ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта по окружающему миру
для 3 «В» класса
на тему:
«Размножение и развитие животных».
Выполнила:
Студентка группы Ш – 47
Шварева Екатерина Алексеевна
Проверили:
Руководитель школы
Морозова Надежда Михайловна
___________________________
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
___________________________
Отметка « » (___________________)
Соликамск 2019
Тема ур. / класс |
«Размножение и развитие животных». |
УМК |
«Школа России» |
Цели деятельности педагога |
Формирование представления об особенностях и жизненных циклах размножение и развитие разных групп животных. |
Задачи: |
Личностные: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие группы. Метапредметные: Познавательные: · умение формулировать тему урока; умение искать и выделять необходимую информацию (работа в группе с текстом и иллюстрациями учебника; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; умение рассуждать, доказывать; умение самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера. Регулятивные: · целеполагание как постановка учебной задачи; составление плана выполнения задания в группах; прогнозирование (выдвижение гипотез о размножении животных); контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно); оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания). Коммуникативные: · умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Предметные: · знание об особенностях размножения и развития животных; расширение знаний детей о детенышах животных. · Создание условий для усвоения обучающимися способов размножения и развития животных. |
Тип урока |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический; Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. |
Оборудование |
Наглядный материал, раздаточный материал, учебник, презентация |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формы взаимодействия |
УУД |
Промежуточный контроль |
||||||||||||
1.Организационный момент. |
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь на свои места. |
Приветствие |
Фронтальная форма |
Воспитательные: Воспитывать усидчивость, дисциплинированность |
Зрительный контакт |
||||||||||||
2. Ввод в радел/ актуализация знаний.
3.СТИЦ
|
-Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок. У нас гости. Вместе с гостями мы продолжим путешествие по миру животных. Сегодня мы будем путешествовать на вот этом поезде.(Показ иллюстрация на слайде) - А на станциях нас будут ждать различные задания, за правильное исполнение которых вы будете получать жетоны с изображением различных необычных животных мира. - Как поезд отправляется в путь? - Наш поезд прибывает на первую СТАНЦИЮ «Всезнайкино» - Вот задание. Это кроссворд. Блиц-опрос: я задаю вопрос, вы быстро и правильно говорите ответ. На блиц-опрос вам дается 2 минуты. 1. Как называются животные, которые питаются и животными и растениями? 2. Как называется животных, которые едят других животных? 3. Как называется группа животных, у которых 8 ног? 4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? 5. Как называются черви, которые живут в воде? 6. Как называется группа животных, тело которых покрыто сухими чешуйками, и они всю жизнь ползают? 7. Как называется группа животных, тело которых покрыто чешуёй, и дышат они растворенным в воде кислородом, с помощью жабр. 8. К какой группе животных относятся пиявки? 9. Как называются животные, которые питаются только растениями? -Молодцы, вы правильно ответили на вопросы, мы с вами вспомнили, чем питаются животные, чем покрыто их тело и вспомнили некоторые группы животных. -Но, чтобы узнать тему урока я предлагаю выполнить задание «Соотнеси». Вам нужно соотнести иллюстрации друг с другом. -Например, у лягушки появляется ….. У дельфина….. У морского конька…. У змеи… -Совершенно, верно. Ведь тех животных, которые мы назвали, размножаются и развиваются по-разному. Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа? -Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем вместе решать? -Какая же тема урока? -Правильно, ребята! Тема урока: «Развитие и размножение животных» |
Слушают учителя
-Ту-ту…..
1. Всеядные
2. Хищники
3. Паукообразные 4. Звери
5. Пиявки
6. Рептилии
7. Рыбы
8. Черви 9. Растительноядные
Формулируют тему урока
Головастик Детеныш Икринка+детеныш Яйцо+детеныш
|
Фронтальная форма
|
Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения, слушать и отвечать на вопросы учителя.
|
Правильные ответы на вопросы, зрительный контакт |
||||||||||||
4.Объясненение нового материала
Физическая минутка
|
- Для того, чтобы нам с вами более четко понять именно процесс рамзножения и развития животных, мы будем заполнять таблицу. Она состоит из трех столбцов:
-Итак, мы отправляемся на следующую станцию. СТАНЦИЯ «Молочкино» - Сначала давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. Закройте глазки. Послушайте звуки природы.
