монеты называется аверс  или «орел», а обратная – реверс «решка». Почему «орел» понятно, а почему «решка»? «Решка» от слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1.Она очень напоминала решётку, которая в разговоре стала «решкой».

ЛЕГЕНДА.

 

-Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется «ГУРТ»

-Реверс произошло из латинского языка «реверсус», аверс также из латинского «аверсус», т. е. обращённый лицом

-В качестве чего получают деньги большинство людей? В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо - зарплата).

-Что покупает человек на заработанные деньги?

-Но всегда ли человек что-то покупает на деньги?

 

 

-Как называются такие деньги?

 

-Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Первобытные люди

-Нет

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

-Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей.

- Они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Бартер и купля – продажа

-Высказывания детей

 

 

 

-Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Товары и услуги.

- Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь.

-Сбережения

Фронтальная форма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.

Познавательные:

Развивать умение читать вслух и про себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильные ответы на вопросы, зрительный контакт;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая минутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире!

Пять – руками помахать!

Шесть – за парту тихо сесть.

 

 

 

 

 

Задача 1

 Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите  один из вариантов:

- средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Задача 2.

Цена телевизора - 15000 рублей. Цена плеера - 1600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Задача 3.

Бобёр решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).

 

-А сейчас отправимся в магазин. Найдите в нашем магазине то, что можно купить за деньги. Все ли можно купить за деньги? Нет. Чего нельзя купить?  Приведите свои примеры. Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.

 

-Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк?

-Какие открытия сделали?

-Как надо относиться к природе?

-Вот такой парадокс — с одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это — зло, от которого только беды и несчастья. 

 

- Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все продается и покупается.

 

-Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека. Общий язык с деньгами можно найти, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Практическая работа.

ТЕСТ

1.Что не могло быть товаро-деньгами?

А) скот Б) бумага В) зерно

2. Шкурки куницы в роли денег назывались:

А) резаны Б) ногаты В) куны

3. К слову «рубль» однокоренное слово:

А) рубаха Б) рубин В) рубить

4. Лицевая сторона монеты называется:

А) аверс Б) реверс В) гурт

5. Надпись на монетах называется:

А) аверс Б) реверс В) легенда

Ответы: 1-Б, 2-В, 3- В, 4- А, 5- В.

 

 

Индивидуальная, фронтальная

Коммуникативные: умение работать в группах, высказывать свою точку зрения, выслушивать друге точки зрения.

Правильность выполнения задания

6.Итог урока

-Какую тему изучали на уроке? Что такое деньги?

 

-Что вы нового для себя узнали?

 

-Достиг ли ты поставленных целей?

Отвечают на вопросы

Подводят итог урока

Фронтальная форма

Коммуникативные

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.

Ответы на вопросы

7.Рефлексия

-Те, кто на уроке сегодня все понял, поднимите зеленый карандаш, а у которых возникли трудности – красный.

 

Индивидуальная форма

Регулятивные: умение оценивать свои достижения на уроке.

 

 

 

 

 

 


 

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

Тема ур. / класс «Что такое деньги?»

Тема ур. / класс «Что такое деньги?»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ребята, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? -

Ребята, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? -

Расшифруй ГЭС …… гидроэлектростанция

Расшифруй ГЭС …… гидроэлектростанция

Пошла Муха на базар и купила самовар -

Пошла Муха на базар и купила самовар -

Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги?

Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги?

Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги?

Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги?

Откройте учебник на стр. 68 определение, что такое бартер

Откройте учебник на стр. 68 определение, что такое бартер

На какие товары можно обменять деньги?

На какие товары можно обменять деньги?

Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить

Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить

Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется «ГУРТ» -Реверс произошло из латинского языка «реверсус», аверс также из латинского «аверсус», т

Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется «ГУРТ» -Реверс произошло из латинского языка «реверсус», аверс также из латинского «аверсус», т

Задача 2. Цена телевизора - 15000 рублей

Задача 2. Цена телевизора - 15000 рублей

Какие открытия сделали? -Как надо относиться к природе? -Вот такой парадокс — с одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс,…

Какие открытия сделали? -Как надо относиться к природе? -Вот такой парадокс — с одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс,…

Практическая работа. ТЕСТ 1

Практическая работа. ТЕСТ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2020