- Голоса каких животных вы узнали? - К какой группе животных они относятся? - А почему эта группа так называется?
- Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. Некоторые из них рождаются слепыми и беспомощными. Например, лисята и бельчата. Другие зрячими. Например, бобрята. Родители охраняют своих детей, приучают их к взрослой жизни.(Иллюстрации на слайде) - Но вы слышали такое выражение: «В каждом правиле бывают исключения». Среди зверей так же есть исключения. Что бы вы ответили, если бы вам загадали такую загадку: «Не птица, а с клювом, несёт яйца, а детей выкармливает молоком»? -Кто же это? Правильно, это утконос. Он, как и птица, откладывает яйца, а не рождает живых детёнышей. - А какое животное живет в Австралии? -Живёт ещё одно такое животное исключение. Это ехидна. Она откладывает яйца в специальную сумку у себя на животе. В этой сумке — глубокой кожистой складке — она первое время носит и детёныша, когда он появляется из яйца. Ехидна выкармливает детёнышей молоком. -Подведем вывод. 1-ая классификация это-звери. В чем особенность размножения? В чём особенность развития? Заполним таблицу
- А теперь давайте вспомним: как называются члены семьи некоторых млекопитающих. Я вам показываю иллюстрация, а вы называете, как называют животных-родителей и их детеныша.
- Молодцы. Кто был лишний? Почему?
Вывод: Исходя из 1-ой классификации МЛЕКОПИТАЮЩИХ (ЗВЕРИ), можно сделать вывод, что размножение происходит через рождение детёнышей, а развиваются с помощью вскармливания молока и затем вырастают во взрослое животное.
- Правильно! И мы с вами отправляемся на следующую СТАНЦИЮ « Летайкино» РАБОТА С УЧЕБНИКОМ - Откройте, пожалуйста, учебники на странице 102. Прочитайте про размножение и развитие птиц и найдите особенность размножения птиц и особенность развития их. На выполнение задания, дается 2 минуты. - Итак. Скажите, пожалуйста, как размножаются птицы. Заполним таблицу, какую группу животных мы повторили? Как размножаются животные? Как развиваются?
-Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время. -Особенность размножения птиц в том что, часто рождаются слепые и голые птенцы. Пищу малыши получают лишь от родителей и в гнезде остаются до того момента, пока самостоятельно не начнут жить. Другие же птенцы пернатых рождаются развитыми и спустя пару часов после вылупления следуют за родителями и самостоятельно ищут для себя еду. -Например , КУКУШКА не вьет своего гнезда и не высиживает яйца, которые она снесла, а подкладывает их в гнёзда других птиц, как правило певчим. Иногда кукушка успевает разнести по чужим гнёздам до 20 своих яиц. Кукушонок старается вытолкнуть из гнезда другие яйца и даже маленьких птенцов, чтобы ему досталось побольше еды. (Иллюстрации на слайде) ВЫВОД: Все птицы размножаются через откладывание яиц, 1 этап - развитие яйца, 2 этап-вылупление детеныша, а затем взрослая птица. Можно отметить, что не все птицы заботятся о своём потомстве и подготавливают к самостоятельной жизни птенцов.
-Прежде чем мы отправимся на следующую станцию , я предлагаю вам немного отдохнуть и провести физминутку.
Наклоняемся с хлопком, -Вот мы с вами отдохнули и готовы приступить к дальнейшей работе на уроке. |
Продолжение путешествия
Прослушивание аудиозаписи Корова, свинья, лошадь, кошка, собака. Млекопитающие Потому что они выкармливают своих детенышей молоком.
УТКОНОС
ЕХИДНА
Бык-корова-теленок Хряк-свинья-поросенок Баран-овца-ягненок Козел-коза-козленок Конь-лошадь-жеребенок Селезень-утка-утенок Ёж-ежиха-ежонок Здесь лишняя утка. Потому что утка это птица, а не млекопитающее.
Чтение текста в учебнике Птицы весной строят гнезда, откладывают яйца. Насиживают их – согревая своим теплом. Из яйца появляются птенцы.
Выполняют физ.минутку |
Фронтальная форма
Фронтальная форма
|
Коммуникативные: Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения. Познавательные: Развивать умение читать вслух и про себя.
Личностные: формирование ЗОЖ
|
Правильные ответы на вопросы, зрительный контакт;
Зрительный контакт
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
-И мы прибыли на станцию «ПРЕВРАЩАЛКИНО» -К нам пришел еще один гость. Он прислал вам загадку о себе: Шевелись у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел- Он вспорхнул и улетел. -Кто это? - Бабочка пришла к нам, чтобы рассказать историю из своей жизни. О ней написана целая книга!!! Автор Эрик Карл. И называется она «Очень голодная гусеница». Однажды, из маленького яйца вылупилась крошечная, но очень голодная гусеница. Каждый день, с воскресенья до понедельника, в течение всей недели она поедала яблоки и груши, пирожные и мороженое, клубничку, сливы и апельсины и еще очень много всего вкусного, и только к следующему воскресенью она наелась так, что превратилась в огромную, толстую, а главное — сытую гусеницу. Но самое интересное ждет впереди. Ее чудесное превращение в красивую, разноцветную бабочку с прекрасными, яркими, большими крылышками. -Ребята, понравилась ли вам история бабочки?Почему?
- Наша гостья, конечно, немного приукрасила свой рассказ. В чем там ошибка?
- А чем питаются гусеницы?
- К какой группе животных относится бабочка?
- Кто расскажет, как размножаются бабочки.
- Правильно. Но не все насекомые развиваются так. Не у всех насекомых есть куколки. У кузнечика , например, из крошечного яйца появляется маленький кузнечик, но без крыльев, который постепенно, сбрасывая шкурки, вырастает во взрослое животное. (Иллюстрации на слайде)
-Заполним таблицу, какую группу животных мы повторили? Как размножаются животные? Как развиваются?
-Вывод: Насекомые , как и птицы при размножении откладывают яйца, а так же имеют сходства в развитии т.е насекомые и птицы при вылуплении из яиц похожи на взрослую птицу/насекомое.
- Ну а нам пора отправляться дальше в путь. Следующая СТАНЦИЯ «Икринкино». -Посмотрите, пожалуйста, что у меня в руках. На что похоже?(Наглядно показываю) - А кто размножается с помощью икры?
- Правильно! Из икры появляются мальки, которые похожи на взрослых рыбок, но очень - очень маленьких. Большинство рыб не заботится об икре. Икринки сами созревают на водорослях, корягах, камнях. Некоторые рыбы строят для икринок гнёзда. Лосось хвостом выметает ямку на дне, в неё откладывает икру и сторожит её. Колюшка строит для икры подводный шалашик. Морской конёк и морская игла носят свою икру всегда с собой, в особой сумке на животе. А рыбки апогоны прячут икру ... во рту! И пока из икры не выклюнутся рыбята, они ничего не едят, чтобы не проглотить икринки. Чем меньше икринок у рыбы, тем больше она о них заботится. Но есть живородящие рыбы: акулы, скаты. Они вынашивают икринки внутри тела и мечут сразу живых рыбят. (Показ иллюстраций)
- А кто еще вылупляется из икры? Как называется данная группа?
- Из икры появляется головастики, который больше похож на маленькую рыбку, чем на лягушку. Потом у головастика отваливается хвостик, появляются лапки. Земноводное вырастает во взрослое животное.(Показ иллюстрации)
-Исходя из группы рыб и земноводных, можно подвести вывод: 1) Рыбы и земноводные откладывают икринки; 2) Размножение происходит в воде; 3) оплодотворение внешнее, т.е. выбрасываются во внешнюю среду; 4) о потомстве мало кто заботится из этих классов.
-Мы попали на СТАНЦИЮ «Червякино». -Если из пластилина скатать «колбаску», на что будет похоже? А если разорвать его сколько получится червяков? -К какой группе мы можем отнести червяков? - Многие считают, что червяки именно так и размножаются. Но в основном это не так! Если червяку было достаточно еды, то разорванный пополам он действительно выживет. Причем вполне и обе половинки. Но размножаются черви яйцами! Посмотрите на картинку! Вы, наверно, обращали внимание, что иногда у дождевых червей на переднем конце можно видеть утолщение – поясок. Этот поясок служит для вынашивания яиц. - Дождевые черви откладывают их в землю в специальных коконах каждые 5-7 дней! В каждом коконе развивается от 2 до 20 яиц. Вылупившиеся червячки тоненькие, как ниточки, длиной 1 мм. Зато через неделю они подрастают до 4-7 мм. Вот так-то. -К пресмыкающимся можно отнести таких животных как: крокодилы, черепахи, ящерицы.(Иллюстрации на слайде) Они так же откладывают яйца и их детеныши становятся похожие на своих родителей.
-Заполним таблицу, какую группу животных мы повторили? Как размножаются животные? Как развиваются?
-Вывод: Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше и не насиживают их. Из яиц выводятся маленькие животные, похожие на взрослых.
Сейчас мы с вами вспомним схемы развития животных с пропущенными этапами. Ваша задача восстановить их. |
Путешествие к следующей станции
-Это БАБОЧКА!
Слушаю историю «Очень голодная гусеница»
Да, потому что гусеница превратилась в прекрасную и красивую бабочку. Ошибка в том, что гусеницы не едят мороженое, пироженое…
Гусеницы питаются листьями растений. Бабочки относятся к группе насекомые. У бабочки из яйца появляется личинка-гусеница, потом гусеница превращается в куколку, а из куколки появляется бабочка.
Заполнение таблицы
Отправляются на следующую станцию
Похоже на икру. С помощью икры размножаются рыбы!
Наблюдают иллюстрации о животных и их размножение.
Лягушки, жабы Земноводные
На червяка Получится 2 червяка
Пресмыкающиеся
|
|
|
|
||||||||||||
5.Практическая работа. |
Итак, сейчас я буду вам задавать вопросы .Если ваш одноклассник отвечает верно-вы хлопаете, неверно-топаете. На данное задание вам дается 3 минуты. Вопрос № 1 Какие животные рождают детёнышей? птицы; Вопрос
№ 2 малёк; Вопрос № 3 Сколько этапов в развитии зверей? 2
этапа; Вопрос № 4 Какое животное не откладывает яиц? лягушка; Вопрос № 5 Где правильно дана последовательность развития рыб? икра
- мальки - взрослая рыба; Вопрос № 6 Чем питаются гусеницы? листьями
растений;
Вопрос № 7 Где правильно дана последовательность развития бабочки? яйцо
- куколка - личинка - бабочка;
Вопрос № 8 Сколько этапов в развитии насекомых? 3
этапа;
Вопрос № 9 Восстанови последовательность развития черепахи: яйцо - ... - взрослая черепаха; личинка; Вопрос № 10 В какое время года у птиц появляется потомство? весной; -Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, а кто допустил ошибку, в следующий раз будьте внимательно. |
Устно отвечют на вопросы
|
Индивидуальная, фронтальная |
Коммуникативные: умение работать в группах, высказывать свою точку зрения, выслушивать друге точки зрения. |
Правильность выполнения задания |
||||||||||||
6. Обобщающее слово учителя |
-Посмотрите на сколько разнообразен и прекрасен наш животный мир. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. Большинство других животных откладывают яйца или икру. У птиц из яиц птенца, у насекомых- личинки. У рыб из икринок появляются мальки, у лягушек и жаб- головастики. Развиваясь, все они превращаются во взрослых животных. |
|
Фронтальная форма |
|
|
||||||||||||
7.Итог урока |
-Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок? Какие тайны вам открыла природа? -Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? - Вам удалось достичь цели? - Кому удалось победить в «открытии» нового? - Кому не удалось? Почему? - Посчитайте ваши жетоны. У кого больше. Похлопаем самому знающему мир животных!!!! |
Отвечают на вопросы Подводят итог урока |
Фронтальная форма |
Коммуникативные Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения. |
Ответы на вопросы |
||||||||||||
8.Рефлексия |
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха» и оцените свою работу на уроке. Если у вас не было затруднений на уроке и у вас все получилось, отметьте себя на верхней ступени. Если у вас были затруднения и вам удалось с ними справиться, отметьте на средней ступени. А если у вас ничего не получилось на уроке-низкой ступени. |
|
Индивидуальная форма |
Регулятивные: умение оценивать свои достижения на уроке. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.